р. Большой Зеленчук, май 2006 г УТП, 3 к.с.

Главная » Отчеты о походах » Кавказ » Зеленчук Б.2006. Отчет о водном походе 3кс, май. УТП школы БУ. Рук. Грашин А., Фрох Э., Шупта А.

Водный поход 3-й к.с.
район похода - Кавказ
Нитка маршрута: Невинномысск - Б.Зеленчук - Невинномысск
Сроки похода: 29 апреля 2006 года - 6 мая 2006 года
Руководитель: Грашин А., Фрох Э., Шупта А.


Зеленчук Большой 2006. Отчет о водном походе 3кс, май. УТП школы БУ. Рук. Грашин А., Фрох Э., Шупта А.

Отчет о водном походе третьей категории сложности по реке Зеленчук (Сев. Кавказ), совершенном с 29 апреля по 10 мая 2006 г., Перовской туристической школой (водная секция) г. Москвы.

Начальник школы: Лебедев В.И.

Руководители отделений:

Отделение №1 - Шупта А. Маршрутная книжка: 1/4-307
Адрес руководителя: г. Москва, Госпитальный вал, д.5, к.16, кв.8.
тел.: 8(495) 263-1759.

Отделение №2 - Грашин А. Маршрутная книжка: 1/4-308
Адрес руководителя: г. Москва, ул. Корнейчука, д. 51б, кв. 19.
тел.: 8(495)-407-41-00

Отделение №3 - Фрох Э. Маршрутная книжка: 1/4-310
Адрес руководителя: г. Москва, 1-я Новокузьминск. ул., д.16, к.1, кв.121.
Тел.: 8(495) 371-4949.

Москва 2006

Московский турклуб "Перово"


 

Содержание отчета

 

  1. Паспорт маршрута
  2. Сведения о районе путешествия
  3. Основные препятствия
  4. Состав группы (по отделениям школы)
  5. Общая идея похода
  6. Варианты подъезда и отъезда
  7. Аварийные выходы
  8. График движения
  9. Дневники по отделениям школы: 1 отд.; 2 отд.; 3 отд.
  10. Потенциально опасные участки на маршруте
  11. Наиболее интересные природные и исторические объекты
  12. Групповое и личное снаряжение
  13. Погодные условия
  14. Финансовые затраты
  15. Лоция маршрута
  16. Итоги, выводы и рекомендации
  17. Как найти МЧС (для регистрации) - схема проезда.
  18. Фотографии: Фото 1 отд. Фото 2 отд. Фото 3 отд.

1. Паспорт маршрута

 

Вид туризма Водный
Район путешествия Северный Кавказ
Категория сложности Третья
Число участников 41
Сроки проведения 29 апреля - 10 мая 2006 г.
Продолжительность похода 12 дней
Протяженность маршрута 31 км (водная часть)
Уровень воды Для весны: низкий в начале,
средний, выше среднего в конце похода.
Средства сплава Катамаран-2 - 9 шт,
Катамаран-4 - 7 шт,
Каяк-1 - шт.

Маршрут группы:
г. Москва - г. Невинномыск - 7 км выше пос. Архыз - р. Зеленчук (сплав) - ниже пор. Косой - г. Невинномыск - г. Москва.

Маршрут утвердила МКК 21 апреля 2006 г., в составе: Рязанский, Климин, Офицеров.

МКК рассмотрела отчет и признала, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю. Маршрут соответствует.третьей категории сложности.

Отчет использовать в библиотеке МКК.

2. Сведения о районе путешествия

 

На юге Ставропольского края у подножья Эльбруса расположена небольшая горная страна - Карачаево-Черкесия. Теберда, Домбай, Архыз на ее территории - красивейшие уголки западного Кавказа. Этот край богат лесами, живописностью пейзажей, прозрачностью рек и озер, чистотой воздуха. Тебердинский государственный заповедник в курорте Теберда создан как эталон природного ландшафта для его постоянного изучения и сохранения.

Особенности климата Карачаево-Черкессии определяются геофизическим положением, близостью Черного и Каспийского морей, сложностью и разнообразием рельефа.

Район Кубани относится к среднегорной зоне, где климат умеренно влажный. Здесь на высоте 1200-2000 м. над уровнем моря в формировании микроклимата велика роль Скалистого и Бокового хребтов, они служат надежной защитой от холодных ветров и туманов, проникавших с северо-востока и юго-запада. Для района характерна высокая интенсивность солнечной радиации, которая является основным источником тепла.

Реки Карачаево-Черкессии берут начало с ледников (которых здесь насчитывается более 350), либо вытекают из высокогорных озер. Крупнейшая река Карачаево-Черкессии - Кубань (от черк. къ-обан (къоб-бурная, полноводная)). Река Кубань берет свое начало у ледников на западных склонах Эльбруса. Общая ее протяженность 941 км. (из них 187 км река течет по Карачаево-Черкессии). В своих верховьях Кубань принимает ряд правых притоков (Худес, Индыш и т.д.), слева в нее впадают Ускулан, Даут, Теберда и другие реки. Теберда впадает в Кубань у города Карачаевска, это одна из самых многоводных рек Карачаево-Черкессии.

В Карачаево-Черкессии около 400 озер. К крупнейшим озерам в верховьях Кубани относятся Уллукуль (бассейн реки Учкулан) и Хурлакуль (левобережье реки Худес).

Карачаево-Черкессия богата разнообразными минеральными источниками. Особенно много их в Приэльбрусье. Несколько источников имеется в долинах Учкулана и его притоков, в бассейне рек Даут, Индыш, Худес, Мара и других. Наиболее популярны Джамагатские нарзаны в верховьях реки Джамагат. Находятся они в девяти километрах от города- курорта Теберда на высоте более 1800 м.

Около 30% всей территории Карачаево-Черкессии занимают леса, в которых насчитывается более 120 видов кустарников и деревьев, некоторые из них являются реликтами и эедемиками, занесены в Красную книгу.

Животный мир Карачаево-Черкессии характерен тем, что среди его представителей немало эндемиков, т.е. животных, обитавших только в данной местности на небольшой территории, среди таких обитателей здесь - тур западнокавказский, кавказский тетерев, кавказский улар. Наиболее богаты дикими животными горные леса. Здесь можно встретить зубра, кавказского оленя, косулю, дикого кабана. Живут в лесах бурый медведь, куница, лесной кот, кавказская выдра, рысь и другие дикие животные, в горах Карачаево-Черкессии обитают несколько десятков видов птиц (альпийская галка, беркут, черный гриф и др.). Встречается немало пресмыкаюшихся - ящерицы, гадюки, ужи, медянки. В горных реках водится ручьевая форель, в некоторых озерах - озерная форель. Для сохранения уникальной природы горного Кавказа созданы заповедники и заказники, крупнейшим из которых является тебердинский заповедник (его площадь составляет 65 тыс. га).

На территории Карачаево-Черкессии проживают более 371 тыс. человек (данные 1979 г.), 92 национальностей и народностей. Из них русских 45,1%, карачаевцев-29,7%, черкесов-9,4% и т,д. Основные занятия коренного населения - скотоводство: карачаевская порода овцы наилучшая на Кавказе, широко известны лошади кабардинской (черкесской) породы. Автомобильные дороги с твердым покрытием пересекают территорию Карачаево-Черкессии с севера на юг и с запада на восток. Большая часть дорог проложена в долинах рек. Широко развито автобусное сообщение.

3. Основные препятствия

 

Основные препятствия на маршруте это пороги:

Детальные описания порогов и варианты их прохождения приведены в лоции (п. 11 отчета), уровень воды (от среднего к паводковому).


4. Состав школы

 

Состав группы - отделение № 1.

