Лоймола-Уукса, отчёт о водном походе III с эл IV к.с. в мае 2012 г. в рамках школы СУ, 3aботина Е.

Главная » Отчеты о походах » Карелия » Лоймола-Уукса 2012, отчёт о водном походе. УТП школы СУ. Рук. За6oтина Е.

Водный поход 3-й к.с.
район похода - Карелия
Нитка маршрута: Лоймола - Укса
Сроки похода: 28 апреля 2012 года - 8 мая 2012 года
Руководитель:


Лоймола-Уукса, отчёт о водном походе III с эл IV к.с. в мае 2012 г. в рамках школы СУ, 3aботина Е.

Отчёт о прохождении водного туристского спортивного маршрута III с эл.IV (третьей с элементами четвёртой) категории сложности по рекам Лоймоланйоки и Уксунйоки (Северное Приладожье), совершённом группой туристов города Москвы и Московской области при РООСМТ "Туристский Клуб" (т/к Перово) в период с 28 апреля по 8 мая 2012 года.

Маршрутная книжка ¼-305
Руководитель: 3aбoтинa E.B.
e-mail: zhenn.ok@gmail.com


Оглавление

Паспорт спортивного похода
   Проводящая организация
   Место проведения
   Общие сведения
   Подробная нитка маршрута
   Определяющие препятствия маршрута
   Обзорная карта региона
Состав группы и распределение по судам
Общая смысловая идея похода
Справочные сведения о районе похода

   Описание маршрута
Варианты подъезда и отъезда, другие полезные сведения
   Заброска на маршрут, переброска и выход с маршрута
   Регистрация в МЧС
   Информация о погранзоне
   Мобильная связь на маршруте
Аварийные выходы с маршрута
Изменения маршрута и их причины
График движения
Техническое описание
Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
Групповое и личное снаряжение
Групповое снаряжение
Обязательное личное снаряжение
Стоимость мероприятия
Итоги, выводы, рекомендации
Список материалов, использованных для данного отчёта

Приложение 1
Схема движения группы с указанием точек ночёвки, определяющих препятствий

Приложение 2
Фотографии


Паспорт спортивного похода 

Проводящая организация
Поход был организован и проведён самодеятельной сборной группой туристов города Москвы и Московской области при РООСРМТ «Туристский клуб» (т/к «Перово»); адрес Клуба: г.Москва, ул.Металлургов, д.5, сайт www.tk-perovo.ru. Руководитель группы Зaбoтинa Е.В., телефон +7(917)524-04-41, e-mail: zhenn.ok@gmail.com.

Место проведения
Российская Федерация, Северо-Западный федеральный округ, Питкярантский и Суоярвский районы республики Карелия (Северное Приладожье).

Общие сведения 

Вид
туризма
Категория
сложности
Протяженность
активной части
похода
Продолжительность,
дней
Сроки проведенияУровень воды
ОбщаяАктивная
Водный Третья с элементами
четвёртой
сплав 94 км
пешком 7 км
11 8 28.04-
-08.05
высокий

Подробная нитка маршрута
г.Москва - г.Петрозаводск - пос.Лоймола (а/мост) - р.Лоймоланйоки (сплав) - оз.Тайваслампи –
- оз.Полвиярви - р.Уксунйоки (сплав) - пос.Ууксу - г. Петрозаводск - г. Москва

Схема реки Лоймоланйоки с препятствиями

Схема реки Уксунйоки с препятствиями

Определяющие препятствия маршрута

Вид пре- пятствияНазваниеКатегория трудностиХарактеристика препятствия
 (характер, высота, новизна, наименование и т.п.)

Р.Лоймоланйоки (уровень воды высокий)

шивера

Двенадцатая

III

Падение, узкий желоб с большой скоростью течения, резкие повороты, прижимы к берегам

порог

Веер

III

Слив-горка

порог

Ядрёна Вошь

III

Шивера с валами, на входе бочка

порог

Табун

IV

Слив с бочкой высотой ок.2 м в центре русла, далее прижим к левому берегу

Р.Уксунйоки (уровень воды высокий)

порог

Мостовой

III

Слив в двух протоках; левая протока: чистый пологий язык шириной с катамаран у ЛБ, бочка в правой части; правая протока: пологий чистый слив у ПБ, в левой части — полуобливной скальный выход.

порог

1ый Падун (Розовый слон)

IV

Широкий слив водопадного типа с бочкой за ним в левой протоке от острова, в правой - пологий чистый слив.

порог

2ой Падун (Мельница)

IV

Пологий слив на всю ширину русла с бочкой

порог

3ий Падун (Каньонный)

IV

Пологий слив по всей ширине русла, с бочкой в правой и центральной частях, чистый слева.

