Южный Урал, март 2008 отчет о лыжном походе. 9-15.03.08г. Рук. - Клепиков А.

Главная » Отчеты о походах » Урал » Южный Урал, март 2008 отчет о лыжном походе. 9-15.03.08г. Рук. - Клепиков А.

Лыжный поход 1-й к.с.
район похода - Урал
Нитка маршрута: г.Москва-ст.Вязовая- п.Тюлюк-М. и Б.Иремель -п.Верхнаршинский- хр.Кумардак -п.Верхнеаршинский -г.Белорецк-г.Москва
Сроки похода: 7 марта 2008 года - 17 марта 2008 года
Руководитель: Клепиков А.


Южный Урал, март 2008 отчет о лыжном походе. 9-15.03.08г. Рук. - Клепиков А.

Отчет о лыжном походе на Южный Урал

Совершенном, группой из 6 человек в период с 07 по 17 марта 2008 года по маршруту: г.Москва-ст.Вязовая- п.Тюлюк-М. и Б.Иремель -п.Верхнаршинский- хр.Кумардак -п.Верхнеаршинский -г.Белорецк-г.Москва.

Руководитель: Клепиков Алексей, тел.: 8 (916) 907-52-26

Турклуб "Перово"


  1. Дневник похода
    Выводы и рекомендации.*
  2. Общее
  3. Погода
  4. Природа
  5. Транспорт
  6. Безопасность
  7. Особенности
  8. Маршрутные точки, карты.
  9. Сведения о погоде по г. Магнитогорск
  10. Список использованных ресурсов:
  11. Благодарности:
  12. Раскладка и список снаряжения (архив 23 КБ)


Было желание посмотреть природу Южного Урала ранней весной, совершить восхождения на г. Большой и Малый Иремель и некоторые вершины хребта Кумардак, что находится непосредственно на границе Южно-Уральского Заповедника.

9 марта 2008 г. (прошли более 8 км, набор высоты + 600 м)

Поезд № 72 Москва-Астана прибыл на ст.Вязовая в 6.09 утра по Москве или в 8.09 по местному. Нас встретил Сергей, который организовывал нашу заброску до п. Тюлюк на баргузине. В грузовой отсек без проблем влезли лыжи и рюкзаки, а 6 человек команды, Сергей и водитель Валера достаточно тесно разместились на сидениях. Спустя два часа с небольшим мы были на окраине п.Тюлюк у турбазы Роза Ветров. В 11 мы встали на лыжи. Буранный след на Иремель уходил вправо и круто вверх еще до моста через р.Карагайка, мы же вышли на мост и пошли по лыжне, оставленной лыжниками, которые приехали из Трехгорного. Лыжня вела на перевал между Б.и М.Иремелем. К 15 часам мы примерно достигли высоты седловины, лес стал реже, погода портилась, видимость была слабая, сильно мело. Подойдя под скальные выходы М.Иремеля - встали на ночевку. Рыли яму под костер, вешали тент и защищали ложе от ветра, готовили дрова и все это проваливаясь по пояс в снег.

10 марта 2008 г. (прошли 12 км, набор высоты+200-250+330-280 м)

Подъем в 7.40. Погода ясная, ветер под утро прекратился. Виден Б.Иремель, освещенный восходящим солнцем. Выходим в 10.45, начинаем траверсом подниматься на М.Иремель.

Яркое солнце глубокий снег, надеваем очки от солнца. За два часа тропежки на подъеме достигаем широкого предвершинного плато, на нем чахлые обледеневшие от ветров и снегов елки. Любуемся величеством Б.Иремеля, он очень хорошо виден с Малого и, обогнув вершинку, начинаем двигаться к нему по своей лыжне. На развилке дорог встречаем челябинцев спускающихся с Б.Иремеля в Тюлюк, время 14.05, очень поздно. Через час подходим под вершину, обедаем. Ветер усиливается, появляется облачность. Хочется взойти на вершину и перевалить седло Б.Иремель-Жеребчик, но не успеваем. Решаем встать тут же, но все же взойти на вершину. Одеваем штаны-самосбросы и теплые куртки, оставляем рюкзаки и лыжи, начинаем восхождение, взяв только лыжные палки - на крутом склоне наст, но за исключением пары крутых мест - относительно безопасно. За 50 минут достигаем вершины. Долины затягивает облаками. Фотографируемся. Спускаемся. Пытаемся подойти под перевал, но, не найдя сушин возвращаемся к примеченным ранее, с дровами здесь трудности. Высота 1280 метров. Ставим лагерь. Зарываемся по полной программе. Ветер не стихает. Ужинаем. Отбиваемся.

