Быков Олег & Ко, Писта 2016

Главная » Отчеты о походах » Карелия » Писта 2016

Водный поход 3
район похода - Карелия
Нитка маршрута: г. Москва- ст. Лоухи- оз. Кимасъярви-п. Паолла- р. Войница ( пешая часть)- мост через р. Писта (ниже оз. Корпиярви)- г. Кемь- г. Москва
Сроки похода: 22 июля 2016 года - 7 августа 2016 года
Руководитель: Быков Олег


Отчет о водном походе по р. Писта в 2016-м году

Федерация Спортивного Туризма – Объединение Туристов города Москвы.

Отчёт о водном походе 3 (третьей) категории сложности совершённом в Северной Карелии по реке Писта, с 22 июля по 7 августа 2016 г.

 

Маршрутная книжка: ¼-313

Руководитель: Быков Олег Анатольевич тел. 8(926)389-86-48

e-mail: diapa1@rambler.ru

Маршрутно-квалификационная комиссия _______________ рассмотрела отчёт и считает, что поход может быть зачтён всем участникам и руководителю третьей категории сложности.

Отчёт использовать в библиотеке ______________________ Судья маршрутной квалификации__________(подпись)___________________(Фамилия, И.О.)

Штамп МКК

Москва 2016

2. Содержание

2. Содержание

3. Справочные данные (паспорт похода)

3.1 Определяющие препятствия

3.2 Справочные данные о районе похода

3.3 Состав группы

4. Основная часть отчета

4.1. Общая идея похода

4.2. Варианты подъезда и отъезда

4.3. Аварийные сходы с маршрута. Обеспечение безопасности на маршруте

4.4. Особенности предпоходной подготовки

4.5. График похода, его изменения и их причины

4.6. Технические описания действий группы

4.7. Лоция

4.8. Потенциально опасные участки маршрута

5. Материальное оснащение группы

5.1. Личное снаряжение

5.2. Общественное специальное снаряжение

6. Итоги, выводы, рекомендации

7. финансовые траты

8. Картографический материал

9. Фотоматериалы

3.Справочные данные (паспорт похода)

Вид туризма: Водный

Проводящая организация: РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб "Перово"), МКК ФСТ ОТМ

Район проведения: Северная Карелия. Река Писта

Категория сложности: 3 (третья)

Сроки проведения: 22 июля – 7 августа 2016 года, 16 дней.

Число участников: 9 человек

Средства сплава: Катамараны 2-х местные – 3 шт., каркасно-надувные каяки- 3шт.

Подробная нитка маршрута: г. Москва- ст. Лоухи- оз. Кимасъярви-п. Паолла- р. Войница ( пешая часть)- мост через р. Писта (ниже оз. Корпиярви)- г. Кемь- г. Москва 104,3 км активным способом

3.1 Определяющие препятствия

препятствияНазваниеКатегория трудностиДлина препятствия м.Уровень воды
порог Захар 3 250 Ниже среднего
порог Падун 3 500 Ниже среднего
порог Межозерный 3 300 Ниже среднего
порог Семиповоротный 3 1500 средний
порог Курки 2 300 средний
порог Фурфляй (Вайкульский каскад) 3 700 средний
порог Имисев 2 400 средний
порог Хирви 3 300 средний
порог Поалла 3 350 средний


3.2. Справочные данные о районе похода

Своё начало река Писта берёт в Финляндии. Исток озеро Йоукамоярви. В своём течении р. Пистайоки проходит множество озёр, крупные из них: оз. Кимасъярви, оз. Шуванда, оз. Хиреасъярви, оз. Вихельтаярви, оз. Пистаярви, оз. Вайкульское, оз. Корпиярви, оз.Торайсъярви. Река впадает в озеро Верхнее Куйто.

Средний расход воды до оз. Пистаярви – 22 м3/с, в истоке реки из оз. Пистаярви –

37 м3/с, в устье – 44 м3/с. Средний уклон межозерных участков - 1,7 м/км. Общее падение от озера Йоукамоярви до оз. Верхнее Куйто составляет 150 м.

Питание – смешанное, снего- дождевое. Флора и фауна типична для рек и озёр

Карелии.

Протяженность сплавного участка – 105 километров. Сплав, как правило, начинают от оз. Кимасьярви. К достоинствам реки можно отнести разнообразие природных ландшафтов, различных по характеру, и сложности порогов, относительно легкий подъезд и легкий выезд с маршрута. В реке водится много рыбы, в том числе ценных пород (кумжа), по берегам растет множество ягод.

п/пФамилия Имя ОтчествоГодРожд.Город проживанияопытОбязанностив группераспределение по средсвам сплава
1 Быков Олег Анатольевич 1968 Москва Пшехашха- Пшеха 3УШуя 2 с эл.3У Писта 3Р Руководитель, логистика, Кат*2-1 капитан
2 Бобров Олег Андреевич 1989 Москва Мста НК с эл2Р финансист, Кат*2-1матрос
3 Геронтиди АртёмЕвгеньевич 1990 Москва Пшехашха- Пшеха 3УШуя 2 с эл.3У Писта 3У РеммастерКНК**-1
4 Жеглов Алексей Андреевич 1986 Москва Пшехашха- Пшеха 3УШуя 2с эл.3У Писта 3У Снаряженец, фотоКНК**-3
5 Богданова Ольга Николаевна 1974 Москва Пшехашха- Пшеха 3УМста 2У медик, фото, Кат2*-2
6 Смирнов Дмитрий Викторович 1987 Москва Шуя 2 с эл.3У Штурман Кат2*- 2 матрос
7 Бакушина Наталья Юрьевна 1985 Москва Шуя 2 с эл.3У Завхоз Кат2*- 3капитан
8 Годунова Юлия Алексеевна 1978 МО г. Королёв Шуя 2 с эл.3У логистика, Кат2*-3матрос
9 Ланчиков Алексей 1986 Г. Москва Шуя 2 с эл.3У НК***2 видео

