р. Писта, Карелия (отчет о водном походе III к.с.)

Главная » Отчеты о походах » Карелия » Писта 2005, отчет о водном походе III к.с. Рук. Григорьева Т.

Водный поход 3-й к.с.
район похода - Карелия
Нитка маршрута: ст. Лоухи - р. Писта (сплав) - г. Кемь
Сроки похода: 17 июля 2005 года - 30 июля 2005 года
Руководитель: Григорьева Т.


р. Писта, Карелия (отчет о водном походе III к.с.)

Отчет о туристском спортивном походе (водном) третьей категории сложности по маршруту: г. Москва - ст. Лоухи - р. Писта (сплав) - г. Кемь - г. Москва.

Руководитель: Григорьева Татьяна
Маршрутная книжка: № 1/4-331
Телефон: Тел. 558-56-06

Москва 2005 г.

Московский туристический клуб "Перово"


Содержание отчета

  1. Паспорт маршрута
  2. Состав группы. Распределение по судам.
  3. Общая идея похода
  4. Варианты подъезда и отъезда
  5. Аварийные выходы
  6. График движения
  7. Дневник с техническим описанием прохождения р. Писта.
  8. Потенциально опасные участки на маршруте
  9. Финансовые затраты
  10. Итоги, выводы и рекомендации
  11. Лоция маршрута

Паспорт маршрута

Вид туризма Водный
Район путешествия Карелия
Категория сложности 3
Число участников 7
Сроки проведения 17 июля - 30 июля 2005 г.
Продолжительность похода 14 дней.
Протяженность маршрута водная части - 100 км, пешая - 3 км (при выброске)
Уровень воды средний.
Средства сплава катамаран 2-ка, катамаран 4-ка

Маршрут группы:
г. Москва - ст. Лоухи - мост после оз. Кимасъярви - р.Писта - мост после оз. Корпиярви - ст. Кемь - г. Москва

Маршрут утвердила МКК , в составе: Ряанский Н.М., Климин С., Реут

МКК рассмотрела отчет и признала, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю. Маршрут соответствует 3 категории сложности.

Отчет использовать в библиотеке МКК.

Работа над отчетом:
текст, оформление - Григорьева Т., Куликов П., Пономарева М.
хронометраж - Зельгина Е.
фотографии - Ивушкин А., Григорьева Т., Куликов П.

Состав группы. Распределение по судам.


п/п
Фамилия, Имя,
Отчество
Год
рожд.
Туристическая
подготовка
Обязанности в группе Распределение по судам
1 Григорьева
Татьяна
Владиславовна
1973 IV у. - р. Она
III р. - р. Кубань
Руководитель Кат. 4
капитан
2 Ковалева
Надежда
Юрьевна
1976 III у - р.Кубань Завхоз Кат. 4 матрос
3 Зельгина
Елена
Владимировна
1983 III у. - р. Аксаут Хронометрист Кат. 4 матрос
4 Волобуева
Юлия
Анатольевна
1979 III у - р. Пшеха Медик Кат. 4 матрос
5 Ивушкин
Алексей
Борисович
1974 III у. - р. Аксаут Снаряженец
Фото
Кат. 4 матрос
6 Куликов
Павел
Николаевич
1974 III у - р.Кубань Начальник
транспортного цеха
Кат. 2 капитан
7 Пономарева
Мария
Константиновна
1982 III у - р.Кубань Финансист Кат. 2 матрос

Общая идея похода

Основными задачами похода были:

  • спортивный отдых.
  • ознакомление с одной из рек Северной Карелии
  • обучение слушателей школы технике водного туризма,

    Варианты подъезда и отъезда

    аброска на маршрут осуществляется через поселок Лоухи. Наша группа добиралась до Лоухов поездом № 122 Москва - Мурманск (отправление 01:17).

    МОСКВА - ЛОУХИ Время
    отправления
    Время
    в пути
    Время
    стоянки
    Время
    прибытия
    Курсирование
    112 МОСКВА - МУРМАНСК Скорый 1:17 28:18:00 0:03 5:35 ежедневно

    Стоимость билета туда 745 рублей.

    На перроне ст. Лоухах нас встретил Полиэтков Александр, с заранее заказанной машиной. Во избежание неприятностей при проезде в пограничную зону, руководителю необходимо представить список группы пограничнику, офис которого находится в одном из помещений вокзала (вход с улицы). В списке обязательно указывается ответственное лицо (руководитель), которое лично должно явиться с паспортом.

