р. Катунь 2004 год Поход IV категории сложности

Главная » Отчеты о походах » Алтай » Катунь 2004, отчет о водном спортивном походе. Рук. Кривонос А.

Водный поход 4 к.с.
район похода - Алтай
Нитка маршрута: р. Кокса от посёлка Власьево до устья (впадение в реку Катунь), сплав по реке Катунь до посёлка Манжерок.
Сроки похода: 4 июля 2004 года - 24 июля 2004 года
Руководитель: Кривонос А.



Отчет о водном туристском спортивном походе четвёртой категории сложности по реке Катунь 04 - 24 июля 2004 года

Руководитель: Кривонос Андрей Владимирович

Маршрутная книжка: 1/4-405.

МКК ФСТ ОТМ рассмотрела отчет, и считает, что поход может быть зачтен четвертой категорией сложности, всем участникам и руководителю.

 

Москва 2005


I. Справочные сведения (паспорт спортивного похода)

  1. Проводящая организация
  2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения)
  3. Общие справочные сведения о маршруте и группе
  4. Подробная нитка маршрута
  5. Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута
  6. Сведения о руководителе и участниках
  7. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов
  8. Поход рассмотрен МКК

II. Содержание отчета

  1. Общая смысловая идея похода
  2. Варианты подъезда и отъезда
  3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
  4. Изменения маршрута и их причины
  5. График движения
  6. Техническое описание прохождения группой маршрута
  7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
  8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте
  9. 9. Дополнительные сведения о походе
    9.1. Перечень специального снаряжения
    9.2. Особенности общественного и личного снаряжения
    9.3. Характеристика средств передвижения
    9.4. Особенности погодных условий
  10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения
  11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

III. Отчет подготовлен

Отчёт подготовил Кривонос А.В. Отчёт корректировал Синявский Л.В.

В отчёте использованы фотографии Кривоноса А.В. и Давыдова В.Н. Съёмку во время похода производили все члены группы.

При подготовке отчёта использовались данные, записанные в прибор спутниковой навигации GPS, и обработанные Кривоносом А.В. на компьютере программой OziExplorer версии 3.85.4.3. С помощью этой же программы на компьютере были промеряны расстояния между различными точками маршрута.

I. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ
(Паспорт спортивного похода / путешествия)

1. Проводящая организация

Поход был организован и проведён самодеятельной группой туристов города Москвы и Оренбургской области. Руководитель - Кривонос Андрей Владимирович.

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив
(место проведения)

Поход проходил по территории Республики Алтай в Российской Федерации. Маршрут пролегает по территории Усть-Коксинского, Онгудайского, Шебалинского, Чемальского, Майминcкого административных районов. Географический район - Горный Алтай.

3. Общие справочные сведения о маршруте и группе

Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
общая ходовых дней
Водный Четвертая 384 21 12 С 04 по 24 июля 2004 года

4. Подробная нитка маршрута

Сплав по реке Кокса от посёлка Власьево до устья (впадение в реку Катунь), сплав по реке Катунь до посёлка Манжерок.

5. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Категория трудности Длина препятствия Характеристика препятствия Путь прохождения
"Аккемский прорыв" 4 "сложное" препятствие 4 км

Скальное ущелье. Левый берег - в основном отвесная скальная стена. Правый берег - крупные глыбы. В некоторых местах ширина русла не превышает 30 м. При большом уровне воды условно можно разделить на две части. Открытых (обливных, полуобливных) камней в русле нет.

Мощные "бочки" в центре русла и у правого берега в начале первой части. Далее - валы до 1,3 м на основной струе у левого берега. Косая "бочка" в конце первой части у правого берега перед огромным валуном на правом берегу, за которым большое "улово".

Две мощные "бочки" в центре русла в начале второй части. За ними, в левой части русла - валы до 1,5 м. Далее, до конца "прорыва", валы и "бочки" в "шахматном порядке" у правого и левого берега.

В первой части - обход "бочек" на входе, далее - по валам основной струи и уход в улово у правого берега. В начале второй части - прохождение у правого берега, уход от "бочки" и последующих валов. Далее - по основной струе с уходом от "бочек". Чалки на правый берег.
Порог "Ильгумень-ский" 4 "сложное" препятствие 350 м Двухступенчатый порог. В воду выше средней - мощные пенные валы по основной струе у правого берега. Далее основная струя с валами до 1,4 м переходит к левому берегу. Вторая ступень - большая "бочка" от левого берега до середины русла. Прохождение первой ступени у левого берега или левым краем основной струи. Затем траверс основной струи для ухода от "бочки" во второй ступени. Чалки на правый берег.
"Кадринская труба" 4 "сложное" препятствие 6,8 км В воду выше средней - ряд мощных шивер с большими валами и "бочками". Перед окончанием - порог, расположенный в скальном сужении шириной не более 20 м. Слив внешне не виден, над ним стоит пенно-брызговой "горб". В большинстве случаев - движение по основной струе с уходом от "бочек" и наиболее мощных валов. Прохождение порога на сколько возможно ближе к правому берегу.
Порог "Шабаш" 5 "Очень сложное" препятствие 500 м

Двухступенчатый порог. В первой ступени основная струя огибает скалу-остров. Перед ней - две мощные "бочки" ближе к правому берегу. У левого берега - валы до 2 м. Быстроток с валами до 1 м до второй ступени.

Вторая ступень образована мощной косой "бочкой" у правого берега и сливами с "бочками" у левого берега. По центру - валы до 1,4 м.

Далее на основной струе - валы до 1,2 м и мощная "бочка".

В воду выше средней прохождение ступеней по отдельности нецелесообразно и опасно, поскольку велика вероятность попадания в косую "бочку" второй ступени при попытке чалки к правому берегу. Возможен проход первой ступени не по основной струе, а между камней справа от скалы-острова у правого берега. При прохождении первой ступени по основной струе - обход слева "бочек", прохождение справа от валов или по правому краю валов. Движение между ступенями - с отработкой вправо, поскольку основная струя тянет влево. Прохождение второй ступени - по центру русла между "бочками". Далее уход с основной струи влево с целью непопадения в "бочку". Чалка на правый берег.
Порог "Аяла" 3 препятствие "средней" трудности - Слив между скальным сужением. У берегов - "бочки". Прохождение по центру русла.
Порог "Тельдекпень-1" 4 "сложное" препятствие 1 км Скальный коридор. Первые 300 м - почти ровный поток, затем - косой вал по диагонали русла от скального выступа у левого берега. Перед автомобильным мостом - мощный пенный слив в скальном сужении. За мостом - большие водовороты и поганки в продолжении скального коридора. До основного слива - по центру русла. Прохождение основного слива возможно как по центру, так и у берегов. Далее - уход от водоворотов.
Порог "Тельдекпень-2" 4 "сложное" препятствие 300 м Скальное сужение. На основной струе - валы. Слева - большое улово с уровнем воды намного превышающем уровень в основной струе. Справа - скальные острова. Проход слева от основной струи.
Порог за устьем реки Коскол 3 препятствие "средней" трудности - Валы в скальном сужении сперва у левого берега, затем - через русло к правому берегу. Проход по правому краю основной струи, затем траверс к левому берегу.
Порог "Еландин-ский" 4 "сложное" препятствие 200 м Справа - крупные камни с проходами между ними. Основная струя у левого берега. Валы до 2 м. От скального острова в центре русла влево - "бочка". От левого берега - большая входная косая "бочка". Пульсирующие водовороты. На некотором расстоянии - "бочки" от центра русла до правого берега. Возможно прохождение справа между камнями. Другой вариант - левый обход "бочки" в середине русла и дальнейшее движение по правому краю основной струи. Затем уход от "бочек" к левому берегу.
"Чемальская труба" 3 препятствие "средней" трудности 400 м Начинается недалеко от устья реки Чемал. В скальных стенках после серии валов по руслу разбросаны водовороты и "поганки". По основной струе с уходом от возникающих водоворотов и "поганок".
Порог перед мостом у посёлка Аскат 3 препятствие "средней" трудности 200 м Река зажата скальными берегами. Огромные водовороты и "поганки". Можно назвать "Тельдекпень-3". Проход по краю основной струи.
Порог у посёлка Усть-Сема 3 препятствие "средней" трудности 300 м Сливы, "бочки", валы, "водовороты" и "поганки" между скальными островами и камнями в русле. Проход по центру русла. Линия движения видна с воды.
Порог в устье реки Муны 3 препятствие "средней" трудности 300 м Река зажата скалами. У берегов - "бочки". Посередине русла - хаотические валы. Возможно прохождение по основной струе
Порог в левой протоке перед посёлком Манжерок 3 препятствие "средней" трудности - Порог в левой протоке между островом и левым берегом. Ширина протоки - около 8 м. Слив 1,8 м, справа - "бочка", слева - два жёстких вала. Уход от правой "бочки" и "пробивание" валов.
Порог "Манжерок-ские ворота" 3 препятствие "средней" трудности 300 м Река зажата скальными берегами, в русле - огромные глыбы. Много проток. Есть сливы. Между камней - "бочки". Большое количество водоворотов и "поганок". Возможно разное прохождение. Линия движения видна с воды.
Ряд безымянных шивер и порогов 3 препятствие "средней" трудности до 1 км Шиверы с валами до 2 м, "бочками", водоворотами, "поганками". Прохождение по валам, обход "бочек", уход от водоворотов и "поганок".