* - катамаран двойка

**- каркасно-надувной каяк

***- надувной каяк

4. Основная часть отчёта

4.1. Общая идея похода

По окончании школы БУ (УТП проходил на реке Шуя) Перовского турклуба захотелось закрепить полученные навыки в самостоятельном походе 3 кс. По сути решили сделать УТП-2. Кроме того, планировалось провести тренировки на порогах, включая технику самосплава.

4.2. Варианты подъезда и отъезда

Заброску осуществляли от ст. Лоухи. До ст. Лоухи ехали поездом № 092А Москва – Мурманск отправлением из Москвы 22-15с Ленинградского вокзала, с прибытием на ст. Лоухи в 1-18. Для заброски воспользовались услугами Вадима на «буханке» 89214670037 почта vadim.27@mail.ru Есть прицеп. Стоимость заброски составила 9000р. От порога Поалла нас довёз до г. Кемь Рудольф 89214553250  за 11000р. На заброску и выброску с маршрута ушло примерно одинаковое время- около 5 часов. От г. Кемь ехали поездом № 293Мурманск- Анапа с прибытием в г. Москва в 1-44 на Курский вокзал. Т.к у нас был разработан и запасной маршрут на р. Кереть, то обратные билеты брали от ст. Чупа.

4.3. Аварийные сходы с маршрута. Обеспечение безопасности на маршруте.

На маршруте есть 4 места, где относительно удобно можно сойти с маршрута или обратиться за помощью:

1) Мост через р. Писта (через 8 км после начала маршрута), примерно через 1 км после порога Падун. По этой дороге мы забрасывались на место стапеля. Движение по дороге не интенсивное, более оживленное летом и в выходные дни, расстояние до пос. Пяозерский составляет 37 км. В 2 км ниже моста по левому берегу есть деревня Кушеванда, где живут люди и можно найти машину.

2) Мост ниже озера Хирвасъярви. От моста до поселка Пяозерский ехать примерно 35 км в восточном направлении, до поселка Тихтозеро – 17 км в западном направлении.

3) Деревня Тихтозеро, расположенная на правом берегу озера Пистаярви. В деревне есть возможность найти машину.

4) Мост ниже озера Корпиярви. От моста до пос. Калевала ехать примерно 41 км в восточном направлении, до пос. Войница – 15 км в западном направлении. Движение на маршруте более интенсивное в летний период и в выходные дни.

 

Сотовой связи на реке, нигде кроме места стапеля (1 деление Мегафона) и на мосту через реку Писта ниже озера Корпиярви (иногда бывает и 3 деления, как повезёт) замечено не было. Нам повезло, и удалось вызвать машину для отбытия в г. Кемь от антистапеля.

Безопасность на маршруте обеспечивали силами экипажей и подготовкой в школе БУ Перовского турклуба.

4.4. Особенности предпоходной подготовки

По сути предпоходная подготовка проходила в школе БУ Пероского турклуба и была закреплена в УТП на Ю. Шуе. Кроме того, основная часть участников прошла несколько школ БУ и СУ Перовского турклуба УТП которых проходили в Карелии (Ю. Шуя), Северном Кавказе (Пшехашха- Пшеха), Валдае (Мста).

4.5. График похода, его изменения и их причины.

План похода (заявленный)



датыдни путиУчастки маршрутакмспособы передвижения
22.07 -23.07 1-2 г. Москва- ст. Лоухи 1531 поезд
24.07 3 ст. Лоухи- оз. Кимасъярви- стапель-п. Падун 1507 Автотранспортсплав
25.07 4 Днёвка, катание п. Падун 0,5 сплав
26.07 5 п. Падун- оз. Хирвасъярви 13,5 сплав
27.07 6 Оз. Хирвасъярви- оз. Пистаярви 14,5 сплав
28.07 7 Оз. Пистаярви- оз. Перед п. Одинокое дерево 12 сплав
29.07 8 днёвка 0  
30.07 9 оз. Перед п. Одинокое дерево- п. Фурфляй (Вайкульский каскад) 18 сплав
31.07 10 днёвка 0  
1.08 11 п. Фурфляй (Вайкульский каскад)- О. на оз. Корпиярви 2,35 км севернее моста через Писту 17,5 сплав
2.08 12 О. на оз. Корпиярви 2,35 км севернее моста через Писту- п. Паолла, полуднёвка 5 сплав
3.08 13 п. Паолла- оз. В. Куйто- п. Паолла 16 сплав
4.08 14 днёвка 0  
5.08 15 Антистапель- волок до лесовозной дороги- г. Кемь 1;220 Пешкомавтотранспорт
6.08 16 Г. Кемь- г. Москва 1366 поезд


График похода (осуществлённый)

