р. Она, август 2006 отчет о походе 4 к.с., (Западные Саяны)

Главная » Отчеты о походах » Саяны, Хамар-Дабан » р. Она, август 2006 отчет о походе 4 к.с., (Западные Саяны)

Водный поход 4 к.с.
район похода - Саяны
Нитка маршрута: г. Москва - г. Абакан - 315 км. Трассы Абаза-Акдовурак - перевал Кохош - р. Курукуль - р. Она (с прохождением порогов и двумя радиальными выходами) - р. Абакан - г. Абаза - г. Новокузнецк - г. Москва
Сроки похода: 28 июля 2006 года - 21 августа 2006 года
Руководитель: Култаев И.



Отчет о водном походе четвертой категории сложности по реке Она (Западный Саян, республика Хакассия),совершенном с 28 июля по 21 августа 2006 г., группой туристов при РООСМТ "Туристский Клуб"

Руководитель группы Култаев И.В.

Маршрутная книжка: 1/4-406

Адрес руководителя: г. Москва, Трехпрудный пер. д. 8 кв. 70
Тел.: 8(495) 299-72-76.

КК ФСТ ОТМ рассмотрела отчет, и считает, что поход может быть зачтен четвертой категорией сложности, всем участникам и руководителю.

Москва 2006

Московский турклуб "Перово"


Справочные сведения (Паспорт спортивного похода / путешествия)

  • Справочные сведения (паспорт спортивного похода / путешествия)
    6. Состав группы и суда (с илюстрациями)

     

    Содержание отчета

     

    1. Общая смысловая идея похода
    2. Варианты подъезда и отъезда
    3. Аварийные выходы с маршрута
    4. Изменения маршрута и их причины
    5. График движения
    6. Техническое описание: а) Пешая часть;
    7. б) Водная часть; в) Лоция.
    8. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
    9. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте
    10. Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности личного и общественного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация: 9.1. Групповое и личное снаряжение; 9.2. Состав групповой аптечки.
    11. Стоимость мероприятия
    12. Итоги выводы и рекомендации по прохождению маршрута
    13. Фотографии (авторы: Култаев И., Фрох Э., Статейкин И., Ивушкин А.)
    14. Картографический материал

    Справочные сведения
    (Паспорт спортивного похода / путешествия)

    1. Проводящая организация - РООСМТ Туристский Клуб (ТК "Перово")

    2. Россия, Республика Хакассия

    3. Общие справочные сведения о маршруте

    Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
    Водный Четвертая 260 23 дня 14 28.07-21.08.2006

    4. Подробная нитка маршрута: г. Москва - г. Абакан - 315 км. Трассы Абаза-Акдовурак - перевал Кохош - р. Курукуль - р. Она (с прохождением порогов и двумя радиальными выходами) - р. Абакан - г. Абаза - г. Новокузнецк - г. Москва

    5. Определяющие препятствия маршрута

    Вид препятствия Категория трудности Длина препятствия (для протяженных) Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.) Уровень воды
    Порог 3 50 Калибр Уровень воды на протяжении всего похода можно признать средним. (Вода прозрачная, трава на плесах находится немного выше уровня воды) Иногда, после дождя, вода поднимается на 10-20 см, но это не меняет характера препятствий.
    Порог 4 50 Максим
    Порог 4 150 Змейка
    Порог 3 80 Косые ворота
    Порог 4 150 Мельница
    Порог-шивера 4 200 Бык
    Порог 4 3 ступени 250 Бобслей
    Разбои 3 5000 Разбои
    Порог 4 200 Первый Онский
    Порог 4 150 Второй Онский

    6. Состав группы и распределение по судам


    п/п
    Фамилия, Имя,
    Отчество
    Год
    рожд.
    Туристическая
    подготовка
    Обязанности в группе Распределениепо судам
    1 Култаев
    Илья
    Владимирович
    1966 5У-Китой
    4У-Она
    3Р-Чирка-Кемь
    Руководитель Каяк Prijon Cross, водоизмещение 255 литров, длина 2,44, ширина 0,63, Полиэтилен
    2 Фрох
    Эдуард
    Викторович
    1985 3У - р. Малка
    3У - р. Аксаут
    3Р - р. Б. Зеленчук
    Снаряженец, капитан К2 "Рафтмастер" "Fox-2Т", Водоизмещение 1200 л. Длина 3,8 м, Ширина става 1,9 м Рама стандартная, дюраль Д16Т
    3 Ковалева
    Надежда
    Юрьевна
    1976 3У - р. Кубань
    3У - р. Б. Зеленчук
    Завхоз, матрос
    4 Красавина
    Наталья
    Алексеевна
    1987 3У- Б.Зеленчук, Тумча, 2У-Мста Летописец, Матрос К4 "Красное солнышко", Водоизмещение 2000 л, Длина 5,0 м, Ширина става 2,2 м, Рама стандартная, дюраль Д16Т
    5 Кочеткова Екатерина Сергеевна 1983 3У-Аксаут, Кубань, Б. Лаба Штурман, Капитан
    6 Шаталин
    Дмитрий
    Валентинович
    1982 3У - р. Б. Зеленчук 2У - р. Мста Реммастер, Матрос
    7 Пономарева
    Мария
    Константиковна
    1982 3У - р. Аксаут 3У - р. Кубань Матрос
    8 Войтенков
    Антон
    Юрьевич
    1979 3У - р. Б. Зеленчук Капитан К2 Самодельный, Водоизмещение 1200 л, Длина 4,0 м Ширина става 1,9 м, Рама деревянная
    9 Савоненкова
    Анна
    Александровна
    1977 3У-Кубань, Зеленчук., Аксаут Матрос
    10 Статейкин
    Илья
    Александрович
    1978 3У - р. Б. Зеленчук 2У - р. Мста Хронометрист, Матрос К2 Рафтмастер "ГОША-2" Водоизмещение 1200 л, Длина 4,0 м, Ширина става 2,0м, Рама стандартная, дюраль Д16Т
    11 Ивушкин
    Алексей
    Борисович
    1974 3У - р. Б. Зеленчук 3У - р. Аксаут Фотограф, Капитан
    12 Шупта
    Анна
    Владимировна
    1962 4У-Она ,Б. Лаба 3Р-Зеленчук Медик, Капитан К2 "Красное солнышко", Водоизмещение 1000 л, Длина 4,0 м, Ширина става 2 м, Рама деревянная
    13 Покровченко
    Владимир
    Владимирович
    1966 3У-Зеленчук, Аксаут, Б, Лаба Реммастер, Матрос

    7. Отчет хранится в библиотеке МГЦТК, имеется видеофильм


    Содержание отчета

    1. Общая смысловая идея похода

    Для костяка группы данный поход был реализацией прошлогодних желаний, которые по различным причинам так и не смогли реализоваться. Остальные просто хотели сходить в поход. Все участники похода хорошо знакомы друг другу, и имеют опыт совместных путешествий и подмосковных выходов, а также необходимый опыт преодоления водных препятствий соответствующей категории сложности. Район похода вполне симпатичен, и не вызывает резкого нежелания посещать его второй раз. Кроме того, на данном маршруте есть достаточное количество спортивных препятствий и участков местности способных доставить эстетическое наслаждение.

    Все вышесказанное позволяло планировать маршрут как полноценный спортивный отдых, способствующий повышению технического и тактического уровня подготовки в части водного туризма, с дополнением в виде радиальных выходов в наиболее интересные места данного района.

    К сожалению, жизнь внесла коррективы, и основные маршруты радиальных выходов пришлось заменить запасными, но это не испортило общей картины похода, и, кроме того, позволило приобрести новые знания в области пеших прогулок в горах.

    2. Варианты подъезда и отъезда

    Так как значительную часть группы составляли студенты и финансовая сторона была достаточно актуальна, от услуг авиаперевозчиков мы отказались (прямой рейс из Москвы до Абакана остался только у одной компании и его стоимость составляла 12500 рублей + проблемы с багажом. Варианты с пересадками не рассматривались в принципе, т.к. Абакан принимает только рейсы из Москвы, а завязывать заброску самолет + поезд, желания не было).

    Остановились на варианте: Москва - Абакан (поезд), далее автомобильным транспортом. Поезд № 68 ходит 4 раза в неделю, при этом один раз в неделю он идет без багажного вагона, и один раз в неделю он является фирменным (т.е. билеты в полтора - два раза дороже). Из оставшихся двух вариантов нас устраивал отъезд в пятницу вечером.

    Телефоны на Ярославском вокзале:
    266-63-00 - справочная; 266-61-23 - багажное отделение
    Багажные вагоны до Абакана ходят каждый день, кроме субботы и воскресенья, с 68-м поездом.

    Частью снаряжения был полиэтиленовый каяк, и т.к. большого желания заниматься переговорами в отпуске не было, он был отправлен багажом. Здесь есть один нюанс. Лодку в багаж НЕ нужно сдавать заранее! Данный маршрут обслуживается абаканским поездом, и приходя в Москву в 16-40 багажный вагон идет под загрузку, а затем вечером этого же дня цепляется к поезду в обратный путь. По дороге нужно договориться с проводниками багажного вагона. Оформить получение багажа (на последней большой станции перед Абаканом). И в течение 5-минут после прихода поезда в Абакан забрать лодку. В противном случае придется ждать открытия багажного отделения. По слухам, оно открывается в 9-00, а судя по табличке на двери, работает один день в неделю (естественно не тот, когда вы приехали) и с 12 до двух. Так как я забрал каяк сразу по прибытии поезда, из багажного вагона, ни подтвердить, ни опровергнуть данные слухи не могу.