    Заброска осуществляется по асфальто-грунтовой дороге, которая проходит через несколько поселков до разрушенного деревянного моста на озере Кимасьярви. Дорога занимает примерно 3-4 часа, от ст. Лоухи около 150 км. На всем протяжении грунтовая дорога, которая находится в удовлетворительным состоянии, с учетом стоящей сухой погоды, с твердым покрытием, так что полноприводные машины не требуются. Вполне можно доехать и на автобусе, автомобиле, типа УАЗик. Стоимость заброски группы до 11 человек 5000 рублей за машину. Заказать машину из п. Лоухи до начала водной части маршрута и обратно от бетонного моста, через р. Писта, до г. Кемь можно через следующие юридические или физические лица:

      Транспортная организация Комментарии
    1 Ершов Сергей Валерьевич (охотовед),пос. Лоухи, ул. Советская, д.41, кв.5,тел.: (81439) 51-156, УАЗ с прицепом. Через него можно договориться о доставке.
    2 Полиэтков Михаил и Александр (автобаза в Лоухах), пос. Лоухи, тел. раб.: (81439) 51-143, тел. дом.: (81439) 51-273, neoneo@onego.ru УАЗ ("батон") с прицепом. Порядочные люди. Деловой подход к делу.
    3 Национальный парк "Панаярви". 186667. Республика Карелия, Лоухский район, пос. Пяозерский, ул. Дружбы 31. Дирекция национального парка "Панаярви", тел.: (81439) 28-743, факс: 28-688. Туристический отдел: (81439) - 38(28)-504 Предлагают автобус ПАЗ. Цены выше среднего.
    4 Жан Жиголов (из п. Калевала) Раб. т.: (81454) 2-18-15 Порядочный человек.

    Сплав по р. Писта заканчивается под бетонным мостом через реку после оз.Корпиярви. Отсюда можно уехать в п. Калевала далее г. Кемь или сразу в г. Кемь. В районе бетонного моста, если подняться вверх 100 - 150 метров имеется устойчивый прием сети Мегафон.

    Наша команда прошла дальше и разбирала каты после прохождения п. Поалла. До моста дошли пешком. Тропинка отходит от первой ступени п. Поалла и идет через лес (азимут 40о ) через 30 мин ходу вышли на проселочную дорогу. По ней свернули налево и через 10 минут дошли до асфальтированной дороги. От перекрестка в 50 м виден мост через Писту.

    От моста до п. Калевала нас подбросил автобус с лесорубами. Довезли до автобусной станции.

    Из поселка Калевала в г. Кемь ходит рейсовый автобус, который отправляется с автобусной станции (рядом с пожарной частью) один раз в день приблизительно в 17.30. В поселке дефицит транспортных средств, на момент нашего там пребывания всего лишь 2 такси (легковые автомобили). По информации договориться о выброске можно с хозяевами туристического приюта в д. Хяме (по карте нежилое). До Кеми нас довез Жан Жиголов. Стоимость доставки нашей группы составила 3000 рублей.

    Из г. Кеми ходят поезда в Москву, Санкт-Петербург (каждый день). Прямые билеты до Москвы можно приобрести в железнодорожной кассе на вокзале, что мы и сделали. Поезда в Москву ходят в интервале между 07.00 - 12.00 (рекомендую уточнить расписание). Поезд прибыл в Москву точно по расписанию.

    Аварийные выходы

    В ходе маршрута реку Писта периодически пересекают автомобильные дороги по большей части лесовозные. Есть населенные поселки на оз. Пистоярви и оз. Вайкулском, где можно сняться в случае невозможности продолжать движение по маршруту.

    График движения.

    Число День № Участки маршрута Путь
    км
    Способы
    передвижения
    17.07.05 1 г. Москва - ст. Лоухи - поезд
    18.07.05 2 Ст. Лоухи - оз. Кимасьярви (стапель) 150 машина
    19.07.05 3 оз. Кимасьярви - стоянка ниже п. Падун 12 сплав
    20.07.05 4 стоянка ниже п. Падун - оз. Вихельмаярви 20 сплав
    21.07.05 5 оз. Вихельмаярви - Южный берег оз. Пистоярви 18 сплав
    22.07.05 6 Южный берег оз. Пистоярви - оз. Муасьярви 10 сплав
    23.07.05 7 Дневка - -
    24.07.05 8 Оз. Муасьярви - Ю-В берег оз. Вайкульского 12 сплав
    25.07.05 9 Дневка - -
    26.07.05 10 оз. Вайкульскоe - оз.Корпиярви (ЛБ) 18 сплав
    27.07.05 11 оз.Корпиярви - п. Поалла (аптистапель) 10 сплав
    28.07.05 12 Полудневка - мост. через Писту -п. Калевала 3
    50
    пешком
    машина
    29.07.05 13 п. Калевала - г. Кемь
    г. Кемь - г.Москва
    150
    -
    машина
    поезд
    30.07.05 14 г.Москва - поезд

    Дневник с техническим описанием прохождения р. Писта.