порог

4ый Падун (Храмина)

IV

Пологий слив по всей ширине русла, мощная бочка за ним в центральной части, проходы слева и справа с менее мощными бочками

порог

5ый Падун

IV-V (левая протока)
III-IV (правая протока)

Левая протока из 2 ступеней:
1 ступень: узкий слив в створе бывшей плотины,
2 ступень: узкий кривой 2-ступенчатый слив с плит  в желобе.
Правая протока – протяжённая шивера с валами, бочками и прижимом к ПБ.

Отчёт хранится в библиотеке МГЦКТ (Москва, ул.А.Солженицына, д.17), будет размещён на сайте ТК Перово (http://www.tk-perovo.ru).

Состав группы и распределение по судам 

Экипажи и суда перечислены в походном порядке.
Первым в экипаже указан капитан судна.
Штатный экипаж катамарана №2 состоял из 3 человек, на определяющих препятствиях  дополнялся четвёртым человеком.

Фамилия, Имя, ОтчествоГод рожд.Обязанности в походеТуристическая подготовка (водный туризм)Распределение по судам

1

Галиева
Светлана
Кястутисовна

1983

реммастер,
фото-1

3(4)У Уукса-Тохма,
5У Жомболок-Ока

Катамаран №1 (К1)
«Рафтмастер»
«Fox-2T»
объём: 1200 л
Длина 3,8 м
Ширина 2 м

2

Галиев
Салават
Фаритович

1981

хронометрист-1

3(4)У Уукса-Тохма,
5У Жомболок-Ока

3

3aбoтинa
Eвгения
Владимировна

1985

руководитель,
штурман

5У Башкаус-Чулышман
3(5)Р Красненькая-Кутсайоки

Катамаран №2 (К2)
самодельный
объём ок.2300 л
длина 5.2 м
ширина 2 м

4

Щукин
Роман
Леонидович

1981

хронометрист-2

2У Мста

5

Никитин
Андрей
Васильевич

1986

завхоз

3У Ч.Черемош-Б.Черемош-Прут,
 (б/с) Кутсайоки-Тумча

6

Тарасов
Олег
Игоревич

1986

зам-ль руководителя

4У Урик,

3Р Пшехашка-Пшеха

Катамаран №3 (К3)
«Рафтмастер»
 «Fox-400»,
объём 1950 л,
длина 4.95м
ширина 2.0м

7

Петрова
Нина
Михайловна

1991

медик
фото-2

3У Тумча,
2У Пшеха

8

Кологривова
Наталья
Александрова

1984

видео

2У Мста

9

Васильев
Алексей
Петрович

1983

хронометрист-3

2У Мста

10

Тюков
Илья
Александрович

1980

снаряженец

3У Шуя Беломорская,
 (б/с) Кереть

Катамаран №4 (К4)
 «Белрафт»
 «Белрафт-2т»
объём 1200 л
длина 3.9 м
ширина 2 м

11

Малофеева
Татьяна
Валерьевна

1984

финансист

3У Шуя Беломорская,
 (б/с) Кереть

Общая смысловая идея похода

Поход планировался как тренировочный перед большим летним путешествием — учебно-тренировочным походом Школы СТП по водному туризму. Это же мероприятие было обычным спортивным походом, без занятий, проводимых в УТП.

Целями похода ставились выработка и закрепление тех навыков, практику которых невозможно провести в ПВД в Подмосковье: это и прохождение препятствий III-IV к.т., и организация различных видов страховки, и проверка снаряжения в «боевых» условиях, и общекомандное написание отчёта.

Таким образом, группа состояла из слушателей Школы, а на маршруте находились ещё две группы, имеющих к ней отношение. В соответствие с традицией школ при ТК Перово, весь осенне-зимний сезон, предшествующий водному, участники группы тренировались на практических занятиях, обычно раз в две недели, а потому хорошо знакомы друг с другом, имеют опыт совместной организации ПВД.

Выбор маршрута для такого похода должен был удовлетворить ряду требований:

Как оказалось, на настоящий момент под эти требования подходят реки Северного Кавказа и Южной Карелии. Относительно Кавказа и ситуации там каждый раз при обсуждении маршрута терзают сомнения, и каждый раз находится человек, который скажет «нет». Поэтому и в этом году мы поехали на Север.

Маршрут похода был определён достаточно быстро, поскольку он один из немногих позволял обойтись без использования автомобиля для переброски между реками и потренировать пеший переход, в качестве подготовки к летнему походу.