11 марта 2008 г (прошли 18 км набор высоты +130м -800м)

Подъем в 7.00. Выход в 9.50. Метет, сильный ветер в спину, видимость около 50 метров, с высотой ухудшается. Начинаем переваливать Б.Иремель-Жеребчик, ничего не видно, идем по прибору GPS. Держимся основания вершины Б Иремеля. Затем круто сваливаем вниз. Появляется наст и камни. На участках с настом лыжи сильно разгоняются. Траверсируем, на каждом повороте собираемся вместе, главное во время такой пурги - не потеряться. Все напряжены. Появились елки, снег стал глубже, начало выполаживаться. Спуск стал приятнее. Ветер тише, видимость улучшилась. Появились следы от буранов (мы на "губернаторском склоне" куда возят от турбазы "Роза Ветров"). Начинаем двигаться на юг с небольшим сбросом высоты, в надежде подсечь дорогу. В какой то момент сквозь деревья увидели массив гор Синяк, резко свернули на Запад и вскоре вышли на дорогу, обходящую эти горы с Севера. Погода улучшилась, выглянуло солнце, ветер прекратился. Наслаждались великолепием скальных выходов Синяка и появившимся на горизонте хребтом Бакты. Обедали, не дойдя 1 км до избушки. Затем вышли на поляны на Северо-Востоке стали открываться бесподобные виды Б. Иремеля и Синяка, а лыжи стали немного подлипать, а потом и достаточно глубоко проваливаться. Скорость передвижения сильно упала. Пройдя поляны, проваливаться стали меньше, перешли р.Синяк рядом со стрелкой его с р.Тыгын, потом перешли р.Тыгын, и еще через ~2 км вышли к броду на р.Бол.Авняр, чуть ниже его стрелки с р. Тыгын. Перешли брод и встали на ночевку у брода в сосняке.

12 марта 2008 года (прошли 25 км набор высоты +250м)

Подъем в 7.00. Выход в 9.40. Погода отличная - солнечно и немного ветренно. Идем по азимуту на слабовыраженный перевал между г.Березовая и г.Финагеева, глубоко проваливаясь. Затем выходим на тракторный след, который шел по просеке ЗВ и привел на дорогу пересекающую р. М.Авняр и идущую по полю со стогами параллельно реке (показана на карте) и в 11 часов выходим на трассу Тирлян-Верхнеаршинск (на карте N40-058 она не показана, лучше использовать карту Бориса Прохорова). Идем в Верхнеаршинск, преодолевая затяжные подъемы-тягуны, в верхней точке перевала - обедаем, восхищаясь открывшимся видом на вершины хребта Кумардак. В 14.15 достигаем автобусной остановки Верхнеаршинска. Узнаем, расписание автобуса до Белорецка. Принимаем решение не идти в Тирлян, а уезжать из Верхнеаршинска. Посещаем магазин. Выходим в 15.30, доходим до кладбища, пересекая узкоколейку в месте, где она делает поворот и по санному следу, о котором нам сказал местный (они возят сено с поляны), выходим на Миселинскую поляну (~6 км от остановки) и проходим еще 1.5 км на Запад по занесенной лыжне в сторону хр. Кумардак. Ставим лагерь. Был трудный день.

13 марта 2008 года (прошли 14 км набор высоты +550м - 550м)

Подъем в 7.00. Выход в 10.00. Солнечно и тепло. Сегодня идем в радиальный выход к вершине Б.Кумардак (1318.2м), причем без вещей. Идем по старой лыжне, которая подходит к Малому Кумардаку (1141.2 м), а затее, огибая его, идет в сторону перевала между Б. и М. Кумардаками. Этот перевал хорошо подходит для ночевки - густой хвойный лес, много сушин и с него очень удобно подниматься на вершину (по Южному склону) т.к. здесь много полян и не очень круто. Вершина у Б.Кумардака курумистая, на лыжах подняться мешают камни, без лыж можно провалиться между камней и поломать ноги. На вершину мы не взошли, дойдя только до границы леса. Отсюда мы увидели долину р.Юрюзань и вершины хр. Машак-однин из красивейших видов нашего похода!