    Синим курсивом выделены выдержки из лоции.

    17 июля:

    1:35 - Выехали из Москвы на поезде № 112 МОСКВА-МУРМАНСК

    18 июля:

    3.25 - прибыли на ст.Лоухи. На станции нас ждал, заказанный из Москвы, автобус. Отметились в погранотряде (оставили список группы с паспортными данными).

    3.50 - отправление на автобусе к месту начала маршрута. Дорога заняла 4 часа. По пути в п.Поязерский еще раз отметились у пограничников на заставе.

    8.15 - прибыли на место, к деревянному мосту в конце оз. Кимисьярви.

    9.45 - завтрак. Постановка лагеря. Стапель. Жара. Комаров почти нет. Необычно для Карелии. С места стоянки слышен шум порога Захар.

    19 июля:

    8.00 - подъем, завтрак

    11.15 - выход на воду.

    11.30 - Препятствие № 1 п. Захар ( 2 к.с.) Порог слышен после деревянного моста. Просмотр с ПБ. Начинается мелкой шиверой, по берегам которой наблюдаются остатки старой плотины (фото 2). Далее русло сужается, образуя чистый глубокий слив.

    Просмотр и прохождение порога заняло полчаса. Первой шла 4-ка, второй 2-ка.

    12.30 - Препятствие № 2: Порог Сакал (2 к.с.). Перед порогом, русло реки усыпано крупными камнями. Сам порог представлен двумя протоками с двумя островами, стоящими друг за другом. В левой протоке много валунов, между ними протекает вода, падающая множествами водопадными сливами, высотой до 1м; протока непроходимая. В правой протоке сильная извилистая струя с множеством камней в русле и двумя сливами, высотой 0,2 и 0,4м. Протяженность порога 350м. Прохождение: до второго острова по правой протоке (без осмотра), чалка на остров и осмотр. Прохождение правой протокой с интервалом 50м.

    Проходили весь порог без просмотра по правой протоке. Чалиться на острове не стали, поскольку сели на камни посредине русла - для катамаранов этот порог слегка мелковат. Первой шла 2-ка, за ней 4-ка.

    После порога небольшой плес за ним шивера, протяженностью 200м, и идут хорошие стоянки.

    13.06 - выход в небольшое озеро после пор. Сакал. Через 10 мин правый приток

    13.45 - Препятствие № 3: п. Змеиный (шивера 2к.с.). Читается с воды. В русле камней не наблюдается. В центре валы высотой до 0,4 м. Протяженность шиверы 20м. Прошли без просмотра по центру левой протоки. Правая мелкая.

    14.10 - Небольшое Озеро без названия

    14.17 -16.00 - встали на обед перед препятствием № 4.

    16.10 - Препятствие № 4: порог 3к.с. (в некоторых лоциях называется Соленый)
    На подходе небольшой остров, справа и слева от которого начинается порог водоскатом, высотой не более 0,5м. Сам порог состоит из нескольких сливов, имеющих ступенчатую форму, высота которых достигает 0,5м. Завершается порог валами до 0,5м. Протяженность 200м. Осмотр с воды.

    Просмотр и прохождение заняло 20 мин. Заходили в порог справа от острова затем по центральной струе. Первой пошла 2-ка, за ней с интервалом 3 мин. - 4-ка.

    17.30 - Препятствие № 5: шивера,протяженностью 50м. Прохождение по основной струе с интервалом 30м. Просмотр с воды.

    После препятствия № 5 остров, поросший травой, который делит реку на два рукава. Правая протока сухая: вся вода уходит в левую, где находится п. Падун. Перед сужением протоки, чалка на левый берег. По берегам хорошие стоянки и много народу.

    17.50 - 19.50 - пор. Падун (просмотр, страховка, прохождение)

    Препятствие № 6: п. Падун ( 3к.с. ). Порог начинается сужением русла до 8 м, далее следует крутой поворот влево. В результате резкого поворота, образуется небольшой прижим; на повороте водопадный слив, высотой около 1,2 м, но основная часть струи протекает с правой стороны слива. После слива резкий поворот вправо в результате образуется еще один прижим к левому берегу. Затем русло немного расширяется.

    За сливом есть улова удобные для организации страховки. Далее порог продолжают несколько ступенчатых сливов, высотой до 0,5 м, между которыми множество острых зубцов и камней. Длина порога 300м.

