Отчет о водном походе 5-й категории сложности по р. Китой

Главная » Отчеты о походах » Саяны, Хамар-Дабан » Китой

Водный поход 5-й к.с.
район похода - Саяны
Нитка маршрута: Москва – Иркутск – р. Китой от первых щек до п. Раздолье – Иркутск – Москва
Сроки похода: 30 июля 2010 года - 15 августа 2010 года
Руководитель: Култаев И.В.


Отчет о водном походе 5-й категории сложности по р. Китой 2010 год

О Т Ч Е Т

о водном путешествии пятой категории сложности

по реке Китой (Восточный Саян, республика Бурятия – Иркутская обл.), совершенном с 30 июля по 15 августа 2010 г.,

Группой туристов при РООСМТ «Туристский Клуб»

Руководитель группы Култаев И.В.

Маршрутная книжка: 18 П

 

МКК ФСТ ОТМ рассмотрела отчет, и считает, что путешествие может быть зачтено  пятой категорией сложности, всем участникам и руководителю.

Москва 2010


Справочные сведения

(Паспорт спортивного похода / путешествия)

 

  1. Проводящая организация – РООСМТ Туристский Клуб (ТК «Перово»)
  2. Россия, Республика Бурятия – Иркутская обл.
  3. Общие справочные сведения о маршруте

 

Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
Общая Ходовых дней
Водный Пятая 221 17 7 30.07-15.08.2010

 

  1. Подробная нитка маршрута: Москва – Иркутск – р. Китой от первых щек до п. Раздолье – Иркутск – Москва
  2. Определяющие препятствия маршрута

 

Уровень воды на протяжении всего маршрута можно охарактеризовать как средний, временами чуть выше среднего. Сплавлялись между двумя дождевыми паводками, один из которых закончился за несколько дней до нашего приезда, второй, после антистапеля, и незначительный подъем уровня воды во время обносов водопадов в верхних и Моткиных щеках.