 


п/п
Фамилия, Имя,
Отчество
Год
рожд.
Место работы,
должность
Туристическая
подготовка
Обязанности в группе
1 Шупта
Анна
Владимировна
1962 НЦ ССХ им.А.Н.Бакулева методист ЛФК Мста -2Р, Б.Лаба- 5у Руководитель
2 Лебедев
Валерий
Иванович
1959 ГУНПО "СТиС" Она -4р Инструктор
3 Подчерняев
Михаил
Владимирович
1957 ООО "Артиль Строй" Кубань - 3у Снаряженец
4 Харькова
Елена
Викторовна
1978 ИМНС № 20, специалист Хойто-Ока - 4у Летописец
5 Мироненко
Александр
Борисович
1960 Мебель мастер Мста-2у Хронометрист
6 Анохин
Алексей
Алексеевич
1963 ООО "Р-Стар"Вед.специалист Мста - 2у Реммастер
7 Веселов
Владимир
Александрович
1972 З-д "Борец" Пшеха - 3у Фотограф
8 Романов
Дмитрий
Анатольевич
1967 ООО "Русшина"менеджер Мста - 2у Завхоз
9 Прошкин
Олег
Владимирович
1971 ЗАО "Малыш" Мста - 2у Реммастер
10 Статейкин
Илья
Александрович
1978 Регул-Т Мста - 2у Хронометрист
11 Ивушкин
Алексей
Борисович
1974 ДОПТ МВД России Оперуп. Аксаут -3у Фотограф
12 Комкова
Светлана
Михайловна
1986 студентка Мста-2у Медик

Состав группы - отделение № 2.

 


п/п
Фамилия, Имя,
Отчество
Год
рожд.
Место работы,
должность
Туристическая
подготовка
Обязанности в группе
1 Грашин
Александр
Игоревич
1984 "ЛЭМЗ" Слесарь-инструментальщик Б. Лаба - 2(5)у Кутсайоки - 3(4)р Руководитель
2 Федоров
Максим
Станиславович
1969 ОАО Северсталь-инфоком Менеджер проекта Утулик - 4р
Шавла - 5р
Инструктор
3 Грашина
Евгения
Александровна
1977 ООО "Шельф-2000" Менеджер т.975-89-71 Кубань - 3(4)у
Кутсайоки - 3(4)у
Штурман
4 Войтенков
Антон
Юрьевич
1979 ОАО "КБ Сухого" Экономист Б. Зеленчук -3у Снаряженец
5 Савоненкова
Анна
Александровна
1977 МГУ студент Пшеха - 3у Медик 2
6 Кожевникова
Ольга
Владимировна
1976 мать двоих детей Мста - 2у Летописец
7 Покровченко
Владимир
Владимирович
1966 ООО "Магнос" Начальник хим. Установки Аксаут - 3у
Хойто-Ока - 4у
Реммастер
8 Полина
Маргарита
Михайловна
1979 ГП №56 Студ. Отряд врач факультета Мста - 2у Медик
9 Мармазов
Михаил
Валерьевич
1987 МАИ студент Мста - 2у Казначей
10 Тананина
Евгения
Сергеевна
1972 ЗАО "Прадо групп" Программист Мста - 2у Завхоз
11 Грашин
Игорь
Алексеевич
1956 "Метрополитен" Эскалаторная служба Слесарь-электрик Аксаут - 3у Реммастер 2
12 Куповых
Дмитрий
Викторович
1972 ООО "МПТЦ Эмма-мепико" Провизор Мста - 2у Летописец
13 Чижиков
Сергей
Николаевич
1980 ООО "НПК ЭЭГ" Инженер-проектировщик Мста - 2у Фотограф
14 Рагозин
Андрей
Юрьевич
1962 ООО "Триал 21" Начальник эксплуатации Кубань - 3(4)у Фотограф

Состав группы - отделение № 3.

 


п/п
Фамилия, Имя,
Отчество
Год
рожд.
Место работы,
должность
Туристическая
подготовка
Обязанности в группе
1 Фрох
Эдуард
Викторович
1985 ООО "Медиа-Шторм Девелопмент", Системный администратор 3У - р. Малка
3У - р. Аксаут
2Р - р. Калга
Руководитель
Кат-2, Капитан
2 Култаев
Илья
Владимирович
1966 ООО ПТК "ОВИК", менеджер 3Р - р.Пшеха
5У - р. Китой- р. Анот
Инструктор
Каяк Prijon Cross
3 Ковалева
Надежда
Юрьевна
1976 СПКТБ "Мосгидросталь", Инженер-конструктор 3У - р.Писта Кат-2, Матрос
4 Черников
Артем
Леонидович
1983 ООО ТСП "Автоматика" Менеджер сервисной службы 2У - р. Мста Фотограф
Кат-4, Матрос
5 Шупта
Дмитрий
Геннадьевич
1986 ФГУП ОКБ МЭИ техник 1 категории 2У - р. Мста
2У-р.Березайка-р.Мста
Снаряженец
Кат-4, Капитан
6 Лапина
Мария
Юрьевна
1979 ООО "ПМК Строй", сметчик 2У - р. Мста Медик
Кат-4, Матрос
7 Докина
Екатерина
Анатольевна
1987 Временно не работает 2У - р. Мста Финансист
Кат-4, Матрос
8 Герасимов
Василий
Анатольевич
1979 ООО "Лукойл", специалист 2У - р. Мста Метеоролог
Кат-4, Матрос
9 Привина
Мария
Дмитриевна
1979 МГППУ, ст. преподаватель 2У - р. Мста Фотограф
Кат-2, Матрос
10 Дмитриев
Евгений
Валентинович
1947 ЗАО НПФ "Элестим-Кардио", Вед. научн. сотрудник 2У - р. Мста Хронометрист
Кат-4, Капитан
11 Красавина
Наталья
Алексеевна
1987 Временно не работает 2У - р. Мста Хронометрист
Кат-4, Матрос
12 <Шаталин
Дмитрий
Валентинович
1982 ЦНИИ Циклон, Инженер 2У - р. Мста Реммастер
Кат-4, Матрос
13 Деева
Наталья
Васильевна
1983 ООО "ВО "ЦДХ"" 2У - р. Мста Завхоз
Кат-4, Матрос
14 Антонов
Михаил
Юрьевич
1969 МГУП Мослифт Электромеханик 5У - р. Китой - р. Анот Кат-2, Капитан
15 Поликарпова
Галина
Сергеевна
1981 Временно не работает 2с эл3У - р.Кубань-р.Лаба Кат-2, Матрос

5. Общая идея похода

 

Данный поход планировался как учебно-тренировочный поход (УТП) водной школы Перовского турклуба г. Москвы. Основными задачами похода были: обучение слушателей школы и повышение спортивного мастерства, ознакомление с одной из рек Северного Кавказа, спортивный отдых.

6. Варианты подъезда и отъезда

 

Заброска. До станции Невинномысск можно доехать поездами, идущими в Нальчик, Владикавказ, и др. От станции Невинномысск на заказном транспорте до пос. Архыз и выше. Возможна заброска и на местном общественном транспорте, но, в связи с большим количеством слушателей от этого варианта отказались.

Выброска. Заказным транспортом от точки антистапеля до Невинномысска. Так же возможен вариант общественного транспорта. Из Невинномысска в Москву на поезде.

7. Аварийные выходы

 

Пешая часть на маршруте практически отсутствует. На водной части маршрута, вдоль всей реки идет асфальтовая дорога со средней интенсивностью движения. Есть и общественный транспорт - маршрутки, ходят несколько раз в день. Расстояния между населенными пунктами незначительны. В связи с этим аварийная выброска с маршрута не представляет какой-либо трудности.

8. График движения.

 

Число День
Характеристика дня Местность
28-29.04.06 1-2 Заброска Поезд Москва - Невинномыск
30.04.06 3 Заброска, Стапель Автотранспорт
Невинномыск - 3км выше пос. Архыз
01.05.06 4 Стапель. Занятия по плану школы 3км выше пос. Архыз
02.05.06 5 Стапель, Радиальный выход. Занятия по плану школы 3км выше пос. Архыз - г.София
03.05.06 6 Сплав 3км выше пос. Архыз - пор. 1-й Взрывной - пор. 2-й Взрывной
04.05.06 7 Сплав. Занятия по плану школы пор. 2-й Взрывной - пор.Пушка
05.05.06 8 Занятия по плану школы Пор. Пушка
06.05.06 9 Сплав Пор. Пушка - пор. 3-й Взрывной - пор. 4-й Взрывной
07.05.06 10 Сплав, антистапель пор. 4-й Взрывной - пор. 5-й Взрывной - 1,5км ниже пор. 5-й Взрывной
08.05.06 11 Выброска. 1,5км ниже пор. 5-й Взрывной -
г. Невинномыск
09-10.05.06 12 Выброска Поезд Невинномыск - Москва

9. Дневники (по отделениям школы)

9.1. Описание прохождения маршрута - дневник отделения № 1.

28.04-29.04 (1-2 день). Поезд.