датыдни путиучастки маршрутакмчхвОпределяющие препятствияСпособ передвижения
22.07-23.07 1-2 Москва- Лоухи 1531 поезд
24.07 3 Ст. Лоухи- Оз. Кимасъярви- п. Захар 150; 3,5 1ч.45м п. Захар (3) Автотранспорт сплав
25.07 4 п. Захар- п. Падун 3,5 2ч.25м сплав
26.07 5 П. Падун- п. Межозёрный 12 4ч.50м п. Падун (3) сплав
27.07 6 п. Межозёрный- 2-й мыс по ЛБ оз. Пистаярви 17 3ч.11м п. Межозёрный (3) сплав
28.07 7 2-й мыс по ЛБ оз. Пистаярви- сразу после п. Семиповоротный 13,8 3ч.42м п. Семиповоротный (3) сплав
29.07 8 днёвка 0 0  
30.07 9 сразу после п. Семиповоротный- п. Фурфляй 19,3 5ч.13м сплав
31.07 10 днёвка 0 0  
1.08 11 п. Фурфляй- п. Имисев 7,5 2ч.06м п. Фурфляй (3) сплав
2.08 12 п. Имисев- п. Паолла 15,5 2ч.30м п. Хирви (3), сплав
3.08 13 днёвка 0,3 П. Паолла (3)  
4.08 14 радиальный пеший выход 10,9 4ч.41м пешком
5.08 15 антистапель, волок до лесовозной дороги- г. Кемь 1; 220 пешком; автотранспорт
6.07-7.08 16-17 г. Кемь- г. Москва 1366 поезд

Причины изменения маршрута

Изменение в маршруте было внесено по соображении безопасности (грозовой период, который не раз ставил группу перед проблемой продвижения по маршруту на р. Писта). Определяющие препятствия были преодолены, нам не хватало около 5 км для выполнения норматива. Поэтому решили добрать эти км. пешей частью. Более того, экипажам катамаранов не было интересно ещё один день катать п. Паолла, в отличии от каякеров.

4.6 Техническое описание действий группы

Условные обозначения:

Кат 1- Быков, Бобров (катамаран 2-ка)

Кат 2- Богданова, Смирнов (катамаран 2-ка)

Кат 3- Бакушина, Годунова (катамаран 2-ка)

КНК 1- Геронтиди (каркасно-надувной каяк)

НК2- Ланчиков (надувной каяк)

КНК 3- Жеглов (каркасно-надувной каяк)

ПБ- правый берег

ЛБ- левый берег

ПП- правый поворот

ЛП- левый поворот

22.07.2016

20:30 –21:30--- сбор группы на Ленинградском в-ле

22:15—отправление поездом 092 Москва- Мурманск

23.07.2016

В поезде

24.07.2016

01:18 прибытие на ст. Лоухи, погрузка снаряжение в "буханку" с прицепом. Погода пасмурная, дождь.

01:35 закончили погрузку, стартовали к месту стапеля (берег оз. Кимасъярви). Дорога грунтовая, много ям.

02:30 зеленая стоянка, 10 минут

03:00 вынужденная стоянка, подобрали оброненное параллельной группой снаряжение, 10 минут

04:30 подъехали к погранпосту, проверка документов по списку группы, 20 минут

05:35 прибыли на место стапеля, встали на берегу озера, объявлено время начала стапеля: 08:00. Желающие поставили палатки и легли спать до 08:00

08:00 начали/продолжили стапель

10:45 начало приготовления завтрака

11:26 завтрак

11:50 продолжение стапеля

13:00 выход на воду, "скатка" экипажей

14:15 начало движения в общем походном порядке, характерном для всей водной части маршрута: Кат1, Кат2, КНК1, НК2, Кат3, КНК3

14:25 порог Сакал, осмотр по ЛБ. Ориентиры: конец озера, шум воды

14:55 начало прохождения в общем походном порядке. "Штурмовой" Кат1 по прохождении порога встал на страховку в улове. КНК1, НК2 и КНК3 проходили порог с взаимной страховкой с воды

15:15 все экипажи успешно прошли порог. Уровень воды низкий, катамаранам периодически приходится слезать с камней

15:25 порог Захар. Ориентиры: остров в русле реки, шум воды

15:35 начало прохождения порога Захар. Порядок прохождения и способ страховки остался прежним. На входе мелко, все катамараны сели на обливняки в 1 ступени

16:05 пройдена первая ступень порога Захар. У Кат3 вылетела одна из поперечин рамы, что вызвало необходимость проведения ремработ

16:40 продолжили прохождение порога

17:00 основная часть порога Захар пройдена, мелко, много камней. КНК1 получил небольшое порез дна, ремработы

17:40 продолжили движение в походном порядке, прошли выходную шиверу п. Захар

17:55 встали на стоянку на ПБ озера, разгрузка снаряжения и лагерные работы

19:45 ужин готов

20:30 наладка и подгонка снаряжения по результатам первого сплавного дня

22:15 объявлено свободное время, отбой

ХВ: 4ч 55 мин

ЧХВ: 1ч 45 мин

Пройдено 3,5км

25.07.2016

7:15—подъём

7:40—8:10—завтрак

8:00—11:30—шёл ливень с грозой. Принято решение остаться в лагере до окончания грозы

11:30—15:20—сборка лагеря (попутно готовка обеда)

14:00-15:00—обед

16:40—выход на воду. Порядок движения: Кат1, Кат2, КНК1, КНК2, Кат3, НК3

16:50—выход из оз Куслилампи

17:00—шивера, прохождение штатным порядком

17:10—17:40—осмотр п. Змеиный по ЛБ. Отмечено обилие малозаметных и подводных обливняков. Фото установлено на полке ЛБ возле бочки в центре порога. Принято решение проходить порог в 2 этапа с осуществлением страховки катамаранами из улова возле фото, затем из улова ПБ ниже порога.