14 марта 2008 года (прошли 19 км набор высоты +540м - 540м)

Подъем в 7.30 выход в 10.30. Сегодня солнечно и тепло, нас ждет радиальный выход на вершину Машак (1265.3м). Вернулись по своему следу до Миселинской поляны, затем пересекли ее с Севера на Юг и вышли на дорогу, что идет вдоль речки Миселя, толку от которой было не много, т.к. все равно приходилось тропить глубокий снег. Прошли до развилки дорог, ориентир - красное мотоциклетное крыло на сосне и свернули к вершине. Вскоре, потеряв дорогу - пошли по азимуту. Начался подлип. На траверсе самой вершины стало легче, появился наст. Обедали не дойдя 100 м. до вершины, любуясь на виды. Потом поднялись на северную вершинку Машака, с которой уже открывалась более полная панорама. Погода и природа Ю.Урала наградила нас этим прощальным подарком. Незабываемо! Вечерело и подмораживало.

15 марта 2008 года (прошли 6,8 км набор высоты +70 м - 80 м)

Подъем в 8.00. собрали лагерь и в 11.00 вышли в Верхнеаршинский. В поселке узнали, что автобус вчера был и сегодня (в субботу) тоже будет. В 16.00 приехал автобус и за 3 часа довез нас до Белорецка (через Тирлян). С автовокзала Белорецка на другом автобусе мы доехали до ж/д вокзала. Где обнаружили столовую, работающую до 20.00 и два магазинчика, работающих до полуночи.

Выводы и рекомендации.*

Общее

Пройденный нами маршрут был технически - относительно простой, но в физическом плане легкой прогулкой совсем не являлся. Маршрут можно рекомендовать туристам, имеющим опыт зимних двухдневных походов с ночевкой в лесу, базовые знания по горной технике, соответствующее снаряжение и немного мозгов :. Или как тренировочный перед походом в Хибины. Практика показала, что на ночевках вполне можно обходиться групповым тентом вместо многоместной палатки типа "Зима" т.к. все ночевки проходили в зоне леса. На ночевках у Иремелей, на высотах более 1100 метров при сильном ветре в редком лесу с успехом применялась практика выкапывания ямы глубиной более 1,5 метров, которая накрывалась тентом, который лежал на воткнутых под углом лыжах и присыпался снегом для защиты от ветра и снега. Для рытья ям для ночевки и под костер с успехом применялись полукилограммовые алюминиевые лопатки FISKARS с пластиковой ручкой (2 шт.), ими так же очень удобно подсыпать снег в каны. С дровами проблем на маршруте тоже нет, особенно если лиственницы не принимать за сушины.

Если зайти на М.Иремель вы не планируете или решили сэкономить время, и взойти только на Б.Иремель, то имеет смысл воспользоваться буранной дорогой от турбазы "Роза Ветров", что на окраине п.Тюлюк до подножия Б.Иремеля (которая с большой вероятностью там будет и о ней можно узнать на самой базе).

Лесные дороги зимой очень условные, особенно если они не наезжены, а снега много. Если уж тропить, то лучше это делать по кратчайшему пути. И, как правило, в долинах снега много больше, чем на склонах хребтов.

Санные дороги, особенно если они сильно накатаны или подмерзли после оттепели, мало пригодны для езды на лыжах т.к. крепление задевает за колею от полозьев.

Лыжи у нас были скитурные и горные с самодельной насечкой с новосибирскими креплениями "Азимут", крепления себя очень хорошо зарекомендовали. Но для такого глубокого снега - такой ширины лыж - недостаточно, о чем свидетельствует ширина лыжни увиденная нами на маршруте и наши мучения на некоторых участках.

Так же следует уделить внимание совету Бориса Прохорова (Неплохо ещё то место лыжи, куда будет ставиться ступня вашей ноги, покрасить лаком или прибить тонкую полосу пластика или жести (жесть хуже - так как в сильный мороз ступни ног могут подмерзать) - это для того, чтобы снег не налипал.). Это действительно серьезная проблема - выковыривать спрессованный снег.

В случае проблем с автобусным сообщением от п. Верхнеаршинский - имеет смысл выходить в Тирлян, там и автобусы ходят чаще и асфальт до самого Белорецка.