Поезд № 34, 21.08, Казанский вокзал. Никто не опоздал, вся школа едет в одном вагоне. Отдых от суеты сборов, пиво, разговоры, размышления на тему "что нас ожидает?".

30.04 (3 день). Заброска

В два часа ночи наш поезд прибывает в Невинномысск. Размещаемся на вокзале в ожидании транспорта.

7 утра. Приезжают два пазика (заказаны из Москвы Култаевым Ильей) и бортовой грузовик, на который все три отделения дружно грузят многочисленные рамы и рюкзаки; Макс, инструктор второго отделения, едет в грузовике, все остальные загружаются в автобусы.

7:30 проезжаем мост через Кубань. Слышатся реплики " малая вода".

7:50 въезжаем в Карачаево-Черкесию. На посту ДПС нас останавливают, но задерживают ненадолго.

8:55 въезжаем в Черкесск - столицу Республики Карачаево-Черкесия. Водители не знают города, спрашивают у местных жителей, как проехать к погранцам. Ищем недолго, уже в 9:20 мы у пограничников.

10:40 регистрация в погранслужбе прошла успешно (еще из Москвы послан факс с документами на нашу группу за 10 дней), теперь путь лежит в МЧС. Но все голодные.

11:05 на ул.Советская автобусы приезжают в кафе "Берекет". Все очень даже недорого, готовят быстро, за 70 рублей можно неплохо пообедать (просто объелись!).

В 12:30, после плутания по улицам Черкесска, прибываем в МЧС. Отмечаемся быстро, и сразу же держим путь дальше. Водители не сразу находят дорогу на Архыз, два раза проезжаем перекресток с памятником в виде танка Т-34.

13:00 выезжаем из Черкесска. Рельеф окружающей местности становится все более холмистым, и когда въезжаем в долину Кубани, горный рельеф уже полностью вытесняет равнину.

14:05 выезжаем из долины Кубани, минуем реки Кирк…, Маруха, и к трем дня движемся уже по долине Зеленчука.

15:10 приезжаем в станицу Зеленчукская, где вблизи магазина и поста ДПС один из автобусов якобы ломается. Как выяснилось позже, у водителя была путевка только до Зеленчукской, и он, таким образом, отказался ехать дальше.

16:35 все вместе, сорок человек, едем в одном маленьком пазике дальше до Архыза. Дорога идет вдоль Зеленчука, и все дружно обсуждают низкий уровень воды в реке.

В 17:50 прибываем в Архыз, получаем разрешение на въезд в погранзону и проезжаем на три километра выше. После Архыза идет уже грунтовая дорога. На небольшой поляне встречаем Макса, отдыхающего на горе из наших рюкзаков. Здесь же решаем разбить лагерь.

В 19:15 - ужин. После ужина - отдых, небольшая прогулка, обсуждение дальнейших планов и уходящего дня. Осмотр реки и препятствий на ней неподалеку от лагеря. Уровень воды - низкий, вода прозрачная бирюзового оттенка.

Весь день 30 апреля был солнечный, погода хорошая, если не считать (временами) сильного ветра.

01.05 (4 день). Стапель

Ночь на первое мая была звездная и морозная. Все палатки покрылись инеем. Но уже утром, которое было тихое и солнечное, стало хорошо припекать, и уже во время сборки катов некоторые из нас принимали солнечные ванны.

В 7:30 утра - подъем, завтрак. Вкусные макароны с молоком.

9:05 - начинаем собирать катамараны. Погода на стапеле просто чудесная. Солнце, чистый прозрачный воздух, прекрасная панорама окружающих гор. Илья с Лешей закончили собирать кат в 11:00. 12:05 - собран кат Ани

12:30 закончили собирать четверку Олега, в 12:55 - четверку Миши. Днем мимо нашего лагеря по реке сплавились несколько двоек, Зеленчук обитаем, как всегда

13:30 - обед, классный борщ, очень вкусно. После обеда загидриваемся, занятие по организации переправ (согласно плану школы).

15:05 - уходим вверх по течению. На одной из проток, шириной метров 15, проводим занятие (по плану школы). Погода поменялась, поднялся ветер, стало прохладнее, небо затянуло облаками. Выше по течению, где река идет одним руслом и, где предварительно группа Макса натянула переправу на сильной струе, продолжаем занятие "переправа с помощью горизонтальных перил". Течение сильное, глубина посередине больше метра + вал - в общем, созданы все рабочие условия. Не все смогли противостоять силе водного потока и их вытягивали на "морковке". Начал моросить дождь. Замершие возвращаемся в лагерь.

В 19:00 в лагерь вернулись Илья со Светой, в 19:30 - все остальные. Все в ожидании праздничного ужина - у Миши Подчерняева День рождения.

20:15 начинаем ужинать. Помимо раскладки - бутерброды с красной икрой и шампанское. Заканчивали посиделками под тентом ( дождь) с гитарой.

02.05 (5 день)

Всю ночь на второе мая шел дождь, а в горах, несколько сот метров выше, выпал снег. Утро встретило нас низкой облачностью и видом покрытых снегом деревьев, растущих далеко над нами. Вершин гор не было видно, а дорога на Архыз полностью покрыта туманом.

8:45 - завтрак, молочный рис. После него - короткое обсуждение радиалки в направлении Софийской поляны.

10:05 одиннадцать человек нашего отделения (Вова Веселов остался дежурить в лагере) вышли на "экскурсию"(пешая прогулка, если говорить о скорости передвижения!) в горы.

10:30 - переходим в долину реки Архыз

10:35 - переход в долину р. Псыш. Псыш и Архыз - составляющие Зеленчука, который образуется при их слиянии.

10:50 - приходим на Софийскую поляну.

11:05 - посещение мемориального комплекса (поляна Славы), посвященного участникам Великой Отечественной Войны, защитникам Кавказа. Валера Лебедев сделался ненадолго экскурсоводом, рассказал об истории обороны Кавказа.

11:35 переходим мост через реку Софию, приток Архыза.

12:00-12:30 идем по грунтовой дороге вдоль Софии, текущей несколькими десятками метрами ниже в ущелье. По дороге встречаем базовый лагерь туристов-горников.

12:25 короткий привал, перекус. Высота - 1800 м над уровнем моря. Появляется снег.

12:35 встречаем группу Макса, возвращающуюся обратно.

13:10 привал и обед на заснеженной поляне. Высота - 1850 метров над уровнем моря. Вблизи привала правый берег Софии, вдоль которого идет дорога, снизился. Миша и Аня слепили большого снеговика, а Валера на большом камне сделал маленький.

13:35 обед закончен

13:45 встречаем группу Эдика, которые смогли дойти до зоны видимости водопадов, образующих исток Софии. После чего вместе с ними идем обратно.

15:05 небольшая остановка на Софийской поляне, перекус хычинами.

16:00-17.30 занятия по топосъемке участка реки (по плану школы) на реке Архыз.

17:50 возвращаемся в лагерь. Вова к нашему приходу приготовил обед. После обеда - обсуждение выхода, свободное время.

19:40 ужин, подготовка ко сну. Погода весь день была прохладная, низкая облачность, иногда шел дождь, который к вечеру усилился.

03.05 (6 день). Начало водной части похода.

Утро 3 мая и вообще весь день был более погожий, чем предыдущий и более теплый. Подъем в 7:00 утра, завтрак, сборы - упаковка вещей в рюкзаки, а рюкзаков - на катамараны. Долго, мучительно долго собирались! Аня и Валера просматривают шиверу находящуюся за нашим лагерем.

12:30 - стартуем. Первым идет кат Ани, затем - кат Миши, четверка Олега и двойка Леши. Почти сразу после старта на повороте кат Олега сел на камень и едва не кильнулся. Натерпелись ребята! Все, что в первый раз очень хорошо запоминается! (вечером только про это и говорили). Несколько раз после страта чалимся, просматриваем (учебные чалки, учебный просмотр, намечаем линию движения).

13:30 стрелка Архыз-Кизляр

В 13:45 обносим завал, 100 метров по левому берегу (сосна поперек сужения русла). Завал помечен красной ленточкой.

14:20 - проходим мост в Архызе и чалимся за ним. Небольшой отдых. На прогонном участке (около 3 км) между Архызом и 1-ым Взрывным порогом на небольшой чалке мы с Лешей теряем весло, но его подобрал чужой экипаж четверки.