Вид препятствия Категория трудности Длина препятствия (для протяженных) Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.) Уровень воды, примечания
Пр. 5 Около 50 м В сужении, на небольшом ПП слив около метра, за ним бочка, далее прижим к скале ЛБ. По основной струе, с переходом под внутренний берег
Пр. 19 1,5 км Шивера с постепенно увеличивающимся уклоном. В последней части несколько сливов и бочек По основной струе, с промежуточными чалками и просмотром до водопада
Водопад в «Верхних щеках» первая ступень Около 20 м Крутой желоб в узком, изогнутом скальном коридоре. Большая часть воды, видимо, идет под скалами! За последние 15 лет вода пропилила щель поуже и поглубже. Чаши перед водопадом не стало. Как водопад уже не воспринимается. Вполне возможно, что через десяток другой лет будет переименован в метро.
Водопад в «Верхних щеках» вторая ступень Около 60 метров Горка, зажатая скалами с обеих берегов. В русле большие обливные камни Вариантов прохождения не рассматривали, т.к. изначально собирались обносить.
Порог «Винт» Около 200 м Быстроток, заканчивающийся двумя поворотами русла на 90 градусов, на этом участке падение около 3 метров на 50 метров пути. Т.к. прохождение этого участка сопряжено со значительной потерей времени на обнос вещей по одному берегу а катамарана по другому, + отсутствие возможности организовать страховку для группы из одного катамарана, порог был обнесен по верхней тропе левого берега, вместе с обеими ступенями водопада в верхних щеках.
Безымянный порог в верхних щеках Около 50 м Примерно в 400 метрах от п. «Винт» слив более 1,5 м, зажатый между больших камней; на заходе – большой обливной камень; после слива – навал на глыбу у ЛБ, затем сильный прижим к скальному обломку ПБ Движение по внутреннему краю струи, работа по сохранению курса судна.
Шивера в «Верхних щеках» Около 1 км Много камней в русле, между ними попадаются сливы и бочки Маневрирование между камней
Порог «Выходной» Около 100м после заходной шиверы уклон увеличивается, основная часть – пенная горка, образованная рядом последовательных сливов, после которых стоят бочки манёвр между камнями, пробивание бочек
П. 20 80 м Крута горка с валами и бочками, прижим к скале ЛБ По языку
П. 23 30м Ступенька с бочкой По основной струе
П. 25 80м Несколько последовательных сливов с бочками, прижим к скале ЛБ По внутреннему краю струи
П. 30 150м Сужение русла, заметное увеличение уклона, валы, бочки Маневр между камней, прохождение сливов по языкам
П. 37, 39 100м Оба порога имеют примерно одинаковое описание. Дуга локального ЛП. Левый берег крупногалечная отмель, правый берег, рваные скалы. С правого берега, в обоих случаях напротив основной части порога впадает крутопадающий приток. Заход в пороги по каменистым горкам, в основной части, помимо скальных берегов, присутствуют валуны, между которыми располагаются сливы, а иногда и бочки. По внутреннему краю основной струи.
П. 41 200м Расположен в правой протоке, за правым поворотом сразу после скальных ворот, определяющих начало Мотнкиных щек. Заход осложнен обилием камней, далее протока разгонятся вдоль правого берега, встречаются значительные валы и бочки. Порог заканчивается у слияния проток. Перед этим порогом догнали группу из Обнинска, и договорились о страховке. Проходили по правому краю струи, при этом удалось зацепить только края бочек, расположенных по центру струи.
П.43 300м Каменная горка за ЛП, далее быстроток с большими камнями, в конце сливы между большими обломками и прижим к ЛБ в начале ПП. В основной струе попадаются острые камни без отбойников! Начинали прохождение по чистой струйке левого берега, далее смещались в центр для обхода частокола камней, и вновь уходили к ЛБ, уходя от навала на большие камни в конце порога. Далее чалка в улов ПБ, с уходом от прижима к скале ЛБ, для просмотра следующего порога.
П. 44 200 Сужение русла, мощность потока возрастает. Большой уклон, высокие валы и мощные бочки. Проходили по правой границе струи, стараясь не залезать в центральные части бочек, в конце порога переход под левый берег, для чалки и просмотра П. 45
П. 45 «Палец» 150 Достаточно мощный порог с обилием камней, струя несколько раз переходит с берега на берег. Порог замыкает пологая скала левого берега, которая почти достает до правого. Порог удобен для фото и видео съемки, сложности добавляет повышение берегов после порога и необходимость «Железной страховки» за ним. Т.к. далее расположен П. 46, выход из которого находится уже в ущелье порога водопада.
Проходили по основной струе, лавируя между камнями, бочками и валами.
П. 46, Прог Водопад, П. 47 – П. 63 6 Около 7 км Участок 6-й категории сложности был частично заявлен к прохождению при благоприятных условиях (погода, наличие времени и адекватной страховки) МКК рекомендовала нашей группе обнести этот участок при любом раскладе. Вверху начались грозы, ожидался подъем воды как в Китое, так и в Эхе-Голе. Данный участок было решено обнести полностью.
П. 64 150-200 м Две протоки вокруг галечного острова. Левая мелкая и густо забита камнями, основная протока правая. В ней, постепенное нарастание мощности потока, в конце несколько больших обливных камней образуют смесь котла и воронки (один камень практически останавливает поток, два других направляют воду в яму за первым, при этом высота и мощность потоков разная, что приводит к их дополнительному закручиванию, что с берега читается, но размеры бедствия становятся видны только в момент прохождения), через пару десятков метров ниже бочка через всю реку  после слияния проток, далее около сотни метров быстротока с грядами камней, уловом у левого берега и прижимом за ним. Предполагалось проходить по левому краю основной протоки, при подходе к основной части порога притереться к камням левого берега и миновать котел-воронку слева. При прохождении данную линию движения выдержать не смогли, и были сброшены в котел-воронку, где катамаран был опрокинут.
П. 65 100 м Крутая горка с большими камнями, сливами и бочками Прохождение сливов по языкам. Выпадение руководителя из упоров, без переворота судна
П. 67 50 Слив через все русло, затем прижим к скале ЛБ, на небольшом ПП По внутреннему краю струи
П. 72 60 В скальном коридоре прижим к правому берегу после ряда сливов и бочек При прохождении оторваны два люверса, т.к. сигналами с берега были отправлены под правый берег. Когда осознали, что сигнал ошибочный, полностью уйти от прижима не успели. В результате рама проскользила по выступам скалы.
П. 90-95 «Билютинский каскад» Около 1 км Последовательно пересекающие русло гряды камней, сливы, высокие валы и бочки Соблюдение оптимальной линии движения

