Отчет о сплаве по р. Кодор, январь 2013 (респ. Абхазия)

Главная » Отчеты о походах » Кавказ » Отчет о сплаве по р. Кодор, январь 2013 (респ. Абхазия)

Водный поход 2 с эл. 3 к.с.
район похода - Кавказ
Нитка маршрута: г. Москва – г. Сухум – с. Чхалта (стапель) – р. Кодор (уровень воды низкий) – пор. Камни Чхалты – пор. Канатка – с. Земо-Лата (Верх. Лата) – пор. Багатское ущ. – с. Васильевское – устье р. Кодор – заброшенный санаторий (антистапель) – г. Сухум – г. Москва.
Сроки похода: 30 декабря 2012 года - 8 января 2013 года
Руководитель: Самыкин А.В.


Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута 2 с эл. 3 категории сложности по реке Кодор (республика Абхазия), совершенном группой туристов РООСМТ «Туристский Клуб» в период с 30 декабря 2012 г. по 8 января 2013 г.

Региональная общественная организация содействия развитию молодежного туризма «Туристский Клуб»


ОТЧЕТ

о прохождении водного туристского спортивного маршрута

2 с эл. 3 категории сложности по реке Кодор (республика Абхазия)

совершенном группой туристов РООСМТ «Туристский Клуб»

в период с 30 декабря 2012 г. по 8 января 2013 г.

 

 

Маршрутная книжка № 1/4-202

Руководитель группы: Самыкин А.В.

Адрес, телефон, e-mail руководителя: г. Москва, Турклуб Перово, http://tk-perovo.ru/

 

 

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю 2 с эл. 3  категорией сложности.

 

Москва 2013 г.

 

Оглавление

Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия). 3

Общие справочные сведения о маршруте. 3

Определяющие препятствия маршрута. 3

Список участников. 3

Общая идея похода (путешествия). 4

Варианты подъезда и отъезда, порядок получения пропусков. 4

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты. 5

Изменения маршрута и их причины.. 5

График движения. 6

Техническое описание. 6

Координаты мест ночевок и определяющих препятствий. 13

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте. 13

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте. 13

Географическая и климатическая характеристика района. 14

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута. 16

Список литературы.. 17

Карта сплавной части маршрута (М 1:200 000). 18

Профиль высот сплавной части маршрута. 19

 

Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

Проводящая организация: Региональная общественная организация содействия развитию молодежного туризма «Туристский Клуб», г. Москва, ул. Металлургов, д. 5, (495) 306-32-73, www.tk-perovo.ru.

Место проведения: республика Абхазия.

Общие справочные сведения о маршруте

Дисциплина (вид туризма)

Категория сложности

Протяженность активной части, км

Продолжительность, дней

Сроки проведения

Общая часть

Активная часть

Водный

2 с эл. 3

76,9

10

4

с 30.12.2012 г.

по 8.01.2013 г.

Нитка маршрута: г. Москва – г. Сухум  – с. Чхалта (стапель) – р. Кодор (уровень воды низкий) – пор. Камни Чхалты – пор. Канатка – с. Земо-Лата (Верх. Лата) – пор. Багатское ущ. – с. Васильевское – устье р. Кодор – заброшенный санаторий (антистапель) – г. Сухум – г. Москва.

Карта маршрута, с указанием определяющих препятствий и мест ночевок (М 1:200 000), а также профиль высот в Приложении 1.

Определяющие препятствия маршрута

Вид

препятствия

Категория

трудности

Длина, км

Характеристика препятствия

Порог

3

0,05

Камни Чхалты – быстрина с прижимом на крупные камни в правой части русла, уровень воды низкий

Порог

3

0,15

Канатка – в первой ступени: разгонная шивера с полуобливными камнями и огромным камнем в центре русла, во второй: каменная гряда, затем  выходная шивера, уровень воды низкий

Порог

3

0,15

Багатское ущ. – входная шивера, затем поток, отражаясь от скалы ЛБ, образует прижим в карман ПБ, уровень воды низкий

Список участников

п/п

ФИО, год рождения

Туристский опыт

Обязанности в группе, на судне

Распределение по судам

1

Андреевская П.А.