16:00 1-ый Взрывной порог. Просмотр. Ориентир: 2-я осыпь по ЛБ, где чалка ЛБ не очень хорошая и подъем для просмотра по крутому склону. 1-я осыпь- хорошая полка, 2-я осыпь за левым поворотом реки после 1-ой.

16:45 просмотр 2 Взрывного порога. Съемка. Ориентир: метров через 150 после 1-го, водопад ЛБ за дорогой, правый приток реки шир. до 2 метров. Уровень воды небольшой, и при грамотной работе оба порога довольно легко пройдены. После прохода 2-ого Взрывного чалимся на левом берегу и выбираем место для лагеря за дорогой. Группа Макса встала ниже по течению, группа Эдика вместе с нами, но они пришли позже. 17:30 Мелкий дождь, то есть, то нет. Шли без обеда, замерзли не на шутку.

19:00 обед, плавно переходящий в ужин. Обсуждения первого водного дня (разбор полетов).

04.05 (7 день)

Утром идет дождь (как продолжение ночи). Вода заметно поднялась.

8:15 Завтракаем. Сборы, мокрые гидры одевать противненько! (но мы любим воду во всех ее проявлениях!) (9:50) идем на просмотр "Пушки". Ориентир: на ЛБ полка, где и начинается заходной участок с "зубом" в русле, далее крутой берег .После 2-го Взрывного метров 300-400 до "Пушки". Левый берег довольно крутой, обрывистый, так что просмотр вдоль воды затруднен, но возможен. Если сравнить с 2003 годом, больше осыпей и поваленных деревьев. Не соблюдение правила безопасности прохождения склонов, результат: полетевший вниз камень Леше Анохину попал по ноге, довольно сильный ушиб бедра.

При прохождении линия движения читается с воды, напротив впадения левого притока, участок, где нужно было вовремя начать маневр, чтобы не навалило на полуобливник. До нас на камне ЛБ положили желтый пакет, как ориентир начала маневра. Воды прибавилось, в конце "Пушки", где русло реки расширяется, можно было идти и левой и правой протокой.

11:15 Намечаем места для страховки, фото- и видеосъемки.

11:55 Идет четверка Миши

12:15 Идет двойка Ани

12:35 Идет четверка Олега

Около часа дня по "Пушке" шел самосплавом Илья Култаев, упустив каяк. Спас работы были не эффективны, Илья вылез на ПБ. Каяк выловили за Пушкой метров через 300.

13:25 Идет двойка Леши.

14:30 Ставим лагерь (в конце "Пушки"), дежурные начинают готовить обед. Просушка вещей, поход за дровами (ввиду того, что обитать на этом месте будем еще два дня)

17:05 отправляемся на занятия по горной технике (план школы).

19:50 Возвращение в лагерь

20:30 ужин. Вечером, когда уже стемнело: сидим у костра, беседуем, вдруг на поляну приезжают два огромных автобуса. Из них выскакивает несколько десятков человек с фонариками, и начинают спешно занимать вакантные места. Уже через полчаса здесь стояло штук 25 палаток липецких туристов-водников, приехавших на Зеленчук с Белой. Так много народу и одновременно, здесь редкость.

05.05 (8 день)

Утром теплая солнечная погода.

8:30 - подъем и завтрак. После завтрака - подготовка к занятиям по самосплаву и вытаскиванию из воды вынужденных пловцов (план школы).

10:20 - выход к реке, подготовка

10:30 - спасение "тонущего" путем вытаскивания на катамаран. Каждый должен попробовать себя в роли как спасающего, так и спасаемого. Сначала вытаскивание человека между баллонами, потом сбоку ката.

11:45 - спасение человека с помощью спасконца. Интересный факт - когда страхующий волнуется, он обычно метает морковку раньше, в результате чего плывущий Олег не смог зацепиться за кинутую Ильей морковку и поплыл ниже по течению. Но в ста метрах ниже, маневрируя веслом, благополучно зачалился к левому берегу. Страховочный кат не потребовался.

13:00 окончание занятий.

13:10 - 14:50 повторное прохождение "Пушки" тремя катамаранами: двойка и две четверки, экипажи перемешали (Валера шел вместе с велосипедистами вместо Светы, Аня - вместо Валеры на 4-ке, экипаж Ивушкина без изменений). Воды прибавилось, видимо начали таять ледники. Изменился и характер порога.

15:00 обед.

16:10 Валера, Лена и Илья отправляются на прогулку в горы. Илья проявил себя не лучшим образом, нарушив правило передвижения в горной местности: не терять других из виду, в результате чего немного заблудился. Но впечатлений получил много, так как первый раз попал в горы. Леша Анохин, Дима и Саша ездили в Архыз.

19:30 "горники" возвращаются.

20:30 ужин. После ужина липецкие туристы устроили дискотеку в свете фар автобусов, и некоторые из нас зажигали допоздна.

06.05 (9 день)

Ночью был сильный дождь, но утро выдалось приятным и солнечным.

Как всегда, 8:00 - подъем и завтрак. После завтрака - сборы.

10:00 - все готовы и стоим около берега. Но проблема встать на воду - площадка небольшая, а катамаранов много. Все Перово + еще несколько катамаранов залетных. 10:55 все благополучно отчаливаем.

11:25 начинаем просмотр 3-го Взрывного. Есть задание после порога зачалиться к правому берегу, затем траверс на левый.

12:00 Аня и Лена совершают попытку правильного прохождения и выполнения задания по чалке, не получилось! Организуется съемка прохождения других экипажей

12:30 идет кат Миши кормой вперед (оказалось так задумали!)

12:50 идет кат Леши. Чалятся справа, но не смогли перегрести и выйти к левому берегу. Их сносит немного и они садятся на галечниковую отмель посередине реки (но ближе к правому берегу). После идет четверка Олега и та же картина, что и с предыдущей двойкой. Продолжаем движение в походном порядке до 4-го Взрывного. Ориентир: остатки разрушенного моста с правого берега, ниже по течению грунтовая дорога подходит к самой воде (брод?). Там удобно чалиться, если группа встает на стоянку. Так мы и сделали.

14:00 постановка лагеря на правом берегу и обед. Хорошее место!

15:30 - послеобеденный отдых. Некоторые занимаются ремонтом баллона четверки Олега - немного травит воздух.

17:05 - прохождение 4-го Взрывного. Первым пошел кат Подчерняева, вместо Валеры - Света. Кат развернуло на одном из камней, после порога он сел на галечник. Далее двойка Ивушкина, за ним - кат Прошкина, где вместо Светы была Лена. Его кат повернуло по недоразумению - Лену несколько озадачила команда "разворот на Дымбу".

17:55 возвращение по ПБ примерно метров 700. Обнос гораздо труднее, чем прохождение порога.

20:00 ужин, вечерние посиделки. Вода в реке тем временем прибывает. За один час уровень поднялся почти на 10 сантиметров. Изменился характер порога. Порог стал проще.

07.05 (10 день)

Ночью шел сильный дождь, а утро опять было погожим.

8:00 - подъем, завтрак, сборы.

10:00 - просмотр порога. Вода поднялась значительно, характер несколько изменился, валы стали больше, а камни - скрылись водой.

10:30 идет кат Подчерняева

10:35 кат Шупты

10:40 кат Прошкина

10:50 кат Ивушкина

Организована фото съемка. Перед нами вышло отделение Федорова, за нами отделение Фроха.

11:10 Через 1,5 километра чалимся на галечную отмель ПБ - сигнальщик из 2-ого отделения подал знак "опасное препятствие". Порог "Косой" в большую воду требует просмотра, расположен на левом крутом (90градусов) повороте. Отделение Макса шло с ходу порог "Косой" и киль трех катамаранов. Не без травм - Дима Куповых повредил веко, но все обошлось. Из нашего отделения первым пошел кат Подчерняева. Полулагом вошли в слив с основной плиты, но без последствий, зачалились к ЛБ. При прохождении кат Шупты потерял управление вследствие разворота "тешки" у капитана, не хватило двух гребков, чтобы уйти от навала на камень. Киль. Аня и Лена выбрались, но их катамаран пошел вниз по течению. Кат Подчерняева пошел вдогонку. Сразу за катом Шупты шел кат Ивушкина, выбрали ту же траекторию прохождения, прошел удачно. Ушедший катамаран поймали где-то через 1,5 км.

12:30 Валера Лебедев вернулся к порогу, для контроля и помощи в прохождении 4-ки Прошкина . 2-ка Ивушкина страховала с воды.

