Школа начальной туристской подготовки по водному туризму 1999-2000 учебного года

Главная » Школы » Архив школ » 1999-2000 НТП
Школа начальной туристской подготовки по водному туризму 1999-2000 учебного года
ЧИСЛО ТЕМА ЗАНЯТИЯ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПРОВОДЯЩИЙ
ЛЕКЦИЯ ПП ПнМ
3,11,99 Вводное занятие 2     Култаев И.В.
10,11,99 Топография 1     Култаев И.В.
  подготовка к выходу   1   ИПС
13,11,99 Топография     2 Култаев И.В.
17,11,99 Питание 1     Потапенко А.
  Топография и ориентирование   1   Култаев И.В.
24,11,99 Привалы и ночлеги 1     Чигирева Г.Ю.
  Питание   1   Потапенко А.
27,11,99 Топография и ориентирование     2 Култаев И.В.
28,11,99 Привалы и ночлеги     2 Чигирева Г.Ю.
1,12,99 Доврачебная медицинская помощь 1     Потапенко А.
  Техника передвижения на лыжах 1     Юренев А.
8,12,99 Тактика движения группы в лыжном походе 1     Юренев А.
  Доврачебная медицинская помощь   1   Потапенко А.
11,12,99 Доврачебная медицинская помощь     4 Потапенко А.
12,12,99 Топография и ориентирование     2 ИПС
15,12,99 Снаряжение 1     Андреев А.Г.
  Топография и ориентирование   1   Чигирева Г.Ю.
22,12,99 Снаряжение 1     Андреев А.Г.
  Особенности водного туризма 1     Юренев А.
25,12,99 Питание     2 Андреев А.Г.
26,12,99 Физическая подготовка     2  
29,12,99 Физическая подготовка 1     Андреев А.Г.
  Снаряжение   1   ИПС
5,01,00 Физическая подготовка 1     Андреев А.Г.
  подготовка к выходу   1   ИПС
8,01,00 Топография и ориентирование     2 Чигирева Г.Ю.
9,01,00 Доврачебная медицинская помощь     2  
12,01,00 Патриотическое воспитание в туризме 1     Юренев А.
  Топография и ориентирование   1   Чигирева Г.Ю.
19,01,00 Организация и проведение водного похода 1     Култаев И.В.
  Снаряжение   1   Андреев А.Г.
22,01,00 Техника передвижения на лыжах     4 Юренев А.
23,01,00 Физическая подготовка
26,01,00 Организация и проведение водного похода 1     Култаев И.В.
  Оформление маршрутных документов 1     Потапенко А.
2,02,00 Туристские возможности России 1     Потапенко А.
  Оформление маршрутных документов   1   ИПС
5,02,00 Звездочка     6 Култаев И.В.
5,02,00 Техника, тактика, топография
9,02,00 Обеспечение безопасности водного похода 1     Чигирева Г.Ю.
  Организация и проведение водного похода   1   ИПС
16,02,00 Особенности спортивного ориентирования 1     Брантов А.В.
  Переправы и работа с веревкой 1     Потапенко А.
19,02,00 Спортивное ориентирование     6 ИПС
20,02,00 Соревнования      
23,02,00 Туристский клуб совета по туризму и экскурсиям 1     Брантов А.В.
  Анализ несчастных случаев 1     Рязанский Н.
1,03,00 Техника движения и управления плавсредством 1     Потапенко А.
  подготовка к выходу   1   ИПС
4,03,00 Контрольно комбинированный маршрут     6 Золотин А.
5,03,00 Психологическая и физическая подготовка      
15,03,00 Общественно полезная работа туристов 1     Юренев А.
  Оформление маршрутных документов   1   Андреев А.Г.
18,03,00 Подготовка водного снаряжения   2   Андреев А.Г.
19,03,00
22,03,00 Тактика движения в водном походе 1     Брантов А.В.
  Топография и ориентирование   1   Чигирева Г.Ю.
29,03,00 Подготовка, упаковка и хранение продуктов в водном походе  1     Потапенко А.
  Страховка в водном походе   1   Юренев А.
1,04,00 Сборка судов, посадка и высадка из судна, элементы управления байдаркой   1 1 ИПС
2,04,00
5,04,00 Подготовка хранение и ремонт снаряжения 1     Култаев И.В.
  Разбор первого водного выхода   1   ИПС
12,04,00 Лоция и ориентирование на воде 1     Чигирева Г.Ю.
  Подготовка к выходу и УТП   1   ИПС
15,04,00 Тактика движения группы на маршруте, ориентирование     2 Потапенко А.
16,04,00
19,04,00 Техника преодаления препятствий 1     Култаев И.В.
  Организация и проведение пешей части пути 1     Брантов А.В.
26,04,00 Обзор района УТП 1     Култаев И.В.
  Подготовка к УТП   1   ИПС
28,04,00 Учебно-тренировочный поход (УТП) 1   45 ИПС
9,05,00
10,05,00 КОНСУЛЬТАЦИЯ        
17,05,00 ЭКЗАМЕН        
24,05,00 подготовка к гусятнику        
28/29,05,00 Гусятник        
всего за школу  Л / ПП / ПнМ 33 21 90  
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 144