    Группы, состоящие полностью из надувных судов (багажное отделение в Абазе отсутствует) могут сэкономить еще немного денег, двигаясь на поезде до Абазы, с промежуточной пересадкой в Новокузнецке. В этом случае стоимость Ж/Д билетов сравнима, а автомобильная заброска сокращается вдвое. За это придется пожертвовать еще несколько часов ожидания поезда Новокузнецк - Абаза + дополнительные работы по погрузке и разгрузке снаряжения.

    В сезон, уехать с вокзала в Абакане не проблема. На привокзальной площади существует биржа желающих вас отвезти на край света, но мы традиционно пошли не самым дешевым, но более комфортным путем - предварительного заказа в известной не первый год фирме.

    ООО "Родник"
    E-mail:
    rodnik_a@khakasnet.ru
    Тел.: 8(39047)244-63(232-81)

    Адрес: ул. Филатова, 8-1, а/я 51, г. Абаза, Хакасия, Россия, 655750 Тел./факс (39047) 232-81, тел. 244-63, e-mail: rodnik@inbox.ru Р/с 40702810000090101297 в АКБ "Банк Хакасии" (ОАО) г. Абакан БИК 049514760 ИНН 1909060288 ОКОНХ 91620 ОКПО 23338813 к/с 30101810600000000760

    Сумма заброски группы до 105 км (по ходу движения он 315-й, но при переговорах 105-й) трассы Абакан - Ак-Довурак - 10600 руб (2 микроавтобуса).

    Доставка груза до начала сплава р.Она при использовании 2-х лошадей (100-200 кг.)- 5800 руб. К сожалению, за пару недель до отъезда лошадей угнали, и наша пешая часть подросла на один день.

    Стоимость обратного выезда из г. Абаза до г. Абакана составляет 6400 руб. (2 микроавтобуса), т.е. общая сумма - 22800 руб.

    Уехать из Абазы можно и на поезде. Данный вариант отнимет еще один день отпуска, но позволит сэкономить еще немного денег.

    Изначально планировалось ехать через Абакан, но, собравшись на вокзале, в день открытия продажи билетов, неожиданно оказалось, что по четвергам поезд фирменный, и билеты стоят в полтора-два раза дороже. Так как лишних денег не было, а по четвергам есть вагон Абаза - Новокузнецк, было принято решение выезжать с пересадкой. Тем более что в этом случае мы все равно успевали на работу в понедельник, и не было необходимости вносить коррективы в маршрут.

    В связи с отсутствием багажного отделения и большей лояльности проводников поезда Абаза Новокузнецк, каяк с комфортом провел ночь на третьей полке. В Новокузнецке был сдан в багаж, и прибыл в Москву на пару дней после хозяина.

    Сравнить цены на автомобильную заброску можно по следующим телефонам:
    В Абакане 8-961-742-34-76, Максим
    В Абазе 8-961-739-53-85

    Дополнительная информация.

    Если у вас есть груз, длина которого превышает 1 метр 80 см, и отсутствует желание бодаться с проводниками, начальником поезда, ревизорами, … имеет смысл перед посадкой в поезд оплатить провоз багажа. Это добавит к стоимости билета порядка 50 рублей, но освободит время для более приятных занятий. Яблоком раздора было каячное неразборное весло! Проводник нынче пошел грамотный и запуганный, не байдарка, билет давай, а-то меня работы лишат…

    Отъезд в районе 1-го сентября проблематичен. Как Абаза, так и Абакан имеют ограниченное железнодорожное сообщение. Если обратных билетов нет, а уехать нужно срочно, можно воспользоваться услугами такси. На вокзале в г. Абакан можно купить билет в Москву из Красноярска, и уже имея на руках билет, уехать туда на такси.

    3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

    Сняться с маршрута, в случае необходимости, можно с участка средней Оны. От населенного пункта Б. Он, до Кубайки асфальтированная дорога идет вдоль реки, несколько раз переходя с берега на берег. Движение по ней не сильно оживленное, но есть.

    Практически вдоль всей реки, как правило, по левому берегу, но временами и по обоим идет тропа. В местах частых просмотров хорошая, в остальных это остатки старой дороги, которая заросла в большей или меньшей степени.

    По Абакану ходят моторные лодки.

    Варианты аварийного выхода с верхней и нижней Оны через перевалы представляются не сильно разумным, но теоретически возможны.

    4. Изменения маршрута и их причины

    Водная часть маршрута не претерпела изменений по сравнению с заявленным вариантом похода, а вот радиальные выходы были немного перенесены. Дело в том, что, не смотря на то, что группа активно ходила на подготовительные выходы в подмосковные леса, сохранить ноги в целости и сохранности до конца пешей заброски не удалось практически ни кому. Кроме того, вечером последнего дня стапеля начиналась гроза, а всю ночь и утром следующего дня шел дождь, и на небе не предполагалось просветов. Видимость в таких условиях ограничена, фотогеничность окружающей природы тоже. По этому было принято решение отложить радиальные выходы на несколько дней и совершить их в нижнем течении (несколько вариантов было запланировано заранее).

    5. График движения

    Дни пути. Дата. Участок пути (от - до). Протяженность в км. Чисто ходовое время. Определяющие препятствия на участке. Метеоусловия.

    Дни
    пути
    Число Участок пути Протяжен-
    ность, км
    Чисто ходовое время Определяющие препятствия на участке Метеоусловия
    1-3 28-31
    июля
    г. Москва - г. Абакан Поезд 75 ч - -
    4 01/08 Абакан - Абаза - 105 км трассы Абаза-Акдовурак Авто-
    мобиль
    320 км
    4 ч - В обед дождь, в остальное время переменная облачность. Температура в низу +20 на перевале около +15
    105 км трассы Абаза-Акдовурак - Стоянка за перевалом на р. Куру-коль Пешком
    6 (18) км
    7 ч
    (в 1,5 ходки)
    Перевал
    2153 м. н/к
    5 02/08 Стоянка за перевалом - стоянка у последнего правого притока Пешком
    12 (36)
    10 ч
    (в 1,5 ходки)
    4-е брода через Куру-коль Солнечно, переменная облачность, в обед дождь. Температура около +20
    6 03/08 Стоянка у последнего правого притока - р. Она (место стапеля) Пешком
    4 (12)
    4 ч
    (в 1,5 ходки)
    - В первой половине дня ясно, во второй кратковременные дожди. Температура около 20 градусов.
    7 04/08 Стапель - - - -
    8 05/08 Место стапеля - пр. № 13 Сплав
    12 км
    3 ч Пороги:
    Калибр,
    Максим,
    Змейка
    Дожди с перерывами, температура
    +18/20
    9 06/08 Пр. № 13 - пр. № 26 Сплав
    10 км
    2 ч Пороги:
    Косые ворота,
    21 (Мельница),
    Бык
     
    10 07/08 Дневка (короткая радиалка + баня) Пешком
    7 км (с набором высоты около 500 м)
    4 ч - Переменная облачность, кратковременные дожди +20
    11 08/08 Пр. № 26 - пр № 40 (разбои) Сплав
    25 км
    5 ч Порог
    Бобслей,
    разбои
    В принципе солнечный день с традиционным дождем в обед. +20
    12 09/08 Пр. № 40 - Стоянка под ЛЭП, не далеко от впадения р. мал. Колган Сплав
    50 км
    5 ч Разбои,
    простые шиверы
    Солнечно, к обеду традиционно собирается дождь, +20
    12 10/08 Стоянка под ЛЭП, не далеко от впадения р. мал. Колган - 1,5 км ниже р. Мал. Анзас Сплав
    26 км
    2 ч Перекаты,
    Магазин
    Переменная облачность, во второй половине дня дождь. +20
    14-15 11/08-
    12/08
    Радиальный выход к карстовому озеру Пешком 40 км,
    с набором высоты около 1500 м
    8+8 ч Тропы заросли, дороги частично смыты. Ясно, кратковременные дожди и ливни. +20
    16 13/08 1,5 км ниже р. Мал. Анзас - порог Ревун Сплав
    12 км
    1 ч Многоводные, крупнокаменные шиверы Ясно, +20
    17 14/08 Дневка - - - -
    18 15/08 Порог Ревун - р. Латчин (левый приток Абакана) Сплав
    20 км
    2,5 ч Пороги:Джаргинская яма, второй онский, Выходной В первой половине дня ясно, во второй кратковременные дожди, сильный встречный ветер
    19 16/08 р. Латчин (левый приток Абакана) - Абаза Сплав
    17 км
    2 ч Валы, встречный ветер Ясно, во второй половине дня переменная облачность, совсем рядом идет дождь. +20
    20-24 17/08-
    21/08
    Место антистапеля - Абаза - Пешком 08, автомобиль 8 Абаза - Новокузнецк - поезд Новокузнецк - Москва - поезд

    6. Техническое описание

    а) Пешая часть

    105 км трассы Абакан Ак-Довурак - р. Она (в местных туристических кругах данный участок называется Курукульской тропой)

    Карта-схема участка

    01.08.2006
    Пройдено 6 км (с учетом двух ходок 18), набор высоты порядка 300 метров, сброс 450.