13:00 пошла четверка Олега. Шли ближе к ПБ, их немного развернуло в пороге, но прошли удачно и зачалились слева.

13:20 идем вниз по течению, где оставлены катамараны. Там же встали на поляну ЛБ, антистапель (не дошли до Ниж.Архыза км 8).

13:30 ставим лагерь, разбираем катамараны.

15:00 - обед, отдых. После обеда - продолжение сборов, поход за дровами.

20:15 - ужин, после него - еще один ужин (доедаем остатки раскладки). Никто не ожидал, что водная часть похода закончится так бурно. Разговоры не смолкали, все вспоминали свои ошибки, дискутировали, обменивались впечатлениями и приходили к выводу, что восприятие воды с берега и на кате две большие разницы. Наблюдения за звездами - традиция в этом походе.

8 мая (11 день)

8:00 подъем, завтрак. Последний завтрак на Зеленчуке. И хорошая погода выдалась - только сплавляться.

11:00 мы были готовы. В 10, приехал грузовик и два автобуса - забирать нас. Остальные отделения тянулись. В итоге, выехали мы в сторону Невинномысска в 12:10. Хорошо запомнилось, как гнал водитель нашего автобуса и со скрипом колес вписывался в повороты. Некоторым в автобусе это показалось даже экстримальнее, чем сплав по горной реке.

13:05 приезжаем в станицу Зеленчукская, короткая остановка. По пути то и дело останавливают сотрудники ГИБДД. И на очередной такой остановке отличились некоторые туристы-водники - они "выписали", а им за это выписали квитанции за нарушение общественного порядка. А ведь можно было и не нарушать - благо кабинка была тут же.

15:20 Приезжаем в Невинномысск. Организовано дежурство на вокзале, но понедельник -день тяжелый , планы на баню разрушились почти сразу. Грязные в Москву поехали...

Вечером пошел дождь, который и проводил наш поезд в 21:33

В суету городов, и в потоки машин
Возвращаемся мы, просто некуда деться
И спускаемся вновь с покоренных вершин
Оставляя в горах свое сердце...


9.2. Описание прохождения маршрута - дневник отделения № 2.

Дни 1-2 (28-29.04.) Поезд Москва - Невинномыск.

21:08 Сели в поезд. На следующий день поезда занимались доработкой снаряжения, игрой в карты и употреблением пива.

День 3(30.04) Заброска на реку.

01:52 Приехали в Невинномыск. Машина пришла только утром.

06:30 Вещи загрузили в машину, а вся школа поехала на двух автобусах. Грузовик сразу поехал на реку, а мы - в г. Черкесск получать пропуска в погранотряде и отмечаться в МЧС.

10:50 Прибыли в г. Черкесск на погранотряд.

11:50 Получили пропуска и пообедали в местной столовой (рекомендую: за небольшие деньги вы получаете очень вкусный почти домашний обед)

12:30 Наконец-то добрались до МЧС. Поставили печать в маршрутной книжке и сделали запись в журнале о нашем маршруте и сроках пребывания на реке.

13:00 Поехали в Архыз. Водители плохо знали дорогу, поэтому много блуждали.

17:50 Прибыли на место стапеля: в трех км по дороге (выше погранзаставы) от Архыза. Поставили лагерь и начали собирать каты.

День 4(01.05.) Стапель и занятия (наведение переправ, топосъемка участка реки).

08:00 Общий подъем, приготовление завтрака и продолжение стапеля до обеда.

14:00 Пообедали.

14:45 Дошли до места (выше нашего лагеря на 1 км), где задумали проводить занятия по наведению переправ.

16:45 Закончили занятия и пошли в лагерь.

17:05 Пришли в лагерь. Передохнули немного и в

17:40 приступили к занятиям по топосъемке небольшого участка реки напротив лагеря.

20:00 Закончили занятия и поужинали.

День 5(02.05.) Радиальный выход в горы на ледник "Софийский"

07:00 Подъем дежурных.

08:00 Встали остальные участники похода.

09:30 Выход из лагеря. Наше отделение бодро направилось в сторону "Софийского" ледника вдоль по реке София по левому берегу. Чем ближе подходили к леднику, тем больше встречали группы горников. До ледника мы не дошли, т. к. выше в горах лежал снег и без спецснаряжения не обойтись.

17:15 Вернулись в лагерь и приступили к занятием по метанию спасконца, и доработки вчерашнего задания по топосъемке участка реки.

20:00 Ужин.

День 6(03.05.) Сплав от места стапеля до пор. "Пушка".

07:00 Подъем дежурных.

08:00 Встали остальные и начали снимать лагерь.

10:40 Всё отделение было готово к началу сплава и мы пошли на просмотр первых 800м сплава.

11:20 Отчалили от места стапеля и пошли с интервалом 30-50м между судами. Порядок движения: кат 1(Саша, Женя), кат 2(Макс, Женя), кат 3(Аня, Миша), кат 4(Антон, Рита), кат 5(Андрей, Сергей), кат 6(Володя, Игорь, Оля, Дима). Наше отделение вышло первым на воду, так и шли дальше весь поход. Шли с промежуточными чалками, чтобы сильно не растягиваться.

12:15 Чалка перед завалом и обнос катов.

12:28 Отчалили.

13:00 Чалка за мостом, чтобы размяться.

14:20 Чалка перед 1-м взрывным порогом. Просмотр порога, после чего решили идти тандемом.

14:45 Прохождение порога.

14;55 Чалка перед 2-м взрывным порогом. Опять идем тандемом.

15:25 Прохождение.

15:45 Зачалились в конце разгонной шиверы перед пор. Пушка. Встали на ночевку на верхней поляне напротив порога.

День 7(04.05.) Покатушки на пор. Пушка и занятия по горной технике.

09:30 Завтрак. Идет дождь, поэтому прохождение отложили.

12:20 Отнесли каты до начала пор. Пушка (конец разгонной шиверы).

12:30 Просмотр порога, постановка страховки и фото-видео. Страховку выставили на ЛБ после 1-го слива и на выходе.

13:50 Выход катов 1 и 2. Шли с интервалом в 50м. В конце порога встали под ПБ за большим камнем на страховку и ушли после прохождения катов 2-го отделения.

14:15 Выход ката 6(четвера).

15:05 Выход ката 3 и 4.

15:15 Завершили прохождение порога. На страховке сначала стояли экипажи катов 3, 4, 6, затем 3 и 4(во время прохождения четверы). Экипаж ката 6 сменил остальных как только прошел порог. На время прохождения пор. Пушка поменялся состав четверы: вместо Игоря на кат сел Сергей, а кат 5 остался на берегу.

15:30 Обед.

17:00 Начало занятий по горной технике.

19:00 Окончание занятий.

20:30 Ужин.

День 8(05.05.) Занятия по киданию морковки, отработка самосплава, траверс.

07:00 Подъем дежурных.

08:00 Завтрак.

10:45 Занятия по технике гребли на суше.

11:30 Окончание занятий.

11:40 Сплавились ниже пор. Пушка на 200м.

12:00 Начали занятия по технике гребли на воде (траверс, прохождение бочки).

14:20 Сплавились чуть ниже на 300м и начали упражнения по вылезанию из воды на кат.

15:15 Там же выставили 3-х морковщиков и начали отработку самосплава и зацепление на морковку.

16:45 Понесли каты в лагерь. Свободное время до ужина.

20:30 Ужин. Уровень воды поднимется.

День 9(06.05.) Прохождение пор. Пушка и 4-й взрывной.

07:00 Подъем дежурных.

08:00 Завтрак.

09:30 Экипажи катов 1 и 6 (Володя, Ольга, Дима, Миша) вышли из лагеря для прохождения пор. Пушка. Так же из 3-го отделения были две 2 и четвера.

09:55 Начали прохождение тандемом с интервалом 50м. Порядок движения: кат 1, 6; две 2-и и четвера 3-го отделения. На страховке был кат 2(Макс, Андрей) из 2-го отделения.

10:05 Прошли. Вода заметно поднялась. Порог начал меняться.

10:40 Отчалили всем отделением.

10:55 Чалка перед 3-м взрывным порогом и просмотр.

11:15 Прохождение тандемом и чалка за порогом. Пошли на просмотр чалки перед 4-м взрывным порогом.

12:10 Перечалка на ПБ, где брод. Решили поставить лагерь, а после обеда пройти порог.

13:55 Обед

15:00 Просмотр порога, установка страховки, фото-видео.