3У Теберда – Аксаут – Б. Зеленчук, 3У Урик, н/к с эл. 2 Р Ю. Шуя

Медик, капитан

Raftmaster ГоШа 2

2

Волкова В.В.

ПВД

Экскурсовод, матрос

ТаймТриал Катамаран-4

3

Кологривова Н.А.

2 У Мста, 3 У Лоймоланйоки – Уксунйоки

Штурман, матрос

Raftmaster ГоШа 2

4

Коток П.Е.

3 У Кереть

Завхоз, матрос

ТаймТриал Катамаран-4

5

Крутиков В.А.

3 Р Кереть

Хронометрист, матрос

ТаймТриал Катамаран-4

6

Нестурх С.Ю.

3 У Чирка-Кемь (б/с), 4 У Улуг-О (б/с), 3 Р Тумча (б/с)

Снаряженец, капитан

Raftmaster FOX-2T

7

Нестурх Ю.С.

3 У Чирка-Кемь (б/с)

3 У Тумча (б/с)

Хронометрист, матрос

Raftmaster FOX-2T

8

Пономарева М.К.

3У Умба, 3 У Уксунйоки – Тохмайоки, 4 У Урик

Финансист, капитан

Вольный Ветер Каскад-2

9

Самыкин А.В.

4 У Урик, 3 У  Аксаут – Б. Зеленчук – Теберда, н/к с эл. 2 Р Мста

Руководитель, капитан

ТаймТриал Катамаран-4

10

Терновский Ю.А.

3 У  Аксаут – Б. Зеленчук – Теберда, 2 У Мста

Реммастер, матрос

Вольный Ветер Каскад-2

Руководитель: Самыкин А.В., г. Москва

Адрес хранения отчета                                             , в электронном виде на сайте http://tk-perovo.ru

Поход рассмотрен МКК                                                                                                                                         


Общая идея похода (путешествия)

После прохождения аналогичного маршрута в октябре 2012 г., было решено повторить его по малой воде, с группами, не имеющими опыта прохождения динамичных Кавказских рек. Две группы турклуба Перово шли параллельно, особое внимание уделялось оценке постоянно меняющейся обстановки на реке и выработке соответствующей тактики движения, а также организации безопасности в условиях горного рельефа.

 

Варианты подъезда и отъезда, порядок получения пропусков

Из России попасть в республику Абхазия можно через пограничный пост «Псоу». Гражданам РФ для пересечения границы достаточно общегражданского паспорта, в заграничный паспорт могут поставить штамп, из-за которого возможны проблемы при посещении Грузии.

Пересечь границу можно по железной дороге на поезде Москва – Сухум (идет почти 2 суток), либо на электричке Адлер – Сухум (туда 7:30 – 12:18, обратно 17:45 – 22:50, по состоянию на осень 2012 г). Пешим туристам нужно добраться до остановки «Казачий рынок» или «Псоу» и пройти через КПП, что занимает от 30 мин, до 2 ч и больше, в зависимости от сезона. Личный автотранспорт и рейсовые международные автобусы (до Москвы, Нальчика, Владикавказа, Ростова, Крымска, Краснодара) пересекают границу по автомобильному мосту, в среднем, чуть дольше, чем пешеходы.

Все прибывающие на территорию Абхазии туристы и их транспортные средства должны быть зарегистрированы в течение трех суток, теоретически сотрудники милиции могут проверить регистрацию, однако доказать, что трое суток с момента вашего въезда  прошло почти невозможно (при условии, что у вас нет штампа в загранпаспорте).

Также при въезде могут попытаться продать обязательную страховку «Абхазгосстрах», стоимость для прибывающих на срок до 3 суток – 30 руб, до 30 суток – 250 руб и т.д., на срок свыше 183 суток – не требуется. (Устинов, 2011)

Для существенной экономии денег на телефонных звонках, можно купить SIM-карту одного из местных сотовых операторов A-Mobile или Aquafon, по нашим наблюдениям в Кодорском ущелье связь лучше у Aquafon.