 

 

   Содержание

Справочные сведения. 2

(Паспорт спортивного похода / путешествия) 2

Содержание. 8

1.     Общая смысловая идея похода. 9

2.     Варианты подъезда и отъезда. 9

3.     Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.. 10

4.     Изменения маршрута и их причины.. 10

5.     График движения. 10

6.     Техническое описание. 12

30.07.2010 – Москва - Иркутск. 12

31.07.2010 – Иркутск – место стапеля. 12

01.08.2010 – Место стапеля – п. 18. 12

02.08.2010 – п. 18 – п. 19 – обнос за порог «Винт». 12

03.08.2010 – Спуск к реке. 13

04.08.2010 – п. «Выходной» – п. 37. 13

05.08.2010 – п. 37 – п. 45 – Обнос до брода через Эхе-Гол. 13

06.08.2010 – Брод через Эхе-Гол – Обнос до Моткин-Гол. 14

07.08.2010 – Дневка. 14

08.08.2010 – Моткин-Гол - Шумак. 14

09-10.08.2010 – Дневка. 15

11.08.2010 – Шумак – 10 км ниже Дабады.. 15

12.08.2010 – 10 км ниже Дабады – п. Раздолье. 15

13.08.2010 – п. Раздолье – Иркутск. 15

14.08.2010 – Иркутск. 15

13.08.2010 – Иркутск – Москва. 15

7.     Лоция. 15

8.     Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте. 16

9.     Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте. 16

10.        Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация). 16

Групповое и личное снаряжение. 16

11.        Стоимость мероприятия. 17

12.        Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута. 17

13.        Картографические материалы.. 18

14.        Фотографии. 23

 

1.   Общая смысловая идея похода

Основными целями похода были: рыбная ловля (точнее употребление в пищу пойманной рыбы), собирательство (грибы, ягоды) поддержание и совершенствование  техники и тактики сплава, и испытания прототипа катамарана производства Тайм Триал. Короткие сроки, определенные непродолжительностью отпусков не позволяли в полной мере насладиться окрестностями.

 

2.   Варианты подъезда и отъезда

На реки данного региона заброска весьма стандартна. Поезд до Слюдянки, самолет до Иркутска, далее автомобильная заброска.

 

Малая чиленность группы и выбор самолета в качестве транспортного средства на бо’льшее расстояние давали возможность использования нестандартного для большинства групп варианта заброски с использованием такси. Во время подготовки к маршруты были обзвонены ряд фирм, занимающихся заброской туристов и такси в Слюдянке и Иркутске и Ангарске. Из чего был сделан вывод, что не зависимо от состава группы за заброску на Китой хотят 8-13 т.р. Утверждая, что без машины повышенной проходимости там не обойтись, да и та может не доехать. За выброску от поселка Раздолье до Ангарска хотят не менее 1200 рублей. При этом таксистов отпугивает неизвестная им дорога, про которую они слышали, что она плохая, а фирмы, забрасывающие турье, малое количество людей (совесть мешает взять много, а ехать туда за меньшие деньги желания нет. Предлагают скооперироваться, что не всегда получается)

 

Фактическая заброска состояла из следующих этапов:

Самолет Москва – Иркутск 5,5 часов

Маршрутка аэропорт – Ж/Д вокзал (багажное отделение) 20 минут

Электричка Иркутск – Слюдянка 2,5 часа

Такси Слюдянка – стрелка Улзыты и Самарты (+ чуть больше километра вниз вдоль Китоя)(С учетом регистрации в КСС и обеда в поздной) около 4  часов.