16:40 Прохождение. Кат 1 и 2 идут тандемом, затем становятся на страховку (мыс острова после порога между центральной и правой протоками). Страховка первых экипажей была с ПБ морковкой. Далее идут тандемом каты 6, 3 и 4.

17:30 Закончили прохождение.

18:00 Вернулись в лагерь, но некоторые каты из смешанных составов 2-го и 3-го отделений устроили покатушки. Шли тандемом, а на ПБ стоял морковщик (бедняга). Вода при каждом прохождении поднималась.

19:00 Все вернулись в лагерь.

20:00 Ужин.

День 10(07.05.) Последний сплавной день.

07:00 Подъем дежурных.

08.00 Завтрак.

10:00 Просмотр порога. Вода поднялась и 4-й взрывной стал проще.

10:35 Прохождение катов 1 и 2 тандемом и встаем на страховку на тоже место, что и днем раньше.

10:45 Остальные каты 2-го отделения идут тандемом.

10:50 Чалка на ПБ на отмель, где отдыхаем и фотографируемся.

10:55 Идем дальше.

11:05 "Влетаем" без просмотра в пор. Косой. Кат 1 от центрального камня уходит под ЛБ и проходит удачно, затем экстренно становится на страховку у ЛБ. Кат 2 киляется , кат 3 проносит без одного весла (в сливе упустили) справа от центрального камня. Кат 4 кладет в 1-м сливе, кат 5 проходит у ЛБ удачно, кат 6 пошел под ЛБ, но не выгребли и их кильнуло. Начались спасработы: кат 1 поймал 2 весла и кат 4-го экипажа (подцепили на морковку и зачалили через 400м на ПБ); экипаж перевернутой четверы самостоятельно зачалился на ПБ в 350м от порога (лишь один человек выбрался на ЛБ); рядом с четверкой зачалился кат 5 и матрос ката 4. Кат 3 через 1,4км от порога затолкал в улово перевернутый кат 2. Макс, Женя и Антон выбрались на ЛБ сразу за порогом. Было принято решение траверснуть на четвере (разгруженной) на ЛБ и забрать Игоря и Антона. Затем кат 5, 4,1 перечалились ниже по течению к кату 3 и перевернутому кату 2, а кат 6 зачалился на ЛБ, забрал Макса с Женей и перечалился на ПБ к нам. В то время, пока мы траверсили, мимо проплыл перевернутый кат двойка, рюкзак и четверка-спасателей за ними - все это принадлежало 1-му отделению.

12:30 Воссоединение на ПБ.

12:45 Перечалили на ЛБ, где начальник школы объявил антистапель. Приключений на этот день хватит.

13:00 Постановка лагеря, разборка судов.

20:00 Ужин. Перед ужином созвонились с водителем и договорились о выброске, а также позвонили в МЧС с сообщением об окончании сплава.

День 11 (08.05.) Выброска и посадка на поезд до Москвы.

07:00 Подъем дежурных.

08:00 Завтрак.

11:00 Грузимся в машину.

11:40 Поехали в г. Невинномыск.

15:20 Прибыли на вокзал. Установили порядок дежурств на вокзале. Кто-то пошел в баню, кто-то в парикмахерскую, а потом все встретились в шашлычной около вокзала.

21:20 Сели в поезд.

Дни 12-13 (09.05.-10.05.) Поезд

10.05. В 05:35 прибыли на Курский вокзал.


9.3. Описание прохождения маршрута - дневник отделения № 3.

Дни 1-2 (28.04-29.04). Поезд.

21:09 Сели в поезд №34 и поехали. Ехали долго, больше суток. Провели зачет по узлам.

День 3 (30.04). Заброска, стапель.

01:52. Прибыли на станцию Невинномыская. Вы грузились, перебрались на вокзал и завалились спать. Заранее заказанные автобусы и грузовик для рюкзаков должны прибыть в 6 утра, (заброска совместнная с другими отделениями школы, 45 человек).

07:05 Погрузились и выехали из Невинномыска. Нам надо заехать в Черкесск и поставить печать на список группы в местном погранотряде.

08:40 Приехали в Черкесск. После некоторых поисков находим погранотряд. (рядом со спорткомплексом "Спартак", ул. Леонова). Завтракаем в столовой неподалеку, указанной пограничниками.

10:15 Начинаем поиски МЧС. После посылания в разные стороны находим - северная часть города, ул.Дыбенко, рядом с заводом Каскад.

11:50 Наконец, накатавшись вдоволь по жаре в автобусе по городу, выехали из Черкесска.

14:05 Прибыли в станицу Зеленчукская. Выясняется, что один из автобусов сломан, едет чинится - ждем. Не починился, перебираемся все в один автобус и едем дальше.

17:20 Прибыли в Архыз. Постояли на погранпосту, у нас проверили пропуска.

17:45 Появились на месте стапеля, на 1 км ниже слияния р.Архыз и р.Псыш. Ставим лагерь, начинаем поиски дров, сбор судов, приготовление ужина.

19:40 Ужин.

22:00 Отбой.

День 4 (01.05). Стапель, переправа.

08:00 Общий подъем. Продолжение стапеля.

14:00 Обед.

15:00 Занятия по плану школы: отработка переправы через реку (со страховкой двумя морковками, и т.п.) Вброд - рядом со слиянием р.Архыз и р.Псыш.

18:50 Возвращение в лагерь.

20:00 Отбой.

День 5 (02.05). Стапель, радиалка, топосъемка.

07:00 Подъем дежурных.

08:00 Общий подъем, завтрак

09:30 Уходим на радиальный выход в сторону г.София.

10:50 Остановка около мостика, пытаемся сориентироваться. Вроде выясняем, что это мост через р.София.

13:00 Большой привал. Фото на память. Видна только нижняя часть Софии.

13:30 Уходим обратно в лагерь.

16:35 Обедаем в лагере.

17:20 Уходим на занятия по топосъемке. Рисуем участок реки в 300м ниже лагеря.

20:50 Возвращаемся в лагерь, ужинаем.

23:00 Отбой.

День 6 (03.05). Сплав. 1-й, 2-й Взрывной.

07:00 Подъем дежурных.

08:00 Подъем всех, завтрак.

11:16 Уходим на просмотр. Смотрим прохождение 2 отделения.

12:00 Все готовы к движению. Порядок движения: двойка руководителя (судно №1), вторая двойка (судно №2), каяк (судно №3), четверка с ремнабором и пассажиром (судно №4), четверка с аптечкой (судно №5).

13:30 Прошли осмотренный кусок, слева остров, ряд мелких шивер. Идем с промежуточными чалками через 3-4мин.

12:52 После длинного прямого участка (прим.150м), в конце которого на ЛБ видна большая каменистая отмель, на ЛП завал. Два дерева через всю реку. Обнос по каменистой отмели ЛБ. Небольшой участок разбоев, держимся правой (наиболее полноводной) протоки. Справа впадает р.Кизгим, далее река носит название Большой Зеленчук. Начинается шивера Архыз, которая заканчивается мостом в пос.Архыз.

13:47 Встаем на обед за мостом. Заодно догуливаем на рынок Архыза, за покупками. Завхоз утопил кружку - наблюдаем как она плывет сначала - красиво пошла.

16:15 Отчалили. Два ручья на ПБ.

17:25 Зачалились перед 1-м Взрывным. Ориентиры: дорога у реки, ручей на ПБ (1,5м шириной). Порог расположен на ПП, на ЛЮ бом. Чалимся на ЛБ до ручья - притока. Просмотр по ЛБ, по дороге.

Порог расположен на ПП, представляет собой гряду камней, косые валы. Проходили слева с уходом в центр. На страховке ставили морковку на ЛБ. Затем прошел Кат-2 (№1) и встало на страховку у ЛБ, прошли остальные суда.

18:10 Закончили прохождение 1-го Взрывного. Далее идет ЛП с серией косых валов. Перед следующим ПП - чалка на ЛБ.

2-й Взрывной. Ворота чуть правее центра реки с горкой между ними, вторые ворота ближе к ПБ. На выходе - хаотично разбросанные камни. На ЛБ, у дороги стоит памятник. Страховали двумя морковками с ЛБ. Первая двойка после первых ворот исхитрилась уйти направо, остальные проходили через первые и вторые ворота.

18:50 Закончили прохождение 2-го Взрывного.