Категория трудности препятствий определена согласно "Таблице оценки трудности водных препятствий", приведённой в приложении 4 к "Правилам проведения соревнований туристских спортивных походов, путешествий и организации спортивных туров. Кодекс путешественника" и в приложении 4 к "Единой Всероссийской классификации туристских маршрутов (ЕВСКТМ) (категорирование маршрута и его определяющих препятствий (факторов)". Названные документы опубликованы в сборнике нормативных актов по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг. "Русский турист", выпуск седьмой, Москва 2001 г., страницы 21-35 и 36-51 соответственно.

Таблица оценки трудности водных препятствий (извлечение)

Категория
трудности
Характеристика препятствия Характеристика линии движения
2 "Простое" препятствие. Валы, несложная шивера, порог, прижим, завал, скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие (ОП) маршрутов II к.с. Линия движения видна с воды.
3 Препятствие "средней" трудности. Несложный локальный порог (шивера) с локальными сливами и валами со спокойным участком на входе и выходе, протяженные каменистые шиверы с валами. Уклон и скорость течения невелики. ОП маршрутов III к.с. Линия движения видна с воды, легко выдерживается.
4 "Сложное" препятствие. Протяженная сложная шивера или порог с большим количеством камней, "бочками" и валами 1 - 1,5 м, каньон, щеки с преп. 3 к.т., каскад порогов. Имеются места для причаливания. ОП маршрутов IV к.с. Линия движения с воды не просматривается или неявно выражена, рекомендуется разведка, страховка.
5 "Очень сложное" препятствие. Технически трудный протяженный порог или шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные "бочки", сливы и валы до 2 м. Сильный прижим, каньон с препятствиями 4 к.т. препятствия следуют друг за другом и образуют каскады. Порог-водопад до 2 - 2,5 м. Места для причаливания ограничены и заход в них затруднен. Возможна организация страховки. Возможна аварийная ситуация. ОП маршрутов V к.с. Линия движения неочевидна и сложна. Ее выдерживание требует грамотной и энергичной работы экипажа. Необходима разведка, страховка.

Категория сложности водного маршрута может определяться согласно таблице 4 ЕВСКТМ, раздел 2.4 "Водный туризм", стр. 38 в вышеназванном сборнике "Русский турист":

Таким образом, набор препятствий, имеющихся на пройденном маршруте, позволяет его классифицировать как маршрут 4 категории сложности при любых определяющих факторах региона.

6. Сведения о руководителе и участниках


п/п
Фамилия, Имя,
Отчество
Телефон,
E-mail
Обязанности в группе,
средство сплава
1 Кривонос
Андрей
Владимирович
д. (495)-704-05-76,
a_krivonos@mail.ru
Руководитель, фотооператор,
катамаран 2-ка "Кулик", капитан
2 Спиридонов
Николай
Викторович
- Рем. мастер, катамаран 4-ка, капитан
3 Полилова
Людмила
Петровна
- Завхоз,
катамаран 4-ка
4 Синявский
Леонид
Владимирович
- Виночерпий,катамаран 4-ка
5 Давыдов
Владислав
Николаевич
- Фотограф, катамаран 2-ка "Кулик"
6 Щербаков
Александр
Юрьевич
- Костровой, катамаран 4-ка

7. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов

Отчет хранится в библиотеке Московского городского клуба туристов по адресу, г. Москва, ул. Большая Коммунистическая, дом 17.

Имеется более 250 фотографий и 45 минут видеозаписи.

8. Поход рассмотрен МКК

Федерации спортивного туризма - объединения туристов Москвы (Код 177-00-56666252).


II. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Общая смысловая идея похода

Данный маршрут является классическим маршрутом четвёртой категории сложности.

Маршрут не содержит пешей части, имеет хорошие подъездные пути к месту начала и окончания, проходит в районе Горного Алтая, который расположен к центральной части России ближе, чем другие географические районы, имеющие полноценные маршруты четвёртой категории сложности (такие как Восточный и Западный Саяны, Хамар-Дабан и т.п.). Это делает данный маршрут более доступным, чем другие маршруты 4 к.с. с финансовой точки зрения и в условиях ограниченности отпускного времени.

Маршрут часто выбирается как первый "четверочный" для участников с опытом не выше 3 к.с. и для руководителей, впервые возглавляющих поход данной категории.

Приняв во внимание все вышеназванные аргументы, группа выбрала именно этот маршрут для своего первого похода четвёртой категории сложности.

2. Варианты подъезда и отъезда

До начала маршрута - впадения реки Кокса в реку Катунь - лучше всего доехать от станции Бийск на нанятом автотранспорте. Расстояние от Бийска до посёлка Усть-Кокса - чуть более 500 километров.

Ближайшей железнодорожной станцией от места окончания маршрута также является Бийск. Обратный автотранспорт можно заказать заранее, в Бийске, при "заброске". Есть вероятность найти в близлежащем к месту окончания маршрута населённом пункте машину или договориться с попутным транспортом.

До станции Бийск идёт несколько беспересадочных ("прицепных") вагонов из Москвы, каждый день ходит поезд от (до) Новосибирска.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Маршрут проходит по населённой местности. От посёлка Усть-Кокса до посёлка Тюнгур по левому берегу Катуни идёт оживлённая дорога и расположен целый ряд населённых пунктов. Здесь несложно сняться с маршрута.

Затем река входит в горы, и на участке от Тюнгура до посёлка Инегень имеются только "летники" и полевые станы. Однако по берегам идут грунтовые дороги, а в некоторых местах - тропы. В случае аварийной ситуации на этом участке, например в "Аккемском прорыве", лучше всего попытаться по этим дорогам и тропам двигаться вниз по течению реки, поскольку район Нижней Катуни гуще населён и имеет лучшие транспортные связи, нежели район Средней Катуни.

Далее, от посёлка Инегень до устья реки Большой Ильгумень Катунь протекает в густонаселённом районе. У впадения реки Чуя к Катуни подходит очень оживлённый Чуйский тракт (магистраль М-52), на берегах располагаются сравнительно крупные населённые пункты: Иня и Малый Яломан. В устье реки Большой Ильгумень располагается турбаза. Поэтому покинуть маршрут на этом участке не представляет труда.

От устья реки Большой Ильгумень до устья реки Урсул Катунь проходит по горному ненаселённому участку. По обоим берегам идут тропы. Основные препятствия этого участка - "Кадринская труба" и порог "Шабаш". При аварии на этом участке надо по тропам возвращаться к турбазе в устье реки Большой Ильгумень или выходить к турбазе за устьем реки Урсул.

Аналогичная ситуация сохраняется почти до посёлка Куюс. Вдоль берега идут грунтовые дороги и тропы. Незадолго от посёлка Куюс, у правого притока Бельтертуюк, к реке подходит дорога, идущая в Куюс и далее вниз по течению Катуни. Из Куюса возможно уехать, наняв автотранспорт.

После этого вдоль Катуни постоянно идёт дорога и чем ниже, тем движение на ней оживлённее. Аварийный выход с маршрута возможен здесь в любом месте.

Запасными вариантами маршрута могут быть маршруты по рекам Урсул - Катунь и рекам Чуя - Катунь. Первый из них - проще рассматриваемого и ближе по расстоянию от Бийска к месту начала сплава (до посёлка Туэкта 290 км). Второй маршрут - сложнее рассматриваемого, хотя также оценивается четвёртой категорией сложности. Расстояние от Бийска до начала сплава (посёлок Чибит) почти равно расстоянию от Бийска до посёлка Усть-Кокса и составляет 464 км.

4. Изменения маршрута и их причины

Основным вариантом похода был заявлен маршрут по рекам Урсул - Катунь. В качестве запасного варианта предполагался маршрут по рекам Чуя - Катунь. Однако, выпускающая МКК (Федерации спортивного туризма - объединения туристов Москвы) нашла опыт участников похода недостаточным для запасного варианта по маршруту Чуя - Катунь и рекомендовала в качестве запасного варианта сплав по реке Катунь от Коксы. Этот вариант маршрута был заранее, в оставшееся до похода время, проработан и больше понравился группе, нежели маршрут по рекам Урсул - Катунь, поскольку маршрут по Катуни от Коксы содержит большее количество препятствий и является более спортивным.