Переправа на лошадях через Китой + пара сотен метров до зимника 15 минут

Переезд с караваном полноприводных автомобилей до зимника немного выше впадения Саган-Сайра 40 минут.

Всего, чисто ездовое время: 14 часов

Общее время заброски: примерно сутки (во второй половине дня двинулся в сторону аэропорта, ближе к ночи (по местному времени) встали на стоянку.

 

Выброска осуществлялась из п. Раздолье (можно доплыть и до Ангарска, но погода не располагала). Автобусы ходят несколько раз в сутки до Усолья Сибирского и Ангарска. Автобусная остановка совмещена с магазином № 9, и расположена примерно в километре от берега (общее направление вдоль пешеходного моста, пройти чуть больше двух кварталов). Заказали по телефону такси из Иркутска, и сразу уехали туда.

 

3.   Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Сняться с маршрута, в случае необходимости, можно в верхней части маршрута по вариантам заброски на маршрут. В нижней и средней частях маршрута, по тропам и дорогам вдоль реки. В данном варианте могут встретиться весьма глубокие броды. В середине маршрута возможен уход в долину Шумака, где существует полудикий курорт, были почти регулярные вертолетные рейсы. Есть слух, что данная территория взята в аренду, и туда возможно перестанут пускать.

 

4.   Изменения маршрута и их причины

Верхнюю часть реки шли в режиме экономии времени и решили помимо водопада в «Верхних щеках». Обнести еще и порог Винт, т.к. в этом случае несколько сотен метров обноса не разобранного  судна по крупнокаменным осыпям и скалам + стремная для одного судна перечалка заменялись на обнос разобранного судна и вещей в рюкзаках по хорошей тропе. А время разборки и сборки тестируемого катамарана составляло чуть больше часа.

5.   График движения

Дата Дни пути Участок пути Протяженность, км Чисто ходовое время Определяющие препятствия на участке Метеоусловия
30.07 -
31.07
1 – 2 Москва – Иркутск - Слюдянка – Китой 5319 +350       Переменная облачность, тепло, сухо, местами пыльно
01.08 3 Стапель – п. 18 21 3 П. 5 Переменная облачность, днем тепло, к вечеру похолодало
02.08 4 П18 – п. 19 сплав – обнос за порог «Винт» 6 3 + просмотр и обнос в две ходки П. 19 Переменная облачность,
03.08 5 Спуск к воде, стапель, полудневка 1 Две ходки по 20 минут   Тепло, сухо, рыбно
41490 6 П. «Выходной» - п. 37 27 3 П. «Выходной», пп. 20, 23, 25, 30 Переменная облачность
05.08 7 П. 37 – р. Эхе-Гол 8 Сплав менее часа, пешая часть около часа П. 37, 39, 41, 43-45 «Палец» Первая половина дня переменная облачность, во второй половине дня кратковременные дожди, выше по течению грозы
06.08 8 Полудневка, р. Эхе-Гол – р. Моткин-Гол 7 Две ходки, по 2-3 часа «Брод» Перечалились на другой берег, и организовали паром для параллельной группы Переменная облачность
07.08 9 Дневка       Переменная облачность
08.08 10 Стапель, Моткин-Гол – Шумак 10 Час П. 64, 65, 72 Ясно
09.08 11 Дневка       Переменная облачность
10.08 12 Дневка       Переменная облачность
11.08 12 Шумак – 10 км ниже Дабады 60 7 П. 90-95 «Билютинский каскад» Пасмурно, дожди, гребля немного согревает.
12.08 13  пмс - п. Раздолье 61 7 Разбои, перекаты Дождь
13.08 14 П. Раздолье – Иркутск 100     Дождь с перерывами, вода ночью поднялась примерно вдвое.
14.08 15 Дневка        
15.08 16 Иркутск – Москва 5319      

 


6.   Техническое описание

30.07.2010 – Москва - Иркутск

Во второй половине дня выдвинулись в аэропорт. Собственно перелет занимает 5 часов 30 минут, но к этому времени следует добавить время подъезда к аэропорту, время на регистрацию и прохождение досмотра. Дополнительно некоторое время ожидания было вызвано задержкой рейса

31.07.2010 – Иркутск – место стапеля

Самолет прилетел с опозданием, что привело к сокращению времени ожидания на дальнейшем пути.