Дополнительную информацию, а также карты Абхазии, включая бесплатную векторную карту для навигаторов Garmin, можно найти на сайте http://abkhazia.travel/map

Кодорское ущелье расположено в верхнем течении реки Кодор, на северо-востоке от г. Сухум. После серии инцидентов, Абхазия восстановила в 2008 г. контроль над ущельем. В настоящее время территория разминирована, о чем свидетельствуют таблички The HALO Trust, и охраняется смешанными российско-абхазскими войсками. Доступ в ущелье осуществляется по пропускам, в перспективе планируется создание национального парка.

Пропуска в Кодорское ущелье можно оформить самостоятельно, но для этого нужно личное присутствие и дополнительное время. (Князева, 2010)

Также можно воспользоваться услугами посредников. Свои услуги по оформлению пропусков и организации заброски предлагают: Тимур (940) 925-01-20, shap_ka@mail.ru) и Андрей (www.turpohodnik.ru, (940) 713-10-02, aktiv-turizm@mail.ru). Отзывы об их работе весьма разнообразные (Князева, 2010) (Левашов, 2012), мы воспользовались предложением Тимура, который организовывал нам заброску осенью. В стоимость вошло оформление пропусков, заброска до с. Чхалта (слияние р. Чхалта и р. Кодор), а также выброска от заброшенного санатория не далеко от  устья р. Кодор.

 

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

От с. Квемо-Ажара вдоль правого (по течению) берега р. Кодор идет дорога. Вплотную к реке она выходит в жилом поселении Лата. Возле туннеля в ск. Багатская находится КПП, через 15 км река выходит в населенную  долину.

В качестве запасного варианта, в случае неполучения пропусков, рассматривался сплав от ск. Багатская, с радиальным выходом к оз. Амткел.

 

Изменения маршрута и их причины

Пропуска в Кодорское ущелье выдали при условии, что мы начнем сплав от с. Чхалта.

После обострения старой травмы колена Волкова В.В. была снята с маршрута 03.01.13 г. и вывезена от пор. Багатское ущ. в г. Сухум, в сопровождении Терновского Ю.А.

Далее на катамаране Вольный Ветер Каскад-2 шел экипаж Пономарева М.К. (капитан), Коток П.Е., на ТаймТриал Катамаран-4 экипаж Самыкин А.В. (капитан), Крутиков В.А. Для повышения уровня безопасности была отменена дневка, а остаток маршрута разбит на два ходовых дня, с дополнительной ночевкой близ с. Владимировка.

 

 График движения

 

Техническое описание

Условные сокращения:

К-2-1 – катамаран двухместный Raftmaster ГоШа 2, экипаж: Полина А. (капитан), Наталия;

К-2-2 – катамаран двухместный Raftmaster FOX-2T, экипаж: Сергей (капитан), Юлия;

К-2-3 – катамаран двухместный Вольный Ветер Каскад-2, экипаж: Мария (капитан), Юрий;

К-4 – катамаран четырехместный ТаймТриал, экипаж: Антон (капитан), Василиса, Владимир, Полина К.

После пор. Багатское ущ.:

К-2-3 – Мария (капитан), Полина К.;

К-4 – Антон (капитан), Владимир;

С, В, Ю, З – север, восток, юг, запад;

ЛБ, ПБ – левый/правый (здесь и далее – по течению реки) берег;

ЛП, ПП – левый/правый поворот (по течению реки);

КрЛП, КрПП – крутой левый/правый поворот;

ХВ (ходовое время) – общее время, потраченное на прохождение маршрута;

ЧХВ (чистое ходовое время) – время, потраченное на сплав, без учета времени на отдых, просмотр препятствий, организацию страховки, фото/видео съемку и т.п.

Дата: 30-31 декабря 2012 г.

День пути: 1-2

Г. Москва – г. Сухум (ж/д)

30 декабря 2012 г. в 15:32 обе группы выехали с Курского вокзала на поезде 075CA Москва – Сухум. Первые два дня прошли в поезде, Новый год встретили на станции Горячий Ключ.

Дата: 01 января 2013 г.

День пути: 3

Погода, °C (утро/день/вечер):

-

+6…+8

-4…-5

г. Сухум – КПП – с. Чхалта (стапель)

Расстояние: 82,6 км (а/м)

ХВ: 7:05

ЧХВ: -

10:10 – Поезд прибыл на вокзал г. Сухум.