"Заброска" была организована таким образом, что группа вначале прибыла к месту старта по основному заявленному маршруту - к реке Урсул в районе посёлка Туэкта. Урсул в этом месте представляет собой небольшую равнинную речку, заросшую ивняком (Фото. 1).

Следует признать, что при имевшемся уровне воды сплав по Урсулу в этом месте был возможен. Однако лоции и отчёты ранее шедших групп говорили о дальнейшем разбиении реки на рукава, а при такой воде это грозило необходимостью движения по мелким протокам вдоль заболоченных берегов. Поэтому было принято окончательное решение о движении рекомендованным МКК запасным маршрутом.

5. График движения

Дни пути. Дата. Участок пути (от - до). Протяженность в км. Чисто ходовое время. Определяющие препятствия на участке. Метеоусловия.

Дни
пути
/
Хо-
до-
вой
день
Дата Участок пути Протя-
жен-
ность, км
ЧХВ Определяющие и предопределя-
ющие препятствия на участке
Метеоусловия
1-3/- 04.07 - 06.07. Поезд от г. Москвы до г. Новосибирска 3193 - - -
04.07 - 05.07 Поезд от г. Оренбурга до г. Челябинска 861
05.07 - 06.07 Поезд от г. Челябинска до г. Новосибирска 1425
4/- 06.07 - 07.07. Поезд от г. Новосибирска до г. Бийска 388 - - Ливневые дожди по долинам в Онгудайском и Усть-Коксинском районах
Автотранспорт от г. Бийска до посёлка Усть-Кокса 502
5/1 08.07. Перед деревней Власьево на реке Кокса - за деревней Гагарка на реке Катунь 24 из них 14 - по реке Кокса 1 ч
55 мин
Шивера 2 к.т. на реке Кокса Солнечно,
t 8:00 воздух = +12 C, t 8:00 вода р. Кокса = +7 C, t 20:00 воздух = +21 C, t 22:00 воздух = +12 C.
6/2 09.07. Ниже деревни Гагарка - между посёлками Катанда и Тюнгур, за ручьём Барсук (правый приток) 55 6 ч Две шиверы 2 - 3 к.т. Ночью, утром и до обеда - дождь, t 8:00 воздух = +11 C, t 8:00 вода р. Катунь = +10 C, переменная облачность, гроза и ливень, t 20:00 воздух = +10 C, t 20:00 вода = +10 C.
7/3 10.07. Между посёлками Катанда и Тюнгур - место впадения реки Аргут в реку Катунь 41 3 ч
30 мин
Шиверы 2 и 3 к.т., "Аккемский прорыв" Переменная облачность, t 8:00 воздух = +10 C, t 8:00 вода = +9 C, несколько раз - небольшой дождь, после 16 часов - солнечно, t 20:00 воздух = +15 C, t 20:00 вода Катунь = +11 C, t 20:00 вода Аргут = +10 C.
8/4 11.07. "Стрелка" Аргута и Катуни - устье пересыхающего ручья Сальджар (правый приток) 51 4 ч
10 мин
Шиверы 2 и 3 к.т. Солнечно, t 8:00 воздух = +13 C, t 8:00 вода Катунь = +10 C, t 20:00 воздух = +22 C, t 20:00 вода = +11 C.
9/5 12.07. Устье пересыхающего ручья Сальджар - начало порога "Шабаш" 34 4 ч Шиверы 3 к.т., "Ильгуменьский" порог, "Кадринская труба" Ночью - небольшой дождь, утром и днём - переменная облачность t 8:00 воздух = +12 C, t 8:00 вода = +11 C, t 20:00 воздух = +19 C, t 20:00 вода = +12 C.
10/6 13.07. Порог "Шабаш" - устье реки Урсул 8 1 ч Порог "Шабаш", шиверы 2-3 к.т. Солнечно, t 8:00 воздух = +14 C, t 8:00 вода = +13 C, t 20:00 воздух = +30 C, t 20:00 вода = +14 C.
11/7 14.07. Днёвка - - - Солнечно, t воздух > +30 C, t вода = +15 C.
12/8 15.07. Устье реки Урсул - в 2 км выше посёлка Куюс 40 4 ч
05 мин
Шиверы 3 к.т., порог "Аяла" Солнечно, t 8:00 воздух = +14 C, t 8:00 вода = +14 C, переменная облачность, сильный ветер, t 20:00 воздух = +23 C, t 20:00 вода = +16 C.
13/9 16.07. 2 км выше посёлка Куюс - у устья ручья Тыткескен (перед порогом "Еландинский") 31 3 ч 35 мин Пороги "Тельдекпень-1" и "Тельдекпень-2", порог за устьем реки Коскол, шиверы 2 к.т. Облачно, t 8:00 воздух = +21 C, t 8:00 вода = +16 C, переменная облачность, ветер, t 20:00 воздух = +22 C, t 20:00 вода = +16 C.
14/10 17.07. Порог "Еландинский" - остров после посёлка Аскат 51 4 часа 50 минут Порог "Еландинский", "Чемальская труба", порог перед мостом у посёлка Аскат, шиверы и пороги 3 к.т. Переменная облачность, t 8:00 воздух = +19 C, t 8:00 вода = +16 C, t 20:00 воздух = +19 C, t 20:00 вода = +16 C.
15/11 18.07. Остров после посёлка Аскат - остров за посёлком Манжерок 46 5 ч
18 мин
Порог у пос. Усть-Сема, порог в устье реки Муны, порог в протоке перед посёлком Манжерок, порог "Манжерокские ворота", шиверы Утром - туман, затем - солнечно, t 8:00 воздух = +15 C, t 8:00 вода = +16 C, переменная облачность, встречный ветер t 17:00 воздух = +26 C, t 20:00 воздух = +21 C, t 20:00 вода = +17 C.
16/12 19.07. Остров за посёлком Манжерок - у 465 км "Чуйского тракта" 3 17 мин - Солнечно, t 8:00 воздух = +13 C, t 8:00 вода = +15 C, t 20:00 воздух = +20 C, t 20:00 вода = +16 C.
17/- 20.07. Автотранспорт от посёлка Манжерок до г. Бийска 120 - - Солнечно
17 - 20/- 20.07 - 22.07 Поезд от г. Бийска до станции Свердловск 1936 - - -
22.07 -23.07. Поезд от станции Свердловск до г. Оренбурга 1127
18 - 21/- 21.07 - 24.07. Поезд от г. Бийска до г. Москвы 3565 - - -
Итого активным способом передвижения: 384 39 часов 40 минут -

* - расстояния активной части похода измерены на ПЭВМ в программе OziExplorer версии 3.85.4.3 по "привязанным" отсканированным картам 1:200000 с использованием точек, "взятых" на местности прибором спутниковой навигации GPS;

- расстояния по железной дороге взяты для маршрутов конкретных поездов с http://train.mza.ru

6. Техническое описание

04 июля 2004 года. Воскресенье. Первый день пути.

В этот день московская и оренбургская части группы выехали из дома.

05 июля 2004 года. Понедельник. Второй день пути.

Доехав до Челябинска и проведя в нём почти целый день, оренбургская часть группы продолжила путь в сторону Новосибирска.

06 июля 2004 года. Вторник. Третий день пути.

В Новосибирске части группы соединились и продолжили путь в Бийск.

07 июля 2004 года. Среда. Четвёртый день пути.

Прибыли в Бийск в 8:10 (везде далее - время местное). Нас встретил на перроне представитель фирмы "БийскАлтайТур", с которой по Интернету была предварительная договорённость о доставке к месту старта и от места окончания маршрута.

В багажном отделении вокзала были получены отправленные из Москвы катамараны. Они были самостоятельно загружены членами группы в багажный вагон в день его отправления 28.06.2004. По заверениям работников багажной станции Казанского вокзала Москвы, время в пути до Бийска не должно превышать четырёх суток и при получении багажа в Бийске 7 июля группе пришлось бы много доплатить за хранение груза. Однако доплата за хранение багажа была взята всего лишь за одни сутки, поскольку груз поступил на станцию Бийск накануне.

Была отправлена телеграмма в московский городской турклуб о выходе группы на маршрут и дозакуплены некоторые продукты. С фирмой "БийскАлтайТур" были окончательно решены вопросы по оплате доставки к месту старта и от места финиша.