19:50 Прошли ЛП за 2-м Взрывным, зачалились на ЛБ. Встаем на ночевку рядом с 1-м отд. в 100м ниже 2-го Взрывного, на ЛБ за дорогой.

21:20 Ужин.

23:00 Отбой.

День 7 (04.05). Сплав. Пушка, занятия по горной технике.

07:00 Подъем дежурных.

07:30 Подъем всех. Ввиду долгих сборов накануне получаем завтрок, только при предъявлении надетой на себя гидры.

10:20 Вышли на воду.

10:34 Пройдя ЛП, чалимся на ЛБ за 100м до ПП. Через 100м виден обрыв (прим.15м), бом, дорога отходит в сторону от реки.

Порог Пушка. Осмотр по камням ЛБ у воды. Входная шивера - хаотично разбросанные камни, за ней есть возможность зачалится на ЛБ. Далее идет участок с косыми валами, бочками, зуб у ПБ, на который наваливает, ближе к ЛБ слив, после которого надо уйти вправо, чтобы не наехать на зуб у ЛБ. Выходная шивера расположена на ЛП. Хаотичное скопление камней в русле, проход справа или слева, в конце сужение.

Сразу за порогом - удобное улово для страховки у ПБ, за большим камнем. Удобная чалка у лестницы на ЛБ.

Совмещаем просмотр и организацию страховки с занятиями по прохождению препятствий группой. Ставим 3 морковки: за входной шиверой, за сложным участком с основным падением и в конце порога у лестницы. Расставляем сигнальциков, начинаем прохождение.

12:35 Сначала идет 2-ка руководителя, затем вторая. Обо судна становятся на страховку в конце порога. Перед каяком вклинилась спортивная группа, шедшая без просмотра, в которой один Кат-2 выехал на зуб у ЛБ, в результате чего один из гребцов оказался в воде. Двумя морковками (нашей и 1отд.) кат и гребцы были зачалены, а когда страхующие начали складывать морковки мимо них прошел каяк и каякер - отдельно друг от дружки. Обе морковки не долетели т.к. не были сложены, каякер самостоятельно выбрался на ЛБ Страхующий кат вытащил каяк на берег на 200м ниже по течению.

13:45 Группа собралась.

14:10 Прошли две четверки, ставим лагерь в конце Пушки.

15:50 Обед.

17:30 Ушли на практические занятия по горной технике, плавно перешедшие в заготовку дров.

20:40 Ужин.

23:00 Отбой.

День 8 (05.05). Занятия по управлению судном, самосплав.

07:00 Подъем дежурных.

08:00 Подъем всей группы.

10:30 Занятия по технике управления судном. Сначала на суше, потом, когда уже сварились и пожарились в гидрах - на воде.

12:10 Выходим на воду, продолжаем занятия. Траверсы, заходы в тень камня, чалки, телемарк, прохождение участков реки кормой. Все это совмещается с прохождением небольшого участка вниз по реке.

13:05 Занятия по самосплаву и страховке с берега. Гладкие валы, человек с веслом их проходим, с берега 2 человека кидают ему морковки, внизу стоит кат на страховке.

14:50 Тренировка по вылезанию из воды на кат.

15:15 Уходим в лагерь.

15:30 Пришли в лагерь, обед.

16:50 Желающие проходят Пушку штатными и смешанными экипажами еще раз.

18:40 Возвращение в лагерь.

21:45 Ужин.

23:30 Отбой.

День 9 (06.05). Сплав. 4-й Взрывной.

07:00 Подъем дежурных и желающих идти Пушку еще раз. Воды прибавилось - стало "веселее".

08:00 Подъем остальной группы.

09:30 Желающие идти совместно со 2-м отд. заносят суда наверх (у нас две двойки и 4-ка, экипажи смешанные)

10:10 Прохождение завершено, вяжемся.

11:15 Выходим. Сначала идет прогонный участок - вдоль дороги, затем ПП, дорога отходит от реки, на следующие ЛП ближе к ЛБ - из воды торчат 3 плиты с арматурой, чалимся после 2-й или на галечную отмель после 3-й на ЛБ.

11:35 Зачалились после 2-й плиты с арматурой. Просмотр 3-го Взрывного по дороге на ЛБ.

Страховку ставить не стали. Порог представляет собой серию валов на ПП и 2 бочки в центре, за ними небольшое сужение, затем большое улово у ЛБ. Сначала прошла двушка руководства, встала на страховку у ПБ перед сужением. Также сделал и каяк. Вторая двушка задержалась т.к. у них отвязался рюкзак. Прошли 4-рки, встали в улово у ПБ. Туда же перечалилась 2-шка и каяк, 2 человека разведали ближайший ПП (по берегам видны бревна). Начинаются разбои, держимся самой полноводной (центральной, затем левой) протоки.

12:40 Проходим остатки (быки) от моста. Чалимся на ПБ, через 100м после остатков моста.

4-й Взрывной порог. Ориентиры: остатки моста, ПП через 200м. Чалка после остатков моста на ПБ или ЛБ (ПБ - до начала каменистой отмели, ЛБ - на каменистой отмели). Осмотр возможен по обеим дорогам.

Порог начинается на ПП. По центру стоит камень, перегораживающий ? русла. Перед камнем серия валов и бочек, ближе к ПБ. За ним - гряда камней, оставляющая 3 варианта прохода - под ЛБ, по центру и под ПБ. Под ПБ полощется береза. Далее идет серия валов. Остров, левая протока помельче. Чалка за островом на ПБ на отмель.

16:45 Обед. Воды прибавилось. Опять просматриваем порог. Ставим страховку на ПБ. За камнем надо уйти влево, остров обходим справа.

17:35 Прошли, заносим суда в начало порога.

18:00 Совместно со 2-м отд. организовали второй заход (Кат-2 и 4-рка, сборные экипажи)

18:40 Третий заход.

19:20 Вернулись в лагерь.

20:15 Ужин.

23:00 Отбой.

День 10 (07.05). 4-й Взрывной. Сплав. 5-й Взрывной.

07:00 Подъем дежурных.

08:00 Подъем остальной группы.

10:30 Просмотр 4-го Взрывного. Воды еще прибавилось. Подготовили страховку.

11:10 Прохождение порога. Почти все залетели на плиту, но вполне благополучно.

11:40 Чалка ПБ перед второй ступенью 5-го Взрывного ("Косого"). Ориентиры: за ПП резкий ЛП, бом на ПБ, галечная отмель на ПБ, лес на ЛБ. Чалимся на галечную отмель на ПБ, рядом с четверкой 1-го отделения. 1 отд. говорит, что у них кильнулся головной кат и впереди часть 2 отд. Просмотр, страховка порога затруднены. По центру лежит огромный обливной камень, струя идет справа - налево, наваливает на 2 камня у ЛБ, за ними - бревно, под которое тянет. У ПБ удобное улово для страховки.

12:30 Начинаем прохождение. Сначала проходит судно №2 - идет по центру, простреливает струю слева - направо, удачно встает на страховку. Затем идет двушка - судно №1 - под ПБ, ее начинает мотать, за камнем она уходит в улово под ПБ. При осмотре налицо повреждение шкуры левого баллона. Перечаливается на ЛБ. Проходит каяк - по струе, затем уходит вправо.

Проходит 4-ка (№4) - решает идти по струе, проходит слева - направо, потом оказывается между камней, их начинает тащит под бревно. При помощи нескольких участников они перекидывают судно через бревно. Проходит 4-ка (№5) - сначала под ПБ, потом уход со струи направо, в улово - чисто.

12:55 Собираемся на ЛБ, совмещаем обед с ремонтом. Заодно выясняем, что с остальными группами. Ввиду аварии и спасработ принимается решение об антистапеле.

16:25 Отчаливаем к месту антистапеля.

16:40 Все перечалились на место антистапеля. 1,5км ниже 5-го Взрывного. Антистапель. Противный дождик не дает просушится.

20:10 Ужин.

23:30 Отбой.

День 11 (08.05). Антистапель. Выброска.

08:05 Подъем дежурных.

09:00 Подъем остальной группы, завтрак. Свертывание лагеря.

11:30 Погрузились в машину и автобусы, едем в Невинномыск.

13:10-13:50 Стоим на посту у пос.Бесленей - остановило ГАИ с заляпанными номерами.

14:25 Еще один пост.

15:20 Прибыли в Невинномыск. Разбиваемся по дежурствам на вокзале, расходимся по городу (в баню, кафе "Невинка", еда в дорогу, гостинцы).