В случае проблем с ж/д билетами из Белорецка - можно рассмотреть вариант маршрута Верх.Катав-Тюлюк через хр. Зигальга (но там тоже могут быть проблемы с егерями).

Сильно экономит время вечерняя подготовка лыж (очистка от снега и льда) проверка темляков и колец на палках, другой мелкий ремонт. Подготовка термосов (открывание замерзших крышек и засыпка лапши и чая). А так же заготовка щепок и дров утренним дежурным, а так же упаковка вещей в рюкзак сразу после подъема, это дает возможность вовремя упаковать тент и полиэтилен на котором спали.

В рем.наборе обязательно должны быть металлические колечки для палок и стропа для темляков. При таком глубоком снеге палки без колец - бесполезны.

Дежурили мы по одному и по одной еде, это равномерно разгружает людей и не сильно напрягает. Дежурный объявлял подъем, когда разжигал костер.

Погода

Хотя Ю.Урал славится большим числом солнечных дней в году, мне кажется, что с погодой нам повезло. Ночами бывали морозы до -14. Днем было около 0, в основном, солнечно и тихо, хотя на Иремелях слега мело. Целую неделю до нашего приезда шел снег. Снег был очень глубокий, но судя по другим тур.отчетам - это обычное явление на Ю.Урале.

Природа

Очень красива природа Южного Урала. Обилие хвойных и лиственных деревьев на всем протяжении маршрута. Величавы вершины хребты и скальные утесы, Каменные россыпи, закрытые снегами, поляны чистого снега, на котором лишь отпечатки следов зверей и птиц. Нам встречались лоси, зайцы и глухари. С вершин открываются поразительные виды на долины и соседние вершины. Чистое небо без заводских труб и дымов и оглушительная тишина. Не ленитесь брать с собой фото и видео аппаратуру.

Транспорт

Через станцию Вязовая проходят много поездов и проблем с билетами не возникает, особенно, если их покупать заранее, чего не скажешь о покупке билетов из г. Белорецка в Москву, особенно в праздничные дни. Прямой поезд на Москву только один №93, он фирменный, с новыми плацкартными вагонами, куда даже лыжи помещаются с трудом. Даже за 45 суток нам удалось купить билеты только в купе за 4400 рублей, тогда как плацкарт стоит 1800 рублей. Наличие горнолыжных курортов под Магнитогорском - накладывает свой отпечаток.

Кстати, в поезде (по дороге туда и обратно) подходили к нам милиционеры, пришлось даже начать показ содержимого одного из рюкзаков. Интересовались ножами. И за распитие спиртных напитков в поезде - проблемы гарантированы (по крайней мере в плацкартном вагоне).

Автобусное сообщение Белорецк-Тирлян-Верхнеаршинск зависит от состояния дороги (время в пути более 2 часов). Автобус ходит по пятницам, субботам, воскресеньям и понедельникам:


Свежие материалы на сайте:

Аксаут, Маруха, Теберда 2019 - 3 к.с.

Учебно-тренировочный поход каяк-школы на реки Северного Кавказа: Аксаут, низ Марухи, Теберда.

Сложное сделать простым

 >>> - Подробнее


12 июля 2019 года   -   Марина Воронина
День открытых дверей Школы базового уровня
19 сентября состоится день открытых дверей Школы водного туризма базового уровня 2017-2018 гг. Мероприятие пройдёт в помещении Турклуба Перово, начало в 18:30. >>> - Подробнее

13 сентября 2017 года   -   Самыкин Антон
Видео Лосево
Видео про водные упражнения на р.Вуокса в июне 2017 года  >>> - Подробнее

18 июня 2017 года   -   Заботина Евгения
 
Главная » Отчеты о походах » Урал » Южный Урал, март 2008 отчет о лыжном походе. 9-15.03.08г. Рук. - Клепиков А.
" "




© 1972-19.03.2024 РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб Перово)
Политика конфиденциальности обработки персональных данных в РООСРМТ "Туристский клуб"


+7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
ОГРН 1037739766162,  ИНН 7720264176

Клуб существует на членские взносы и ваши пожертвования
Вы можете внести любую сумму: от 100 руб. Yookassa откроется в новом окне



  Отправляя пожертвование вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных
в соответствии с политикой конфиденциальности, принятой в клубе


+7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
ОГРН 1037739766162, ИНН 7720264176

Новое на сайтеЯндекс цитированияЯндекс.Метрика