После всего этого, в 9:30, пассажирская "Газель" с участниками похода и вещами отъехала от станции Бийск и по Чуйскому тракту (магистраль М-52) двинулась на юг. Но продвижение к месту начала сплава было недолгим. В 10:30 у моста через реку Иша микроавтобус сломался. Водитель по мобильному телефону связался с диспетчером фирмы "БийскАлтайТур", вызвал другой транспорт на подмену и заказал вышедшую из строя деталь для своей машины.

Подменная "Газель" прибыла в 13:45. После перегрузки вещей группа продолжила путь.

По рекомендации водителя, в посёлке Усть-Сема была сделана остановка на обед, поскольку дальше это сделать сложнее. На перевале Семинский, с которого в разные стороны стекают реки Сема и Туэкта, останавливались для фотографирования у стелы с мемориальной доской, посвящённой добровольному вхождению Горного Алтая в состав России. У реки Урсул в районе посёлка Туэкта делали остановку для принятия окончательного решения о выборе маршрута (см. раздел "Изменения маршрута и их причины").

В 21:30, уже въехав в Усть-Коксинский район, проезжали пограничный пост. К сожалению, в наличии не было списка группы с паспортными данными. Поэтому было потеряно 40 минут драгоценного времени на переписывание пограничником сведений из паспортов участников похода в журнал, а также на оформление пропуска. Было получено указание о необходимости сдать пропуск на погранзаставе в посёлке Усть-Кокса в день, когда группа будет проходить мимо него.

Место для стоянки пришлось искать уже в темноте. Водитель, заинтересованный побыстрее выгрузить туристов и пуститься в обратный путь, задолго до приезда начал уверять, что хороших мест для ночёвки на много километров вокруг посёлка Усть-Кокса нет. Благодаря тому, что не вся сумма была уплачена при отъезде и у группы оставался "экономический рычаг", поиски места продолжались до тех пор, пока машина не въехала в Усть-Коксу. Затем микроавтобус с группой повернул назад. Был пройден в обратном направлении перевал перед посёлком Усть-Кокса. Река Кокса в этом месте шумит где-то глубоко внизу в ущелье. Проехав в обратном направлении деревню Власьево, в 23:30 было наконец-то найдено подходящее место, не являющееся территорией маральника, огороженного колючей проволокой, расположенное недалеко от дороги, но укрытое от посторонних глаз, на низком берегу реки, рядом с водой. Попытки водителя вымогать при окончательном расчёте дополнительные деньги ни к чему не привели.

Отбой после установки палаток и перекуса в 0:10.

08 июля 2004 года. Четверг. Пятый день пути. Первый ходовой день.

Подъём в 7:45. Стапель. Высота над уровнем моря - 1000 м. Выход в 16:05. Река Кокса в этом месте быстрая, но спокойная. Шивера под перевалом - 2 к.т. Происходила "притирка" экипажей, отработка приёмов гребли, траверсов и чалок.

В 17:15 подошли к первому мосту у посёлка Усть-Кокса. Кривонос и Щербаков ходили на погранзаставу сдавать пропуск и ставить отметку в маршрутной книжке. Погранзастава находится далеко от реки, на другом конце посёлка, на горе. Вышли к погранзаставе в 17:25. Вернулись в 18:55. Продолжили сплав в 19:10.

Прошли впадение Коксы в Катунь. Шли до 20:15. Встали на острове. Высота над уровнем моря - 955 м. Отбой в 0 часов.

09 июля 2004 года. Пятница. Шестой день пути. Второй ходовой день.

Подъём в 7:00. Вышли в 9:30. Старались идти правыми протоками, чтобы подплыть ближе к деревне Верхний Уймон. Река течёт через лес, во многих протоках завалы. Пройти по протокам ближе к нужному посёлку не смогли.

В 11:00 встали на стоянку. Кривонос и Спиридонов ходили в Верхний Уймон. Дошли в 11:50. По дороге преодолели 8 бродов, некоторые из которых, как потом выяснилось, оказались заросшими и заваленными, ранее полноводными, рукавами Катуни. Посетили музей Н.К. Рериха. Вышли назад в 12:10. Вернулись в 13:00. За это время был приготовлен обед.

Вышли с места обеда в 13:45. До моста за посёлком Нижний Уймон шли по многочисленным протокам. Дальше река собирается в единое русло. Появились шиверки. В районе посёлка Катанда прошли шиверу 2 к.т. Следующая шивера - 3 к.т. - перед впадением правого притока Кураган. Проходили сходу. После обеда делали 3 остановки 20, 10 и 30 минут.

Встали на ночёвку на правом берегу между посёлками Катанда и Тюнгур в 19:15. Высота - 870 м. Отбой в 23:00.

10 июля 2004 года. Суббота. Седьмой день пути. Третий ходовой день.

Подъём в 8:00. Производили мелкие ремонтные работы. Вышли в 11:00. Шли с двумя небольшими остановками по 15 минут. До "Аккемского прорыва" сходу проходили несколько шивер 2 и 3 к.т.

Правый приток Берткем, являющийся ориентиром начала "Аккемского прорыва", стекает по камням и виден плохо. Сходу прошли входную шиверу "Аккемского прорыва". Зачалились на правый берег в 14:00. Высота - 805 м. Разделились на две подгруппы: Кривонос, Спиридонов, Синявский и Давыдов производили просмотр препятствия. Полилова и Щербаков - готовили обед. Просмотрели половину "прорыва". Вернулись в 15:07. Вода большая. Ступени, описанные в лоциях, практически не идентифицируются.

Наметили места чалок. Разработали порядок движения: катамараны идут по очереди, чалятся на прогонных быстротоках один ниже другого, осуществляя при этом страховку и производя взаимное фотографирование; в большой суводи за каменной глыбой на правом берегу чалятся оба катамаранам для проведения дальнейшей разведки.

Прохождение начали в 16:00. Первым шёл катамаран "Кулик". Входную "бочку" в середине реки слегка задел правым баллоном. Нелегко было уйти со струи, однако удалось зачалиться на правый берег в намеченном месте. Фотографировали прохождение начала "Аккемского прорыва" катамараном 4-кой.

4-ка тоже слегка "цапанула" правым баллоном "бочку" на входе, затем красиво шла по валам по основной струе (Фото. 2). Но "соскочить" со струи и зачалиться в намеченном месте 4-ке не удалось. Зачалились в большой суводи за каменной глыбой, где намечалась остановка для дальнейшей разведки.

Дальнейшее прохождение первой части "Аккемского прорыва" "Куликом" производилось ближе к правому берегу, поскольку необходимо было обязательно зачалиться в суводь рядом с катамараном 4-кой. Прошли через косую "бочку" (Фото. 3), активно поработали для ухода со струи (Фото. 4) и зачалились в конце первой части препятствия. Прохождение этого участка обоими катамаранами заняло 15 минут.

Провели разведку второй части "Аккемского прорыва". Ключевым местом здесь являлись две подряд идущие мощные "бочки" в начале и следующие за ними валы. Воды в реке заметно прибавилось. За то время, что ушло на возвращение после просмотра первой части, обед, прохождение первой части и просмотр второй части, "бочки" в её начале стала гораздо серьёзней. Было принято решение проходить с взаимной страховкой, без дополнительных чалок до конца второй части, первым - катамаран 4-ка.

Катамаран 4-ка начал движение в 17:15, успешно "пробил" небольшую косую "бочку" у правого берега, оставив главные "бочки" слева. Несмотря на поток, втягивающий судно на основную струю, экипаж отработал вправо и ушёл от валов (Фото. 5). Далее катамаран 4-ка проходил "Аккемский прорыв" уворачиваясь от валов и "бочек". В "уловах" было сделано не менее трёх "балеринок" - оборотов на 360 градусов. Зачалились на правый берег за последней "бочкой" "Аккемского прорыва".

Катамаран "Кулик" за небольшой косой "бочкой" у правого берега сделал запланированную "балеринку" по часовой стрелке. Это позволило потратить гораздо меньше сил на борьбу с потоком, увлекающим судно к середине реки. Дальнейшее прохождение производилось по основной струе по валам. Два раза обходили "бочки". В самом конце "Аккемского прорыва" "Кулик" попал в "бочку" в середине русла. Судно полностью остановилось, нос катамарана поднялся. Экипаж зацепился за подводную струю и "Кулик" успешно вышел из "бочки".

До слияния с Аргутом прошли ещё две шиверы. Встали на стоянку на "стрелке" Аргута и Катуни в 18 часов. Высота - 780 м.

Осматривали туристский "музей". Отбой в 0 часов.

11 июля 2004 года. Воскресенье. Восьмой день пути. Четвёртый ходовой день.