Встретились с Тимуром и сопровождающим из Госкомитета по курортам и туризму, а также группой турклуба МГУ, для совместной заброски. Изначально планировался стапель у моста в с. Квемо-Ажара, однако разрешение дали только на сплав от с. Чхалта.

11:10 – Погрузились в автобус ПАЗ (Фото 1) и выехали на стапель.

13:40 – После Багатского туннеля отметились на КПП, проверка пропусков и документов заняла около 15 мин.

17:18 – Приехали на место ночевки (с. Чхалта). Дорога сильно разбита, добирались почти 6 ч (Фото 2). ПАЗ периодически цеплял за неровности задним свесом, УАЗ и Газель двигались намного быстрее.

Полузаброшенное село Чхалта расположено на высоком ПБ у слияния р. Чхалта и р. Кодор (Фото 3). На въезде в село дорога круто поворачивает направо и спускается к большой поляне, огороженной старым забором, от неё до реки около 100 м по каменистому берегу. На поляне разместились три группы, дров мало, жгли плавник и остатки забора.

Поставили лагерь поляне и тут же начали стапель (Фото 4). После заката, в низине у реки резко похолодало, к ночи температура опустилась до -4…-5 °C.

21:00 – Ужин.

00:00 – Отбой.

Дата: 02 января 2013 г.

День пути: 4

Погода, °C (утро/день/вечер):

0

+6…+8

0

с. Чхалта (стапель) - пор. Камни Чхалты – пор. Канатка - место ночевки (1,5 км выше с. Земо-Лата (Верх. Лата)

Расстояние: 11,7 км

ХВ: 3:30

ЧХВ: 1:41

8:00 – Подъем дежурных.

9:00 – Подъем группы.

10:00 – Завтрак.

После завтрака группа доделывала стапельные работы.

14:30 – Вышли на воду. Уровень воды низкий, большинство препятствий трудноопределимо, т.к. слабо выделяется на общем фоне реки (Фото 5).

На солнце тепло, в тени температура резко падает, на берегу лежит иней.

Порядок движения: К-2-1, К-2-2, К-4, К-2-3.

14:50 – пор. Камни Чхалты (3 к.т.) – начинается через 700 м после впадения р. Чхалта. Участок быстрого течения на плавном ЛП, в правой части русла прижим на крупные камни (Фото 6). Осмотр возможен по ЛБ, страховка из улова ПБ.

При низком уровне воды сложность не превышает 2 к.т., прошли с ходу походным порядком по левой части русла.

Почти сразу за порогом подвесной мост (Фото 7), на ПБ приток Зима и одноименное село.

15:25 – Техническая стоянка.

15:45 – Вышли на воду.

16:03 – Техническая стоянка, вместе с параллельной группой, перекус.

16:27 – Вышли на воду

16:43 – пор. Канатка (3 к.т.) Чалка для просмотра на ЛБ. Порог разделяют на две ступени:

1 ступень – на входе шивера, затем русло постепенно сужается и делает ЛП, в струе у ПБ нескольких полуобливных камней, затем огромный камень по центру русла (Фото 8). В улове ЛБ за камнем можно организовать страховку.

2 ступень – после впадения с ЛБ р. Вямиш русло перегораживает гряда камней (на ПБ за камнями  улово для страховки), затем выходная шивера на ЛП.

Не смотря на низкий уровень воды, порог, на наш взгляд, соответствует 3 к.т. Страховку первого экипажа осуществляла соседняя группа, порядок прохождения: К-2-2 (Фото 9), К-2-1 (Фото 10), К-4 (Фото 11), К-2-3. При прохождении старались держаться центра русла, камень в конце 1 ступени обходили по ЛБ (экипаж К-2-1 по ПБ).

17:48 – Закончили прохождение пор. Канатка. Группа собралась в улове ПБ, перед выходной шиверой.

18:00 – Встали на ночевку в лесу на ЛБ, не доходя 1,5 км до с. Земо-Лата (Верх. Лата). Много дров и колючей ежевики.

20:00 – Ужин.

22:00 – Отбой.

Дата: 03 января 2013 г.