    Подъехали к началу тропы в 12-40. Дежурные остались готовить обед, остальные начали перемещение рюкзаков к перевалу. От километрового столба 315/105 (внимание, в некоторых описаниях указан столб 311/105, это опечатка!) тропа начинается в нескольких десятках метров вверх по дороге, далее на право, в болотистую низину, по дальнему краю которой протекает р. Большой Он. Ориентиры традиционные: первый - единственная нестандартная опора ЛЭП (одиночная, тогда как остальные П-образные), второй - кедровая роща на склоне долины. Перевал Кохошский, через который лежит дальнейший путь, находится левее рощи и легко идентифицируется при взгляде с дороги. Ходовое время от дороги до кедровой рощи 10 мин. Это удобное место для спокойной стоянки после долгой дороги, но именно по этой причине дровами оно небогато.

    От стоянки, хорошо заметная тропа поднимается на перевал по краю кедровника. Ходовое время до перевала зависит от погодных условий, физической подготовки и схоженности группы.

    В одну ходку до перевала около 50 минут. Результатом подготовительных выходов в Подмосковье, а также наличие полиэтиленовой лодки и алюминиевых рам стал выбор способа движения в "полторы" ходки для мужской части и в одну ходку для женской.

    "Полторы", естественно, название условное. Каждому представителю мужской половины группы досталось по два рюкзака или упаковки примерно по 26 кг (с учетом индивидуальных способностей). Методика предельно проста. Мужская часть группы и часть женской берет по одному рюкзаку, и переносят их минут на десять вперед. Далее рюкзаки оставляются под присмотром женской части группы, а мужчины возвращаются назад, забирают оставшуюся часть рюкзаков и женщин, и идут вперед около 20 минут. Опять 10 минут возвращаются, 20 минут вперед, … Не смотря на то, что вместо 20 км пришлось пройти 60, нас не обогнала ни одна группа, из идущих параллельно в одну ходку.

    Как правило, группы утром сошедшие с поезда, и к обеду оказавшиеся в начале тропы, достигают к вечеру полочки около ручья после крутого спуска с перевала к 7-и 8-и часам вечера. При этом, чем дальше вы уйдете, тем комфортнее будет ночевка. В связи с тем, что при спуске с перевала отдыхать на обратном пути не получалось (подъем за вторым рюкзаком требует значительной работы), последние рюкзаки пришли в лагерь к готовому ужину уже в сумерках.

    С перевала хорошо видна ближайшая стоянка на следующем боковом отроге, долины р. Курукуль и р. Она. Тропа от перевала уходит резко вправо по гребню. Далее траверсом немного вниз. В долине р. Курукуль лес сильно пострадал от пожара. Затем спуск 10 мин. по редкому горелому кедровнику до ручья, у ручья две стоянки (вторая несколько больше первой). На следующем участке пути много горелых бревен, упавших вдоль склона и преграждающих путь. Тропа хорошо видна (за исключением нескольких обходов бревен) и идет все время по правому берегу. До следующей хорошей стоянки 25 мин. Хода. Сразу за ней первый крупный правый приток р. Курукуль. Встали на ночевку около 20-00.

    02.08/2006
    Пройдено 12 км (с учетом двух ходок 36)

    Вышли 10-30, на протяжении нескольких километров характер тропы не меняется. Она идет преимущественно по правому берегу, а впадающие ручьи можно пройти, не замочив обувь. Примерно в середине пути тропа четыре раза переходит с берега на берег, и видимо здесь имеет смысл потратить 8 раз по 5 минут на переобувание, так как в противном случае скорость движения на следующий день будет стремиться к нулю (чавкающие ботинки значительно повышают вероятность образования мозолей). В местах перехода тропы на другой берег, ее продолжение целесообразно искать на продолжении линии движения до брода.

    Если Вы тоже идете пешку с двумя ночевками, следует иметь в виду, что комфортных стоянок на данном участке не много. И наиболее оптимально будет встать у последнего правого притока изображенного на карте. Стоянки также есть в километре до и после этого места.

    На участке между предпоследним и последним правыми притоками, движение будет особенно трудоемким. Будут встречаться участки с мягким заболоченным грунтом, тропа в котором пробита на полуметровую глубину, при этом она узкая и петляет. Высокие кусты по берегам тропы, с одной стороны мешают движению, а с другой позволяют иногда иметь опору. В двух местах ручей подходит вплотную к коренному берегу, и упирается в каменную осыпь. Эти места не только трудоемки, но и могут быть опасными.

    В 17-00 подошли к стоянке, расположенной не доходя примерно километр до последнего правого притока. Стоянка достаточно большая и комфортная для группы в 13 человек, но почти сразу за ней тропа преодолевает вторую каменную осыпь, причем часть непосредственно по урезу воды. Начал собираться дождь, и, на всякий случай, было решено пройти этот участок еще сегодня (если бы к утру, вода поднялась, пришлось бы лезть и топтать новую тропу высоко в обход, или баловаться с веревками). В итоге к месту ночевки авангард добрался к 18-00. Последние рюкзаки пришли к ужину уже в свете фонариков. Обед занял примерно один час.

    03.08.2006
    Пройдено 4 километра (с учетом двух ходок 12)

    Вышли в 9-40, в 11-00 авангард первой ходки достиг берегов Оны, последний рюкзак принесли к обеду - к 14-00. Несмотря на то, что последняя часть пешки в некоторых отчетах описывается как самая тяжелая (в смысле плохой проходимости), тропа хорошая, сухая, в некоторых местах перегороженная упавшими деревьями, но вполне пригодная для переноски тяжестей.

    После обеда начали стапель, который, по причине усталости и необходимости зализывать раны, а так же отсутствия алюминия на двух катамаранах, перетек на следующий день.

    Водная часть. Р. Она - р. Абакан

    К описанию каждого дня прилагается часть карты, на которой кружками изображаются места стоянок, между которыми осуществлялся сплав. Направление течения, как правило, с юга на север, но в любом случае легко определяется по номерам препятствий или из описания ходового дня. Исходники всего картографического материала имеют масштаб 1:100 000

    05.08.2006
    Место стапеля - пр. № 13, протяженность 12 км, чисто ходовое время 3 часа, основные препятствия: пороги - Калибр, Максим, Змейка. Погода - дожди с перерывами, температура +18. Уровень воды в ординаре. Вода прозрачная, уровень травы на плесах на несколько сантиметров выше воды.

    Карта-схема участка

    1. Каратошская шивера. От места стапеля до впадения р. Каратош. Проходили сходу, походной колонной. Тяжелые суда (в основном четверка) периодически садятся на подводные камни. Для более мелких судов участок представляет собой веселый слалом между камней.

    2. Порог Каратошский. При данном уровне воды - мелководная шивера, на выходе 3 гряды надводных камней со сливами до 0,5 м. Просмотр по малой воде удобнее делать по левому берегу, зачалившись на коротком (около 20 метров) плёсе в устье Каратоша. Порог был признан не фотогеничным, кроме того, шел дождь, и технику было жалко. Проходили походной колонной, уровень воды и характеристики судов не требовали организации страховки.

    3-9. Мелководные шиверы, разбои, перекаты. Стоит отметить п. 5 - шивера-горка в устье правого притока на локальном крутом левом повороте, за ней прижим к скале правого берега. На левом берегу хорошая стоянка, традиционное банное место. Проходили походной колонной по основной струе без предварительного просмотра. Все видно с воды, даже с уровня каяка.

    10. Порог Калибр. Большой лесистый остров, практически сразу после впадения левого притока, в правой протоке воды меньше (но пройти можно) в левой на выходе плотная гряда обливных камней, образующая ступеньку высотой 0,5-0,7 м. За порогом плес 200-300 м. Это хороший ориентир порога Максим, который необходимо предварительно посмотреть.

    Порог не представляет большой сложности для подготовленной группы на катамаранах.

    Тем не менее, зачалились перед ним и проверили на предмет отсутствия бревен в сливах. Проходили походной колонной, по основной струе.

     

    11. Порог Максим. После плеса на больших валунах бывшего острова большой залом, левая протока летом сухая, вся вода уходит в узкую правую протоку. Правая протока переходит в каскадный слив-желоб, с основным сливом около 1 м. Слив пологий, бочка за ним мягкая. За порогом 30 м быстротока и прижим к выступающей скале правого берега. Зачаливаться перед порогом надо в небольшой заводи левого берега в конце плёса. Просмотр по левому берегу.

    Деление препятствий на реке временами вызывает удивление. Так например пороги Максим и Змейка вполне можно было бы объединить в одно препятствие, т.к. участок быстротока между ними порядка 30-50 метров, в сравнении с протяженностью следующего препятствия достаточно мал. Страховка и просмотр этих препятствий производятся совместно, но в соответствии с многолетними традициями оставляю данную последовательность препятствий как есть.