    Просмотрели порог, частично разгрузили четверку и высадили пассажира. Поставили 2-х человек на марковку и фото за сливом на ЛБ. Первой пошла 4-ка, пройдя слив зачалилась на ПБ. Сразу в улово не успели выгрести, пришлось выброситься на каменистую гряду затем немного провести катамаран вверх по течению вдоль правого берега. Встали в улове на страховку.

    Второй пошла 2-ка. Ребята хорошо прошли слив, обрадовались и забыли про прижим. Их нанесло на большой валун у левого берега. Катамаран встал под углом 45о, но не перевернулся. Затем без приключений прошли вторую часть порога.

    20.40 - Препятствие № 7: шивера. Прохождение без просмотра по основной струе. Длина шиверы 250м.

    21.00 - встали на стоянку на каменном лбу (на ЛБ) среди болотистых берегов в 10 мин. сплава от 1-го деревянного моста. Дрова есть, места для трех палаток хватило, а больше нам ничего и не надо.

    20 июля:

    8.00 - подъем, завтрак

    10.30 - выход из лагеря

     

    10.40 - два деревянных моста.

     

    10.50 - озеро Шуванда.

     

    11.25 - Проход озера и выход в протоку.

     

    11.30 - Препятствие № 8: шивера н.к. Длина ее 250м. Прохождение по основной струе.

     

    11.43 - Препятствие № 9: шивера н.к. Длина шиверы 30м.

     

    11.47 - подковообразное озеро. Выход в протоку.

     

    12.15 - Препятствие № 10: шивера н.к. Длина 400м.

     

    12.25 - Деревянный мост.

     

    12.30 - Препятствие №11: шивера н.к. Длина 100м.

     

    12.35 - выход в оз. Мандуярви. Остановились размять ноги.

     

    12.45 - 13.40 - прошли озеро. Ветер не сильный, но дует в лицо. На катамаране грести тяжеловато. В конце озера есть хорошие стоянки.

     

    13.50 - Препятствие № 12: п. Межозерный (2 к.с.). Порог образован двумя протоками. Правая протока: по центру остров, справа от него протока почти сухая, и слева от острова могут пройти КНБ и каяк. Слева от большого острова более широкая протока. Они начинаются н.к. шиверой, длиной 50м, далее небольшой быстроток, и река круто поворачивает вправо, где идет ступень высотой 0,3м, затем поворот налево и тут же вправо. Сразу за последним поворотом ступени высотой 0,3м, но перед ступенью стоит обливник, на который довольно сильно валит вода. Основная струя от него протекает справа. Слева тоже можно пройти, но катамаран не пройдет, а байдарка вполне. После ступени идет небольшой быстроток. Просмотр осуществлять лучше с острова. Длина порога 350м.

    Просмотрели порог. Экипаж 4-ки высадил пассажира-фотографа. Проходили с интервалом в 5 минут.

    14.30 - оз. Хирвасъярви. В начале озера много хороших стоянок.

    14.30 - 16.20 - обед

    17.20 - прошли озеро.

    17.45 - начался участок шивер:

    Препятствие № 13: шивера н. к., длина 30м.

    Препятствие № 14: порог 2 к. с. Длина 100м, в конце ступень высотой 0,2м с небольшой бочкой. Просмотр с воды, прохождение по основной струе.

    Препятствие № 15: шивера н. к., длина 350м.

    Деревянный мост. После моста ширина реки увеличивается до 60м, берега становятся обрывистыми

    Препятствие № 16: три н.к. шиверы, которые идут друг за другом. Продолжительность этого участка 800м.

    Препятствие № 17: шивера 2 к.с. (валы до 0,4м), длина 150м. Прохождение по основной струе.

    Все препятствия проходили с наплыва пассажира не высаживали с интервалом 50 м. Первым шел кат-4.

    18.50 - закончился участок шивер.

    19.20 - оз. Вихельтаярви. остановились на ночлег на мысу (ПБ) немного не доходя правого притока.

     

    21 июля:

    8.00 - подъем, завтрак

    10.35 - выход из лагеря

    10.55 - пересекли озеро, вошли в протоку.

    11.05 - 11.25 - прохождение шивер (4 шт)

    Препятствие № 18: шивера н. к., длина 100м.

    Препятствие № 19: шивера н. к., длина 100м.

    Препятствие № 20: шивера н. к., длина 20м.

    Препятствие № 21: шивера 2 к. с. (валы до 0,3м, много обливников), длина 50м. Просмотр с воды, прохождение по основной струе с интервалом 30м.

    Все препятствия проходили с наплыва пассажира не высаживали с интервалом 50 м. Первым шел кат-4.