День пути: 5

Погода, °C (утро/день/вечер):

+1…+2

+8…+10

+1…+2

Место ночевки (1,5 км выше с. Земо-Лата (Верх. Лата) – пор. Багатское ущ. – место ночевки (1 км ниже р. Амткел)

Расстояние: 24,6 км

ХВ: 5:50

ЧХВ: 3:04

8:00 – Подъем дежурных.

9:00 – Подъем группы, завтрак.

12:00 – Вышли на воду.

13:15 – Русло в очередной раз разбивается на две протоки. В правой небольшой  прижим на огромный камень, затем островные разбои с шиверами.

13:30 – Подвесной мост, с. Лата (Фото 12).

13:48 – Обед на солнечном ПБ.

14:48 – Вышли на воду, почти сразу прижим к ЛБ.

15:00 – Тех. стоянка на ЛБ.

15:15 – Вышли на воду

15:24 – Тех. стоянка на ЛБ. У Василисы обострилась старая травма левого колена, после мед. осмотра решено идти дальше.

15:46 – Вышли на воду.

16:10 – пор. Белокаменный – русло сужается между крупными известняковыми глыбами белого цвета, на ПБ вдалеке виден вход в Багатский туннель (Фото 13). Прошли с ходу, походным порядком.

16:17 – пор. Багатское ущ. (3 к.т.) В ход в ущелье, образованное резко поднимающимися высокими скалами, виден издалека. Просмотр возможен с каменистой отмели ПБ (Фото 14), можно подойти к самому прижиму. Порог начинается с входной шиверы на ПП, с навалом на скалы ЛБ, затем русло входит в ущелье, поток, отражаясь от скалы ЛБ, образует прижим в карман ПБ. За прижимом течение ослабевает, у  отмели в левой части русла можно организовать страховку.

При малом расходе прижим не представляет опасности, однако траверс прижимной струи необходимо начинать заблаговременно.

Страховку первого судна осуществляла соседняя группа, порядок прохождения: К-2-2 (Фото 15), К-2-3 (Фото 16), К-2-1 (Фото 17), К-4. Входную шиверу шли по правой части русла, при входе в ущелье заранее начинали маневры по траверсу струи, создающей прижим.

17:03 – Закончили прохождение пор. Багатское ущ.

17:07 – Встали на ПБ за ущельем. Тропинка от стоянки поднимается к дороге и мосту через Багатское ущ. (Фото 18), там же расположен КПП. За Багатским ущ. дорога уходит в сторону, следующая возможность аварийного схода с маршрута представится только после выхода реки на равнину (~15 км).

Из-за травмы колена решено снять с маршрута Василису и отправить их вместе с Юрой в г. Сухум с помощью Тимура. В связи с нехваткой места для возможной ночевки К-2-1 и К-2-2 отправлены вместе с соседней группой на запланированную стоянку 1 км ниже р. Амткел. Планируется, что К-2-3 и К-4 догонят группу, после того как удостоверятся, что Василису с Юрой забрали.

17:50 – Экипажи К-2-1, К-2-2 встали на ночевку вместе с соседней группой 1 км ниже впадения р. Амткел.

После наступления сумерек стало ясно, что экипажи К-2-3, К-4 заночуют в Багатском ущ.

19:30 – Ужин.

22:00 – Василису и Юру отправили на машине в г. Сухум.

22:10 – Отбой.

Дата: 04 января 2013 г.

День пути: 6

Погода, °C (утро/день/вечер):

+1…+2

+12…+15

+5

Место ночевки (1 км ниже р. Амткел) – место ночевки (с. Владимировка)

Расстояние: 25,8 км

ХВ: 3:53

ЧХВ: 2:53

8:00 – Подъем дежурных.

9:00 – Подъем группы, завтрак.

12:00 – К-2-3, К-4 вышли со стоянки в Багатском ущ., их экипажи изменились следующим образом:

К-2-3 – Мария (капитан), Полина К.;

К-4 – Антон (капитан), Владимир.

12:30 – Группа объединилась на стоянке 1 км ниже р. Амткел (Фото 19).

13:04 – Вышли на воду вместе с соседней группой.

Русло сужается, река петляет между отвесными берегами, частые шиверы, перекаты, иногда довольно мощные прижимы.