ОТЧЕТ О ВОДНОМ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПОХОДЕ ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ

ПО РЕКАМ ЕДЕРКЕ, БЕРЕЗАЙКЕ, МСТЕ

(ВАЛДАЙСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ; ТВЕРСКАЯ И НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТИ)

 

ВОДНАЯ ШКНОЛА НТП при ПЕРОВСКОМ РТК

Апрель – май 2000 года


Паспорт похода

 

Район проведения      -       Валдайская  возвышенность (Тверская     и Новгородская области).

 

Время проведения     -        29 апреля – 9 мая

Нитка маршрута      -       г. Москва – ст. Нарачино – река Едерка – река Березайка – река Мста – г.Боровичи – г. Москва.

 

Средства сплава                -        Байдарки

Категория сложности     -        Вторая

Численность группы                   -        3 отделения (12, 10 и 10 человек)

Продолжительность активной части     -        10 дней

Протяженность активной части             -        166,5 км. Из них     водной 164 км.

 

График похода (заявленный)

 

 

День пути

Дата

Район маршрута

Расстояние (км)

Способ передвижения

1

28.04.

Г. Москва – Ст. Нарачино

 

Поезд

2

29.04.

Ст. Нарачино – устье р. Коробенка

20,5

Пешка

Сплав

3

30.04.

Устье р. Коробенка – дер. Старое

25,5

Сплав

4

01.05.

Дер. Старое – дер. Лошаково

28

Сплав

5

02.05.

Дер. Лошаково – дер. Глининец

25

Сплав

6

03.05.

Дер. Глининец – дер. Чернец

24

Сплав

7

04.05.

Дер. Чернец – порог Большой

22

Сплав

8

05.05.

Занятия по расписанию школы

0

 

9

06.05.

Порог Большой – порог Лестница

5

сплав

10

07.05.

Занятия по расписанию школы

0

 

11

08.05.

Порог Лестница – г. Боровичи

14

Сплав

12

09.05.

Г. Боровичи – г. Москва

 

поезд

Итого активными способами передвижения

164

 

 

График движения (реальный)

День пути

Дата

Район маршрута

Расстояние (км)

Способ передвижения

1

28.04.

Г. Москва – Ст. Нарачино

 

Поезд

2

29.04.

Ст. Нарачино – место стапеля -р. Едерка – р. Березайка - устье р. Коробенка

20,5

Пешком

Сплав

3

30.04.

Устье р. Коробенка – дер. Подмошье

20

Сплав

4

01.05.

Дер. Подмошье – дер. Филимоново

35

Сплав

5

02.05.

Дер. Филимоново – дер. Избонщи

25

Сплав

6

03.05.

Дер. Избонщи – дер. Полоное

24

Сплав

7

04.05.

Дер. Полоное – порог Большой

22

Сплав

8

05.05.

Занятия по расписанию школы

0

 

9

06.05.

Порог Большой – порог Лестница

5

Сплав

10

07.05.

Занятия по расписанию школы

0

 

11

08.05.

Порог Лестница – г. Боровичи

14

Сплав

12

09.05.

Г. Боровичи – г. Москва

 

Поезд

 

Не следует пользоваться данным графиком движения при составлении графика спортивного похода, так как программа школьного УТП включает в себя большое количество проводимых занятий, а скорость течения рек данного маршрута в период весеннего половодья составляет в среднем около 8 км/час. Следовательно, спортивная группа, находясь на воде около 5 часов в день, и не помахивая веслами, будет преодолевать около 40 км, а если начать грести, то вполне реально проходить в день около 60 – 70 км. И весь маршрут, при желании, можно пройти за четыре дня, не напрягаясь.