    11.50 - выход в оз. Пистоярви, остановка, крепление паруса. Еще дома мы задумали на одном из озер попробовать соорудить парус. Все предыдущие дни нам в лицо дул южный ветер. А в этот день как по заказу он был северо-восточный. Большая удача, ведь впереди самое большое озеро маршрута. Экипаж 4-ки занялся постройкой. С двойки на нас смотрели два скептика. Им надоело нас дожидаться (скучно и холодно).

    Конструкцию паруса вы можете посмотреть на фото 6. Выглядело все очень смешно. Две перекрещенные жерди на них перекладина с парусом из плаща; куча веревок, оттяжек. Сзади руль из весла.

    12.10 - отчалили от берега и взяли курс на левый (юго-западный) мыс о. Шуришари. Наша 4-ка сильно отстала - учились управляться с парусом, рулить, ловили ветер, который заслоняли берега, вырабатывали оптимальное распределение ролей. Со стороны все это выглядело так: постоянно крутящийся катамаран с постоянно ползающими по нему людьми. В какой то момент мы даже не могли определить, откуда приплыли и куда нам надо идти, только грустно маячившая впереди двойка служила нам ориентиром. На подходе к острову мы выработали определенную тактику. На носу сидели 2 гребца, которым пока приходилось активно грести. Сзади двое человек на парусе и один - на руле.

    От о. Шуришари взяли курс на восточный мыс о. Кужишари. На этом участке ветра было побольше. Мы, наконец-то, почувствовали, что парус нас, все-таки, тянет. Четверка теперь шла наравне с двойкой, и носовые не так напрягались с греблей.

    14.40 - 16.30 - обед на о. Кужишари.

    После обеда ветер усилился мы вышли на самую открытую ветру часть озера. Взяли курс на начало реки (азимут 195о). Идем правее о. Мантюшари. Теперь экипаж четверки принципиально решил: "Не грести!", что бы посмотреть на сколько быстро можно идти под парусом. В результате мы оставили двойку далеко позади. При выходе из озера стоянки на ПБ. Из далека хорошо видны палатки на высоком берегу и катамараны у воды. Ориентировались на них. Левее начала реки песчаные пляжи тоже хорошо видны с озера, но стоянки там не очень хорошие.

     

    18.15 - прибытие к продолжению реки Писта. В заливе 2 маленьких островка. Встали на ночь на ЛБ.

    22 июля:

    8.00 - подъем, завтрак

    10.40 - выход со стоянки

    10.50 - Препятствие № 22: шивевра 3 к. с.- п. Родео. Шивера состоит из гряды косых и прямых валов высотой до 0,5м. Прохождение: просмотр с воды, идем по основной струе с интервалом 50м. Время прохождения 5 мин. Далее идут 2 плеса, есть места для стоянок.

    Прошли тандемом, с интервалом 30 м. Порог всем очень понравился. Большие валы. Бочек по нашей воде не было.

    11.08 - Препятствие № 23: шивера 3 к.с. - п. Семиповоротный. Шивера состоит из 5 участков, между которыми возможны чалки для страховки. Много обливников, острых зубцов, где можно хорошо порвать шкуру. Река в это месте имеет довольно сильный уклон и много поворотов, но прижимов нет. Валы до 0,7м. Протяженность препятствия 1500м. Прохождение: просмотр с воды, прохождение по основной струе с интервалом 50м, чалка после серьезных участков.

    У нас воды было достаточно, острых зубцов не видели. Первые два участка линия движения видна с наплыва, шли без просмотра тандемом. Последние 3 шиверы шли с просмотром от чалки до чалки. Потому что за крутыми поворотами ничего не видно. Двойку страховали с воды. Для катамаранов препятствие не представляет большой сложности. На байдарке пришлось бы побороться. И организовать белее серьезную страховку.

    12.10 - вышли в безымянное озеро

    12.25 - Препятствие № 24: шивера 2 к. с., длина 30м. Просмотр с воды, прохождение с интервалом 30м.

    Препятствие № 25: порог 2 к. с. Порог состоит из 2 ступеней, каждая не более 0,3м. Протяженность 300м. Просмотр с воды, прохождение с интервалом 50м.

    12.30 - оз. Муасьярви. При выходе в озеро остатки деревянного мота по берегам.

    13.15 - стоянка на обед на ЛБ в узком месте озера. Стоянка отличная, со столом, флакончиком "Фэри" и банкой кетчупа. Решили остаться и устроить дневку. ПОЛУДНЕВКА.

    23 июля:

    ДНЕВКА. Заграем, купаемся, ловим рыбу, начала попадаться черника в небольших количествах. Грибов нет - жаркое, сухое лето.