После выхода на равнину русло становится широким, появляются разбои, мелководные шиверы и отмели. В воде много техногенного мусора (останки техники и различных конструкций).

Потеплело, солнце греет до самого заката, прекратились ночные заморозки.

14:14 – Встали на обед вместе с соседней группой.

15:08 – Вышли на воду, небо затянуло облаками.

16:11 – Прижим на разрушенный волнорез ПБ. Волнорезы из бетонных блоков, в которых, как в кадках, растут деревья, видны издалека и находятся чуть ниже с. Чала (с воды не видно). Мощная струя идет по внешнему радиусу КрЛП и создает прижим на бетонные блоки с арматурой у набережной ПБ, за блоками улово, выход из которого затруднен мощной сбойкой струи. Просмотр и страховка с ЛБ.

Проходили по отмели ЛБ, порядок прохождения: К-4 (Фото 20), К-2-3 (Фото 21), К-2-1 (Фото 22), К-2-2 (Фото 23).

16:17 – Прошли прижим.

16:57 – Встали на ПБ вместе с соседней группой, чуть ниже с. Владимировка (с воды не видно). За галечным берегом поляна на две группы, много плавника (Фото 24).

18:00 – Ужин.

Не далеко от лагеря обнаружили костер, с учетом близости жилого села решено организовать  ночные дежурства по два человека с 22:00 до 8:00.

Дата: 05 января 2013 г.

День пути: 7

Погода, °C (утро/день/вечер):

+5

+12…+15

+5, дождь

Место ночевки (с. Владимировка) – устье р. Кодор – заброшенный санаторий (антистапель)

Расстояние: 14,9 км

ХВ: 2:55

ЧХВ: 2:03

8:00 – Подъем дежурных.

9:00 – Подъем группы, завтрак.

11:40 – Вышли на воду.

12:10 – ЛЭП.

12:33 – А/м мост (трасса М-27), затем ж/д мост.

12:36 – Тех. стоянка за ж/д мостом (Фото 25).

12:46 – Вышли на воду.

Сразу за ж/д мостом по берегам лежат ж/д вагоны, используемые в качестве волнорезов, прижиматься к берегам опасно (Фото 26)!

Через 2,3 км река уходит на ЮЗ по новому руслу (на карте в Приложении 1 приведена часть GPS трека от ж/д моста).

13:18 – Тех. стоянка перед выходом в море.

14:00 – Вышли в море, преодолев небольшой прибой.

14:35 – Встали на ночевку на территории заброшенного санатория (с. Варча), пройдя 1,5 км на СЗ от устья р. Кодор вдоль берега моря (Фото 27).

15:30 – Обед.

Общий лагерь поставили на поляне, перед разрушенным зданием санатория (Фото 28), там же разбирали суда (Фото 29). Дров много, но горят они плохо. Недалеко от стоянки заброшенные сады с мандаринами и хурмой (Фото 30).

Чуть позже, рядом встала догнавшая нас группа МГУ.

Договорились с Тимуром о выброске в 11:30 следующего дня.

19:00 – Начался дождь, ливший всю ночь.

20:00 – Ужин.

21:00 – Отбой.

Дата: 06 января 2013 г.

День пути: 8

Погода, °C (утро/день/вечер):

+5

+12…+15

-

Заброшенный санаторий (антистапель) – ж/д вокзал г. Сухум

Расстояние: 25 км (а/м)

ХВ: 1:10 (а/м)

ЧХВ: -

8:00 – Подъем дежурных.

9:00 – Подъем группы, завтрак.

Сбор лагеря, к 11:00 обе группы сидят на рюкзаках и готовы к выброске (Фото 31).

12:00 – Приехал автобус, опоздавший из-за поломки. Грузимся.

13:10 – Приехали на ж/д вокзал г. Сухум (Фото 32), попутно заехав в магазин.

14:00 – Поезд 076CA Сухум – Москва.

Дата: 07-08 января 2013 г.

День пути: 9-10

г. Сухум – г. Москва (ж/д)

08 января 2013 г. 11:20 – Поезд прибыл на Курский вокзал.

