Отчёт за школу БУ 2015-2016

Главная » Школы » Архив школ » 2015-16 БУ » Отчёт за школу БУ 2015-2016


Отчёт о проведении занятий в школе туристской подготовки базового уровня по водному туризму при РООСРМТ «Туристский Клуб» (т/к Перово) в 2015-2016 учебном году

Принятые сокращения
СТ — спортивный туризм
БУ — базовый уровень туристской подготовки
СУ — специализированный уровень туристской подготовки
ИПС — инструкторско-преподавательский состав школы
УТП — учебно-тренировочный поход
ФСТР — Федерация спортивного туризма России
ФСТ-ОТМ — Федерация спортивного туризма — объединение туристов Москвы
КПАТК — комиссия по подготовке и аттестации туристских кадров
МКК — маршрутно-квалификационная комиссия

Общая информация

Школа туристской подготовки по водному туризму проводилась при РООСРМТ «Туристский Клуб» (т/к Перово) с 6 октября 2015 года по 31 мая 2016 года. Школа проводилась по программе базового уровня (БУ) туристской подготовки в объёме 285 учебных часов. Аудиторные занятия проходили раз в неделю, по вторникам, с 19.15 до 21.45 в помещении ТК Перово (г. Москва, ул. Металлургов, д. 5). Практические занятия на местности проводились раз в 2-3 недели в Подмосковье. Учебно-тренировочный поход (УТП) проходил на «майские праздники», c 29.04.2016 по 08.05.2016 на р.Шуя (Петрозаводская).

Школа утверждена КПАТК ФСТ-ОТМ. От КПАТК школу курировал К.А.Зыков.

Начальником школы работала 3aботина E.В., начальником учебной части Caмыкин А.В. Инструктора школы Лe6едев, В.И., Юpeнев А.В. Также в школе было три стажёра – Андpeев А.А., Heстурх С.Ю., Hикитин А.В.

Для проведения практических занятий на местности слушатели школы были поделены на 3 группы (отделения). С каждым отделением работал инструктор и стажёр:
отделение 1: Caмыкин АВ, Heстурх СЮ;
отделение 2: Лe6едев ВИ, Андpeев АА;
отделение 3: 3aботина ЕВ, Юpeнев АВ, Hикитин АВ.

В школу были зачислены (подано заявлений на поступление) 87 человек. В УТП приняли участие 26 слушателей. Из их числа экзамен сдавали 21 человек, ещё 2 человека, не участвовавших в УТП, сдали экзамен экстерном.

Экзамен за курс состоялся 31.05.2016. Председатель экзаменационной комиссии Култаев И.В. Средняя оценка за теорию 4.3 балла, за практику — 4.7.

25-26 июня 2016 года состоялось подведение итогов школы и УТП на общешкольном «гусятнике».

Об организации работы школы

Подготовка школы проходила летом 2015 года. В это время определился основной состав инструкторов. Было понятно, что помощники инструкторов школы СУ 14-15 готовы продолжить обучение и пройти стажировку, к ним присоединился третий стажёр.
Для стажёров школы был проведён семинар инструкторской подготовки старшим инструктором СТ Лебедевым В.И.

Объявление о школе было опубликовано 05 сентября 2015 года. Приём слушателей в школу начат на первом занятии 06 октября и продолжался до конца октября 2016 г. Желающих присоединиться позднее к школе не принимали – догнать месячное отставание в обучении проблематично.

Программа школы была спланирована в сложившемся формате «перовских школ».

Начало занятий осенью позволяет дать больший объём знаний, теоретических и практических, а слушателям школ – хорошо узнать и проверить себя и друг друга, подготовить снаряжение.

Традиционно занятия проводятся очно: лекции и семинары в аудитории, практические — на природе. Слушатели получают также задания на самостоятельную подготовку. Периодически проводится контроль усвоения материала: как теоретических знаний, так и практических навыков.