    24 июля:

    8.00 - подъем, завтрак

    10.35 - выход со стоянки

    11.40 -оз. Муасьярви пройдено на выходе из озера п. Курки.

    11.40 - Препятствие № 26: п. Курки 3 к. с. Перед порогом заходная шивера со множеством обливников, затем ступени (у правого берега высотой 0,6 м, у левого- 0,3м ). Идти можно и слева и справа, но слева сложнее: заход через шиверу, сразу после ступени выходишь на быстроток. Справа зайти легче, но сложнее попасть в узкий проход между выступающим каменным правым берегом и камнем слева, от которого, сразу после падения, бьет отбойный вал. После ступени валы до 0,6м.

    Прохождение: заходили по центру. Первой прошла 4-ка, второй 2-ка. Страховка с воды. Через 250м после п. Курки - быстроток.

    12.05 - Препятствие № 27: шивера 2 к.с. Она имеет поворот налево, валы до 0,4м. Проход осложняет сухое дерево (по правому берегу), загораживающее 1/3 русла реки. Сразу после шиверы есть отличная стоянка на правом берегу.

    12.28 - Препятствие № 28: шивера н. к.

    12.38 - Препятствие № 29: п. Петух 2 к. с. Перед порогом русло реки сужается до 15м. Порог образует гряда валов высотой до 0,7м. Длина 50м. Просмотр с воды.

    С наплыва хорошо виден пенный гребешок самого большого вала. Наверное, из-за него порог и получил свое название. Воды было много камни глубоко. Мы решили отработать самосплав и страховку с берега морковкой. В улове стояла двойка, которая вылавливала тех, кто не успел зацепиться на морковку. Течение в пороге довольно сильное и если не успел вщёлкнуть карабин на веревку, морковку просто вырывает из рук. Дальше идет плес, течение ослабевает. Слева огромное улово, удобное для страховки. Насмотревшись на нас стоявшая в том месте группа (наверное коммерческая) пришла кататься самосплавом, а мы отправились обедать.

    12.50 - 13.30 - отработка самосплава и страховки на пороге

    13.30 - 15.20 - обед

    15.35 - Препятствие № 30: шивера 2 к. с., длина 50м. Просмотр с воды. Прохождение по основной струе (интервал 50м ).

    15.40 - Препятствие № 31: п. Архипелаг 2 к. с. Порог состоит из двух проток: правая непроходимая, левая более полноводная. Левая протока начинается валами, далее следует небольшая проносная бочка и поворот направо с небольшим сливом ( 0,3м ). Просмотр с воды, интервал между судами 50м, время прохождения 7 мин. Сразу за порогом, на правом берегу, есть стоянка. Далее, до оз. Вайкульское, берега болотистые и стоянок нет.

    Просматривали с наплыва. Первой шала 2-ка за ней 4-ка.

    16.30 - оз. Вайкульское. На озере нас встретил ветер в лицо. Выгрести по силам, время есть. Пересекли северную часть озера ушли под правый берег от ветра. Там подождали 2-ку которой оказалось тяжелее бороться с ветром. Прошли вдоль правого берега. Затем пересекли южную оконечность озера и встали на ЛБ на стоянке с песчаным пляжиком. Над стоянкой долго висела радуга. И вообще радугу за этот день мы видели раза три.

    19.50 - озеро пройдено, стоянка на ночь

    25 июля:

    ДНЕВКА загараем, купаемся, ловим рыбу, хорошее черничное место. Девчонки читают книгу в слух. А. Хейли* "Отель" - рекомендуем для дневок. Правда до конца я так и не дослушала.

    26 июля:

    9.00 - подъем, завтрак

    11.35 - выход со стоянки

    11.55 - деревянный мост, немного горелый и проваленный у левого берега, но машины по нему с горем пополам переезжают.

    12.00 - начало Вайкульского каскада

    Препятствие № 32: п. Вайкульский каскад 3 к. с. Состоит из 5 ступеней:

    1. Быстроток, длина 70м.
    2. Шивера н. к., длина 100м. (в русле 2 островка)
    3. Зигзагообразная шивера 2 к. с. В русле много камней. Линия движения видна с воды. Перед 3 ст. река разбивается на 2 протока правая мелкая, левая полноводная.
      Перед четвертой ступенью, у левого берега, большая заводь и навал на скалу. В этой заводи удобно зачалиться и пойти на просмотр. На левом берегу удобная стоянка.
    4. ступень 3 к. с., длина 50м. По центру ступени сливы высотой 0,6м с бочкой, затем большой вал высотой 0,8м, далее валы до 0,5м.
    5. Шивера н. к., длина 100м.