Маршрутка до Ж/Д вокзала (часть груза ехала багажкой) едет около 15-20 минут

Багажное отделение  работало, и вещи получили почти сразу. Договориться о частично совместной заброске с группой туристов, следующих в Орлик не получилось, далее отправились на электричке, на которую еле успели.

Поездка на электричке занимает около 2 часов, большую часть времени простояли в тамбуре, по мере рассасывания перебрались в середину вагона. К моменту достижения вокзала электричка уже почти полностью заполняется, т.к. транзитная.

В Слюдянке, договорились о заброске с местным бомбилой на легковой иномарке. И отправились в путь. По дороге зарегистрировались в МЧС (ПСО № 3, п. Кырен (830147) 41-1-53) и пообедали в поздной (хотя по времени это был скорее ранний ужин).

Легковая машина смогла добраться до стрелки Улзыты и Самарты, и еще около километра вниз по Китою. Что не говорит, о том, что подобная машина доедет до сего места в следующем году. По дороге возят золотоносную породу, и могут скоро разбить. С другой стороны, через некоторое время могут улучшить дорогу и на Онот.

Совершенно случайно в этом месте попалась группа бурят, половина из которых собиралась в Монды. Далее, эта часть бурят отравилась в Монды на освободившейся машине, а мы на освободившихся лошадях перебрались на другой берег (по которому далее идет дорога вниз по течению Китоя). Около бурятского жилища подсели к колонне полноприводных автомобилей, следующих на Онот, и через, примерно 40 минут, были на месте стапеля.

01.08.2010 – Место стапеля – п. 18

Проснулись утром по Москве, отстапелились, упаковались и отправились в путь. Около 16-00 по местному времени. Вода средняя, паводок уже сошел. Несколько дней назад, водители, которые довезли нас до места стапеля, говорят еле переезжали через броды.

Остановились у п. 18. Конечно, лучше было пройти в этот день и 19-й, но светлого времени на это могло не хватить. В се препятствия на данном участке проходились сходу, по основной струе. Воды достаточно для комфортного безопасного сплава.

02.08.2010 – п. 18 – п. 19 – обнос за порог «Винт»

Старт около 11. Просмотрели и прошли п. 19 (прохождение заняло несколько минут). После просмотра принято решение не проходить «Винт», а обнести его до кучи, по хорошей тропе левого берега. Антистапель, упаковка четырех рюкзаков, рама состояла из четырех труб, которые не упаковывались, а использовались на пешке в качестве посоха.

Челнок закончили во второй половине дня. Немного увлеклись, можно было найти место для стапеля и выше по течению. Ночевка на левом берегу круто падающего левого притока.

03.08.2010 – Спуск к реке

Спуск к воде по левому берегу ручья был признан  стремноватым. Прошли еще немного по тропе, перебродили ручей, и нашли удобную стоянку в нескольких сотнях метров ниже по течению Китоя. Стапель, рыбалка.

04.08.2010 – п. «Выходной» – п. 37

Большая часть пути не требует просмотра. Просмотр пп. 20, 23, 25, 30 совмещали с разминкой нижних конечностей. На просмотрах видны следы людей и собаки, которыми интересовался медвежонок. Препятствия проходили по основной струе, иногда требуется маневрирование. Просмотр п. 37 плавно перерос в выбор места ночевки.

05.08.2010 – п. 37 – п. 45 – Обнос до брода через Эхе-Гол

Сплав начали с прохождения п. 37, затем загрузили вещи. Сплав до п. 39 занимает несколько минут. Оба порога имеют примерно одинаковое описание. Дуга локального ЛП. Левый берег крупногалечная отмель, правый берег, рваные скалы. С правого берега, в обоих случаях напротив основной части порога впадает крутопадающий приток. Заход в пороги по каменистым горкам, в основной части, помимо скальных берегов, присутствуют валуны, между которыми располагаются сливы, а иногда и бочки. Пороги 37 и 39 внешне очень похожи, основное отличие, это глубина промоины, из которой впадает правый приток. Данные два порога немного мощнее предыдущих, но без проблем проходятся по основной струе. Проходили по внутреннему краю основной струи.