Цикл обучения завершается учебно-тренировочным походом, проводимым на «майские праздники». В УТП  слушатели на практике пробуют и отрабатывают знания и навыки, полученные в школе.

Основная часть занятий была подготовлена и проведена силами ИПС школы. Ряд занятий подготовлен и проведён инструкторами ТК Перово: Aндpеeвская П.А., Baлуев С.В., Kaменецкая Е.М.

Некоторые лекции были прочитаны приглашёнными лекторами:
• Kpивонос А.В. (инструктор СТ, член МКК) — лекции «
Документация в спортивном туризме», «Система подготовки и обучения в спортивном туризме. Структура и деятельность общественных ТСО и туристских клубов», «Основы горной техники»;
• Kyликова Н. (выпускница школ ТК Перово, профессиональный хирург) – лекция «Медицинское обеспечение похода 1-2 к.с., комплектация аптечки и применение медикаментов»);
• Kyлтаев И.В. (старший инструктор СТ, член КПАТК) — лекция «Организация и проведение массовых туристско-спортивных мероприятий»;
Рязанский Н.М. (вице-президент ФСТ-ОТМ, председатель МКК) — лекция «Причины травматизма и анализ несчастных случаев в простых путешествиях. Обеспечение безопасности (основные принципы)».

Занятия по теме «Первая медицинская помощь» проводились совместно с АНО "Центр первой помощи и добровольчества "Вершина" (https://vk.com/firstaidinmountain).
Эта организация — объединение волонтёров, преимущественно туристов. Разработанная ими программа обучения ориентирована на первую помощь вне города, в походных условиях — что выгодно отличает их курсы от других той же тематики.
Инструктора от «Вершины» провели первоначальное теоретическое и практическое двухдневное занятие (практикум) по оказанию первой помощи. ИПС школы проходили этот практикум заранее, но непосредственно перед занятием в школе прошли повторный курс, а в практикуме участвовали в качестве помощников организаторов. Знания и навыки, приобретённые на практикуме, в дальнейшем отрабатывались слушателями на практических выходах школы под контролем ИПС школы.

Для повышения технической подготовки слушателей были организованы факультативные тренировочные занятия в гребном бассейне совместно с клубом «Академия белой воды» («АБВ»). Обучение в гребном бассейне даже в минимальном объёме помогает подготовить слушателей к выходу на воду, дать основу техники работы веслом. Благодаря этому весенние практические занятия на воде можно использовать для обучению работы с разными структурами потока, уделять больше внимания тактике и стратегии похода. Посещение гребного бассейна в течение всего зимнего сезона было бы очень полезно для слушателей водных школ. Препятствием этому может быть относительно высокая стоимость занятий.

Утверждённый учебный план и расписание выдерживались в процессе работы школы. Единственным изменением стал перенос даты экзамена с 06.06 на 31.05 и связанные с этим подвижки двух занятий: лекции «Психология малых групп» и «Организация и проведение массовых туристско-спортивных мероприятий» были прочитаны 19.04 и 26.04 соответственно, освободив время 24.05 для переноса сюда консультации перед экзаменом.

Во время экзамена слушателям было предложено ответить на вопросы анкеты относительно их впечатлений об оконченной школе. Сбор такой информации даёт ИПС хорошую «обратную связь», помогает оценить проделанную работу не только по результатам экзамена. В анкетах данной школы наиболее часто повторяемые слова были сказаны слушателями о большом количестве информации вообще, открытии для себя официальной стороны туризма, но при этом часто отмечается малое количество «водных» занятий относительно общего времени школы, а также часто звучит пожелание более сложного и насыщенного препятствиями маршрута УТП.

О слушателях

В школу было зачислено (подано заявлений на поступление) 87 человек. За первый месяц работы школы около трети подавших заявления перестали посещать занятия. Осенние практические занятия на местности с ночёвкой заметно способствовали уменьшению количества слушателей примерно до половины от начального состава. Следующий этап отсева, традиционный для «перовских» школ, - это практические занятия с передвижением по местности на лыжах. После них, к весне, остаётся около трети от записавшихся в школу — в этом составе школа выходит на воду и готовится к учебно-тренировочному походу (УТП).