 

Список группы

 

 

№ отделения

Фамилия, Имя, Отчество

1

Инструктор:

Култаев Илья Владимирович

1

Аманжуров Руслан Маратович

2

Дорожкин Дмитрий Юрьевич

3

Калинина Наталия Геннадьевна

4

Миронова Лариса Викторовна

5

Новикова Марина Сергеевна

6

Орлов Андрей Львович

7

Приходько Оксана Ильинична

8

Прохорина Наталия Евгеньевна

9

Усатов Леонид Станиславович

10

Федоров Максим Станиславович

11

Швец Сергей Владимирович

2

Инструктор:

Андреев Андрей Геннадьевич

12

Артемов Андрей Павлович

13

Беликова Ирина Александровна

14

Брехова Екатерина Владимировна

15

Воронцов Сергей Андреевич

16

Иванова Наталия Николаевна

17

Лебедев Алексей Сергеевич

18

Машкина Светлана Юльевна

19

Плужник Елена Георгиевна

20

Хоменок Михаил Викторович

3

Инструктор:

Юренев Александр Владимирович

Стажер:

Чигирева Галина Юрьевна

21

Бурова Ксения Александровна

22

Грашин Александр Игоревич

23

Грашин Владимир Игоревич

24

Грашин Игорь Алексеевич

25

Кашанин Андрей Васильевич

26

Нетунаева Наталия Александровна

27

Панкова Анастасия Геннадьевна

28

Шевченко Григорий Федорович


                   Подготовка к походу

 

Поход был организован группой туристов водной секции Перовского РТК г. Москвы в рамках проводимой в клубе водной школы НТП.

 

Целью похода являлось:

 

 

Подготовка к походу проходила в рамках программы школы НТП. В процессе подготовки к походу были проведены следующие мероприятия:

 

 

 

На этих выходах отрабатывались способы страховки, самостраховки, техника сплава, проверялись физическое и техническое состояние членов группы и снаряжения.

 

                   Подъезды и отъезды

Доехать до ст. Нарачино можно прямым поездом из Москвы:

Поезд 

Время
отпр
 

Время
в пути
 

Время
приб
 

Тип
поезда
 

Тип вагона и
цена (руб.)
 

682Ц МОСКВА ОКТ-ВЕЛИК ЛУКИ-

20.45

009.31

06.16

ПАСС

ЛЮКС

193.4 (полный)

67.6 (детский)

КУПЕ

87.6 (полный)

30.7 (детский)

ПЛАЦ

48.7 (полный)

17.2 (детский)

СИД

33.1 (полный)

11.5 (детский)

 

 

Нам не удалось купить билеты на этот поезд, пришлось ехать с пересадкой.

 

Г. Москва – Бологое (поезд № 30, Москва – С. Петербург)

                                   Отправление 20-45

                                   Прибытие      06-01

Бологое – Нарачино (линия Бологое – Валдай)

Отправление  07,40; 13,30

Прибытие       08,10; 14,00

 

МОСКВА -ЕДРОВО

Поезд 

Отпр 

Время
стоян.
 

В пути 

Приб 

Время
стоян.
 

Примеч 

176Т МОСКВА ОКТ-ТАЛЛИНН П [состав]

16.00

---

004.52

20.52

00.01

ПО Ср,Пт

682Ц МОСКВА ОКТ-ВЕЛИК ЛУКИ- [состав]

20.45

---

009.40

06.25

00.01

ПО ЧЕТ ЧИСЛАМ

Поезд 

Время
отпр
 

Время
в пути
 

Время
приб
 

Тип
поезда
 

Тип вагона и
цена (руб.)
 

176Т МОСКВА ОКТ-ТАЛЛИНН П

16.00

004.52

20.52

ПАСС

ЛЮКС

775.0 (полный)

271.6 (детский)

КУПЕ

373.9 (полный)

130.9 (детский)

ПЛАЦ

204.8 (полный)

72.1 (детский)

СИД

99.5 (полный)

35.8 (детский)

 













 

 

Отъезд по окончании маршрута:

 

БОРОВИЧИ МОСКВА

Поезд 

Время
отпр
 

Время
в пути
 

Время
приб
 

Тип
поезда
 

Тип вагона и
цена (руб.)
 

681Е БОРОВИЧИ-МОСКВА ОКТ

01.10

009.12

10.22

ПАСС

ЛЮКС

228.5 (полный)

80.2 (детский)

КУПЕ

103.4 (полный)

36.3 (детский)

ПЛАЦ

57.9 (полный)

20.2 (детский)

СИД

39.2 (полный)

13.9 (детский)

 

 

СПРАВКА О РАСПИСАНИИ ПОЕЗДОВ ПО СТАНЦИИ БОРОВИЧИ С 27 05 2000

Номер
поезда
 

Пункты обращения 

Время
отпр
 

Время
приб
 

Время
в пути
 

Информация 

О Т П Р А В Л Е Н И Е

681Е

БОРОВИЧИ -МОСКВА ОК

01.10

10.22

09.12

ПО ЧЕТ ЧИСЛАМ

ВАГОН

БОРОВИЧИ -НОВГОР ВО

01.10

06.50

05.40

ПО ЧЕТ ЧИСЛАМ

635Ч

БОРОВИЧИ -С-ПЕТЕР-Г

13.26

19.26

06.00

ПО НЕЧЕТ ЧИСЛАМ

П Р И Б Ы Т И Е

Номер
поезда

Пункты обращения

Время
приб.