Перед «Каменными воротами», условным началом «Моткиных щек» на горизонте показались катамараны одной из групп, а с ними надежда на страховку в порогах.

П. 41 Проходили правым краем струи правой протоки. В бочки, которые подсасывали четверки параллельной группы, не совались.

П. 43 Каменная горка за ЛП, далее быстроток с большими камнями, в конце сливы между большими обломками и прижим к ЛБ в начале ПП. В основной струе попадаются острые камни без отбойников! Начинали прохождение по чистой струйке левого берега, далее смещались в центр для обхода частокола камней, и вновь уходили к ЛБ, уходя от навала на большие камни в конце порога. Далее чалка в улов ПБ, с уходом от прижима к скале ЛБ, для просмотра следующего порога.

П. 44 Сужение русла, мощность потока возрастает. Большой уклон, высокие валы и мощные бочки. Проходили по правой границе струи, стараясь не залезать в центральные части бочек, в конце порога переход под левый берег, для чалки и просмотра П. 45

П. 45 «Палец» Достаточно мощный порог с обилием камней, струя несколько раз переходит с берега на берег. Порог замыкает пологая скала левого берега, которая почти достает до правого. Порог удобен для фото и видео съемки, сложности добавляет повышение берегов после порога и необходимость «Железной страховки» за ним. Т.к. далее расположен П. 46, выход, из которого, находится уже в ущелье порога водопада.

Проходили по основной струе, лавируя между камнями, бочками и валами.

Собственно сплав на этом участке занял менее часа, но с учетом организации просмотров и страховки чалка у порога «Палец» была уже в обеденное время.

Погода начинала портиться. Группа к которой мы присоседились, уже обнесла свои вещи к броду через Эхе-Гол, а вторя встреченная на п.45 группа имела другие сроки похода. Быстрый антистапель, совмещенный с обедом, упаковка рюкзаков, и к ужину мы вместе со всем барахлом у брода через Эхе-Гол. Точнее на стоянке, в 10 метрах выше брода.

Во второй половине дня погода начала портиться, и после обеда случались кратковременные дожди. Выше по течению Китоя и Эхе-Гола грозы.

06.08.2010 – Брод через Эхе-Гол – Обнос до Моткин-Гол

Т.к. параллельная группа собиралась двигаться в три ходки первую решили пропустить. И устроить полудневку. Рыбалка. В Эхе-Голе рыба есть, но правильнее  было не пытаться поймать последнюю мелочь около брода, а дойти либо до Китоя, либо до чаши под водопадом. Но, хорошая мысля, … К началу второй ходки параллельной группы лагерь было собран, но вода немного поднялась, и желание бродить уменьшилось еще больше. Пообедали, собрали катамаран, перечалились, организовали паром для параллельной группы. Благо для сборки ката нужно только подвязать четыре поперечины.

Пешая часть закончилась довольно поздно. Пришлось воспользоваться опытом хождения с рюкзаками при свете налобных фонариков. Тропа легко читаемая, идет по верхним полкам, иногда обходя локальные холмы с левой стороны. Пересекает русла нескольких притоков. Местами подболочена, но в целом довольно комфортная. Движение несколько усложняется в последней четверти пути, когда тропа переходит уже в долину Моткин-Гола. Здесь предстоит небольшой траверс осыпного склона, преодоление небольшого свежего завала и довольно крутой спуск к полянам, используемым обычно как место стоянки и стапеля.

07.08.2010 – Дневка

Рыбная ловля, грибы и ягоды попадаются довольно редко. Вообще год был довольно аномальным. Кроме ягод и грибов, практически не было комаров и мошек, соответственно и рыба была мельче, но голоднее. Ловилась хорошо.