    Проходили по основной струе. Страховка с берега не выставлялась из-за обилия камней в русле. Первая двойка встала на страховку после порога Максим (пройдя его, порог не представлял опасности для данного судна), вторая прошла Максим и встала на страховку, зачалившись в середине порога Змейка, далее экипажи проходили до места обеда, и по очереди меняли страховку и фотосъемку. Проходили на разгруженных судах (личное решение каждого их капитанов), просмотр и прохождение было совмещено с приготовлением обеда. Каяк был обнесен до начала змейки, так как у его хозяина не вызывало сомнения что после слива его положит через хвост, а далее за три четыре секунды нужно будет встать и убежать от прижима к правому берегу.

    12. Порог Змейка. Длинная, густая шивера, в начале лабиринт сливов до 0,5 м между крупных полуобливных камней. Далее русло постепенно выполаживается. Препятствие заканчивается перед устьем р. Сараткол. Просмотр по левому берегу.

    На мой взгляд, продолжение порога Максим. Все экипажи (кроме первой двойки и каяка) проходили эти два препятствия совместно. С общей для обоих порогов страховкой. Двойка проходившая Максим первой стояла на страховке перед началом Змейки до завершения прохождения, и проходила Змейку последней. Каяк проходил змейку последним. Линию движения каждое судно выбирало для себя по интересам. Основной струи местами нет. Порог представляет собой хаотичное нагромождение камней, с неясной линией движения.

    На этом первый сплавной день решили завершить. В конце порога Змейка есть хорошая стоянка, но натягивать общественный тент над могильной плитой посчитали неправильным и перечалились на другой берег, за притоком Сараткол на правом берегу есть хорошая полка. Много грибов. Ягод больше на левом берегу (меняется из года в год и в зависимости от времени посещения).

    06.08.2006
    Пр. № 13 - пр. № 26, сплав 10 км, чисто ходовое время 2 часа, основные препятствия - пороги: Косые ворота, 21 (Мельница), Бык. Погода- Пасмурно, кратковременные дожди. Температура около +20

    Карта-схема участка

    13-18. Каскад мощных шивер в сужениях русла. Валы, бочки, сливы местами до 0,8 м. Благодаря высокой плотности препятствий, концентрации потока в узком русле, и относительно высокому среднему уклону этот участок можно считать кульминацией Верхней Оны. Необходимость просмотра (вплоть до сплошного) определяется степенью технической подготовки данной группы. На общем фоне можно выделить порог 17 Трон: река прижата к правому берегу на местном левом повороте, лестница из нескольких крупных обливных плит, за порогом русло резко расширяется.

    19. Порог Косые Ворота. Ориентиры: небольшой островок с низкими кустиками, за ним 2 притока на левом повороте. Левый ручей малозаметен, правый - крупный, круто падающий со старой заросшей осыпи. (На карте из отчета Шишкова и ее копиях из последующих отчетов порог нанесен неправильно.) Просмотр возможен по обоим берегам, но удобнее по левому, чалка к левому бурегу на коротком участке спокойного быстротока перед крутым левым поворотом. На входе лабиринт надводных камней, далее каскадный слив-желоб с общим падением около 1,5 м. и узким проходом, на выходе из которого струя разбивается о большой камень. Чистый проход по нашей воде для больших катамаранов не возможен. За порогом хорошее улово, слева песчаный пляжик, стоянка. Ниже есть пара боле уютных стоянок.

    По нашему уровню воды, а также характеристикам судов и опыту экипажей данный участок проходили с наплыва, походной колонной. Линия движения читается с воды, а ее мощности не достаточно для переворота катамарана даже в случае откровенно неадекватных действий. Значительных перепадов уровня воды (за которым могут скрываться бревна и прочие неприятности) не было. Можно порекомендовать просмотр пр. №19, т.к. на этом участке реки возможно скапливание сюрпризов. Кроме того, если уровень воды или подготовка группы отличатся от нашей, имеет смысл последовать совету лоции, и просматривать весь этот участок.

    20. Простая шивера. Шивера действительно простая, но рекомендую просмотреть. Препятствие достаточно короткое. Но в конце имеет значительный уклон, как следствие могут быть "сюрпризы".

    21. Порог Мельница. На местном правом повороте галечная отмель, в русле лестница из обливных плит, сливы до 1 м, бочки.

    На мой взгляд один из самых опасных порогов на реке. Мощность воды достигает уровня, когда она уже в состоянии нанести ущерб судну, кроме того, человек, решивший пройти его самосплавом, уже не сможет встать на четвереньки и пойти к берегу. Придется плыть, нырять, считать камни.

    Просмотр порога был совмещен с обедом, за время которого большая часть группы приняла решение обнести первую ступень. Что и было осуществлено после обеда. Обедали и просматривали с правого берега (от туда удобнее организовывать страховку в случае прохождения первой ступени). Далее перечалились на левый берег, и осуществили обнос первой ступени. Проходили по готовности.

    Во время прохождения нас обогнала группа, проходящая данный порог без просмотра. В очередной раз убедился, что катамаран чудовищное судно, и до некоторого времени проходит все сам (не зависимо от того, что именно делают седоки). Существует даже поговорка: "главное, не мешать катамарану".

    22. Ложный порог Бык. Сужение долины, на правом повороте сливы, валы, бочки до 1 м. Проходили по основной струе, с предварительным просмотром с берега на предмет наличия "сюрпризов". По берегам появились результаты весеннего половодья и ледохода. На уровне примерно 1,5 метра над водой кора у деревьев сбита, кусты и мелкие деревья лежат по направлению потока.

    23. Порог Бык. Длинная шивера на прямом участке, валы и бочки 0,5-0,7 м, на выходе в центре русла камень, похожий на быка. Просмотр по левому берегу частью группы на предмет чистоты сливов. Проходили походной колонной, организация страховки не требовалась.

    24-25. Простые шиверы. Валы, бочки в пределах 0,5 м. Проходили с наплыва, по основной струе

    26. Хлестовский прижим. Образцовый саянский прижим - галечная горка перед правым поворотом и прижим к высокой скальной стенке левого берега на повороте. Справа за поворотом хорошая стоянка. Прижим при более-менее грамотном прохождении не представляет никакой угрозы, но является чуть ли не единственным образцом прижима в школьном смысле этого слова, и обладает всеми его признаками.

    В этом месте решили сделать баню, соответственно, встали на ночевку.

    07.08.2006
    Дневка, баня, короткая радиалка.

    Карта-схема участка

    Пока часть группы готовила баню, другая часть отправилась в радиальную прогулку по окрестностям. Правый берег, на котором находилась стоянка был признан не интересным для прогулок, по этому группа энтузиастов занесла катамаран четверку выше прижима, где перечалилась на левый берег. С собой имелась обрезанная карта местности, а в памяти было то, что большинство левых притоков в этом месте вытекают из озер. Движение начали в 10-00, вернулись к 18-00. Прошли около 7 км, набор высоты окло 500 метров. Данный радиальный выход предполагался как тренировка к второй радиалке, которая планировалась как двухдневная, и основной целью данного выхода было посмотреть окрестности и определить примерную скорость перемещения по листам данной карты.

    В результате набрали много грибов, наелись ягод (черная и красная смородина, малина, черника (хотя, на мой взгляд, она должна называться голубикой, штатные ботаники утверждали обратное)). В результате данного радиального выхода можно сказать следующее:

    • Лучше совершать радиальный выход по другому притоку.
    • Левый приток, расположенный в нескольких сотнях метрах выше по течению протекает в более живописной долине (по крайней мере, место впадения находится в глубоком скальном каньоне, и в его верховьях на карте действительно есть озеро).
    • Левый приток, расположенный ниже по течению, тоже имеет в верховьях озеро, кроме того, поднявшись на водораздел между притоками, мы отчетливо слышали шум водопада (ов), доносившийся из его долины.
    • Для достижения озер, скорее всего, потребуется не один день.

    Карта-схема участка

    В лесу полно звериных троп, собственно по ним и происходит движение. Как правило, они идут вдоль ручьев, или по краям заболоченных полок. Лес вполне проходим, но уклоны изображенные на карте не всегда соответствуют действительности: вместо 20 градусного склона зачастую можно увидеть скальную стенку (хотя и 20 градусный склон малоподходящее место для движения).

    В верховьях ручья есть естественные смотровые площадки, с которых открываются красивые виды на окрестные горы.

    08.08.2006
    Пр. № 26 - пр № 40 (разбои). Сплав 25 км. Чисто ходовое время 5 часов. Основные препятствия: Порог Бобслей (Трехступенчатый), разбои. В принципе солнечный день с традиционным дождем в обед. +20

    27. Простая шивера. Проходили схода, по основной струе.

    28. Порог Бобслей. Ориентиры: устье р. Орту-Чата-Хем на правом повороте, за ним чувствуется подпор порога, широкий левый поворот, на повороте - простая заходная шивера. Просмотр по левому берегу. Вполне возможна чалка слева, непосредственно перед порогом, но ее желательно сначала просмотреть. Первая ступень - водопадный слив почти через все русло с жесткой бочкой; слева есть узкий проход-"канализация", но по малой воде там сухо. Вторая ступень - на местном левом повороте, слева русло забито камнями, справа струя собирается в узкий лоток с общим падением 0,8-1,0 м, весьма глубокая и жесткая бочка 1 м. Третья ступень - пологий слив 0,8 м в воротах из двух крупных надводных камней, бочка. Ниже порога стоянка на правом берегу.