О базовом уровне школы

В последнее время ТК Перово проводит 1 школу в год, чередуя БУ и СУ. Из-за этого уровень подготовки слушателей на старте школы не всегда соответствует уровню школы: выпускники СУ идут снова в школу, попадая за неимением выбора в БУ. Или же люди с начальным уровнем подготовки оказываются в школе СУ. Набор в одну школу выпускников школы СУ и новичков уровня БУ чреват переоценкой ИПС общего уровня слушателей и, как следствие, «заносом» школы БУ в сторону СУ. Это приводит к тому, что новички недополучают базовых знаний, а более опытные слушатели недополучают новых знаний — в результате и у одних, и у других теряется интерес.

С учётом этого школа на старте позиционировалась именно как школа базового уровня, ориентированная на слушателей с начальным уровнем подготовки. Программа школы подготовлена с соответствующим БУ наполнением, уровнем подачи материала, а также соответствующей сложностью УТП. В результате удалось выдержать заявленный базовый уровень школы, что отмечалось по итогам выпускниками предыдущей школы СУ. В то же время благодаря участию в школе выпускников СУ новые слушатели видели пример результата обучения в школе, мотивирующий к обучению, и могли оценивать свой прогресс в сравнении с уровнем более опытных товарищей.

Работа с кадровой комиссией

Рабочие вопросы обсуждались по мере их появления, КПАТК оперативно давала ответы. Благодаря такой совместной работе кадровая комиссия имела возможность контролировать работу школы и предотвращать появление ошибок в подготовке и проведении школы.

Из особенностей отношений с КПАТК можно отметить момент передачи части материалов по организации школы «по наследству». Представляется рациональным публикация в общедоступном источнике (сайты ФСТР, ФСТ-ОТМ) алгоритма подготовки и проведения школы с точки зрения взаимоотношений с КПАТК, а также форм и бланков всех необходимых документов для организации школы.

Учебно-тренировочный поход (УТП)

Маршрут УТП
Учебно-тренировочный поход школы проводился на реке Шуя (Суойоки/ Шуя Южная/ Шуя Петрозаводская) в Республке Карелия.
Маршрут УТП: оз.Суоярви — р.
Суойоки - р.Шуя – оз.Шотозеро – оз.Вагатозеро – р.Шуя — дер.Матросы.

Несколько слов про выбор маршрута. В целом, требованиям, предъявляемым маршруту для УТП школы БУ, отвечают реки Кавказа, Карпат, Карелии и Урала.
1) Соответствие требованиям Правил СТ по продолжительности, протяжённости маршрута и набору определяющих препятствий.
2) Относительная близость маршрута к Москве (ночь в поезде), а также хорошая транспортная доступность точки начала и окончания сплава (3 и 1 ч на автобусе соответственно), что важно с учётом проведения УТП на майские праздники.
3) Маршрут насыщен препятствиями разных типов. При этом препятствия подходят для разных типов судов: уже интересно на кате, но ещё не страшно на байдарке/кяке.
4) На всех определяющих препятствиях есть возможность организации надёжной страховки, а также относительно несложного обноса.
5) Возможность организации быстрой аварийной выброски с маршрута.
6) Автономность, малое количество цивилизации по берегам.
7) Учебный поход не должен быть дорогим, что определяется, в основном, стоимостью транспорта.
8) Наличие на маршруте подходящих для проведения занятий мест.
9) Спокойная обстановка в регионе проведения похода.
10) Знакомство ИПС школы с регионом УТП, а части ИПС - с маршрутом.

Маршрут по р.Шуя был выбран в силу совокупности его достоинств. В целом он соответствует всем перечисленным выше требованиям.