08.08.2010 – Моткин-Гол - Шумак

Собственно сплав на этом участке занимает около часа. Но нас ждал стапель, спуск судна к воде. В последствии выяснилось, что еще предстоит ждать старта параллельной группы (продолжение рыбалки).

Перечалились на просмотр порога 64. Две протоки вокруг галечного острова. Левая мелкая и густо забита камнями, основная протока правая. В ней, постепенное нарастание мощности потока, в конце несколько больших обливных камней образуют смесь котла и воронки (один камень практически останавливает поток, два других направляют воду в яму за первым, при этом высота и мощность потоков разная, что приводит к их дополнительному закручиванию, что с берега читается, но размеры бедствия становятся видны только в момент прохождения), через пару десятков метров ниже бочка через всю реку  после слияния проток, далее около сотни метров быстротока с грядами камней, уловом у левого берега и прижимом за ним. Предполагалось проходить по левому краю основной протоки, при подходе к основной части порога притереться к камням левого берега и миновать котел-воронку слева. При прохождении данную линию движения выдержать не смогли, и были сброшены в котел-воронку, где катамаран был опрокинут. Один участник самостоятельно выбрался в улов после порога, второй зачалил в него перевернутый катамаран. Страховка морковками не сработала, страхующий катамаран помог причалить перевернутый кат к берегу.

П. 65 Крутая горка с большими камнями, сливами и бочками. Прохождение сливов по языкам. Выпадение руководителя из упоров, без переворота судна. Страхующие суда помогли воссоединиться экипажу. Больше заплывов не было.

Далее до п. 72 проходили пороги с предварительной разведкой, по левому берегу. П. 72, не сложный прижим к скале правого берега после глухого, локального правого поворота. Левая часть струи завалена камнями. Выходя из глухого правого поворота увидели прижим, и вероятно прошли бы его без проблем, но участники зачалившегося за ним катамарана активно показывали, что нужно двигаться направо (как оказалось позже, было несоответствие представлений о сигналах). В результате проскребли высунувшейся поперечиной по скале, и вырвали пару люверсов, что было замечено уже на стоянке. Далее препятствия постепенно упрощаются, и до впадения Шумака остается только любоваться пейзажами.

09-10.08.2010 – Дневка

Выбор между радиалкой к источникам и рыбной ловлей был сделан в пользу рыбалки. Облов окрестностей стоянки был весьма удачен. Немного рыбы даже доехало до дома.

11.08.2010 – Шумак – 10 км ниже Дабады

Погода испортилась, и гребля из скучного занятия превратилась в согревающие процедуры.

Пройдено около 60 км. Можно было пройти и еще немного больше, но дойти до Раздолья за один день маловероятно. Параллельная группа оккупировала баню в Дабады, мы это место проскочили, и ждали их некоторое время ниже по течению у озера, расположенного у правого берега Китоя в нескольких километрах ниже по течению. Вода в озере теплее, чем в Китое, и теплее, чем воздух в этот день. Место довольно симпатичное.

Когда поняли, что ожидание группы попутчиков не имеет смысла, сплавились еще с десяток километров, и встали на ночевку на правом берегу.

12.08.2010 – 10 км ниже Дабады – п. Раздолье

Еще около 60 км. Гребли под моросящим дождем. Гребля продолжает согревать. Кроме дождя радует ветер, почти полностью останавливающий катамаран. Встали на ночевку на острове, за несколько сотен метров до пешеходного моста в п. Раздолье. Дальнейшую водную прогулку до Ангарска решено сменить на заявленный в маршрутке автомобильный выезд. Антистапель, облепиха, …

13.08.2010 – п. Раздолье – Иркутск

Автобусы до Усолья Сибирского и Ангарска ходят несколько раз в день, но дожидаться автобуса было долго, кроме того, из этих пунктов нужно будет добираться до Иркутска на другом автобусе или электричке. Покопавшись в записной книжке, заказали такси из Иркутска. (Наши телефоны в районе остановки не ловили, а бегать на мост, откуда, раньше, иногда можно было дозвониться, под дождем не хотелось) Воспользовались добротой местного жителя, который дал позвонить со своего мобильника (есть региональная сеть, с которой видимо, не договорились операторы большой тройки)

Такси обошлось в 2000 р, билеты на автобус почти на порядок дешевле, но в довесок к такси получили пустую квартиру для просушки вещей с душем и кухней более чем на сутки.