Время
отпр.

Время
в пути

Информация

682Ц

МОСКВА ОКТ-БОРОВИЧИ

04.29

20.45

07.44

ПО НЕЧЕТ ЧИСЛАМ

635Б

С-ПЕТЕР-ГЛ-БОРОВИЧИ

07.24

01.35

05.49

ПО НЕЧЕТ ЧИСЛАМ

 

Финансовые затраты на одного участника

 

 

 

Сведения о районе путешествия

Общегеографическая и туристическая характеристика

Маршрут проходит по территориям Тверской и Новгородской областей. Местность, по которой проложена основная часть маршрута, относится к северной части Валдайской возвышенности. Что определяет природные особенности района:

 

Растительность северного Валдая относится к южно-таежному типу влажных лесов (ель, осина, черная ольха). Типичные для большей части Валдая сосновые боры встречаются здесь только на водораздельных холмах и вблизи озер, питающих многие малые реки.

Местность сильно пересеченная, густо прорезанная глубокими оврагами. Перепад высот по сравнению с западной, низинной частью районо путешествия, составляет около 120 м, примерно такой же перепад имеет Мста  и реки ее бассейна, сходящие со склонов Валдая.

Русла рек сложены моренными отложениями ледникового периода (глина, гранитные валуны), а также выходами коренных пород, в частности, слоистого известняка. Реки шиверисты, встречаются отдельные пороги. Очень развита гидрографическая сеть: множество лесных ручьев и озер, а в низинной части – болот и каналов, образующих сложно переплетенные системы.

Большинство мелких рек описанного бассейна малорасходны, и пригодны для  полноценного спортивного сплава только только весной, в период снегового паводка. На реках, питающихся исключительно лесными ручьями, паводок бурный и короткий, и пик его (ПП) приходится на 10 - 15 апреля при отсутствии природных коллизий (реки Колпинка, Хоринка, Торбинка). Реки, берущие свое начало из относительно крупных озер водораздельных областей, либо зарегулированные озерами в верхнем течении (Мста, Перетна, Волма, Льняная, Щегринка, Холова) имеют затяжной и относительно высокий паводок (ЗП), пик которого приходиться на 20 – 25 апреля, в то время как на многих озерах в это время еще держится лед.

Река Мста и ее притоки являются наиболее популярными маршрутами среди туристов – водников центра страны, Москвы и Петербурга. Удобство подъездов и отъездов (железная дорога подходит ко Мсте или пересекает ее у ст. Мста, Боровичи, Топорок, Любытино, Мстинский мост), наличие шиверистых и порожистых участков (наиболее известны Опеченские пороги, между Опеченским Посадом и Боровичами) позволяют запланировать путешествие любой продолжительности и сложности. Опеченские пороги являются удобным местом для тренировок туристов водников и широко используются для проведения соревнований.

Общая характеристика рек

 

            Река Едерка – Узкая, Шустрая речка. Это самый короткий и дикий участок маршрута. Из множества мелких рек ее выделяет обилие участков, где завал в основном русле можно без проблем обойти по более узкому (шириной в 1~1.5 м) рукаву. Подготовленным туристам, располагающим достаточным количеством свободного времени, в многоводный год безусловно доставит удовольствие сплав по реке Едерка не от того места, где она подходит к железнодорожной ветке Бологое – Валдай, а от озера Едрово (одноименная станция, следующая после Нарачино).

            Река Березайка – средних размеров и водности река для Европейской России. Извилистая и быстрая речка с высокими крутыми берегами, поросшими смешанным и чисто сосновым лесом. С крутых обрывов над водой свисают наклонившиеся деревья (фото № 6), а подмытые паводками берега нередко сползают в воду и заставляют реку делать петли. Здесь немало перекатов, не опасных, но требующих внимания.

            Мста, берет начало из озера Мстино на территории Тверской области. Уже на 57-м километре (от истока) река входит в Новгородскую область и на 445-м километрк впадает в озеро Ильмень. Мста протекает над 30-метровой толщей известняков, представляющих собой массу отложений выметших морских животных – кораллов, иглокожих  ит.д. На участке Орпеченский Посад – Боровичи река глубоко врезается в эту толщу и несется с огромной скоростью (до 16 км/час в межень) среди высоких (до 20 метров), обрывистых – известковых берегов. Здесь ложе реки падает с пласта на пласт порогами – водопадами. Из 133 м падения Мсты (от истока до устья) на 30-километровый участок Опеченских порогов приходится около 30 метров.

 

Описание маршрута

 

     Маршрут начинается от станции Нарачино, железнодорожной линии Бологое Дно.