Следует заметить, что протяжённость маршрута могла бы быть меньше (у нас - 145 км). Обычно маршрут по Шуе ограничивается верхней её частью (от истока до пос.Соддер) или нижней (от д.Киндасово до д.Виданы). Однако выполнение требования МКК по протяжённости (не менее 100 км) в случае Шуи осложняется наличием на маршруте озёр. В мае есть риск застать озёра во льду, а без озёрной части только суммарно нижняя и верхняя части дают 100 км. Собственно, 45 км сверх требуемых 100 — это озёрная часть, которая в нашем случае состоялась-таки — благодаря тёплой весне озёра рано освободились ото льда. Увеличение протяжённости добавило напряжённости походу — средний дневной переход получился 21 км (фактически от 7 до 37 км), что вкупе с проведением занятий является значительно нагрузкой как для слушателей, так и для ИПС школы. Однако благодаря большой протяжённости слушатели познакомились с рекой разного типа (верхняя и нижняя Шуя) и получили опыт пересечения озёр — водоёмов большой площади.

Участники УТП
В УТП приняли участие 32 человека в составе 3 групп:
группа 1: 11 слушателей, стажёр (руководитель), инструктор;
группа 2: 8 слушателей, стажёр (руководитель), инструктор;
группа 3: 7 слушателей, стажёр (руководитель), инструктор;

В составе школы в УТП были суда 4 типов: 11 катамаранов-2, 5 надувных каяков, 1 пластиковый каяк, 2 каркасно-надувных байдарки.

Ещё при подготовке школы было решено не ограничивать слушателей в выборе судна. Это требует от ИПС более разносторонней подготовки по сравнению с использованием судов одного типа. Но благодаря этому слушатели получают возможность познакомиться с разными типами судов в условиях похода, получить наглядное представление об особенностях разных судов, сравнить их.

Безопасность в УТП
Каждая группа на учебно-тренировочный поход формировались из состава соответствующего школьного учебного отделения. Благодаря этому в УТП вышли группы, в которых участники, руководитель и инструктор неплохо знакомы, прошли совместную подготовку в течение полугода, умеют работать командой.
Кроме подготовки к УТП по отделениям, было уделено внимание взаимодействию групп на маршруте.
Для этого была организована совместная закупка ж/д билетов на все группы, совместная заброска и выброска, отделения двигались по маршруту на расстоянии не более чем в 1 час хода, все места ночёвок были общими. На всех определяющих препятствиях собиралась школа в полном составе — для обеспечения надёжной страховки совместными силами.

Все три группы общей заявкой были поставлены на учёт в ПСО Карелии.

На всём протяжении маршрута действует обычная мобильная связь, поэтому не было необходимости в спутниковом телефоне. Однако спутниковая связь использовалась для отслеживания движения групп по маршруту посредством GPS-трекера.

Большое внимание было уделено снаряжению. Начиная с проверки личного снаряжения в марте, ещё до начала выходов на воду, ИПС требовали от слушателей полный комплект снаряжения (каска, спасжилет, гидрокостюм, стропорез). Для обеспечения слушателей качественным снаряжением были организованы групповые закупки под контролем ИПС школы.

ЧП на маршруте не было. Все внештатные ситуации свелись к нескольким оверкилям, которые оперативно и грамотно были ликвидированы силами самих групп. Отработка этих ситуаций добавила опыта слушателям школы.

При этом наличие в составе группы и школы разнообразных судов в целом повышает безопасность мероприятия. Кроме того, слушатели получают опыт прохождения препятствий на разных судах (даже в тестовом режиме), опыт страховки разных типов судов и гребцов с разных типов судов.

Занятия в УТП
Учебно-тренировочный поход был спланирован так, чтобы он был органичной частью программы школы, её кульминацией. Основной целью УТП является обучение, проведение занятий, и поэтому маршрут и график движения строятся, в первую очередь, для реализации учебно-тренировочных целей похода.