17:50—18:57--- прохождение п. Змеиный штатным порядком.

19:08—19:20--- прохождение п. Солёный без осмотра походным порядком с интервалом 20-50м.

19:35--- подошли к п. Падун. Встали на ночёвку на острове между протоками (стоянка на ЛБ была занята). Здесь стоит отметить следующее: осмотр, страховку и выставление сигнальщиков лучше осуществлять именно с острова, т.к лучше видно порог. Прохождение порога оставили на следующий день.

21:30--- установка лагеря

22:00--- ужин

ХВ: 2ч 55м

ЧХВ: 2ч 25м

Пройдено 3,5км

26.07.2016

7:00--- подъём

7:50---8:20 ---завтрак

8:20---10:20--- сбор лагеря и обнос вещей до улова ПБ острова (п. Падун) у ЛП порога.

10:40---12:20---осмотр порога, выставление фото, сигнальщика (Смирнов Д.)

12:30---13:20---прохождение порога Падун

В прохождение были внесены изменения: решено было пройти сначала катамаранами для выставления страховки, затем освободившиеся экипажи 2-х катамаранов (Кат2 и Кат3) шли на замену на фото и видео, на Кат2 вместо Смирнова проходил Жеглов, Кат 1 после прохождения осуществлял страховку постоянно. Воды в пороге было мало, обножились камни, у ЛБ в центре порога (по длине) топляк в который бьёт основная струя (для осуществления манёвра и был выставлен сигнальщик). Затем проходили порог каякеры: КНК1, НК2, КНК3. Стоит отметить действия Ланчикова А. При входе в слив порога он сломал весло, осуществил ПП, затем переворот, тут же поставил каяк на ровный киль и осуществил прохождение оставшейся части порога с одной лопастью весла виртуозно осуществляя манёвры между камней. После чалки всех экипажей в улове ПБ прохождение выходной шиверы порога.

14:20—шивера

14:52---16:30-- обед на ЛБ

17:00--- д. Кушеванда

17:26—несколько шивер

18:20—порожек перед оз. Мандуярви

19:02--- встали на ночь на выходе из оз. Мандуярви на ПБ, не доходя 600м. до п. Межозёрный

20:00 постановка лагеря и ужин

ХВ: 6ч 28м

ЧХВ: 4ч 50м

Пройдено 12 км

27.07.2016

7:00- подъём

8:10- завтрак

10:35- вышли на воду

10:52- осмотр п. Межозёрный. Сначала осмотрели левую протоку, она оказалась мелкой и не проходимой, затем центральную. Центральная протока начинается мощным сливом, затем уходит вправо тут же влево. Далее следует каскад сливов и бочек. Решено было пройти сначала экипажами катамаранов, а затем проходили каякеры. Вдали громыхало. И было не понятно проходить порог или нет. В результате прохождение было осуществлено. Только оказавшись на озере Хирвасъярви, стало понятно, что гроза идёт на нас. Причалили к ближайшему правому берегу. Время подходило к обеду и решено было совместить обед с пережиданием грозы.

11:40- 13:00- прохождение с перерывами на непонятки с грозами (чисто прохождение около 30 минут)

13:25- 15:05- обед у ПБ озера

15:40- выход из оз Хирвасъярви в р. Валда

15:45- шивера

16-00 встали на перерыв на ПБ в 100м после короткой шиверы.

16-13 вышли на воду

16-24 прошли шиверу под деревянным мостом

16-52 прошли длинную шиверу

17-01 чалка на ЛБ, перерыв

17-15 вышли на воду

17-36 вышли в озеро Вихельтаярви

17-50 вышли из озера в реку Валда

18-05 перерыв на ЛБ до поворота на шиверу

18-10 вышли на воду, шивера

18-45 выход из реки в озеро Пистаярви

19-03 остановка на мысу на ПБ  

19-17 вышли на воду

20-00 чалка на ночевку на мысу на ЛБ. Мыс напротив о.Шуришари. Бивак, есть каменка под баню, хороший песчаный заход в воду, места много, дрова есть. Этот песчаный пляж виден издалека ( 2-й по ЛБ), сразу при выходе в озеро.

ХВ: 7ч 25 м

ЧХВ: 3ч 11м

Пройдено 17 км

28.07.2016

6:30- подъём дежурных

7:10- общий подъём

7:50- завтрак

10:15- выход на воду. На оз. Пистаярви встречный ветер

10:50-11:10- остановка в д. Тихтозеро с надеждой купить в магазине вкусностей. Магазина больше нет. Как нет и возможности позвонить по спутниковому телефону.