Координаты мест ночевок и определяющих препятствий

Широта

Долгота

Описание

N43°05'36"

E41°40'45"

Место ночевки 01.01.13 г., стапель

N43°05'29"

E41°40'16"

пор. Камни Чхалты

N43°03'44"

E41°35'45"

пор. Канатка

N43°02'59"

E41°34'35"

Место ночевки 02.01.13 г.

N43°01'41"

E41°22'41"

пор. Багатское ущ.

N43°01'45"

E41°22'24"

Место ночевки экипажей К-2-3, К-4 03.01.13 г.

N43°00'45"

E41°20'27"

Место ночевки экипажей К-2-1, К-2-2 03.01.13 г.

N42°52'52"

E41°13'56"

Место ночевки 04.01.13 г.

N42°49'34"

E41°07'30"

Место ночевки 05.01.13 г., антистапель

 

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

На пор. Багатское ущ. просмотр обязателен, под скалу ПБ может затянуть катамаран. (Левашов, 2011)

На участке от Багатского ущ. до выхода на равнину (~15 км) затруднен аварийный выход с маршрута.

После выхода реки из Кодорского ущ. на равнину, в русле часто встречается техногенный мусор.

Морскую часть необходимо планировать с учетом погодных условий. (Левашов, 2009)

 

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте

В с. Чхалта можно увидеть развалины крепости, в с. Земо-Лата (Верх. Лата) подвесной мост и остатки средневековой церкви. Через 2,8 км после живописного Багатского ущ. впадает приток Амткел, по руслу которого можно добраться до одноименного села, а оттуда до оз. Амткел. После выхода из Кодорского ущелья, река протекает мимо с. Атара-Армянская, где над 40-метровым обрывом видны остатки Кодорской крепости. Сохранились стены, возведенные из булыжника, ворота и 15-метровая башня рядом с ними. В с. Дранда, недалеко от обрывистого берега р. Кодор, находится действующий Драндский (Успенский) собор (VI-VII вв.) Раньше при соборе действовал монастырь, на данный момент в его зданиях расположена единственная в Абхазии тюрьма. (Устинов, 2011)

 

Географическая и климатическая характеристика района

Кодорский хребет – наиболее протяженный (около 100 км) и разветвленный хребет Абхазии. Он отходит от Главного Кавказского хребта восточнее вершины Гвандра и сопровождает полноводный Кодор до Черного моря. В северной части хребет служит водоразделом крупнейших рек Западного Кавказа – Кодора и Ингури. (Бондарев, 1981)Высота: от 1300 до 3984 метров. Климат влажный, зимы снежные. Ежегодно выпадает от 1600 до 2000 мм осадков (120 мм в январе, 160 мм в апреле, 180 мм в июле, 160 мм в октябре). 30 суток в году идут ливневые дожди. Примерно 180 суток ущелье скрыто снежным покровом. Средняя температура в январе: −3, в апреле: 3, в июле: 14, в октябре: 5. Средняя максимальная температура (июль): 28 °C. В долине расположено два горных села — Ажара и Лата, которые состоят из множества малых посёлков. Согласно данным переписи 2002 года в долине проживало 1956 человек, из которых 1912 были этническими грузинами (сванами). (Википедия, 2012)

Кодор – вторая крупная река Абхазии, образуется от слияния рек Сакен и Гвандра. Протяженность Кодора составляет 105 км (вместе с Сакеном), он берет свое начало на высоте 3200 м, собирая воду от ледников и снежников Главного хребта Большого Кавказа и Сакенского хребта. В среднем течении Кодор протекает в отложениях известняков, при этом долина реки сужается порой до десятков метров. Берега образуют над рекой отвесные Багатские скалы, поднимающиеся на высоту 600-700 м над уровнем моря. Бассейн реки Кодор по площади превосходит все реки Абхазии – он составляет 2051 км², а среднегодовой сток - около 144 м³/сек. (Дбар, 2010)

 

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Группа прошла интересный маршрут, с пользой для подготовки к новому сезону провела новогодние каникулы.

Процедуру получения пропусков в Кодорское ущелье необходимо начать как можно раньше и обязательно держать под контролем, даже в случае использования услуг посредников. Для ускорения процесса желательно иметь подписанную маршрутную книжку и рекомендательное письмо с печатями.