В программу учебно-тренировочного похода школы туристской подготовки обычно включаются те занятия, проведение которых в домашнем регионе нецелесообразно или менее эффективно. Для данной школы список занятий в УТП включал следующие темы:
• обеспечение безопасности в водном походе: эвакуация человека из воды, страховка спасконцом, самосплав, страховка судна судном;
техника гребли, управления туристскими судами: траверс струи, работа с уловом;
стратегия и тактика водного похода: тактика и техника прохождения порога и движения на участках без препятствий, ориентирование на реке и составление лоции.

График занятий был составлен так, чтобы в начале УТП были отработаны связанные с обеспечением безопасности темы, страховка и самосплава. Занятия проводились на первом категорийном препятствии, для чего была сделана полуднёвка. В дальнейшем элементы этих занятий отрабатывались на всех определяющих препятствиях маршрута.

С учётом довольно сжатых сроков УТП (из-за проведения его на «майские праздники»), не были проведены занятия по «водным» темам «Броды» и «Измерение расхода», а также по теме «Техника движения по склонам». Они были включены в последний практический школьный выход, проведённый уже после УТП.

Предложения по поводу совершенствования программ и учебных планов школ

В настоящее время выбор маршрута водного похода для московских школ подготовки по СТ довольно небольшой. За белой водой надо ехать, и чем интереснее препятствия, тем дальше и дольше дорога.
Желание ИПС дать слушателям больше знаний и опыта имеет ограничением требования по минимальной протяжённости и продолжительности и одновременно максимальной сложности. В последнее время в школу часто приходят слушатели с опытом водных походов не меньшим, а часто и большим, чем требуется для УТП.
Представляется разумным рассмотреть возможность начала специализации по видам туризма уже на начальном уровне обучения СТ. При этом категория сложности учебных походов по уровням подготовки СТ могла бы быть изменена следующим образом (при соответствующем опыте ИПС и слушателей): НУ — 1-2 к.с., БУ — 2-3 к.с., СУ — 3-4 к.с.

Следует обратить внимание на сложности, с которыми связаны организация, подготовка и проведение школы подготовки по СТ.
Один из наиболее актуальных вопросов – необходимость помощи по методической подготовке ИПС. Кадровая комиссия оказывает, по сути, организационную помощь: по этапам подготовки школы, по оформлению документации, по соответствию нормативным требованиям. Однако в вопросы подготовки и проведения занятий, выбора методик, анализа полноты материала для преподавания в настоящее время команда ИПС школы вынуждена решать самостоятельно, максимум – советоваться со знакомыми инструкторами своей или дружественной организации.

Чрезвычайно полезным представляется проведение обучающих мероприятия по разным направлениям подготовки под патронажем Кадровой комиссии.
Нужна площадка для обмена опытом, место, где можно получить совет, экспертное мнение. Обмен опытом между занятыми в этой сфере людьми, а также повышение их квалификации, будут способствовать развитию системы подготовки кадров.

Для облегчения доступа ИПС школ к документации по подготовке кадров (нормативные документы, формы и бланки документов) представляется целесообразным систематизировать её и сделать общедоступной посредством публикации в Интернете. Для публикации использовать площадки сайтов ФСТР и ФСТ-ОТМ.

Итоги, выводы и рекомендации

Школа спланирована, организована и проведена в классических традициях и с учётом современных тенденций развития спортивного туризма.

Благодаря чёткому позиционированию школы как БУ и ведению занятий на соответствующем уровне, относительно быстро удалось сформировать учебные группы и сосредоточиться на подготовке именно целевой аудитории. Составы групп и экипажей на УТП были определены уже к началу весенних занятий на воде.

Проводимый уже в третьей подряд школе практикум по медицине совместно с АНО «Вершина» даёт очень хороший результат. Это отмечают как сами слушатели, так и экзаменаторы. Разработанную «вершиновцами» систему обучения можно рекомендовать школам СТ разных видов и уровней. Ещё одним достоинством сотрудничества с «Вершиной» является то, что будучи добровольцами, они принципиально проводят обучение только на некоммерческой основе.