    Проходили сначала первую ступень, по основной струе с предварительным просмотром и организацией страховки с воды и берега (для первого экипажа только с берега). Затем вторую и третью ступени, с организацией страховки с воды и берега (для первого экипажа только с берега). Промежуточной чалки для обеспечения безопасности между второй и третьей ступенями не требовалось, а весь порог был просмотрен заранее. Прохождение третьей ступени несколько осложнялось (в основном морально для четверки) свисающей макушкой изогнутой в дугу березы, образующей живые ворота над вполне реальным правым проходом.

    29-38. Мелководные шиверы, разбои, галечные отмели. Следует отметить п. 29 - прижим к стенке левого берега на следующем правом повороте после порога Бобслей, справа за поворотом обширная отмель и хорошая, но, как всегда, загаженная стоянка. Ориентирование - по притокам и поворотам, весьма трудоемкое, поскольку многие притоки малозаметны.

    Весь участок проходится по основной струе, бдительность терять не стоит, так как завал может образоваться в любой день, но в этот день нам попался только один, и тот не представлял ни какой угрозы, так как был виден издалека, а вторя половина реки была чистая, особых маневров (кроме захода в улов после галечной отмели) не требовалось.

    39. Чистая горка с валами в сужении русла. Это последнее препятствие Верхней Оны. Долина расширяется, за ней начинается котловина пос. Б. Он., появляются лесные дороги и броды.

    40. Участок мелководных шивер, разбоев и перекатов. Проходили сходу, походной колонной, стараясь соблюдать дистанцию позволяющую видеть маневр предыдущего судна, но, в тоже время, в случае возникновения необходимости, вовремя зачалиться выше него по течению. На ночевку встали не доходя до окончания данного участка несколько километров, так как влезать в разбои на ночь глядя не было ни какого желания и необходимости.

    09.08.2006
    Пр. № 40 - Стоянка под ЛЭП, не далеко от впадения р. Малый Колган. Сплав 50 км. Чисто ходовое время 5 часов. Основные препятствия - разбои, простые шиверы. Погода - солнечно, к обеду традиционно собирается дождь, +20

    Карта-схема участка

    День начался с продолжения участка мелководных шивер, разбоев и перекатов под общим № 40. До устья р. Карасума. Нависающие бревна, кусты, один сплошной завал. Постепенно река собирается в одно русло у правого борта долины.

    Мост лесовозной дороги на Карасуму разрушен, вместо него используется, по-видимому, брод в 100 м выше. Качество дороги оставляет желать лучшего, но движение по ней весьма интенсивное: за время сплава по этому участку прошло несколько машин в обе стороны. Непонятно, насколько далеко они ходят.

    Проходили сходу, походной колонной, стараясь соблюдать дистанцию позволяющую видеть маневр предыдущего судна, но в тоже время вовремя зачалиться выше него по течению.

    Собственно разбои, сродни прижимам на этой реке они довольно условны. На карте есть большой остров на несколько километров выше впадения реки Карасума. Собственно разрезающие его на части протоки и именуются туристами разбоями. Разбоями в чистом виде данная местность станет в высокую воду (и это будет действительно опасным препятствием). По нашей воде, подойдя к острову, изображенному на карте, нужно уйти в правую протоку (уходит под 90 градусов к линии движения, и идет к правому коренному берегу). В этой протоке вам встретится (если не смоет, или не нанесет) завал из двух бревен, лежащих одно на уровне воды (полуобливное), второе над ним на высоте около метра. Большая часть судов была проведена в образовавшуюся щель. Особо большие суда обнесли вокруг пня по галечной отмели правого берега. Левая протока кажется более полноводной, но она не вся достигает окончания острова как единое целое. По результатам прохождения правой протокой можно сказать следующее:

    • Перед островом, изображенном на карте, поток делится на три части. Левая протока самая многоводная, средняя мала изначально, и не вызывает желания идти через нее, мы пошли правой.
    • При дальнейшем движении вдоль правого коренного берега, с острова втекает десяток ручьев, три или четыре из которых пригодны для сплава по ширине и глубине, но густо забиты завалами и поваленными деревьями.
    • При выборе пути движения нужно следовать одному из первых правил туриста водника. Нужно двигаться в первую чистую, достаточно полноводную протоку, уходящую к коренному берегу.

    Больше препятствий (не считая перекатов) до впадения Карасумы нет.

    41-47. Шиверы струйного типа, несложные, но первые из них относительно мощные. Местами валы и бочки до 1 м.

    По нашей воде были залиты, и воспринимались как быстротоки со стоячими валами.

    На ночевку встали за тремя железобетонными мостами у ЛЭП. За несколько километров до стоянки строится новый деревянный мост, вероятность того, что он переживет следующий ледоход не велика. На этом участке по берегам реки идет асфальтированное шоссе, по которому осуществлялась заброска, в связи, с чем удобных, малодоступных для местного населения мест не много.

    10.08.2006
    Стоянка под ЛЭП, не далеко от впадения р. мал. Колган - 1,5 км ниже р. Мал. Анзас. Сплав 26 км. Чисто ходовое время 2 часа. Основные препятствия: Магазин в поселке Кубайка, несложные перекаты. Переменная облачность, во второй половине дня дождь. +20

    Карта-схема участка

    День прошел под девизом: "Вперед в цивилизацию" и спортивного интереса не представлял. Никогда не думал, что ритуал покупки печенья настолько важен для взрослых людей. Радовались как дети. Более того, на следующий день возвращались туда пешком!

    Следующий день был запланирован под радиальный выход, который предполагался вдоль притока Малый Анзас, соответственно место для стоянки выбиралось неподалеку. Хорошее место было найдено в двух километрах от впадения, за левым поворотом, в начале правого. На левом берегу большая луговина, ровная полка, много дров и грибов. Местные жители утверждают, что в водах притока Малый Анзас содержание ртути превышает ПДК в 8-10 раз (следы хозяйственной деятельности прошлых лет). С учетом разбавления Оной, содержание ртути видимо не превышает нормы, но руководство г. Абаза нашло средства для финансирования экспедиции, которая изучает данный вопрос и опасность для г. Абаза. Разбавление, при впадении в Абакан, еще один порядок. Возможно, нагадили гораздо больше, чем говорят. В любом случае, желание собирать грибы и ягоды в долине Малого Анзаса отпало.

    11-12.08.2006
    Радиальный выход к карстовому озеру. Пешком около 40 км (на оба дня), с набором высоты около 1500 метров. Чисто ходовое время 8+8 часов. Ясно, кратковременные дожди и ливни. +20

    Карта-схема участка

    От места стоянки до левого притока Малый Анзас, и одноименного населенного пункта идет широкая тропа, на луговине пасутся лошади. По дороге вдоль Малого Анзаса нужно пройти около 4-х километров. После чего, нужно свернуть на север. Дорога, по которой мы предполагали продолжить движение, с современной дороги не видна. Дойдя до левого притока, вдоль которого изображена дорога нужно подняться вверх на заросший кустарником отвал, спуститься с него, и там уже будет видна бывшая дорога, поднимающаяся круто вверх вдоль ручья. Дорога уже через пару сотен метров движения становится малопригодной для движения, и представляет собой русло сухого ручья заваленного крупным курумником. Временами вдоль остатков дороги идут звериные тропы, несколько упрощающие движение. Скорость движения на этом участке была 0,5-1,7 км/час. На этом участке приготовили обед, так как ручей на карте скоро заканчивался, и было не очень понятно, будет ли дальше вода.

    Примерно через 500 метров тяжелого подъема (уклон местами значительно превосходит эскалаторы метрополитена), уклон становится меньше, а деревья расступаются. Дорога выходит на земляничную поляну. Но, радость была не долгой. Дорога теряется в альпийских лугах, и далее придется двигаться по звериным тропам, руководствуясь общими принципами навигации. Игрушка-представитель GPS навигаторов позволяет сэкономить время и оценить местоположение, даже если небо нахмурилось, а окрестные макушки попрятались. Для начала вышли на левый верхний край поляны, траверснули лесочек и продолжили подъем по следующей поляне (отображена на карте, около ушка правой стрелки). Движение осложняется крутым подъемом, обилием кустов и высокой колючей травы, обильно смоченной осадками. Одним словом БИДЕ. Затем крутизна склона возрастает, и он переходит в курумник. С этого участка открываются замечательные виды, в том числе и на лагерь.

    Подъем по курумнику заканчивается отчетливой тропой и живописным перевальчиком. Продолжив движение по тропе на северо-запад (вниз и налево по ходу движения), через миниут двадцать вышли к очередному подъему по курумнику.