11:56-12:10- остановка на острове в 2,35 км южнее д. Тихтозеро

13:10-14:50- обед на острове перед истоком р. Писта

15:20- п. Лужма. Проход походным порядком без осмотра

15:40- п. Семиповоротный. Прохождение без осмотра. Порядок прохождения: Кат2, КНК1, КНК3, Кат3, НК2, Кат1

16:09- встали на место ночёвки на мысу ПБ. Там же потом была днёвка. Высокий берег, у места чалки песок, хорошая стоянка со столиком и костровищем. Можно осмотреть п. Одинокое дерево.

19:30- ужин

ХВ: 5ч 56м

ЧХВ: 3ч 42м

Пройдено 13,8 км

29.07.2016

Днёвка

30.07.2016

6:35- подъём дежурных

7:07- общий подъём

10:30- выход на воду

10:35-10:50- прохождение п. Одинокое дерево (слив у ПБ далее шивера)

10:50- оз. Муасъярви

11:05- 11:15- перерыв на ЛБ озера. Хорошая стоянка

12:08- 12:23- перерыв на выходе из оз. Муасъярви

12:40- прохождение п. Курки без осмотра походным порядком с чалкой у ПБ в улове после порога

13:00- п. Петух. Прохождение без осмотра (50-ти метровый порог- мощный язык с валами)

13:05- 14:41- обед совмещённый с желающими покатать порог

15:01- п. Грива. Прохождение без осмотра походным порядком

15:37-15:47- перерыв на входе в оз. Вайкульское

16:44- 16:58- перерыв

17:54 выход из оз. Вайкульское

18:13- разруш. Мост. Разведку прохождения между опорами осуществляли КНК1 и КНК3

18:13- 18:25- перерыв перед прохождением заходной шиверы п. Фурфляй. Далее прохождение заходной шиверы п. Фурфляй осуществлялось походным порядком без осмотра с взаимной страховкой.

18:35- подошли к основной части п. Фурфляй. Чалка в 1-м улове ЛБ. Стоянка на высоком берегу ближайшего лба, т.к хорошая стоянка возле основного слива порога была занята. Стоянка менее комфортная известной, т.к приходится таскать вещи достаточно высоко по довольно крутому склону, берег в этом улове обрывистый. Были рады и этой стоянке, т.к время было позднее для прохождения порога. По плану была днёвка с катанием порога. Это было осуществлено на следующий день, но только каякерами, т.к таскание катамаранов через 2 лба было сомнительным.

20:00- ужин, постановка лагеря

ХВ: 8ч 5м

ЧХВ: 5ч 13м

Пройдено 19,3 км

31.07.2016

Днёвка. Катание каякерами порога Фурфляй с взаимной страховкой.

1.08.2016

8:00- общий подъём

9:25- завтрак

11:35- выход на воду

11:40- 11:55- прохождение п. Фурфляй. Жеглов- фото, Ланчиков- видео, Артём-страховка. Кат1, Кат2, Кат3, КНК1, НК2, КНК3.

12:40- 12:50- привал

13:23- р. Иойоки по ЛБ

13:31- оз. Имисъярви по ПБ

13:36- 13:40- привал

13:55- п. Имисев сразу за ПП после оз. Имисъярви. Встали на ЛБ перед порогом. Тут получилась полуднёвка, т.к не было информации о стоянках на п. Хирви. Она там есть на ПБ ЛП

15:15- обед

20:30 – ужин

ХВ: 2ч 20м

ЧХВ: 2ч 6м

Пройдено 7,5 км

2.08.2016

7:00- общий подъём

7:40- завтрак

10:06- выход на воду

10:09- прохождение п. Имисев. Порог 2-х ступенчатый с уловом у ПБ между ступенями. Мощные валы. У ПБ и ЛБ есть бочки. Прохождение: Кат1, Кат2, Кат3, далее каякеры. Кат1 встал на страховке в улове между ступенями, остальные проходили порог целиком.

10:20- выходная шивера

10:37- 10:41 прохождение п. Талии. Проходили без осмотра походным порядком. После прохождения встретили группу из Калининграда на стоянке на ЛБ

10:41-10:48- общение с группой из Калининграда

10:58- встали на осмотр п. Хирви. Осмотр проводили с ПБ со стороны стоянки. В нашу (низкую) воду было можно и с ПБ делать осмотр т.к по ЛБ информации можно было получить не больше.

11:18- 11:28- прохождение п. Хирви. Каскад плит с бочками после сливов. Прошли по струе. На выходе из порога справа мелко, плита, камни- уходить влево

12:00- 12:13- отдых

12:26- 12:37- фото на оз. Корпиярви. Вышли в озеро.

13:30- 15:06- обед на острове в оз. Корпиярви

15:31- 15:34- прохождение шиверы на выходе из озера. Шли правой протокой. Мелко. Для разведки прохода вперёд была выслана группа каякеров

15:42- 16:01- фото на мосту через Писту

16:14- 16:30- осмотр п. Таллара по ЛБ. В русле по центру ближе к ЛБ большой камень, за ним бочка, с воды читается плохо. Проход по струе ближе к ПБ

16:31- 16:35- прохождение п. Таллара

16:38- встали на ночёвку на ЛБ в большом улове сразу после п. Таллара. Там стояла группа с детьми. Через 5 минут пошёл очень сильный дождь с грозой. Места хватило всем.

ХВ: 6ч 32м

ЧХВ: 2ч 30м

Пройдено 15,5 км

3.08.2016

9:00 подъём. Прохождение п. Паолла. Катание на нём.