Подъём в 8:00. Вышли в 11:35. Прошли шиверу с большими валами сразу за впадением Аргута. Не доходя около двух километров до посёлка Инегень, проплывали под низко висящим тросом от разрушенного парома (обозначен на карте). Шли безостановочно до 13:30. Встали на обед на правом берегу сразу за впадением реки Чуя. Вышли с обеда в 15:25. С ходу проходили несколько шивер 2 и 3 к.т., ряд "бочек" и "обливняков", которые несложно обойти. Ещё одним препятствием в этот день была мошка. Рой насекомых шёл над водой таким плотным потоком, что сложно было дышать и держать глаза открытыми.

Не останавливаясь шли до 17:40. Встали на правом берегу около пересыхающего ручья Сальджар. Высота - 684 м. Было видно, что это излюбленное место стоянки коммерческих групп. В 22 часа нас посетили "алтайцы" на конях. Вымогали водку, деньги на водку, вещи. После долгих препирательств они уехали ни с чем. На всякий случай нами до утра было организовано дежурство.

12 июля 2004 года. Понедельник. Девятый день пути. Пятый ходовой день.

Начало приготовления завтрака в 6:00. Общий подъём в 7:00. Выход в 9:05.

Прошли несколько шивер 3 к.т. Боясь "влететь" в порог "Ильгуменьский" сходу, несколько раз ориентировались по GPS. Подошли к порогу в 9:50. Ориентиром порога теперь могут служить домики турбазы на высоком левом берегу. Их хорошо видно с воды. Если же ориентироваться на ручей Большой Ильгумень, то, когда он станет виден, чалиться может быть уже поздно.

Зачалились на правый берег в 300 м от большого улова и песчаного пляжа. Осмотрели порог. В нашу воду - выше средней - явных сливов в ступенях не было. На основной струе в первой ступени от правого берега на две трети русла стояли огромные валы. Во второй ступени - большая "бочка" от левого берега до середины реки. Определили линию движения: первую ступень - по левому краю валов, затем траверс к правому берегу с целью обхода "бочки" второй ступени.

Первым проходил катамаран "Кулик" (Фото. 6). Начало прохождения - в 10:37. Благодаря тому, что катамараны были зачалены на правый берег далеко от порога, траверс к левому берегу не составил труда. При прохождении порога намеченная линия движения была выдержана (Фото. 7). Зачалились на правый берег за порогом. Экипаж катамарана 4-ки проводил фотосъёмку прохождения первой и второй ступеней.

Катамаран 4-ка, начав движение в 11:23, тоже успешно прошёл порог тем же порядком. При этом экипажем "Кулика" в первой ступени производилась видеосъемка, во второй - фотосъёмка. К сожалению, фотоплёнка, на которую были засняты прохождения второй ступени порога катамаранами группы, в дальнейшем была засвечена.

Стартовали от "Ильгуменьского" порога в 11:45.

Следующим "именным" препятствием была "Кадринская труба". В имевшихся в распоряжении группы лоциях и описаниях предыдущих походов не было чётко сказано, что это препятствие требует разведки. В [4] сказано, что это "просто длинный участок с большим количеством мощных, но не опасных для прохождения шивер". Правда, в [3] выделялся отдельно "именной" порог "Мешок", завершающий "Кадринскую трубу", но при этом отмечалось, что поганки там "обширные, но слабые". Исходя из этого, а также из большой протяжённости препятствия, начали его прохождение сходу.

Первым шёл катамаран "Кулик". Двигались по валам основной струи, старались уходить от "бочек". В одном месте "Кулик" попал в "бочку" у левого берега, но успешно из неё вышел. Катамаран 4-ка шёл сзади на расстоянии видимости. Мощность шивер нарастала. Через некоторое время река представляла собой скальный коридор с шириной не более 50 метров. В этом скальном коридоре отчётливо выделялось скальное сужение - "ворота" с шириной 20 м. Здесь над валами взлетал характерный фонтан брызг - признак мощного "глубинного" порога. Увидев его ещё на некотором расстоянии, оценив опасность и поняв, что зачалиться к скальным берегам будет трудно и нецелесообразно, капитан "Кулика" предупредил матроса о сложности предстоящего порога и дал команду отрабатывать вправо, поскольку основные валы шли к левому берегу. Насколько это было возможно, команда экипажем была выполнена. Но мощь основного потока увлекала катамаран к центру русла. После двух взлётов на гребни валов катамаран провалился в пенно-водную яму. Не смотря на попытки экипажа зацепиться за возникшую впереди водную стену, катамаран встал на кормовую "свечку" и перевернулся.

Кривонос вынырнул между баллонами перевёрнутого катамарана в его носовой части и, подтянувшись, забрался на раму. Давыдов оказался держащимся за обвязку сбоку одного из баллонов и с помощью Кривоноса ему удалось забраться на катамаран. Вёсла при перевороте потеряны не были. Катамаран после переворота оказался в большом "улове" за скальным выступом у правого берега. Экипаж, сидя на перевёрнутых баллонах, подгрёб к берегу. В это время порог проходил катамаран 4-ка. Судно полностью провалилось в водную яму. Экипаж целиком скрылся в пене. Но большой объём катамарана позволил ему выйти из препятствия на ровном киле. Экипаж 4-ки, ещё перед порогом увидев аварийное положение "Кулика", сразу после прохождения ступени стал чалиться на правый берег. Тем временем экипаж "Кулика" самостоятельно зачалил судно, вылез на мокрый скальный берег и вытащил катамаран. Вместе с подоспевшим экипажем 4-ки гружёный катамаран был поставлен на ровный киль. Рюкзаки были хорошо привязаны. Вечером, при распаковке, выяснилось, что гермоупаковка оказалась достаточно надёжной и вещи остались сухими. Таким образом, аварийная ситуация была устранена собственными силами без потерь.

Место порога было запомнено в GPS и сфотографировано. Объектив фотоаппарата запотел "при купании" и кадр получился не совсем чётким (Фото. 8). Время запоминания точки в GPS - 12:43.

Затем "Кулик" был выведен при помощи спасконца из улова и проведён до зачаленного катамарана 4-ки. После этого сплав был продолжен. До порога "Шабаш" были шиверы не более 2 к.т.

У порога "Шабаш" зачалились к галечной отмели у левого берега в 14:00. В нашу воду эта отмель превратилась в остров. По левой протоке вполне можно было плыть (Фото. 13). Осмотрели начало первой ступени порога с нижней оконечности галечного острова. Мощь воды впечатляла. Затем пришлось делать траверс на правый берег, поскольку с острова порог дальше не просматривался. Осмотрели обе ступени порога.

Наблюдали прохождение порога коммерческой группой, в составе которой был рафт с металлической рамой и распашными вёслами, а также двухместный катамаран "Тритон", шедший без груза. "Тритон" шёл первую ступень справа от скалы-острова, по "канализации".

В 16 часов пообедали. Учитывая плохой отдых прошлой ночью, пройденные в этот день препятствия и случившуюся аварийную ситуацию, было принято решение перенести прохождение порога "Шабаш" наутро.

Возникли сложности с организацией бивуака перед порогом. У воды берег каменистый, а ближе к склону - мешали корни деревьев. Высоко на горе имеется ровное поле. Но подъем в гору по крутому склону, заваленному буреломом, отнял бы много времени и сил. В конце концов, удалось найти относительно ровное место для установки двух палаток (Фото. 9). Высота над уровнем моря - 594 м.

Отбой в 22:00.

13 июля 2004 года. Вторник. Десятый день пути. Шестой ходовой день.

Подъём в 8:00. Собирали лагерь, паковали и увязывали вещи, готовились к прохождению порога. В 10:30 пошли на повторный просмотр. Вода заметно упала, приблизительно на 15 см. Валы стали меньше, пульсировали не так, как накануне. В этом был ещё один плюс решения о переносе прохождения порога на следующий день. Смотрели до 11:00. Наметили линию и порядок движения. В первой ступени организовали фотосъёмку, во второй - видеосъёмку.

Первым шёл катамаран 4-ка. Начали в 11:20. Прохождение первой ступени производилось по основному проходу, то есть слева от скалы в русле (Фото. 10). "Бочки" у правого берега перед входом в порог обошли слева, затем прошли по правому краю валов (Фото. 11), несколько раз взлетев на их гребни (Фото. 12). Вторую ступень шли по "языку" между "вылезшим" в связи с упавшей водой "обливняком" слева и косой "бочкой" от правого берега. Далее, от "бочки" в основном потоке ушли влево, затем, сделав траверс струи, зачалились на правый берег в "улово".

При прохождении "Шабаша" "Куликом" в первой и второй ступенях производилась фотосъёмка, а во второй - ещё и видеосъёмка.

"Кулик" начал движение в 12:00. Первую ступень шли также основным проходом. Оставили "бочки" справа по борту (Фото. 13), затем дружно работали направо, "соскочили" с основной струи и не попали в большие валы у левого берега, а прошли по небольшим хаотическим валикам (Фото. 14).