    Этот подъем прошел с большим энтузиазмом, чем предыдущий, так как начали открываться перспективы, которые лучше ложились на карту. Забравшись на хребет, мы получили возможность сориентироваться, и насладиться пейзажем. До предполагаемого места ночевки оставалось около двух километров, и они были вниз по тропе, которая мало того, что появилась в начале спуска, при подходе к лесу, а еще была промаркирована туром. Опытные Горники сразу сделали вывод, уж эту тропу мы точно не потеряем! Буквально через пару сотен метров тропа была потеряна, и движение было продолжено в заданном направлении. Периодически по азимуту через болото, периодически по подходящим звериным тропкам. Спуск местами проходит через давно горелый лес, пейзажи просто сказочные. После непродолжительного спуска пошли на запад, в надежде найти сухую полочку для ночлега. В этих поисках прошло еще пол часа. Ясная погода сменилась моросящим дождем, и было принято решение ставить лагерь, где стоим. Спальные места были найдены на островках между ручьями, стекающими по верховому болоту. Как ни странно ночевка оказалась довольно комфортной, а вода текла прямо рядом с костром.

    Утром встали немного раньше обычного, т.к. решили идти назад другой дорогой, она обещала быть попроще, и по пути зайти на озеро, которое являлось целью радиалки. На озеро выходили по азимуту, так как все перевальное болото истоптано вдоль и поперек пасущейся скотинкой, и определить какая именно придет куда нужно не понятно. По сути, нужно было пройти чуть больше километра на запад, но мы взяли небольшое упреждение к северу, вышли на край курумника и уже по нему двинулись на запад. Такой вариант движения позволял несколько ускорить движение (по краю курумника перемещаться несколько удобнее, чем по густым кустам), и кроме того увеличить обзор, тем самым облегчить ориентирование.

    К 10-00 озеро было найдено. Решили немного забраться на гору и сфотографировать его. На это ушло часа полтора, затем начали двигаться в сторону лагеря. Обратно решили идти по тропе, изображенной вдоль ручья Банный. Спуск по этой тропе обещал быть более пологим, чем вчерашняя дорога. Так оно и оказалось, но это вовсе не означало, что данный путь легче.

    В начале спуска набрали кедровых шишек, которые росли прямо на уровне вытянутой руки, и весело посеменили вниз по скотским тропинкам. Спустившись в долину ручья Банный, обнаружили, что его долина довольно глубокая, а тропа, если и была когда-то, давно заросла. Какая-то тропа уходила траверсом, не спускаясь к ручью, но по ней мы идти, не решились, так как она могла так и не спуститься ни к ручью Банный, ни к Малому Анзасу. Скорость дальнейшего спуска колебалась около километра в час, и иногда стремилась к нулю. Во время спуска вдоль ручья пару раз пришлось его перебродить (примерно в тех местах, где это должна была проделать тропа). Около 13-00 пообедали, и продолжили борьбу с зарослями смородины. Вовсе не в том смысле, что продолжили ее есть. Просто практически весть путь представляет собой продирание через кусты черной смородины. И вот, около двух часов вышли к Малому Анзасу. Осталось около 10 км, по дороге, это всего около двух часов хода. Радость была не долгой, и легкой обратной прогулки по хорошей дороге не получилось. Дорогу съел Анзас, и мы продолжили свой путь через тернии.

    Примерно, через пару сотен метров, появился участок дороги, но как вы видимо уже догадались, не надолго. До впадения правого притока Антонов Ключ дорога постоянно то появляется, то опять пропадает в потоке. Но когда мы шли вверх, дорога была, по ней были свежие гусеничные следы, значит, совсем она пропасть не могла, и у нас была надежда, что, дойдя до Антонова Ключа (правый приток), мы увидим дорогу, пришедшую с другого берега и идущую в нужную нам сторону. По крайней мере, такой вывод напрашивался из карты. Больше ей деваться было некуда.

    И вот, наконец, мы дошли до Антонова Ручья. Мост разрушен, но для гусеничной техники это не преграда, и дорога действительно появилась. В очередной раз послышались фразы, что теперь эта дорога никуда от нас не денется. Казалось бы. Вместо ручья ее срыл трактор. Короче, как выяснилось еще через некоторое время, дорога заканчивалась примерно в том месте, где мы вчера с нее свернули. Со всеми этими приключениями до лагеря добрались только около восьми вечера.

    13.08.2006
    1,5 км ниже р. Мал. Анзас - порог Ревун. Сплав 12 км. Чисто ходовое время 1 час. Основные препятствия - многоводные, крупнокаменные шиверы. Ясно, +20

    Карта-схема участка

    Ориентиры начала Нижней Оны - резкое сужение долины, крупный ручей, круто падающий с левого берега на правом повороте. За поворотом начинается п. 51.

    51-64. Шиверы разнообразного характера - иные мелкие, в иных же валы, отдельные бочки до 1 м. Встречаются пульсирующие валы и прочие проявления нестационарной турбулентности, однако в целом их количество и интенсивность при данном уровне воды существенно меньше обычного. Разделение на отдельные препятствия весьма условное, ориентироваться надо по притокам.

    Проходили сходу, походной колонной. Некоторые шиверы довольно мощные, высокие валы. Бочки при высоком уровне воды начинают вырождаться в валы, и практически не держат. Лично мне этот участок понравился гораздо больше около пяти лет назад, когда воды было примерно на метр меньше. Тогда в шиверах стояли огромные валуны, между ними в шахматном порядке были языки сливов и бочки.

    К обеду дошли до порога Ревун, в данной лоции это либо шивера 64, либо заход в 65. В любом случае это в паре сотен метров от порога "Первый онский" (Джаргинская яма). Ориентиры: крутой левый поворот у невысокого гребня, перегородившего долину; треугольная скала на правом берегу; галечная отмель в центре русла. Гарь на правом берегу, упоминаемая в лоции 1976 г. и производных от нее, почти полностью заросла и ориентиром служить уже не может.

    За поворотом слева пляжик и стоянка.

    Средний уровень воды и ясная погода располагали к покатушкам. Оставшееся количество дней и порогов предполагало дневку. В связи с чем, было объявлено о том, что желающие покататься разгружают суда, организуют страховку и катаются. Желающие нашлись только на просмотр чужих прохождений, помощь в их страховке и обсуждение вариантов прохождения. После 17-00 трасса была закрыта директивно.

    14.08.2006
    Дневка. Утром ясно, во второй половине дня кратковременные дожди, грозы.

    Устроили вторую баню за поход, поймали единственную рыбу, в общем обычный ПХД.

    15.08.2006
    Порог Ревун - р. Латчин (левый приток Абакана). Сплав 20 км. Чисто ходовое время 2,5 часа. Основные препятствия - Пороги: Джаргинская яма, второй онский, Выходной

    Карта-схема участка

    В первой половине дня ясно, во второй кратковременные дожди, сильный встречный ветер

    65. Порог Первый Онский. Ориентиры: крутой левый поворот у невысокого гребня, перегородившего долину; треугольная скала на правом берегу; галечная отмель в центре русла. Гарь на правом берегу, упоминаемая в лоции 1976 г. и производных от нее, почти полностью заросла и ориентиром служить уже не может.

    За поворотом слева пляжик и стоянка на которой мы и стояли. Далее входная шивера длиной 100-200 м - одиночные камни, небольшие бочки. В конце шиверы слева еще один обширный песчаный пляж и стоянка. Ниже пляжа у левого берега крупные валуны, русло прижато ими к правому берегу. Сливы до 1,5 м, пульсирующие и опрокидывающиеся валы, спрятанные между ними обливные плиты с бочками. Особенно опасна крупная обливная плита в конце порога, основная масса воды уходит с нее влево, за плитой обширный мощный котел 1,5 м. На выходе валы, одиночные жесткие бочки.

    Порог с воды практически не читается. Просмотр по левому берегу, здесь есть хорошая тропа, продолжающаяся далее до р. Абакан. Под левым берегом есть канализация, но по малой воде она сухая.

    Порог был признан руководителем безопасным, и экипажи выбирали линию движения самостоятельно. В результате данного выбора был определен порядок движения. Сначала порог проходили сторонники левого варианта, который предполагал движение по левой части струи, густо забитой подводными камнями, далее через бочку в средней части порога с необходимостью маневра для обхода полуобливного камня, на который наваливает струя. Далее по основной струе. Данным вариантом воспользовались двойка Ивушкин, Статейкин и сборная двойка Савоненкова, Шупта. Данные катамараны встали на страховку с воды.

    Далее порог проходили приверженцы правого варианта, по основной струе. Технической сложности данный вариант не представлял, но была высока вероятность переворота в мягкой глубокой бочке. После которой было несколько сотен метров быстротока для вылова вещей и купающихся.

    Первым по данному варианту пошел сборный катамаран-двойка Покровченко, Войтенков. Их самодельный катамаран шился для рек более высокой категории, и не смотря на все старания экипажа перевернут не был. При возвращении на левый берег, на пересечении нескольких валов, у них был еще один шанс кильнуться, но и им они не воспользовались, благополучно зачалившись у левого берега и встав на страховку.

    Следующим на штурм основной бочки пошел катамаран "Рафтмастер" Фрох, Ковалева. Целью прохождения было оценить возможности катамарана на относительно безопасной бочке. Заходная часть порога была пройдена хорошо, и к основной бочке они подошли носами, но немного растеряв скорость на предшествующих валах. Катамаран застрял в бочке, его развернуло носами вверх по течению, и через них положило. В спасательных работах с энтузиазмом поучаствовали экипажи всех стоявших на страховке двоек. В результате чего прохождение следующих экипажей задержалось минут на 40. Требовалось вернуть страховку на место.