ХВ: 2ч

ЧХВ: 2ч

Пройдено 0,3 км

4.08.2016

8:00 подъём

8:30-9:30- завтрак

10:13- вышли из лагеря (от п. Паолла выше 1-й ступени). В этот день решено было провести радиальный пеший выход до р. Войница по грунтовой дороге пгт Калевала- пос. Войница. В лагере оставил старшим вместо себя Жеглова Алексея, он же был старшим на «покатушках». В радиалку пошли: Быков, Бобров, Смирнов, Бакушина, Годунова. Изменение в маршруте было внесено по соображении безопасности (грозовой период, который не раз ставил группу перед проблемой продвижения по маршруту на р. Писта). Определяющие препятствия были преодолены, нам не хватало около 5 км для выполнения норматива. Поэтому решили добрать эти км. пешей частью. Более того, экипажам катамаранов не было интересно ещё один день катать п. Паолла, в отличии от каякеров.

10:38- вышли на лесовозную дорогу С-Ю

10:50- мост через р. Писта

11:10- 12:01- собирали ягоду

12:12- подошли к стеле с надписью: «Лесная дорога инженера Горохова». Дорога уходит на север.

12:38- подошли к озеру Валкеалампи

12:50-12:55- привал

13:30- р. Войница

13:35-14:05- перекус

14:06- начали движение в обратном направлении

14:50- 15:10- привал на оз. Валкеалампи

16:06-16:16- привал

16:20- мост через р. Писта

16:55- вернулись в лагерь

18:10- обед

21:00- ужин

Антистапель, разбор судов

ХВ: 6ч 42м

ЧХВ: 4ч 41м

Пройдено 23,8 км ( из них в зачёт идут 10,9км)

5.08.2016

Антистапель

7:00- подъём

8:30- завтрак

9:30- 11:30 пешая часть маршрута с вещами до лесовозной дороги

13:03- 13:13 –погрузка вещей в машину

ХВ: 2ч

ЧХВ: 2ч

Пройдено 1 км

Итого активным способом пройдено 104,3 км

4.7 Лоция

Обозначения

УВП - условное время осмотра и прохождения порога (абстрактной достаточно организованной группой с видеофотосъемкой и страховкой).

ВПП - время от конца предыдущего препятствия если у последнего УВП>0 и от начала предыдущего препятствия если УВП=0

СВ - суммарное время от начала похода, включающее набежавшие от начала ВПП и УВП Удобно для планирования дневных переходов и стоянок.