    Первые две ступени прошли без просмотра, 3 и 4 просматривали по ЛБ. 5-я - хорошо видна с наплыва. Четверка проходила первой, пассажира не высаживали. Чалились в уловах за каждой ступенью страховали двойку с воды.

    12.40 - каскад пройден. Дальше следует протяженный плесовый участок.

    До п. Имисев берега болотистые, стоянок нет.

    14.25 - справа через узкую заросшую тростником протоку видно озеро Имисьярви. т.е. река через озеро не проходит, как показано на карте, а лишь соединяется с ней протокой.

    14.40 - Препятствие № 33: п. Имисев 3 к. с. Чалка на правом берегу, просмотр порога. Порог состоит из 5-и ступеней:

  •  

  • 1-я ступень - русло реки сужается до 30м. Это сужение продолжается 150м и имеет явный уход вправо, где много пирамидальных валов до 0,8м. По середине узкого прохода имеется водоскат высотой падения 0,5м. По центру водоската находится бочка (длина 1,2м, ширина 1,5м). Бочка довольно глубокая, ее не видно с воды. Перед ней стоит вал высотой 0,7м.
  • 2-я ступень отличается от 1-й большим перепадом высот, прямым руслом, которое становится шире, в следствии чего высота валов уменьшается, появляются обливники. Протяженность 100м.
  • 3-5. Шиверы н. к., идущие друг за другом.
  •   

     

    Прохождение: просмотр 1-й и 2-й ступени и прохождение с интервалом 3 мин. Страховка с воды катамарана-2. 3-5 ступени: просмотр с воды, страховка тандемом, интервал между судами 30 м.

    15.10 - 16.55 - обед

    17.10 - 17.30 - Препятствие № 34: п. Талии 2 к. с. Просмотр по левому берегу. Порог состоит из прямых и косых валов высотой до 0.8м, длина порога 50м.

    Просмотр. Прохождение с интервалом 3 мин.

    17.35 - Препятствие № 35: шивера н. к.

    17.45-18.10 - Препятствие № 36: п. Хирви 2 к. с. Просмотр по левому берегу. Порог довольно мелководный с множеством обливников и камней, торчащих из воды. В начале порога ширина русла 20 м, но основная масса воды уходит под правый берег, состоящий из больших валунов. Затем русло расширяется до 50 м. Длина порога 100м.

    Просмотрели препятствие. Четверка высадила пассажира для обеспечения фотоматериала. Проходили с интервалом 5 мин. В порог заходили по центру, затем по струе резко вправо уходили от каменистой гряды с ЛБ. Потом резко вправо. Четверка зачалилась перд последним сливом на ЛБ забрала фотографа.

    19.00 - выход в оз. Корпиярви берега болотистые, хороших стоянок нет. На ЛБ рядом с впадением реки рыбацкий домик. Прошли 3 км. И в том месте, где автодорога подходит к озеру нашли приемлемое место для ночевки.

    20.45 - стоянка на ЛБ озера

    27 июля:

    8.00 - подъем, завтрак

    10.20 - выход из лагеря

    11.10 - Препятствие № 37: порог 2 к. с. со сливом высотой 0,4м, протяженность 100м.

    Препятствие № 38: разрушенный мост у д. Корпиозеро. Над рекой ЛЭП.

    11.30 - Железобетонный мост. Здесь неплохое место для антестапеля для групп, не идущих на п. Поалла. Однако хорошего места для ночевки нет

    11.50 - Препятствие № 39: п. Поалла 3 к. с. Порог состоит из 3-х ступеней:

    1-я ступень. Мощная шивера, протяженностью 50м. Линия прохождения отчетливо видна (по центру, по валам до 0,6м ).

    2-я ступень. Шивера более сложная, чем 1-я из-за того, что перепад здесь больше, а ширина русла уже ( до 10м ). Сложность добавляет явный уход струи влево, из-за небольшого навала на правый берег. Просмотр с левого берега.

    3-я ступень. Протяженность 70м. Состоит из 2-х сливов с интервалом 15м. Высота 1-го слива 0,5м , второго- 1,2м.

    Просматривали все три ступени по ЛБ. Проходили их по очереди. Первой шла 4-ка которая чалилась в улове после каждой ступени страховала 2-ку.

    13.15 - встали на стоянку после первой ступени. Место не очень хорошее. Есть хорошая стоянка после третьей ступени, но к сожалению она была занята. Антистапель. Вечером разведали дорогу к мосту через Писту. Тропинка отходит от первой ступени п. Поалла и идет через лес (азимут 40о ) через 20 мин ходу вышли на проселочную дорогу. По ней свернули налево и через 10 минут дошли до асфальтированной дороги. От перекрестка в 50 м виден мост через Писту.