    Далее по левому варианту прошел каяк. Погода портилась, и купаться лишний раз уже не хотелось.

    Последним судном шла четверка. Они тоже собирались испытать мощность основной струи и пошли правым вариантом. Струя распорядилась по своему. Пройдя заходную часть по правому варианту они были выброшены из потока в стоячую воду за обливным камнем, который в малую воду собственно и образует Джаргинскую яму, и вернуться в струю до основной бочки уже не успели. Зато остались на ровном киле.

    66. Простая шивера на левом повороте. За шиверой обширный плес, образованный подпором Второго Онского порога.

    Проходили походной колонной, страховка не требовалась.

    67. Порог Второй Онский. В первой ступени слив 1,5-1,7 м, бочка 1,5 м, за ней цепочка сильно вспененных валов 1-1,2 м. Через 70-80 м вторая ступень - слева сливы до 1 м между крупных обливных камней, справа чистый проход с валами. Есть относительно простой проход вдоль правого берега. На выходе расширение русла, шивера.

    В нашу воду по правой протоке была открытая канализация, но ее услуги нам не потребовались, достаточно вариантов предоставляла и основная протока.

    Первая ступень вполне соответствовала приведенному в лоции описанию, во второй было два подковообразных слива с большими бочками за ними (бочки были на грани перехода в котлы). Между ними было три чистых языка. Так как выход из центральной бочки и двух. смежных языков проходил через гряду обливных камней диаметром более двух метров, левая и центральная части потока были объявлены закрытыми для прохождения. Вероятность переворота была довольно велика, а давать возможность нырять самосплавом, на скорости более 10 км/час, в узкие проходы между большими камнями не хотелось.

    На выбор участников предлагалась правая часть струи в первой ступени (из нее даже на перевернутом судне не возможно попасть в центральную часть струи второй ступени). И правый подковообразный слив для желающих покиляться, а также правый язык, и выходная шивера на растерзание.

    В результате все эикипажи прошли первую и вторую ступени по правому краю струи, собрав большее или меньшее количество подводных камней. Некоторые участники, были удивлены своей неспособностью, сопротивляться мощному потоку.

    68-71. Шиверы, местами валы и бочки до 1 м. Ходовое время от Второго Онского порог до р. Абакан 30 мин.

    Шивера с № 71 в некоторых лоциях именуется порогом "Выходной" Это действительно последнее препятствие на реке, хотя до впадения в Абакан остается еще около 4-х километров. На используемых, в походе схемах данное препятствие заканчивалось несколько раньше чем в действительности, этот момент доработан.

    Тропа, идущая вдоль левого берега Оны, после порога "Выходной зарастает, и становится мало пригодной для движения. А еще через пару километров вовсе теряется в разбоях левого притока.

    На р. Абакан хорошие стоянки встречаются нечасто, и бывают заняты другими группами, рыбаками или отдыхающими. Абакан встретил нас сильным встречным ветром и ливнем. Ливень быстро прекратился, а вот встречный ветер дул на протяжении двух последующих дней. Соответственно наше ходовое время по Абакану можно рассматривать только как справочное. Скорость течения 6 - 10 км/час.

     

    16.08.2006
    р. Латчин (левый приток Абакана) - Абаза. Сплав 17 км. Чисто ходовое время 2 часа. Сильный встречный ветер. Утром ясно, во второй половине дня кратковременные дожди, +20

    Карта-схема участка

    Собственно доплыв по Абакану не представляет ни каких трудностей. На этом участке встретится несколько групп валов (в протоках между островами). В малую воду возможны мели и перекаты.

    Существует несколько способов завершения маршрута.

    • Сразу к поезду в Абазе. Можно зачалиться в черте города, примерно в двух километрах от станции. Просушиться, и сразу уехать. Вариант излишне бюджетный и мало интересный.
    • Закончить маршрут у автомобильного моста. Здесь, на правом берегу, более комфортное место для разборки и просушки судов, кроме того, легко ловятся автомобили, на которых за символическую плату можно доехать до вокзала.
    • Немного не доходя моста, на правом берегу в лесопарковой зоне. Вариант, по которому собственно мы и поступили. Зачалившись примерно в километре выше моста, мы разобрали и просушили суда. Поставили лагерь, договорились о транспорте на завтра, и устроили себе прощальный ужин.

    Лоция

    В качестве лоции приводится текст, наиболее полно и правдоподобно описывающий препятствия на реке. Данный текст взят в сети Интернете по адресу: Турклуб Зодиак. Выражаю большую признательность авторам данного текста, он практически лишен недостатков. В связи, с чем не вижу необходимости создавать нечто подобное от своего имени. Просто дополню его кусочками карт местности (см. Техническое описание и раздел картография).

    1. От устья р. Курукуль до устья р. Каратош практически сплошная мелководная шивера с отдельными торчащими камнями. До р. Каратош около 3 км, 20 мин. сплава. Р. Каратош впадает двумя протоками. Сбойка второй (основной) протоки с основным потоком р. Она накладывается на прижим к скале правого берега, под скалой слив с бочкой 0,6 м. Далее плес около 100 м до входа в порог Каратошский. На левом берегу хорошая стоянка

    2. Порог Каратошский. При данном уровне воды - мелководная шивера, на выходе 3 гряды надводных камней со сливами до 0,5 м. Просмотр по малой воде удобнее делать по левому берегу, зачалившись на коротком (около 20 метров) плёсе в устье Каратоша. Входная шивера остаётся позади, её смотреть нет необходимости, а за плёсом - выходные гряды. Порог не сложен, но психологически важен для дальнейшего прохождения маршрута.

    3-9. Мелководные шиверы, разбои, перекаты. Стоит отметить п. 5 - шивера-горка в устье правого притока на местном крутом левом повороте, за ней прижим к скале правого берега. На левом берегу хорошая стоянка, традиционное банное место. Встречаются опасные заломы, бревна.

    10. Порог Калибр. Большой лесистый остров, в правой протоке воды меньше (но пройти можно), в левой на выходе плотная гряда обливных камней, образующая ступеньку высотой 0,5-0,7 м. За порогом плес 200-300 м. Это хороший ориентир порога Максим, который необходимо предварительно посмотреть.

    11. Порог Максим. После плеса на больших валунах бывшего острова большой залом, левая протока летом сухая, вся вода уходит в узкую правую протоку. Правая протока переходит в каскадный слив-желоб, с основным сливом около 1 м. Слив пологий, бочка за ним мягкая. За порогом 30 м быстротока и прижим к выступающей скале правого берега. За прижимом вода растекается между больших камней и собирается вновь через 150-200 метров. Зачаливаться перед порогом надо в небольшой заводи левого берега в конце плёса. Просмотр по левому берегу.

    12. Порог Змейка. Длинная густая шивера, в начале лабиринт сливов до 0,5 м между крупных полуобливных камней. Далее русло постепенно выполаживается. Препятствие заканчивается перед устьем р. Сараткол. Просмотр по левому берегу.

    13. Каскад шивер до устья р. Арыг. Местами сливы до 0,5 м с мягкими бочками.

    14-18. Каскад мощных шивер в сужениях русла за устьем р. Арыг. Валы, бочки, сливы местами до 0,8 м. Благодаря высокой плотности препятствий, концентрации потока в узком русле, и относительно высокому среднему уклону этот участок можно считать кульминацией Верхней Оны. Необходимость просмотра (вплоть до сплошного) определяется степенью технической подготовки данной группы. На общем фоне можно выделить порог 17 Трон: река прижата к правому берегу на местном левом повороте, лестница из нескольких крупных обливных плит, за порогом русло резко расширяется.

    19. Порог Косые Ворота. Ориентиры: небольшой островок с низкими кустиками, за ним 2 притока на левом повороте. Левый ручей малозаметен, правый - крупный, круто падающий со старой заросшей осыпи. (На карте из отчета Шишкова и ее копиях из последующих отчетов порог нанесен неправильно.) Просмотр возможен по обоим берегам, но удобнее по левому, чалка к левому бурегу на коротком участке спокойного быстротока перед крутым левым поворотом. На входе лабиринт надводных камней, далее каскадный слив-желоб с общим падением около 1,5 м. и узким проходом, на выходе из которого струя разбивается о большой камень. Чистый проход по нашей воде для больших катамаранов не возможен. За порогом хорошее улово, справа песчаный пляжик, большая загаженная стоянка. Ниже есть пара боле уютных стоянок.

    20. Простая шивера.

    21. Порог Мельница. На местном правом повороте галечная отмель, в русле лестница из обливных плит, сливы до 1 м, бочки.

    22. Ложный порог Бык. Сужение долины, на правом повороте сливы, валы, бочки до 1 м.

    23. Порог Бык. Длинная шивера на прямом участке, валы и бочки 0,5-0,7 м, на выходе в центре русла камень, похожий на быка.

    24-25. Простые шиверы. Валы, бочки в пределах 0,5 м.

    26. Хлестовский прижим. Образцовый саянский порог - галечная горка перед правым поворотом и прижим к высокой скальной стенке левого берега на повороте. Справа за поворотом хорошая стоянка.

    27. Простая шивера.