СВВППУВПОбъектОписание
0-05 0-05 0-05 Порог "Сакал" (II). Чайникам можно посмотреть слева. Сходу по струе, избегая навала на правый берег на повороте. Мощные валы. Сразу за порогом - одинокий перекатик
0-15 0-05 0-30 Порог "Захар" (II-III). Желателен осмотр с "ключевого" острова. Сложная система островов. Проход справа от "ключевого" острова. Прямо у острова - бочка. Правее бочки - чистый слив, но выносит на мель. После ещё одной ступеньки (чистый сливчик) выносит в озерко - стоянка на мысу-развилке, идти ПРАВЕЕ мыса - левее протока глухая..
1-10 0-25 0-00 Слив, слева от островка. Перед сливом - микроперекат на выходе из озерка.
1-15 0-05 0-05 Порог "Змеиный" (II). Чайникам можно посмотреть слева. По струе
1-25 0-05 0-05 Порог "Соленый" (II). Чайникам можно посмотреть слева По струе
1-35 0-05 1-30 Падун (III - левая протока, II - правая). Просмотр обязателен. Вскоре после "Соленого" виден скальный лоб на ПБ - там есть стоянка. Напротив лба - болотистый вход в левую протоку, правая протока журчит вдали шиверкой. В правой протоке - косой вал и отлогая шивера. В левой - слив с бочкой, мощная выходная шивера. Перед сливом наваливает на правую скалу гораздо больше, чем кажется с берега. На выходе из шиверы (на левом повороте) держитесь левее - прижимает направо и сажает на обливняки.
3-35 0-30 0-00 2 моста, мелкая шиверка, маневры. Через 5 минут - начало оз. Шуванда.
4-05 0-30 0-00 Конец оз. Шуванда, 2 шиверы Через 10мин - начало разлива, еще через 25мин - конец разлива
4-45 0-40 0-00 Сужение реки, перекат, шивера. -
4-50 0-05 0-00 Мост, порожек. Сразу за мостом перекат, за ним порожек в двух протоках, в левой интереснее (с поворотом). Сходу по струе. Через 5 мин - оз. Мандуярви.
5-35 0-45 0-30 Порог Межозерный (II-III). Осмотр с левого острова. Проход центральной протокой. Три протоки, правая и центральная сливаются вместе. Если идти озеро у ПБ, видно бурлячку и шум только правой протоки. Там мелкая неинтересная шиверка, поэтому лучше сразу идти искать за кустами центральную протоку и чалиться к ее левому берегу. На входе слив, затем очень мощная шивера. Перед сливом наваливает направо на камень. Порог выходит в оз. Хирвасъярви. В нём лучше не заплывать в глубокие заливы у ПБ (они глухие), а плыть у островов(полуостровов).
6-35 0-30 0-00 Выход из оз. Хирвасъярви, пара шиверок. Через 10 мин. - пара перекатов, второй - с поворотом
6-55 0-20 0-00 Шиверка, мост Под мостом - перекат
7-10 0-15 0-15 Шиверы Сначала простая, затем с левого скального берега начинаются мощные. Солидные валы. Сходу. Через 5 мин после окончания - оз. Вихельтаярви. Вдоль правого берега, исток сразу не виден - искать его нужно за болотной травой, не уходя от правого берега.
7-45 0-20 0-00 Выход из оз. Вихельтаярви -
8-45 1-00 0-00 Оз. Пистаярви Между Вихельтаярви и Пистаярви - несколько шивер, сходу. Валы.
11-15 2-30 0-00 Порог "Лужма" на выходе из озера. Валы, сходу. По озеру Пистаярви идти на ЮГ по компасу, острова не совсем совпадают с картой. На ПБ у выхода из озера есть стоянка.
11-30 0-15 0-15 Порог "Семиповоротный" Валы, камни, сходу по струе. Осмотр и страховка с берега малопродуктивны. Разумен проход парами - со взаимостраховкой с воды.
11-50 0-05 0-00 Порог "Одинокое дерево" Проход справа (у ПБ) в чистый слив. За сливом высокий вал, затем выходная шивера.
13-15 1-25 1-30 Порог "Курки" (II-III). Осмотр слева. Бочка на входе, обходимая слева, далее длинная шивера. Слева есть стоянка, так себе. Зато много отличных стоянок есть на длинной части оз. Муасъярви (после "Одинокого дерева").
15-00 0-15 0-00 Порог "Петух" Сходу по струе. Симпатичный вал ("гребешок") очень высоко подкидывает однокорпусные суда... Хорошая стоянка на ЛБ.
15-05 0-05 0-00 Шивера Заметное сужение реки. Сходу про струе.
15-10 0-05 0-00 Порог "Грива"(II). Чайникам лучше осмотреть слева. Два острова, самой левой протоки вначале не видно, но идти надо именно по ней. Сходу по струе. Мощная шивера, бочки.
15-40 0-30 0-00 Озеро Вайкульское -
16-40 1-00 0-00 Выход из оз. Вайкульское -
16-45 0-05 0-00 Мост Через 5 мин - длинная отлогая шивера, плавно переходящая в...
16-55 0-10 1-00 Порог "Фурляляй" (II), можно осмотреть слева. Крутопадающая подковообразная входная шивера, далее - остров с шиверами в обеих протоках, далее струя скользит по каменистому мысу ЛБ, там - глубокий улов, проходим мимо - струя БЬЁТ в следующий скальный мыс ЛБ, левее - глубокий улов - в нем и чалиться. На мысу - стоянка. Порог - эффектная, но слабая бочка у левого берега и чистый слив с валами правее неё. Один из немногих порогов, удобных для катания (сразу за бочкой - чалка в улове). Если не кататься в бочке и не фотографировать (на что я и выделил час), можно идти сходу по сливу. Бочка обходится легко.
18-50 0-55 0-00 Приток слева "Берёзовая аллея"
19-00 0-10 0-00 Оз. Имисъярви справа Узкая протока справа соединяет реку с озером. На карте показано наоборот - узкая река втекает в широкую протоку. Из-за этого мы проскочили Имисев и Талии приняв их за непонятные шиверы - ждали озера.
19-15 0-15 1-00 Порог "Имисев" (II-III). Можно осмотреть справа. Шивера шиверой, можно и сходу идти, по струе. Мощная вода, валы. ВНИМАНИЕ ЧАЙНИКАМ на байдарках! Перечитайте ещё раз предупреждение! После него - две простых шиверы.
20-25 0-10 0-30 Порог "Талии" (II-III). Можно осмотреть справа. Короткий перекат с очень мощными валами. Можно и сходу идти. За ним - простая шивера.
21-05 0-10 0-30 Порог "Хирви" (II-III). Желательно осмотреть заход с ЛБ. Простой перекат на левом повороте, и сразу за ним крутой правый поворот - чалиться к ЛБ. Бочки на входе, лучше просмотреть. Далее - шивера. На выходе - еще одна плита, но слив с воды хорошо виден.
22-10 0-35 0-00 Оз. Корпиярви По карте. Стоянки есть в конце озера, недалеко от выхода, на скальных "лбах".
23-15 1-05 0-00 Порожек на выходе из озера Курс на правый край "зеленого поля". Несколько проток. Простые самая левая (у "поля") и правая. В центре - каменисто и противно.
23-20 0-05 0-00 Мост Можно закончить маршрут, а можно спуститься дальше на самый интересный порог на реке, а потом вернуться.
23-40 0-20 2-00 Порог "Поалла"(III). Осмотр слева. Первая ступень - несложная горка с бочкой, сходу, за ней небольшой плес и вторая ступень, красивая и интересная. Стоянка на ЛБ. Сливы и бочки на любой вкус.
26-10 0-30 0-00 Мост (тот же) Вверх по течению. Обнос первой ступени Поаллы.

Этой лоцией мы пользовались на маршруте. На наш взгляд она достаточно точна.

4.8 Потенциально опасные участки маршрута

п. Падун - представляет сложность для прохождения не только для байдарки и каяка, но и для катамарана.

п. Семиповоротный (каскад шивер) - требует обязательного просмотра для всех типов судов. И организации страховки для байдарок и каяков, т.к. шиверы следуют одна за другой без плесов. Кроме того река на этом участке имеет большой уклон.