На быстротоке между ступенями отрабатывали направо (Фото. 15). Вошли в "язык" второй ступени (Фото. 16). Несколько раз взлетели на валах. Уходили с основной струи влево, чтобы обойти "бочку" (Фото. 17). После окончания валов траверсировали поток к правому берегу и причалили рядом с катамараном 4-кой.

Отошли от "Шабаша" в 12:25. Шли до устья реки Урсул. По пути была пара шивер 2-3 к.т. и порожек. "Кулик" легко обошёл его справа. 4-ка специально шла через порог и "ухнулась" в него с головой. Спиридонов погнул о воду дюралевое веретено весла.

Встали в 13:00 на правом высоком берегу в сосняке напротив устья Урсула. Высота 580 м. До вечера - отдыхали. Отбой свободный.

14 июля 2004 года. Среда. Одиннадцатый день пути. Седьмой ходовой день. Днёвка.

Занимались ремонтными работами. Отдыхали. Собирали землянику. Делали туристскую баню.

15 июля 2004 года. Четверг. Двенадцатый день пути. Восьмой ходовой день.

Подъём в 8:00. Выход в 11:00. Порог возле устья реки Урсул не обнаружен. С 11:10 по 11:25 - посещение турбазы "Урсул", расположенной на левом берегу Катуни недалеко за устьем этой реки. Есть магазин, в котором продают свежее пиво.

В этот день был интересный и довольно напряженный сплав. Все препятствия - шиверы 3 к.т. - шли сходу. Приходилось постоянно маневрировать, уходить от валов и "бочек". Упомянутый в лоциях порог "Каянча" отличить от шивер не удалось.

Опять летела мошка.

У ручья Кемечапкын (правый) безуспешно искали "козлов" - наскальные рисунки древнего человека. До обеда - две остановки 15 и 35 минут. Обедали с 14:05 до 15:35.

После обеда изматывал сильный встречный ветер по руслу реки. На берегу ветра не было. Продолжение слалома между валами и бочками. Порог "Аяла" проходили сходу. Довольно мощный порог в скальном сужении с "бочками" у берегов и сравнительно большим падением воды. От "бочек" успешно ушли, а после слива оба катамарана крутануло. Катамаран "Кулик" "присосало" в водовороте.

Делали одну остановку на 15 минут. Плёсы становились всё длиннее. Чтобы лишний раз не бороться с ветром, на плёсах ставили катамаран лагом к потоку. Это позволяло эффективней распределять силы. Встали на ночёвку в 17:55. Высота точки стояния - 520 м. Все вымотались. Отбой в 21:30.

16 июля 2004 года. Пятница. Тринадцатый день пути. Девятый ходовой день.

Подъём в 7:00. Вышли в 9:45. Шли до 11:25 с перерывом на 20 минут.

Описанная в лоциях входная шивера перед порогом "Тельдекпень-1" не отличалась от общего предыдущего фона. Первый раз зачалились на правый берег прямо в этой шивере на струе. Сходили посмотрели вход в порог. Потом перечалились в большое "улово" с песчаным пляжем на правом берегу перед порогом. Оттуда вышли на проходящую по берегу дорогу и пошли смотреть порог. В нашу воду первого слива, упоминаемого в лоциях, не было. В месте, где он должен был быть, не было даже шиверы. В скальных стенках шёл практически ровный поток. Основной порог - перед мостом. Это мощный пенный слив. Перед этим сливом - косой вал от левого берега почти через всё русло. За основным сливом в продолжающемся скальном коридоре целая серия мощных "поганок" и водоворотов-воронок.

Описанная в лоциях входная шивера перед порогом "Тельдекпень-1" не отличалась от общего предыдущего фона. Первый раз зачалились на правый берег прямо в этой шивере на струе. Сходили посмотрели вход в порог. Потом перечалились в большое "улово" с песчаным пляжем на правом берегу перед порогом. Оттуда вышли на проходящую по берегу дорогу и пошли смотреть порог. В нашу воду первого слива, упоминаемого в лоциях, не было. В месте, где он должен был быть, не было даже шиверы. В скальных стенках шёл практически ровный поток. Основной порог - перед мостом. Это мощный пенный слив. Перед этим сливом - косой вал от левого берега почти через всё русло. За основным сливом в продолжающемся скальном коридоре целая серия мощных "поганок" и водоворотов-воронок.

Встали на обед до порога "Тельдекпень-2" на левый берег напротив устья ручья Чеба в 15:10. Ручей Чеба вытекает из зарослей деревьев и с наплыва его легко можно не заметить.

Пока готовился обед, капитаны судов осматривали порог "Тельдекпень-2". Намеченная линия движения - слева от основной струи, возможно, с заходом в большое "улово" слева (на Фото. 19 - справа).

Первым "Тельдекпень-2" проходил катамаран 4-ка (Фото. 19, 20). С берега производилось фотографирование. Начали прохождение в 16:45. В "улово" слева зайти на смогли, поскольку вода в нём была сантиметров на 15-20 выше уровня потока. Сделали три "балеринки" слева от основной струи и встали на страховку в 50 метрах ниже порога в скальное "улово" левого берега.

"Кулик" вышел в 17:05. Ему также не удалось зайти в "улово" слева и он также сделал "балеринку", что позволило не попасть в большие валы основного потока. Ушли от "бочки" справа.

До выхода из скального сужения проходили несколько водоворотов и "поганок".

После порога "Тельдекпень-2" проходили две шиверки 2 к.т. Несколько раз уходили от "бочек". Как и было обещано в лоции [3], за устьем реки Коскол нас ожидал порог. Чалились и с высокого левого берега издалека посмотрели на него. Проходили правее основной струи, затем делали траверс на левый край потока.

В 18:20 подошли к "Еландинскому" порогу. Издалека слышен его шум и видны характерные брызги над водой. Зачалились в скальный "карман" левого берега и остановились на ночёвку. Высота над уровнем моря - 460 м. Капитаны судов просмотрели порог. Ручья Тыткескен, указанного в лоциях как ориентир порога "Еландинский", с воды не видно до тех пор, пока уже будет поздно чалиться. Ориентиром порога может служить штольня в скале правого берега с отсыпанным от неё щебнем. Её видно с воды, когда после правого поворота реки судно выходит на прямой участок. Отбой в 22:00.

17 июля 2004 года. Суббота. Четырнадцатый день пути. Десятый ходовой день.

Подъём в 8 часов. Проходили "Еландинский" порог с фото и видеосъёмкой. Первым проходил катамаран 4-ка. Начали движение в 10:45. Линия движения была выбрана по правому краю основной струи (Фото. 21).

Во время прохождения под катамараном образовалась большая воронка и катамаран развернуло. Экипаж, сделав "балеринку", вернул судну правильный курс. Зачалились на левый берег (Фото. 22). Сменили фотографа и видеооператора.

"Кулик" начал прохождение порога в 11:25. Шли правой протокой (Фото. 23). Для ухода от бочек, расположенных в конце порога у правого берега (Фото. 24), делали траверс почти через всё русло.

После упаковки видеокамеры продолжили движение в 11:50. Перед обедом прошли пару шивер. Встали на обед в 13:10. Вышли с обеда в 14:50. Сразу после обеда - отличная шивера с валами 1,8 м. Ровно час шли до "Чемальской трубы". Сливов не обнаружили. Валы, водовороты, "поганки". Проходили сходу.

У конца посёлка Элекмонар - порожек с "бочками" и валами. Проходили сходу. Недалеко от этого порожка, у подвесного моста, было пройдено скальное сужение с большими валами. У моста перед посёлком Аскат в скальном сужении - порог. Окрестили его "Тельдекпень-3". При прохождении "Кулик" сильно "подсосало" в водовороте.

Встали на ночёвку в 18:05 на острове после турбазы "Катунь". Высота в точке стояния - 370 м. Отбой - по мере готовности.

18 июля 2004 года. Воскресенье. Пятнадцатый день пути. 11-й ходовой день.

Подъём от 6:45 до 9:00. Вышли в 10:22. С ходу прошли несколько шивер с "бочками" и валами. "Бочки" старались обходить. У посёлка Усть-Сема прошли порог, который большой сложности не представлял.

Встали на обед в 12:30 напротив посёлка Барангол. Вышли с обеда в 13:50. Прошли шиверу под подвесным мостом. С ходу прошли порог у посёлка Усть-Муны. Плёсы стали очень длинными.

Между посёлком Известковый и посёлком Манжерок - новый автомобильный мост. На подходах к посёлку Манжерок стали искать место для ночёвки. Это оказалось непростой задачей. Берега сплошь застроены турбазами и коттеджами. А поскольку было воскресенье, то все свободные места были заняты отдыхающими с палатками. Возлагали надежды на острова перед посёлком Манжерок. Но на эти островам переброшены с левого берега подвесные мосты, острова превращены в парки.