14.08.2010 – Иркутск

Сушка и переупаковка барахла, отправка багажа с группой туристов отправляющихся в Москву на поезде, посещение рынка, кино, …, сборы

13.08.2010 – Иркутск – Москва

Обратный рейс прошел по расписанию. Здравствуй смог… Хотя говорят, что основную часть задымления мы таки пропустили.

7.   Лоция

В походе использовались хрестоматийные лоции данного маршрута: http://lib.ru/TURIZM/kitoj.txt Дмитрий Кувалин

http://www.skitalets.ru/water/2007/kitoi_krivonos/index.htm Андрей Кривонос

8.   Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

 

К потенциально опасным, можно отнести следующие препятствия и явления на данном маршруте.

 

9.   Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

 

10.               Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация).

 

 Групповое и личное снаряжение

 

Из особенностей снаряжения в данном походе были относительная минимизация веса и объема снаряжения и испытуемый катамаран. Несмотря на все ухищрения, выходной вес снаряжения и продуктов был 81 кг на группу (общественное и личное снаряжение + еда на весь поход).

Испытуемый катамаран представляет собой две монобалонные гондолы, связываемые четырьмя поперечинами. Отсутствие внутренних баллонов и шкур экономит вес и время на сборку катамарана, секционированная выкройка позволяет иметь относительно плоские (широкие и низкие) баллоны без необходимости растягивать гондолы рамой. Кроме того, секционирование позволяет иметь несколько отдельных емкостей в баллоне, что повышает его живучесть. В итоге, продольный набор катамарану НЕ НУЖЕН, и рама состоит из четырех поперечин (примерно 4 кг) Время сборки катамарана около часа, что при доводке конструктива может сократиться до 10-15 минут.

Во время похода выявилось еще два положительных момента отсутствия продольной рамы. Если катамаран застревает в бочке, а набегающая струя давит на корму, катамаран не высвечивает, корма немного подгибается, и выдавливает катамаран из бочки. (Особенно, если он недостаточно надут) Второй положительный момент всплыл, когда мы немного расслабились, нас раскантовало и протянуло лагом между двумя камнями, при этом, расстояние между камнями было меньше длинны катамарана. Вместо поломки рамы или оверкиля баллоны немного сыграли, и просочились.

 

 

11.               Стоимость мероприятия

Затраты на чел., рублей на гр. рублей
Билет Москва – Иркутск и обратно(самолет) 16500 33000
Продукты 3000 6000
Автомобильная заброска 4000 8000
Выброска 1000 2000
Итого 24500 49000

 

12.               Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

 

 

 

13.               Картографические материалы

Карта 1                  Обзорная схема маршрута

Обзорная схема маршрута

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

14.               Фотографии

Катамаран - вид c носаКатамаран - вид с кормыВ пороге 45 'Палец'В пороге 64

Google


Свежие материалы на сайте:

День открытых дверей Школы базового уровня
19 сентября состоится день открытых дверей Школы водного туризма базового уровня 2017-2018 гг. Мероприятие пройдёт в помещении Турклуба Перово, начало в 18:30. >>> - Подробнее

13 сентября 2017 года   -   Самыкин Антон
Видео Лосево
Видео про водные упражнения на р.Вуокса в июне 2017 года  >>> - Подробнее

18 июня 2017 года   -   Заботина Евгения
Футболки!
Заказ футболок с клубной символикой 2017 >>> - Подробнее

26 марта 2017 года   -   Илья Култаев
 
Главная » Отчеты о походах » Саяны, Хамар-Дабан » Китой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.





© 1972-24.11.2017 РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб Перово)
Политика конфиденциальности обработки персональных данных в РООСРМТ "Туристский клуб"

Новое на сайтеЯндекс цитированияЯндекс.Метрика