    28. Порог Бобслей. Ориентиры: устье р. Орту-Чата-Хем на правом повороте, за ним чувствуется подпор порога, широкий левый поворот, на повороте - простая заходная шивера. Просмотр по левому берегу. Вполне возможна чалка слева непосредственно перед порогом, но ее желательно сначала просмотреть. Первая ступень - водопадный слив почти через все русло с жесткой бочкой; слева есть узкий проход-"канализация", но по малой воде там сухо. Вторая ступень - на местном левом повороте, слева русло забито камнями, справа струя собирается в узкий лоток с общим падением 0,8-1,0 м, весьма глубокая и жесткая бочка 1 м. Третья ступень - пологий слив 0,8 м в воротах из двух крупных надводных камней, бочка. Ниже порога стоянка на правом берегу.

    29-38. Мелководные шиверы, разбои, галечные отмели. Следует отметить п. 29 - прижим к стенке левого берега на следующем правом повороте после порог Бобслей, справа за поворотом обширная отмель и хорошая, но, как всегда, загаженная стоянка. Ориентирование - по притокам и поворотам, весьма трудоемкое, поскольку многие притоки малозаметны.

    39. Чистая горка с валами в сужении русла. Это последнее препятствие Верхней Оны. Долина расширяется, за ней начинается котловина пос. Б. Он., появляются лесные дороги и броды.

    40. Участок мелководных шивер, разбоев и перекатов до устья р. Карасума. Нависающие бревна, кусты, один сплошной завал. Ходовое время от п. 39 до устья р. Карасума 1 час. Постепенно река собирается в одно русло у правого борта долины.

    Мост лесовозной дороги на Карасуму разрушен, вместо него используется, по-видимому, брод в 100 м выше. Качество дороги оставляет желать лучшего, но движение по ней весьма интенсивное: за время сплава по этому участку прошло несколько машин в обе стороны. Непонятно, насколько далеко они ходят.

    41-47. Шиверы струйного типа, несложные, но первые из них относительно мощные. Местами валы и бочки до 1 м.

    48-50. Простые шиверы.

    Ходовое время от устья р. Карасума до пос. Б. Он 25 мин., от пос. Б. Он до пос. Кубайка 4.50, от пос. Кубайка до пос. М. Анзас - 1.10, от пос. М. Анзас до п. 51 - 20 мин. Приведённое здесь ходовое время очень сильно зависит от уровня воды. В пос. Б. Он еще остались несколько семей, хотя в течение нескольких последних лет ходили слухи, что он полностью брошен. Пос. Кубайка более крупный, полностью живой, есть даже магазин - но он работает нерегулярно. Ниже пос. Кубайка берега низкие, лесистые либо занятые покосами. В районе пос. М. Анзас по берегам ведется интенсивная хозяйственная деятельность. Место для стоянки найти сложно.

    Ориентиры начала Нижней Оны - резкое сужение долины, крупный ручей, круто падающий с левого берега на правом повороте. За поворотом начинается п. 51.

    51-64. Шиверы разнообразного характера - иные мелкие, в иных же валы, отдельные бочки до 1 м. Встречаются пульсирующие валы и прочие проявления нестационарной турбулентности, однако в целом их количество и интенсивность при данном уровне воды существенно меньше обычного. Разделение на отдельные препятствия весьма условное, ориентироваться надо по притокам. Ходовое время 50 мин.

    65. Порог Первый Онский. Ориентиры: крутой левый поворот у невысокого гребня, перегородившего долину; треугольная скала на правом берегу; галечная отмель в центре русла. Гарь на правом берегу, упоминаемая в лоции 1976 г. и производных от нее, почти полностью заросла и ориентиром служить уже не может.

    За поворотом слева пляжик и стоянка. Далее входная шивера длиной 300-400 м - одиночные камни, небольшие бочки. В конце шиверы слева еще один обширный песчаный пляж и стоянка. Ниже пляжа у левого берега крупные валуны, русло прижато ими к правому берегу. Сливы до 1,5 м, пульсирующие и опрокидывающиеся валы, спрятанные между ними обливные плиты с бочками. Особенно опасно крупная обливная плита в конце порога, основная масса воды уходит с нее влево, за плитой обширный мощный котел 1,5 м. На выходе валы, одиночные жесткие бочки.

    Порог с воды практически не читается. Просмотр по левому берегу, здесь есть хорошая тропа, продолжающаяся далее до р. Абакан. Под левым берегом есть канализация, но по малой воде она сухая.

    66. Простая шивера на левом повороте. За шиверой обширный плес, образованный подпором Второго Онского порога.

    67. Порог Второй Онский. В первой ступени слив 1,5-1,7 м, бочка 1,5 м, за ней цепочка сильно вспененных валов 1-1,2 м. Через 70-80 м вторая ступень - слева сливы до 1 м между крупных обливных камней, справа чистый проход с валами. Есть относительно простой проход вдоль правого берега. На выходе расширение русла, шивера.

    68-71. Шиверы, местами валы и бочки до 1 м. Характерная для Нижней Оны разномасштабная турбулентность выражена весьма слабо из-за низкой воды. Ходовое время от Второго Онского порог до р. Абакан 30 мин.

    На р. Абакан хорошие стоянки встречаются нечасто, и бывают заняты другими группами, рыбаками или отдыхающими. Ходовое время от устья р. Она до г. Абаза 2.30,но по малой воде может увеличиться до 4 и более часов.

    7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

    К потенциально опасным, можно отнести следующие препятствия и явления на данном маршруте.

    8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

    9. Дополнительные сведения о походе

    (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация).

    9.1. Групповое и личное снаряжение

    a) Специальное снаряжение, групповое:

    Катамаран - 2 - 4 шт.
    Катамаран - 4 - 1 шт.
    Каяк - 1 шт.
    Спасконцы (морковки) - 6 шт.
    Весла - 13 шт.
    Запасные весла - 6 шт.
    Ремнабор - 1 шт.
    Аптечка - 1 шт.

    б) Специальное снаряжение, личное:

    Спасжилет, стропорез, каска, гидрокостюм, гермоупаковки - 1 комплект на каждого участника.

    Наименование На 1 человека На группу 12 человек
    Продукты (всего/в день) 7,45/0,470 96,84/6,1
    Групповое снаряжение 16,2 156
    Личное снаряжение 12 211
    Всего: 35,7 463,8

    Максимальная нагрузка на мужчину 50 (транспортировалось в двух отдельных упаковках примерно по 25 кг), на женщину 25 кг.

    10. Стоимость мероприятия

    Куда шли деньги С одного человека С группы
    Билет Москва - Абакан 2219 28847
    Продукты 2053 26694
    Автомобильная заброска 815 10600
    Аптека 33 430
    Спирт 40 525
    Выброска 23 300
    Билет Абаза - Новокузнецк 350 4550
    Билет Новокузнецк - Москва 1967 25571
    Всего: 7500 97517

    11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута


    Картографический материал

    Выложенные в этом разделе фрагменты карт были смаштабированы и предназначены только для просмотра!!!

    Схема расположения листов карты
  • Лист № 1
  • Лист № 2
  • Лист № 3
  • Лист № 4


  • Общая смысловая идея похода
  • Варианты подъезда и отъезда
  • Аварийные выходы с маршрута
  • Изменения маршрута и их причины
  • График движения
  • Техническое описание:
    а) Пешая часть;
    б) Водная часть;
    в) Лоция.
  • Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
  • Перечень наиболее интересных природных
  • Дополнительные сведения о походе.
  • Стоимость мероприятия
  • Итоги выводы и рекомендации по прохождению маршрута
  • Фотографии

  • Свежие материалы на сайте:

    Аксаут, Маруха, Теберда 2019 - 3 к.с.

    Учебно-тренировочный поход каяк-школы на реки Северного Кавказа: Аксаут, низ Марухи, Теберда.

    Сложное сделать простым

     >>> - Подробнее


    12 июля 2019 года   -   Марина Воронина
    День открытых дверей Школы базового уровня
    19 сентября состоится день открытых дверей Школы водного туризма базового уровня 2017-2018 гг. Мероприятие пройдёт в помещении Турклуба Перово, начало в 18:30. >>> - Подробнее

    13 сентября 2017 года   -   Самыкин Антон
    Видео Лосево
    Видео про водные упражнения на р.Вуокса в июне 2017 года  >>> - Подробнее

    18 июня 2017 года   -   Заботина Евгения
     
    Главная » Отчеты о походах » Саяны, Хамар-Дабан » р. Она, август 2006 отчет о походе 4 к.с., (Западные Саяны)

    Write a comment

    • Required fields are marked with *.





    © 1972-19.03.2024 РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб Перово)
    Политика конфиденциальности обработки персональных данных в РООСРМТ "Туристский клуб"


    +7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
    ОГРН 1037739766162,  ИНН 7720264176

    Клуб существует на членские взносы и ваши пожертвования
    Вы можете внести любую сумму: от 100 руб. Yookassa откроется в новом окне



      Отправляя пожертвование вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных
    в соответствии с политикой конфиденциальности, принятой в клубе


    +7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
    ОГРН 1037739766162, ИНН 7720264176

    Новое на сайтеЯндекс цитированияЯндекс.Метрика