Первые несколько километров предстоит преодолеть пешком. До места стапеля, судя по карте, примерно 2,5 ~ 3 км. Что вызывает некоторые сомнения, так как группы под рюкзаками прошли это расстояние в среднем за 30 минут.

            Начать сплав, рекомендуем с того места, где Едерка подходит к железной дороге. Есть относительно удобная поляна для сборки байдарок. Если Вам не повезло с уровнем воды (не стоит надеяться на высокую воду летом), придется продолжить путь пешком. Еще примерно 0,5 – 1 км. Мост через Березайку уже виден.

            Едерка – шустрая, извилистая речка, шириной около 8 метров, часто разбивающаяся на отдельные протоки. Встречаются завалы, которые однако, при некоторой сноровке можно пройти не вылезая из байдарки. Последнее препятствие на Едерке – низкий мостик (фото № 5). В очень высокую воду возможен обнос.

            Березайка – быстрая, чистая река шириной 15 - 20 метров. В русле отдельные валуны, берега невысокие, луговые. Река течет почти вровень с ними (фото 7,8,10). За лугами сосновый лес, который иногда подходит к воде. Ниже железнодорожного моста реку перегораживает труба, еле заметная с воды. Наиболее не внимательные экипажи сели на этой трубе как намели, и были вынуждены заниматься проводкой. Возможно эта труба являлась основой низкого мостика. В нашу воду, река разлилась,  и была возможность преодолеть возникшее препятствие под левым берегом. Там глубина была достаточной для свободного прохождения байдарки. В малую воду проход по воде не возможен. Ниже красивые берега и хорошие стоянки. За 5 – 7 км до ст. Березайка лес отходит от берега. Здесь берега  густо заселены, и на ночевку стоит останавливаться либо раньше, либо уже после железнодорожного моста линии Москва – С. Петербург. В зоне населенных пунктов есть несколько мостов с несложными завалами, все же требующими внимания.

            После железнодорожного моста река не представляет сложности для сплава, препятствий практически не встречается, все перекаты весной скрыты водой.

            Далее Березайка протекает через юго-восточный «угол» озера Пирос. Перед впадением в озеро, на правом берегу реки, прекрасный сосновый бор. Выход из озера нужно искать в северо-восточной части залива, у с. Рютино. Исток реки перегорожен плотиной электростанции. Если плотина закрыта – Вам предстоит обнос (фото № 9). Его можно произвести как с левого так и с правого берега.

            После плотины Березайка бежит в высоких лесистых берегах. Сохраняется живописный вид, особенно на не населенном участке от Кемки до Мсты, где встречается много хороших стоянок. У Березовского Рядка, не далеко от впадения в Мсту Березайки, в малую воду обнажаются каменные гряды, разделяющие реку на несколько узких сливов. В межень байдарки лучше проводить по левому берегу (в половодье вода скрывает камни, и место порога трудно определить).

            В 3 км ниже устья Березайки, на левом берегу Мсты, хорошее место для ночевки. Ниже д. Васютино леса отступают, только у Семерицы и Полонаи сохранились небольшие массивы. До впадения с права Увери течение Мсты сильное, но в большую воду серьезных препятствий нет. Ниже Увери река покидает ложе древнего ледника и пропиливает русло среди коренных пород. По берегам появляются хорошие места для стоянок.

            Затем долина Мсты сужается, берега становятся крутыми, течение ускоряется. До Бол. Чернеца препятствий на реке нет. В большую воду около этой деревни быстринка с невысокими стоячими валами, а в малую перекаты. Ниже Большого Чернеца берега поросли сосновыми лесами, тянущимися до поселка Жадины, о приближении которого возвещают трубы льнозавода на правом берегу реки.

За п.Жадины, начинается 3-х километровый порог, прохождение которого в малую воду служит неплохой тренировкой перед Опеченскими порогами. Однако в большую воду Жадинский порог становится проще, а Опеченские – сложнее и опаснее. За поселком река делится на два рукава. Плыть лучше левым, у выхода из него расположены два острова. Потом нужно обогнуть три гряды, которые в большую воду скрываются под водой. В нашу воду от порога остались лишь небольшие валы, и он был пройден с ходу. От п. Жадины до Опеченского Посада течение быстрое, но порогов нет. Перед Опеченским Посадом, на правом берегу, сосновый лесок, но берег высокий, крутой, и не везде удобен для причаливания. В 2-х километрах от лесочка начинаются строения Опеченского Посада. Поселок возник в начале ХVIII века, как лоцманская слобода. С давних времен дурной славой пользуются пороги между Опеченским Посадом и Боровичами. Здесь Мста, встретив твердые породы, пропиливает в них русло с крутыми, а кое-где и с отвесными, скалистыми берегами. Местами плиты из известняков и доломитов перегораживают реку во всю ее 150-метровую ширину, и она скачет со ступеньки на ступеньку метровыми прыжками. Вода продолжает свою разрушительную работу и сейчас. За последние 40 лет отдельные ступеньки,  разрушаясь,  отступили на 5 – 10 м.