п. Поалла. - довольно мощные сливы, внизу третьей ступени стоячая бочка.

Кроме того, на маршруте полностью отсутствует сотовая связь, за исключением моста через р. Писта ниже оз. Корпиярви.

5. Материальное обеспечение группы

5.1 Личное снаряжение

В личное обязательное снаряжение участника входило: каска, спасжилет, стропорез, нижняя часть гидрокостюма, обвязка с усом для самостраховки, немуфтованный карабин, весло, спальник, рюкзак.

5.2 Общественное специальное снаряжение

Катамараны 3, каяки 3, палатки 4, пилы 2, топоры 2, котелки 3, тент 1, морковки 6, запасные вёсла 6, верёвки для причаливания 6.

6 Итоги, выводы, рекомендации

Поход получился. Все вернулись в полном здравии. Группа оказалась на редкость слаженной, каждый в любой момент знал что делать. Река в нашу воду была очень маловодной, пороги интересны, разнообразны, требовали манёвра. У нас было 3 катамарана 2-ки и 3 каяка. Мы учились в разных отделениях школы БУ, поэтому первые 2 дня мы скатывали экипажи и группу в целом. К п. Падун подошли уже группой способной решать самые сложные задачи.Отличное прохождение этого достаточно сложного технически препятствия тому подтверждение.

Наличие судов разного класса требует более тщательного просмотра порогов и страховки.

С погодой нам очень повезло, хотя постоянное наличие грозовых фронтов внесло изменение в график движения и в завершающую стадию маршрута. На маршруте выяснили 4 момента о которых не знали до похода:

1) В д. Тихтозеро больше нет магазина и спутниковой связи,

2) На п. Падун появилась стоянка на острове между протоками, где на наш взгляд лучше проводить разведку, страховку и выставлять сигнальщиков,

3) после п. Талии на ЛБ и на п. Хирви на ПБ есть стоянки (если бы мы об этом знали, то ночёвка 1.08.2016г была бы именно на п. Хирви),

4) на мосту через р. Писта ниже оз. Корпиярви работает теперь и МТС. Желающим ловить рыбу лучше купить лицензии, на оз. Корпиярви при нас оштрафовали группу с детьми за наличие не убранных удочек (лицензии у ребят были, но на этом озере лов полностью запрещён).

По закону группы должны уведомлять погранслужбы о намерении посетить данный район. Для этого достаточно зайти на сайт погранслужбы ps.fsb.ru – >контакты--> карта—>Республика Карелия. Телефоны перед Вами. Только делать это надо заранее. При заброске к месту стапеля нас остановили пограничники, проверили документы, потребовали список группы, спросили об уведомлении погранслужбы о нашем желании посетить данный район.

7. Финансовые траты

НаименованиеКоличествоСтоимость на 1 человека р.итого
Билеты туда 9 2724 24516
Билеты обратно 9 2857 25713
Билет на байдарку 6 236 2124
заброска 9 1000 9000
выброска 9 1223 11000
лицензии 5 111 1000
Продукты и доп. траты 9 3377 30393
итого   11528 103746



8. Картографический материал



9. Фотоматериалы


Экипажи

Кат1- Быков О, Бобров О Кат2- Богданова О, Смирнов Д

Кат3- Бакушина Н, Годунова Ю КНК1- Геронтиди А

НК2- Ланчиков А КНК3- Жеглов А

Порог Змеиный



Кат1




Кат2



Кат3






КНК1

НК2




КНК3

П. Падун

Кат1

Кат2 (вместо Смирнова Д. Жеглов А)

Кат3

КНК1

НК2 здесь видно, что у Алексея сломано весло.

КНК3

п. Межозёрный



Кат1



Кат2




Кат3



КНК1



НК2

(к сожалению КНК3 (Жеглова А) нет фото)

п. Фурфляй (Вайкульский каскад)



Кат1



Кат2



Кат3




КНК1



НК2



КНК3

п. Паолла (2-я ступень)



Кат1



Кат2









Кат3



КНК1




НК2



КНК3

Радиальный выход

«Дорога инженера Горохова»



Озеро Валкеалампи

















Замечания к отчету от МКК:

- не под каждой фоткой указаны участники,

- нет ссылок на раздел отчёта и фотки,

- нет справки об этом походе (только что узнал, что такая в природе есть и требуется),

- нет глобального позиционирования маршрута (схемы маршрута относительно узнаваемого города),

- нет фотки каждого экипажа.


Свежие материалы на сайте:

День открытых дверей Школы базового уровня
19 сентября состоится день открытых дверей Школы водного туризма базового уровня 2017-2018 гг. Мероприятие пройдёт в помещении Турклуба Перово, начало в 18:30. >>> - Подробнее

13 сентября 2017 года   -   Самыкин Антон
Видео Лосево
Видео про водные упражнения на р.Вуокса в июне 2017 года  >>> - Подробнее

18 июня 2017 года   -   Заботина Евгения
Футболки!
Заказ футболок с клубной символикой 2017 >>> - Подробнее

26 марта 2017 года   -   Илья Култаев
 
Главная » Отчеты о походах » Карелия » Писта 2016
" "




© 1972-23.11.2017 РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб Перово)
Политика конфиденциальности обработки персональных данных в РООСРМТ "Туристский клуб"

Новое на сайтеЯндекс цитированияЯндекс.Метрика