Занятия в гребном бассейне — хорошая практика, её желательно иметь в программе «водных» школ. Единственной сложностью на пути включения занятий в обязательную программу подготовки туристов-водников является относительно высокая их стоимость.

Маршрут УТП по р.Шуя был выбран удачно, и его можно рекомендовать для школ БУ. Он соответствовал уровню школы и реальному опыту слушателей и ИПС школы. Для «школьного» похода с менее подготовленными слушателями или с более насыщенной программой занятий можно рекомендовать только верхний участок реки (от устья до пос.Соддер).

Для выбора маршрута по Карелии на майские праздники необходимо быть готовыми к разной температуре воздуха (от заморозков ночью до +30 днём на солнце), осадкам в виде снега, наличию льда по берегам и частичному снежному покрову в лесу, к разным уровням воды и иметь лоции для разных уровней и разных типов судов.

Выбор маршрута для школы с разносортным набором судов (каяк, байда, кат) в настоящее время небольшой, и он тем меньше, чем более разнообразен набор судов в школе. Одно и то же препятствие может быть подходящим для катамаранов, но сложным для байдарок; или же наоборот, интересным для мелкой посуды, но простым для катамарана.
Однако наличие в группе и школе разных судов особенно полезно на начальном этапе обучения, например в школе БУ, так как помогает новичкам определиться с выбором судна и своего дальнейшего развития в водном туризме.

Значительное количество занятий в УТП выгодно отличают поход школы СТ от коммерческого похода, без занятий различие становится менее существенным.

Система подготовки в формате туристских школ доступна для очень широкого круга желающих приобрести опыт или повысить свой уровень. Для многих школа становится первым шагом в туризме. Эта система существует достаточно давно, имеет историю и накопленный опыт. Для адаптация спортивного туризма под современные реалии и его развития требуется активная поддержка Федерации. Это и помощь в организации и проведении туристских мероприятий (в том числе школ), и поддержка людей, работающих на общественных началах в школа турподготовки, и пропаганда спортивного туризма на государственном уровне.

Очевидна необходимость совершенствования системы подготовки кадров СТ, адаптации её под современные тенденции развития спортивного туризма. Необходимо развивать взаимодействие между организациями, вовлечёнными в систему подготовки кадров. Представляется логичным, если основную роль в этом взяла бы Федерация СТ.

Начальник школы  3aбoтина Е.В.,

Начальник учебной части Caмыкин А.В.






Свежие материалы на сайте:

Слаломные сборы на Мзымте в конце октября - начале ноября
Слаломные сборы на Мзымте. Тренировки на участке реки >>> - Подробнее

4 февраля 2024 года   -   Марина Воронина
Слаломные сборы на Мзымте в начале апреля
Слаломные сборы на Мзымте. Тренировки на участке реки >>> - Подробнее

4 февраля 2024 года   -   Марина Воронина
Каяк-тур. Сплав на Северном Кавказе в сентябре
Каяк-тур. Северный Кавказ. Реки: Теберда, Б. Зеленчук 2-3 к.с. Нитка: г.Москва (ТК Перово) - р. Теберда – р. Б. Зеленчук - г.Москва (ТК Перово) >>> - Подробнее

4 февраля 2024 года   -   Марина Воронина
 
Главная » Школы » Архив школ » 2015-16 БУ » Отчёт за школу БУ 2015-2016




© 1972-29.03.2024 РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб Перово)
Политика конфиденциальности обработки персональных данных в РООСРМТ "Туристский клуб"


+7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
ОГРН 1037739766162,  ИНН 7720264176

Клуб существует на членские взносы и ваши пожертвования
Вы можете внести любую сумму: от 100 руб. Yookassa откроется в новом окне



  Отправляя пожертвование вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных
в соответствии с политикой конфиденциальности, принятой в клубе


+7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
ОГРН 1037739766162, ИНН 7720264176

Новое на сайтеЯндекс цитированияЯндекс.Метрика