            В половодье скорость течения в некоторых местах достигает 20 км/час. В высокую воду главные препятствия этой группы порогов – крутые валы высотой 1 – 1,5 м. , а во время сильного половодья до 2,5 м. В этом случае судно следует держать по основной струе, не давая ему зарыться. Тогда Большой порог будет пройден. При средней воде, при обязательном наличии спасательных средств прохождение Мстинских порогов вполне безопасно.

Малый порог начинается у одноименной деревни, в 3 км от Опеченского Посада. Малый и следующий за ним сразу Большой пороги надо обязательно просмотреть, для чего пристать у мостиков одного из последних домов. Осмотр возможен и с левого берега.

Длина Малого порога около 500 м. Главная струя идет по середине русла. Почти вплотную  к левому берегу подходит длинная плита. В половодье с реки она плохо видна. Вода падает с плиты почти отвесно, вздымаясь валом 1 – 1,5 м. С берега в середине плиты виден треугольник слива. У правого берега есть несколько плит со стоячей волной за ними высотой до 1  метра. В середине реки высота валов не превышает 0, 5 метра.

Большой порог начинается через 300 – 400 метров. Мста здесь относительно спокойна. Затем она поворачивает вправо и на участке 500 метров пересекает несколько подводных плит, расположенных как у левого, так и правого берега. За плитами волны до 1 – 1,5 м. По середине русла плит нет, высота волн около 0,5 м. Затем река резко поворачивает в лево и бьет в отвесную скалу. В начале участка плит больше у левого берега, ниже – у правого, а дальше , на повороте только валы. На левом берегу большая поляна, сдобное место для стоянки и тренировки.

С 2000 года стоянки на берегах Мсты от Опеченского Посада, до поселка Ёгла взяты под охрану местным предпринимателем. Звучит это довольно дико, да и с документами у него не все в порядке, но денег он просит не много (по 10 рублей с человека, 20 с автомобиля и 30 с автобуса), а в замен организует подвозку дров, собирает мусор (по-видимому, иногда), а к следующему году собирается построить бани.

От Большого порога до д. Ровное Мста быстро течет в каньонообразном русле, препятствий нет. На этом участке, с левого берега впадает карстовая речка «Понеретка». Говорят, в высокую воду она впадает под водой, а летом стекает красивым ступеньчатым водопадом с высоты нескольких метров. В мае месяце высота ее выхода обычно составляет около 2 метров. Остановившись на ночевку, в районе порогов Большой и Лестница, можно совершить экскурсию к тому месту, где Понеретка уходит под землю. Урочище «Лучки» можно найти либо по карте, либо по лощине, которая идет над подземной речкой и является ее прошлым, покинутым руслом. Место это, довольно своеобразное, но и его в последнее время начали облагораживать отдыхающие. Чистота нынче не в моде.

Ниже деревни Ровное русло делится на три протоки. Левая протока наиболее широкая, в начале ее один из наиболее красивых порогов на этой реке – Лестница. Русло почти целиком перекрывается дугообразной плитой. Вода ровным слоем падает с высоты примерно 1,5 м, а потом вздымается белым кружевным валом. За первой плитой по правому берегу расположена вторая. В весеннюю воду она практически не заметна. Плиты не доходят до левого берега, и вдоль него можно пройти без затруднений.

Дальше до деревни Ёгла серьезных препятствий на реке нет. За населенным пунктом одноименный порог. Как и на всех Мстинских порогах можно выбрать линию движения по интересам (или по состоянию байдарки). Это один из последних порогов на реке. Ёгла не самый мощный порог, но достаточно коварный. Окрыленные своими успехами на предыдущих порогах водники, чувствуя окончание маршрута, лезут на поиски приключений, и многие их находят.

До Боровичей встретятся еще несколько порожков не представляющих особой сложности при прохождении весной. Берега густо заселены.

В большинстве описаний написано, что заканчивать маршрут удобнее всего у моста, от которого до железнодорожной станции около 500 метров. Мне кажется это сделано специально, что бы отсечь основную массу туристов и без проблем разобрать свою байдарку непосредственно у вокзала. Если продолжить сплав за второй капитальный мост (висячий не считается) , и остановиться на поляне левого берега (за вторым забором) , Вам останется только подняться в гору. Ориентиром может служить мачта освещения на стадионе, который расположен непосредственно у вокзала.

Вы можете сохранить свою нервную систему в порядке, если: встав на дневку в районе большого порога, отправите гонца за билетами. Поезд на Москву ходит один раз в - двое суток.