20:00 Сбор на вокзале.

21:10 Прибыл поезд, грузимся.

21:30 Отъехали от ст. Невинномыская.

Дни 10-11 (09.05-10.05). Поезд.

Опять ехали в поезде больше суток. 4 человек решили поболеть, а руководитель заболеть.

Приехали в Москву 10-го мая в 5:35 утра на Курский вокзал. Поход закончен.


10. Потенциально опасные участки на маршруте

Опасные участки на маршруте были только на водной части - это именные пороги: Пушка и Косой. Так же был один завал через всю реку в самом начале маршрута. Необходимо уделить внимание безопасности при проведении разведки Пушки, так как вдоль реки идет относительно скользкая тропа. И разведка порога Косой, перед ним, сразу за правым поворотом чалка на правый берег, по большой воде крайне желательная.

11. Наиболее интересные природные и исторические объекты

 

Из исторических памятников на маршруте присутствуют несколько обелисков. Есть мемориал воинам-защитникам, но это надо идти в сторону софийской поляны. На правой стороне Зеленчука, почти вдоль всего маршрута находится заповедник. В конце маршрута находится Архызская обсерватория, которую можно посетить, там периодически проводят экскурсии. Для нашей школы так же был интересен радиальный выход вверх по реке София. Мы дошли практически до снежников.

12. Групповое и личное снаряжение - отделние № 1.

Специальное снаряжение, групповое:

Катамаран - 2 - 2 шт.
Катамаран - 4 - 2 шт.
Спасконцы (морковки) - 6 шт.
Весла - 12 шт.
Запасные весла - 4 шт.
Ремнабор - 1 шт.
Аптечка - 1 шт.

Специальное снаряжение, личное:

Спасжилет, стропорез, каска, гидрокостюм, гермоупаковки - 1 комплект на каждого участника.

Наименование На 1 человека На группу 12 человек
Продукты (всего/в день) 6,5/0.65 78
Групповое снаряжение 19,25 237
Личное снаряжение 13 156
Всего: 39,25 471

Максимальная нагрузка на мужчину 44 кг., на женщину 25 кг.

13. Погодные условия

Поход проходил в условиях очень благоприятной погоды. В период активной части похода, с 1 по 7 мая погода была в основном солнечная и теплая. Днем температура поднималась до +20 - +25 С, ночью 0 - -2 С. Это в общем не очень типично для данного времени на серверном Кавказе. Обычно бывает и температура попрохладнее да и дождей побольше.

14. Финансовые затраты

Таким образом затраты на одного человека составили 2980 рублей, на группу из 15 человек 44655 рублей.

Куда шли деньги С одного человека С группы
Ж.Д. Москва - Невинномыск 790 11850
Автобусы и машина Невинномыск - Архыз 350 5250
Автобусы и машина 80км - Невинномыск 350 5250
Ж.Д. Невинномыск - Москва 715 10725
Пропитание 772 11580
Всего: 2977 44655

15. Лоция реки Большой Зеленчук

ЧХВ между
препятствиями
Наименование
препятствия
Ориентиры, Чалки, Описание км
25 мин Завал отчалили от места стапеля, шиверы
На левом повороте реки, чалка ЛБ на большую галечную отмель до поворота перед завалом, завал свежий не проходимый, обнос.
2
30 мин. мост в пос. Архыз отчалили, шиверы
под мостом свободный проход, чалка ЛБ за мостом
2
1 ч. 20 мин. "Первый взрывной" II к/с отчалили
200м от "Первого взрывного", чалка ЛБ, сложная линия движения требующая манёвра, в русле острые полуобливные камни, за пор. ЛБ есть стоянка.
20
2 мин "Второй взрывной" III к/с отчалили
200м от "Первого взрывного", чалка ЛБ, сложная линия движения требующая манёвра, в русле острые полуобливные камни, за пор. ЛБ есть стоянка.
0,2
15 мин. "Пушка" IV к/с отчалили
Около 1км от "Второго взрывного", ЛБ заканчивается длинная поляна, река поворачивает направо, за поворотом начинается разгонная шивера. Чалка ЛБ пирит поворотам на против поляны. Длина вмести с шиверой 800м. В русле много камней, но линия движения ярко выражена, валы до 0,8м, небольшие бочки . На пороге много стоянок.
1
10мин. "Третий взрывной"II к/с отчалили
Перед пор. в русле лежат железобетонные опоры моста, затем река поворачивает налево, чалка ЛБ перед поворотом к небольшому леску, там есть стоянка. Порог с ярко выраженной линией движения.
1
8 мин. "Четвёртый взрывной" III к/с отчалили
Разрушенный мост, после него чалка через 70м к броду на ПБ, просмотр с него хоть и сложнее но более качественный, чем с дороги ЛБ. ПБ стоянки перед пор. и после. В русле много камней, две бочки на заходе, линия движения сложная, требует маневра.
1
15мин. "Косой" III к/с отчалили
Река поворачивает направо, берега становятся каньонного типа, чалка ЛБ после поворота, порог расположен на левом повороте, после поворота слив около 1м с бочкой и полуобливной плитой по центру, далее, слева два больших камня, между ЛБ и вторым камнем бревно, справа быстроток, длина пор. 70м.
2
15 мин. - отчалили
чалка ЛБ перед разбоями на большую поляну, антистапель
2

16. Итоги, выводы и рекомендации

Маршрут интересен в спортивном и отдыхательном плане. Удобные стоянки, правда почти все со стороны дороги, местное население вполне нормальное. Маршрут проходит по красивым местам. Очень живописная природа. Весь намеченный маршрут был пройден полностью без обносов. Проблем с дровами не было практически ни на одной стоянке. Хотя навалом их тоже не было. /p>

Довольно легкая заброска/выброска (отсутствие пешей части) понижают требования к весовым характеристикам снаряжения.

Сам по себе сплав по Зеленчуку оказался очень коротким, поэтому для спортивного похода желательно эту речку брать в связке, используя в качестве разгонной реки. Но для целей и задач Водной школы речка признана вполне подходящей.


  • Сведения о районе путешествия.
  • Основные препятствия.
  • Состав группы.
  • Общая идея похода.
  • Варианты подъезда и отъезда.
  • Аварийные выходы.
  • График движения
  • Дневники по отделениям школы: 1 отд.; 2 отд.; 3 отд.
  • Потенциально опасные участки на маршруте.
  • Наиболее интересные природные и исторические объекты.
  • Групповое и личное снаряжение.
  • Погодные условия.
  • Финансовые затраты
  • Лоция маршрута.
  • Итоги, выводы и рекомендации.
  • Как найти МЧС (для регистрации) - схема проезда.
  • Фотографии. Фото 1 отд.Фото 2 отд. Фото 3 отд.

  • Свежие материалы на сайте:

    Аксаут, Маруха, Теберда 2019 - 3 к.с.

    Учебно-тренировочный поход каяк-школы на реки Северного Кавказа: Аксаут, низ Марухи, Теберда.

    Сложное сделать простым

     >>> - Подробнее


    12 июля 2019 года   -   Марина Воронина
    День открытых дверей Школы базового уровня
    19 сентября состоится день открытых дверей Школы водного туризма базового уровня 2017-2018 гг. Мероприятие пройдёт в помещении Турклуба Перово, начало в 18:30. >>> - Подробнее

    13 сентября 2017 года   -   Самыкин Антон
    Видео Лосево
    Видео про водные упражнения на р.Вуокса в июне 2017 года  >>> - Подробнее

    18 июня 2017 года   -   Заботина Евгения
     
    Главная » Отчеты о походах » Кавказ » Зеленчук Б.2006. Отчет о водном походе 3кс, май. УТП школы БУ. Рук. Грашин А., Фрох Э., Шупта А.
    " "




    © 1972-19.03.2024 РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб Перово)
    Политика конфиденциальности обработки персональных данных в РООСРМТ "Туристский клуб"


    +7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
    ОГРН 1037739766162,  ИНН 7720264176

    Клуб существует на членские взносы и ваши пожертвования
    Вы можете внести любую сумму: от 100 руб. Yookassa откроется в новом окне



      Отправляя пожертвование вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных
    в соответствии с политикой конфиденциальности, принятой в клубе


    +7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
    ОГРН 1037739766162, ИНН 7720264176

    Новое на сайтеЯндекс цитированияЯндекс.Метрика