    28 июля:

    10.00 - подъем, завтрак. Досушивали и собирали вещи. И откуда у нас столько барахла?

    18.00 - выход из лагеря к мосту

    18.45 - дошли до моста, начали отлов машины. С рюкзаками шли дольше на 15 мин.

    21.00 - Нас подобрал автобус с лесорубами и довез до пос. Калевала, который находиться в 50 км от моста. Здесь легче найти машину до Кеми.

    22.00 - прибытие в пос., поиск машины до г. Кемь.

    29 июля:

    0.20 - Сели в машину которая нас довезла до Кеми.

    03.40 - прибытие на ж/д станцию г. Кемь. Без проблем купили билеты до Москвы. Желающие прокатились до Рабочеостровска посмотреть на Белое море.

    11.19 - посадка в поезд Мурманск - Москва.

    30 июля:

    12.00 - Часть группы прибыла в Москву. А трое человек сошли в Петрозаводске и поехали поглядеть на о. Валаам.

     

    Потенциально опасные участки на маршруте

    п. Падун - представляет сложность для прохождения не только для байдарки и каяка, но и для катамарана.

    п. Семиповоротный (каскад шивер) - требует обязательного просмотра для всех типов судов. И организации страховки для байдарок и каяков, т.к. шиверы следуют одна за другой без плесов. Кроме того река на этом участке имеет большой уклон.

    п. Поалла. - довольно мощные сливы, внизу третьей ступени стоячая бочка.

    Финансовые затраты

    Куда шли деньги Из расчета на 1 чел.
    Поезд Москва - Лоухи 775 руб.
    Продукты на маршрут 810 руб.
    Заброска на маршрут (автобус) 500 руб.
    Машина до п. Калевала 43 руб.
    Машина п. Калевала - г. Кемь 430 руб.
    Поезд Кемь - Москва 700 руб.
    Итого 3258 руб.

    Итоги, выводы и рекомендации

    В ходе похода мы осуществили все, что задумывали в Москве. Хорошо отдохнули. Больше всех впечатлений было у тех, кто не разу не был в Карелии.

    Транспорт на заброску лучше заказать заранее из Москвы т.к. большинство поездов приходят на ст. Лоухи ночью или ранним утром.

    Кроме того, надо запастись несколькими экземплярами списка группы с паспортными данными. Это облегчит процедуру оформление у пограничников.

     

    Речка очень красивая. Но идти на неё лучше на байдарке. Только один порог Падун представляет интерес для прохождения на катамаране. В малую воду на катамаране там делать нечего.

    И все же не стоит пренебрегать просмотром порогов и страховкой, особенно если вы идете на байдарке или каяке.

    Так как сплав по реке занимает не более 7 дней можно запланировать переброску на другие реки. Например, сплавиться по р. Писте ниже п. Поалла до п Войница и заброситься в верховья одноименной реки.

    Лоция р. Писта

    Выдержки из лоции приведены выше - в дневнике похода. А здесь вы можете
    скачать лоцию , обработанную для использорвания в походных условиях.


    Свежие материалы на сайте:

    Аксаут, Маруха, Теберда 2019 - 3 к.с.

    Учебно-тренировочный поход каяк-школы на реки Северного Кавказа: Аксаут, низ Марухи, Теберда.

    Сложное сделать простым

     >>> - Подробнее


    12 июля 2019 года   -   Марина Воронина
    День открытых дверей Школы базового уровня
    19 сентября состоится день открытых дверей Школы водного туризма базового уровня 2017-2018 гг. Мероприятие пройдёт в помещении Турклуба Перово, начало в 18:30. >>> - Подробнее

    13 сентября 2017 года   -   Самыкин Антон
    Видео Лосево
    Видео про водные упражнения на р.Вуокса в июне 2017 года  >>> - Подробнее

    18 июня 2017 года   -   Заботина Евгения
     
    Главная » Отчеты о походах » Карелия » Писта 2005, отчет о водном походе III к.с. Рук. Григорьева Т.
    " "




    © 1972-19.03.2024 РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб Перово)
    Политика конфиденциальности обработки персональных данных в РООСРМТ "Туристский клуб"


    +7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
    ОГРН 1037739766162,  ИНН 7720264176

    Клуб существует на членские взносы и ваши пожертвования
    Вы можете внести любую сумму: от 100 руб. Yookassa откроется в новом окне



      Отправляя пожертвование вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных
    в соответствии с политикой конфиденциальности, принятой в клубе


    +7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
    ОГРН 1037739766162, ИНН 7720264176

    Новое на сайтеЯндекс цитированияЯндекс.Метрика