 

Схема маршрута

 

 

Приложения

Ремнабор

 

Наименование

Количество

Наименование

Количество

1. Иглы различной толщины    

6 шт.

15.Изолента                           

1 шт.

2. Нитки                                      

10 видов    

16.Гвозди ,винты, шурупы

 

3. Рыбацкий шнур                      

30 м.

17.Шкурка        

 

4.Куски ткани                              

7 видов

18. Напильник                        

2 шт.

5.Наперстки                                

2 шт.

19. Брусок                               

2 шт.

6. Стропы                        

3 вида

20. Пуговицы                

15шт.   

7. Пряжки самосбросы         

2 шт.,3 шт.

21.Клей- резиновый               

0,5 л

8. Куски проволоки                    

7 м.

- полиуритановый    

200 г.

9.Пассатижи                                

1 шт.

22. Заплатки резиновые

 

10.Ножницы                                 

1 шт.

ПВХ

 

11.Зажигалка                                

2 шт.

23. Шило                                  

1 шт.

12.Бегунки                                    

3 шт.                         

24. Отвертки                            

1 шт.

13.Резики (ленточные, жгут)  

5 м., 7м.

25.Пилка по металлу               

2 шт.

14.Нож                                           

1 шт.

26.Бензин                                  

300 г.                          

 

 

 

        Аптечка

 

Наименование

Количество

Наименование

Количество

Пластырь бакт.

6 шт.

Альбуцид

1 уп.

Пластырь обычн

2 шт.

Гидрокортизон мазь      

1 уп.

Бинт трубчатый

2 шт.

Нитроглицерин

1 уп.

Бинт стер.

4 шт.

Валидол

2 уп.

Бинт не стер.                         

5 шт.

Валокардин

1 уп.

Бинт эластич.                        

2 шт.

Нисматин

1 уп.

Вата 

1 упак.

Аспирин

4 уп.

Жгут резиновый                    

1 шт.

Парацетамол

4 уп.

Перекись 

2 шт.

Анальгин

3 уп.

Йод  

1 шт.

Левомитицин                  

уп.

Шприцы

3*5мл. 3*2 мл.

Триган

1 уп.

Пипетка

 

 

Фталазол   

1 уп.

Стекл. палочка, зажим

 

Актив.уголь                     

3 уп.

Ножницы, булавка

 

Ампиокс

1 уп.

Нашатырь  

1 упак.

Диазолин

2 уп.

Марганцовка

1 упак

Маалокс 

1 уп.

Спирт

50 гр.

        Кофеин                             

уп.

                   Раскладка

 

1 день

2 день

3 день

Завтрак

Рис

80

Пшено

80

Макароны

90

Молоко

20

Молоко

20

Масло

15

Масло

15

Масло

15

Сухари

20

Сухари

20

Сухари

20

Чай

3

Чай

3

Чай

3

Сыр

50

Сахар

40

Сахар

40

Сахар

50

Сыр

30

Сыр

30

Конфеты

30

Конфеты

50

Конфеты

50

Баранки

40

Баранки

40

Пряники

40

 

 

Обед

Колбаса

50

Корейка

50

Сало

50

Сухари

20

Сухари

20

Сухари

20

Суп

45

Суп

45

Суп

45

Лук, чеснок

10

Лук, чеснок

10

Лук, чеснок

10

Сахар

20

Сахар

20

Сахар

20

Ойла

40

Халва

40

Шербет

40

Печенье

30

Печенье

30

Печенье

30

Чай

3

Чай

3

Чай

3

Ужин

Рожки

100

Гречка

90

Рис

80

Тушенка

50

Тушенка

50

Тушенка

50

Сухари

20

Сухари

20

Сухари

20

Сахар

40

Сахар

40

Сахар

40

Кетчуп

20

Соус

20

Приправа сух.

5

Чай

4

Чай

4

Чай

4

Вафли

40

Печенье

50

Пряники

50

 

 

 

 

 

 

Итого

750

 

750

 

750

 

        

         Выводы и рекомендации

 