Продукты можно купить в Сухуме, однако ассортимент магазинов не богат, а цены не ниже московских. Более дешевый рынок находится в стороне от вокзала.

На данный момент пребывание в Кодорском ущелье относительно безопасно, однако необходимо соблюдать разумную предосторожность. В первый день сплава соседняя группа обнаружила на одной из стоянок следы, похожие на медвежьи (Фото 33).

Общий фон реки даже при низком уровне воды соответствует 3 к.с., динамичный поток требует постоянного контроля над ситуацией, однако ошибки, в большинстве случаев, не приводят к аварийным ситуациям. При малом расходе большинство препятствий трудно различимы, на данный момент наиболее соответствует действительности, на наш взгляд, лоция турклуба УрГУ. (Турклуб УрГУ, 2009)

Температурный режим в ущелье сильно отличается от прибрежных районов, днем солнце выходит к полудню и скрывается за горными склонами к 16…17 часам, ночью заморозки. Для комфортного сплава и бивака необходимо серьезно отнестись к подбору личного снаряжения.

При выходе в море придётся преодолеть полосу прибоя, в шторм это может быть весьма затруднительно. (Левашов, 2009)

 

Список литературы

Бондарев Н. Д. В горах Абхазии [Книга]. - Москва : Физкультура и спорт, http://wkavkaz.narod.ru/book/abhazia/index.html, 1981.

Википедия Кодорское ущелье [Статья]. - [б.м.] : http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B5, 2012 г..

Дбар Роман Водные ресурсы [Статья]. - [б.м.] : http://apsnypress.info/nature/11.html, 2010 г..

Князева Н. А. Отчет о водном (катамараны) туристском путешествии II к.с. с препятствиями IV к.с. в районе Западного Кавказа (Абхазия) по реке Кодор, [Отчет]. - Москва : http://veslo.ru/2011/otchet/kodor/kodor.html, 2010.

Левашов Михаил Кодор-2009 [Отчет]. - [б.м.] : http://divankayakers.narod2.ru/Sezon_2009/kodor-2009/, 2009.

Левашов Михаил КОДОР-2011 [Отчет]. - [б.м.] : http://divankayakers.narod2.ru/2011/kodor-2011/, 2011.

Левашов Михаил КОДОР-2011 [Книга]. - [б.м.] : http://divankayakers.narod2.ru/2011/kodor-2011/, 2011.

Левашов Михаил Кодори-Мадори или о том, как команда "Вольный Ветер Перемен" (ВВП) на Новый 2012-й год устроила себе праздник на воде... [Отчет]. - Москва : http://divankayakers.narod2.ru/sezon_2012/kodor-winter-2012/, 2012.

Ресурсы поверхностных вод СССР [Книга]. - [б.м.] : http://www.whitewater.ru/tourism/Rivers/Kavkaz/Kodori/hydrology.htm.

Турклуб УрГУ Лоция р. Кодори [Отчет]. - [б.м.] : http://turclub.clan.su/load/4-1-0-16, 2009.

Устинов Роман Абхазия Практический путеводитель [Книга]. - Москва : Раменская типография, 2011.

 

Карта сплавной части маршрута (М 1:200 000)

 

Профиль высот сплавной части маршрута


Свежие материалы на сайте:

День открытых дверей Школы базового уровня
19 сентября состоится день открытых дверей Школы водного туризма базового уровня 2017-2018 гг. Мероприятие пройдёт в помещении Турклуба Перово, начало в 18:30. >>> - Подробнее

13 сентября 2017 года   -   Самыкин Антон
Видео Лосево
Видео про водные упражнения на р.Вуокса в июне 2017 года  >>> - Подробнее

18 июня 2017 года   -   Заботина Евгения
Футболки!
Заказ футболок с клубной символикой 2017 >>> - Подробнее

26 марта 2017 года   -   Илья Култаев
 
Главная » Отчеты о походах » Кавказ » Отчет о сплаве по р. Кодор, январь 2013 (респ. Абхазия)
" "




© 1972-24.09.2017 РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб Перово)
Политика конфиденциальности обработки персональных данных в РООСРМТ "Туристский клуб"

Новое на сайтеЯндекс цитированияЯндекс.Метрика