Продолжая искать место стоянки, шли по левой протоке между островами и левым берегом. Ещё при входе в протоку было заметно, что вода в ней движется гораздо медленнее, чем в основном русле. Это насторожило, ведь где-то уклон должен был быть уравновешен и в этом месте должно быть какое-то водное препятствие. Так оно и оказалось. В конце протоки, перед её впадением в основное русло, находился порог.

Катамаран "Кулик" в последний момент сделал манёвр и ушёл от "бочки" у правого берега. Жёсткий вал, стоящий у левого берега, пробил, а не взлетел на него, как это обычно было при сплаве в основном русле Катуни. При этом экипаж накрыло с головой. Второй вал, поменьше, "Кулик" также пробил.

Увидев, что "Кулик" "исчез", 4-ка сделала срочный манёвр и успела уйти от "бочки". Но довернуть судно экипажу не удалось, в валы катамаран попал полулагом и чуть не перевернулся. От этого безымянного порога все получили большое впечатление.

В основной протоке - затяжная шивера. Затем сходу прошли порог "Манжерокские ворота". За этим порогом - большой плёс. Здесь снимаются с маршрута многие группы, идущие однодневный маршрут. В конце плёса начинаются острова и небольшие порожки между ними.

Встали на первый же остров в 17:00. По костровищу видно, что это любимое место стоянки туристов. Высота - 302 м над уровнем моря. Отбой - по желанию между 21 и 22 часами.

19 июля 2004 года. Понедельник. Шестнадцатый день пути. 12-й ходовой день.

Подъём 6:45 - 8:15. Вышли в 10:13. Остановились в 10:30 за двумя поворотами реки на высоком правом берегу в берёзовой роще. Разобрали катамараны и организовали просушку вещей. Высота точки финиша - 295 м.

Руководитель группы связался по мобильному телефону с фирмой "БийскАлтайТур" и сообщил, в какое место и в какое время необходимо на следующий день прислать микроавтобус. Давыдов и Щербаков ходили в Манжерок (5 км в одну сторону), где в магазине поставили печать в маршрутную книжку.

Просушенные вещи и катамараны упаковывали в рюкзаки и чехлы.

Отбой в 23:00.

20 июля 2004 года. Вторник. Семнадцатый день пути.

Подъём в 7:00. Окончательная упаковка вещей. Заказанная "Газель" прибыла ровно в 9:00. До вокзала города Бийска добрались без приключений.

Из Бийска была отправлена телеграмма в московский городской турклуб об успешном окончании маршрута. Были закуплены продукты на обратную дорогу. В 16:30 оренбургская часть группы отбыла на поезде.

21 июля 2004 года. Среда. Восемнадцатый день пути.

Рано утром московская часть группы покинула город Бийск. Через 4 часа прибыли в Барнаул, где "прицепной" ("беспересадочный") вагон простоял 7 часов.

22 июля 2004 года. Четверг. Девятнадцатый день пути.

Оренбургская часть группы прибыла в г. Екатеринбург (железнодорожная станция Свердловск) и провела в нём весь день. Вечером путь был продолжен поездом Свердловск-Оренбург.

23 июля 2004 года. Пятница. Двадцатый день пути.

Вечером оренбургская часть группы приехала домой.

24 июля 2004 года. Суббота. Двадцать первый день пути.

Рано утром Кривонос и Спиридонов прибыли в Москву.

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

Кроме естественных препятствий, являющихся определяющими для данной категории сложности, которые описаны в разделе 5 "Определяющие препятствия маршрута" первой части отчёта и в разделе 6 "Техническое описание прохождение группой маршрута" второй части отчёта, в качестве потенциально опасного явления можно отметить, пожалуй, уже упомянутую выше мошку. Рои мошки над водой существенно затрудняли возможность дышать и видеть. В случае подобного явления во время прохождения сложного препятствия, результаты могут быть печальными. В то же время, на удивление, ни клещей, ни комаров в этом походе практически не было.

Ещё потенциальную опасность на маршруте представляют низко висящие над водой тросы паромов. В последнее время многие паромы заменены мостами или просто не восстановлены после паводков. Однако группа проходила под одним низко висящим тросом, не доходя около двух километров до посёлка Инегень.

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте

Недалеко от посёлка Усть-Кан в сторону посёлка Усть-Кокса в пещерах найдены следы древних людей. Ведутся археологические раскопки.

В посёлке Усть-Кокса находится христианский храм не крестово-купольной конструкции. Возможно, старообрядческий.

В посёлке Верхний Уймон функционирует музей Н.К. Рериха (Фото. 25). В нескольких комнатах размещена экспозиция картин, на стендах приведены биографические данные семьи Рерихов, а также организована этнографическая выставка быта жителей Уймонской степи. Рядом строится новое здание музея.

В месте впадения реки Аргут в реку Катунь расположен знаменитый туристский музей (Фото. 26). Собраны поделки, скульптуры, каменные плиты, жестяные таблички с наименованиями городов, туристических клубов, датами прохождений, маршрутами и т.д. По сообщениям из Интернета, прошедшим в августе 2004 года на форуме www.veslo.ru, через несколько дней после ночёвки группы в месте впадения Аргута в Катунь (10 - 11 июля) музей был разорён. Теперь воссоздается вновь.

По берегам Катуни имеется целый ряд древних захоронений - могильников.

У ручья Кемечапкын, правого притока Катуни, расположенного за нежилым посёлком Каянча 2-я, есть наскальные рисунки древнего человека.

Очень красивый скальный коридор на выходе "Чемальской трубы" после устья реки Чемал. В самом начале коридора - церковь на скальном острове. К церкви ведёт подвесной мост.

На левом берегу Катуни между посёлком Усть-Сема и посёлком Барангол имеется водопад.

9. Дополнительные сведения о походе

9.1. Перечень специального снаряжения

№ п/п Наименование Количество, шт.
Групповое На группу
1 Катамаран четырёхместный с дюралевой рамой, в комплекте 1
2 Катамаран двухместный "Кулик" модель 11 midi с дюралевой рамой 1
3 Спасательный конец ("морковка") 3
4 Весло катамаранное с пластмассовой лопастью, запасное 4
5 Верёвка основная, бухта 30 м 1
Личное на участника
6 Каска сплавная 1
7 Спасательный жилет надувной 6
8 Гидрокостюм неопреновый "мокрого" типа 6
19 Обвязка грудная с "поводком" и карабином 6
10 Весло катамаранное с пластмассовой лопастью 6

9.2. Особенности общественного и личного снаряжения

Для определения положения на местности, фиксации мест стоянок и препятствий, а также для определения высот над уровнем моря использовался прибор спутниковой навигации GPS "Garmin-12". Высоты над уровнем моря, выдаваемые этим прибором, отличаются от высот, приводимых на советских топографических картах Генерального штаба, поскольку высоты в спутниковой системе навигации определяются от среднего уровня Мирового океана, а не от высоты моря в районе Кронштадта (Балтийская система высот). Разница составляет от +15 до +25 метров.

Общественная аптечка была укомплектована по рекомендации медика-туриста Ольги Виноградовой и одобрена в Интернете и FIDO конференциях по медицине и туризму. Из рекомендованного списка с собой не были взяты медикаменты для инъекций и шприцы. Список препаратов, имевшихся в аптечке, и способы их применения приведены в Приложении 4.

Для распилки дров использовалась пила-цепь, которая весит 0,26 кг.

Фотографии были отсняты фотоаппаратами Olympus m-jum в брызгозащитном исполнении. Был также фотоаппарат "Зенит", используемый для пейзажной съёмки на стоянках. Для видеосъёмки использовалась камера Panasonic RX-7 с двумя аккумуляторами ёмкостью 4200 мА/ч.

9.3. Характеристика средств передвижения

В этом спортивном походе применялись следующие средства сплава.

1. Катамаран туристско-спортивный двухместный для сплава по горным рекам с пониженной палубой и коленной посадкой гребцов производства фирмы "Кулик". Модель 11 midi. Катамаран оснащён дюралевой рамой с разборными продолинами и поперечинами. Максимальная длина элемента составляет 130 см. Для соединения элементов рамы применены приклёпанные дюралевые кницы. Поплавки катамарана имеют веретенообразную форму. По конструкции поплавки двойные, имеют наружную и внутреннюю оболочки. Внутренняя оболочка поплавка состоит из двух независимых камер. Для накачки воздуха применены резиновые трубки с резьбовой пробкой. Резьба унифицирована с широко используемыми пластиковыми бутылками для напитков. Сиденья гребцов размещаются на палубе поплавка и также состоят из наружной силовой оболочки и внутреннего надувного элемента. К сиденьям и поплавку приделаны коленные упоры, оснащённые регулировочными стропами и пряжками. Катамаран имеет дополнительные надувные "наплывы", расположенные на палубе перед гребцами.