  1. Данный маршрут рекомендуется туристам, обладающим опытом и навыками необходимыми для прохождения походов второй категории сложности в качестве интересного путешествия на майские праздники. А так же более опытным туристам для подготовки к более сложным путешествиям, обкатке экипажей и проверки снаряжения.
  2. Основные пороги сосредоточены в заключительной части маршрута, в связи с чем, если Вас интересует только прохождение порогов можно сократить маршрут и при необходимости пройти его за два – максимум четыре дня.
  3. При планировании спортивного маршрута, и наличии 8 –10 дне можно рекомендовать связку из нескольких рек этого района
  4. Выбраться из Боровичей можно так же и на автобусе, или электричке до Угловки и Окуловки. Далее до Москвы. Но гораздо удобнее заранее купить билеты на прямой поезд и рассчитать время окончания маршрута так, что бы, не опоздать на него, но в то же время не торчать на вокзале целый день. Расписание движения поездов приведено в разделе подъезды и отъезды.
  5. Климатические условия. Собираясь совершить данное путешествие в апреле-мае, следует иметь в виду следующее: Из многолетнего опыта, за 10 дней отведенных на совершение школьного УТП в бассейне реки Мста преобладает "встречный ветер" (не зависимо от направления Вашего движения). Минимум один раз за поход Вы увидите снег (возможно это видение продлится в течении всего маршрута). Если снег не идет, значит идет дождь (что более мерзко определяется Вашим снаряжением и скоростью ветра). Если Вы прошли данный маршрут, и ни разу не пошел снег, или хотя бы дождь - Вам это просто приснилось.
  6. Начиная с весны 2000 года, на участке от Опеченского Посада до Боровичей частным предпринемателем производится благоустройство прилегающих к реке полян. Следует быть готовым к тому, что придется расстаться с 10 рублями с носа,  на дрова и прочие удобства. К следующему году он собирается построить бани.
  7. Данный маршрут очень удобен для проведения учебно-тренировочных походов в школах НТП. Достоинства маршрута:

 

Подписи к фоторгафиям:

 

  1. Мало кому удается поместить все предметы первой необходимости в свой рюкзак. Каждый по-своему восполняет недостающие в рюкзаке литры. Кто то несет полюбившиеся вещи в руках, ну а кто то подвешивает их на рюкзак, как на новогоднюю елку.
  2. Бологое, утро, станция вынужденной пересадки. К сожалению, местный поезд на котором мы поедем в Нарачино, отправляется с другой платформы, и нам предстоит перенести туда свои вещи. Заранее купив билеты на прямой поезд Вы добавите себе несколько часов сна, и избавите себя от лишних погрузочно-разгрузочных работ.
  3. Путь к Едерке лежит по тропе, вдоль железнодорожных путей. И как любое дело начинается с большого перекура.
  4. Уважающий себя турист, не станет проклеивать байдарку дома. Ведь это скучно. Гораздо лучше заняться  таким важным делом на стапеле. И когда вся группа соберет свои байдарки, Вы сможете насладиться массой полезных советов по проводимому ремонту, а так же выслушать значительное количество комментариев в свой адрес.
  5. Преодоление моста через Едерку, расположенного за несколько десятков метров до ее впадения в Березайку. Те кому лень нагибаться предпочитают выйти на мост, и пропихнув под ним байдарку сесть обратно.
  6. Конечно интересно пройти в ворота образованные свисающими ветвями наклонившегося дерева, но с точки зрения безопасности делать этого не стоит.
  7. Не смотря на то, что Березайка на этой фотографии напоминает болото, скорость течения составляет 5 – 8 км/час.
  8. Перевороты в учебных целях позволяют проверить снаряжение и уровень психологической подготовки участников.
  9. Обнос плотины на Березайке, у выхода из озера Пирос. Сообща можно переносить не разгруженные байдарки, и сэкономить на этом время.
  10. Эту фотографию следует поместить раньше!!!!                                                                 Не далеко от железной дороги, Березайка, мечется между заболоченными берегами и повороты, в образованной ей змейке, временами достигают 300 градусов.
  11. Обеденный отдых на правом берегу реки Мста, в районе д. Опочно.
  12. Панорама большого порога.
  13. Занятия по самосплаву. В задачи участника входит перемещение в потоке по заданной траектории (с преодолением валов и бочек), и либо выход на морковку, либо самостоятельный выход на берег.
  14. А когда плавать научимся – воду нальют.
  15. Малый порог. Отработка прохождения валов.
  16. Страховка с берега при помощи «морковки». Обратите внимание: закрепленный на берегу конец «морковки» расположен ниже по течению по отношению к страхующему (течение с права на лево), и при натяжении веревки его не сдернет в воду.
  17. Отработка прохождения бочек по струе. Порог «Лестница».
  18. Отработка прохождения бочек «лагом» (боком).
  19. Таймень, спустившийся с «лестницы».
  20. Опоры не всем даются с разу.
  21. Как же это влезало в рюкзак???
  22. От «Тайменя» остались рожки да ножки.
  23. Место для разбора байдарок, хотя и не самое привлекательное, за то до вокзала не более 100 метров.
  24. Москва, Ленинградский вокзал…
 
 

Главная » Школы » Архив школ » 1999-2000 НТП

Write a comment

  • Required fields are marked with *.





© 1972-25.11.2017 РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб Перово)
Политика конфиденциальности обработки персональных данных в РООСРМТ "Туристский клуб"

Новое на сайтеЯндекс цитированияЯндекс.Метрика