Основные технические данные катамарана

Длина, м 4,05
Ширина, м 2,0
Диаметр поплавка, м 0,6
Полное водоизмещение, м3 1,0

2. Катамаран туристский четырёхместный. Баллоны изготовлены московской фирмой "Красное солнышко" и имеют внешнюю и внутреннюю оболочки. Внутренняя оболочка -двухкамерная с поперечной перегородкой. Длина баллонов - 5 м, ширина - 0,55 м. В походе использовалась дюралевая рама, состоящая из труб длиной 2 м. В качестве продолин применялись две состыкованные трубы. Рама связывалась резиновыми полосками, нарезанными из автомобильных камер. Использовалась коленная посадка гребцов. Надувные сиденья гребцов также состоят из наружной оболочки и надувного элемента. Наружная оболочка каждого сиденья имеет разделение на две секции горизонтальной переборкой, что придаёт им нужную форму. К сиденьям пришиты коленные упоры. Сиденья крепились к раме катамарана при помощи двух дополнительных коротких продолин и строп коленных упоров. В качестве палуб под коленями гребцов применялись специально сшитые "полотенца", которые натягивались между продолинами катамарана при помощи ремней.

9.4. Особенности погодных условий

Поход приходил при тёплой, в основном, сухой погоде. Это благоприятно влияло на моральный настрой группы и позволило не только успешно пройти определяющие препятствия маршрута, но и хорошо отдохнуть. Однако неприятным погодным явлением, как отмечалось ранее, был ветер. Он всегда дул по долине реки снизу, то есть был встречным. При прохождении плёсов это сильно мешало.

10. Стоимость проживания, питания, снаряжения,
средств передвижения

Смета похода составила 12594 рубля. Это стоимость продуктов питания, заброски и выброски (не считая железнодорожных билетов), стоимость отправки багажа, телеграфные расходы.

Продукты, используемые во время активной части похода, закупались заранее на мелкооптовом рынке, так что стоимость их была минимальной и составила 2922 рубля. Продукты, закупаемые при автомобильной "заброске" и "выброске", а также обед в кафе в посёлке Усть-Сема, обошлись в 753 рубля.

Стоимость отправки багажа из Москвы в Бийск, включая его упаковку, поборы на Казанском вокзале и оплату за сутки хранения в Бийске, составила 1223 рубля. Стоимость доплаты за перевес багажа двух пассажиров при провозе груза из Бийска в Москву составила 120 рублей.

Стоимость "Газели" от Бийска до Усть-Коксы с подъездом к реке Урсул в районе посёлка Туэкта составила 6040 рублей. "Газель" от места финиша (посёлок Манжерок) до Бийска обошлась в 1500 рублей.

36 рублей были потрачены на телеграфные расходы.

В связи с "гибкой ценовой политикой" железнодорожников, при которой цены на билеты многократно меняются в течение года, приведение цен всех билетов не имеет практического значения. Для ориентировки можно заметить, что на момент возвращения из похода цена билета плацкартного вагона поезда Бийск-Москва составляла 1346,6 рубля.

Снаряжение, использованное в походе, покупалось и накапливалось годами, некоторое - изготавливалось самостоятельно, поэтому нет смысла, да и невозможно привести его стоимость. Только катамаранные баллоны катамарана 4-ки были приобретены весной в год похода в фирме "Красное солнышко". Их стоимость была 11400 рублей.

11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Маршрут был успешно пройден группой. Все участники получили хороший опыт преодоления препятствий 3-4 категории трудности и познакомились с препятствием 5 категории трудности.

Аварийная ситуация, произошедшая во время похода, и результаты её устранения, во-первых, показали правильную подготовку и экипировку группы, а во-вторых, повысили опыт участников, их готовность к правильным действиям в подобных случаях.

Несколько рекомендаций по организационным вопросам.

Отправку багажа железной дорогой необходимо сделать заранее, чтобы был запас времени между прибытием груза и приездом группы. Как показал опыт, расчётное время прибытия багажа, заявляемое железной дорогой, может сильно не совпадать с реальным временем его доставки в пункт назначения. Лучше заплатить за хранение груза в месте получения, чем быть вынужденными терять время на ожидание его прибытия.

Лучше иметь дело с туристическими фирмами, организующими перевозки, чем с частниками, которых сейчас легко найти на любом вокзале. Одно из преимуществ турфирм - предоставление подменного транспорта в случае поломки автомобиля. Это преимущество группа реально испытала.

Надо стараться так договориться о порядке оплаты транспорта при "заброске" и "выброске", чтобы окончательный расчёт происходил в пункте назначения. Это повысит вероятность прибыть в необходимое место в расчётное время и даст меньше шансов получить водителю с группы дополнительные деньги.

При организации походов, маршруты которых проходят по приграничным районам, полезно иметь списки группы с указанием в них паспортных данных всех участников и руководителя: ФИО, дата и место рождения, номер паспорта и дата и место его выдачи, а также место постоянной регистрации. Это существенно поможет сэкономить время при прохождении паспортного контроля и регистрации на погранпостах.

При проведении водного похода в населённой местности безопаснее организовывать ночлеги на островах. Это с большой степенью вероятности защищает от прихода непрошеных гостей. При организации ночёвок в местах, постоянно используемых туристскими группами, особенно коммерческими, повышен риск быть "атакованными" со стороны местного населения, приноровившегося брать с проплывающих "дань".


III. ОТЧЕТ ПОДГОТОВЛЕН

Отчёт подготовил Кривонос А.В. Отчёт корректировал Синявский Л.В.

В отчёте использованы фотографии Кривоноса А.В. и Давыдова В.Н. Съёмку во время похода производили все члены группы.

При подготовке отчёта использовались данные, записанные в прибор спутниковой навигации GPS, и обработанные Кривоносом А.В. на компьютере программой OziExplorer версии 3.85.4.3. С помощью этой же программы на компьютере были промеряны расстояния между различными точками маршрута.

Литература

  1. Река Катунь, "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт", 1976. http://skitalets.ru/books/rekisssras/katun56.htm
  2. р. Катунь, Киняев В.В., Мазуров В.В., Паршиков М.И., "Водные маршруты Алтая и Саян". Тула, 1994. http://skitalets.ru/books/reki_altsib/katun.htm
  3. Отчет о водном туристском путешествии пятой категории сложности в районе Алтая. 29 июля - 27 августа 1989 г. Руководитель группы Юрин В.Е. http://lib.ru/TURIZM/katun.txt
  4. Отчет о водном туристическом путешествии четвертой категории сложности по реке Катунь (Алтай) совершенном с 4 по 27 августа 1989 года. Руководитель группы Верхотуров М.А. http://vmk.ugatu.ac.ru/tourism/otchet/katun'/katun'.txt
  5. Нижняя Катунь пос.Усть-Кокса - пос. Манжерок. Избранные места из отчета о водном маршруте 5-ой к.с. по нижней Катуни (пос. Усть-Кокса - река Катунь - пос. Манжерок). 27 апреля - 18 мая 1972 года. http://lib.ru/TURIZM/katun4.txthttp://lib.ru/TURIZM/katun4.txt
  6. Графическая лоция из отчёта № 4101 библиотеки Московского городского клуба туристов. ftp://ftp.directnet.ru/pub/maps/Rusko-Russia/Altaj/Katun_kilometraz_BW/

Картографический материал

Путевые точки

Здесь приводятся путевые точки маршрута в формате для GPS "Garmin" и программы OziExplorer.


Свежие материалы на сайте:

День открытых дверей Школы базового уровня
19 сентября состоится день открытых дверей Школы водного туризма базового уровня 2017-2018 гг. Мероприятие пройдёт в помещении Турклуба Перово, начало в 18:30. >>> - Подробнее

13 сентября 2017 года   -   Самыкин Антон
Видео Лосево
Видео про водные упражнения на р.Вуокса в июне 2017 года  >>> - Подробнее

18 июня 2017 года   -   Заботина Евгения
Футболки!
Заказ футболок с клубной символикой 2017 >>> - Подробнее

26 марта 2017 года   -   Илья Култаев
 
Главная » Отчеты о походах » Алтай » Катунь 2004, отчет о водном спортивном походе. Рук. Кривонос А.
" "




© 1972-25.11.2017 РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб Перово)
Политика конфиденциальности обработки персональных данных в РООСРМТ "Туристский клуб"

Новое на сайтеЯндекс цитированияЯндекс.Метрика