Общие сведения о районе похода

Маршрут проходит по юго-западной части Республики Карелия. Местность эту в силу географического положения на севере Ладожского озера часто называют Северное Приладожье. Район выделяется не только по территориальному признаку - северная часть Ладожского озера лежит на Балтийском кристаллическом щите, общий характер рельефа – холмистая равнина, пересечённая с северо–запада на юго–восток многочисленными морёнными грядами. Как и другие районы Карелии, местность  здесь испытала на себе воздействие ледника: сглаженный рельеф (панорамные точки - не выше 200м над уровнем моря), большая сеть ледниковых озёр, часто связанных между собой, отдельные скальные выходы. [2]

Климат над Ладожским озером умеренный, переходный от умеренно-континентального к умеренно-морскому. Такой тип климата объясняется географическим положением и атмосферной циркуляцией, характерной для Ленинградской области. Это обуславливается сравнительно небольшим количеством поступающего на земную поверхность и в атмосферу солнечного тепла. [1]

Из-за небольшого количества солнечного тепла влага испаряется медленно. За год бывает в среднем 62 солнечных дня. Поэтому на протяжении большей части года преобладают дни с облачной, пасмурной погодой, рассеянным освещением. Продолжительность дня меняется от 5 часов 51 минуты в зимнее солнцестояние до 18 часов 50 минут в летнее солнцестояние. Над озером наблюдаются так называемые «белые ночи», наступающие 25—26 мая, когда вечерние сумерки практически сливаются с утренними. Заканчиваются белые ночи 16—17 июля. [1]

Заметное влияние на климатические условия оказывает само озеро. Это характеризуется сглаживанием экстремальных значений климатических характеристик, вследствие чего континентальные воздушные массы, проходя над поверхностью озера, приобретают характер морских воздушных масс. Средняя температура воздуха в районе Ладожского озера +3,2 C. Средняя температура самого холодного месяца (февраля) −8,8C, самого тёплого (июля) +16,3 C. Среднее годовое количество осадков — 475 мм. Наименьшее месячное количество осадков выпадает в феврале — марте (24 мм), наибольшее — в сентябре (58 мм). [1]

Для гидрографии республики в общем и района Северного Приладожья в частности  характерны густая речная сеть и изобилие озёр, четверть территории Карелии составляет водная поверхность. Значительная часть района заболочена. В отличие от остальной Карелии реки здесь не являются цепочками озер, соединенных порожистыми протоками, а длительное время неспешно текут в собственном русле. Питание рек в основном дождевое, их режим во многом определяется озёрами, из которых они вытекают. Кроме озёр, аккумуляторами влаги являются многочисленные торфяные болота. Реки вскрываются в конце апреля, озёра - в мае. Весной характерен высокий паводок, связанный с таянием снега, летом возможны подъёмы воды, обусловленные длительными дождями. [1,2]

Северное и восточное побережья Ладожского озера относятся к подзоне средней тайги, а южное и западное — к подзоне южной тайги. Для средней тайги характерны ельники-черничники без подлеска, с сомкнутым древостоем и сплошным покровом блестящих зелёных мхов. [1] По природным условиям Южная Карелия скорее напоминает северные области Средней России: сосновые и еловые леса чередуются с лиственными рощами. [2]

В Карелии встречается медведь, рысь, барсук, волк, гадюка. В Приладожье распространены клещи, и, как и для всей Карелии, характерно обилие гнуса.

В соответствие с административным делением район проведения похода относится к двум районам республики -  Питкярантский и Суоярвский.

Описание маршрута
Северное Приладожье — место традиционного паломничества водников северо-запада России (Санкт-Петербурга как его центра), коим природа подарила такой отличный полигон для тренировок по соседству.

Водные маршруты района – короткие реки бассейна Ладожского озера. Их порожистые участки как правило непротяжённые. Перепад часто выбирается сливом с крутым падением, за что пороги именуются падунами. Препятствия перемежаются длинными плёсами и озёрами.

Первая часть маршрута — река Лоймоланйоки (Лоймола), протекает по территории Суоярвского и Пряжинского районов Карелии, относится к бассейну Ладожского озера. Река берёт своё начало в посёлке Лоймола в озере Лоймоланъярви на высоте 150 метров над уровнем моря. Впадает в реку Тулему (Тулемайоки) на высоте 76 метров над уровнем моря. Общая протяжённость реки 70 км, площадь бассейна 414 км². [1]

Основные препятствия Лоймолы — это перекаты, шиверы, прижимы к берегам, полузатопленные деревья, образующие заломы и завалы, естественные и искусственные гряды камней с растущими на них деревьями. Основные препятствия такого характера — шивера «Ледяная», пороги «Веер» и «Ядрёна Вошь». По мере увеличения расхода реки в препятствиях появляются ощутимые валы и бочки. Порог "Тайваскоски"("Табун") — яркий тому пример.

Если начало сплава по Лоймоле одинаковое для большинства маршрутов — исток из оз.Лоймоланярви, то точка окончания может быть разной.

Если после Лоймолы не стоит цели попасть в верховья Ууксы, и попасть именно пешком, то можно завершить маршрут на а/мосту рядом с п.Коластельга или же продолжить сплавом по р.Тулемайоки до п.Салми, в котором есть ж/д станция. Закончить маршрут по р.Лоймоланйоки можно также на мосту после оз.Ориваярви, откуда совершить волок на р.Колласйоки.

Наиболее популярный вариант сплава по Лоймоле заканчивается в оз.Сариярви. Пройдя северной частью озера, группы выходят на лесную дорогу, которая идёт вдоль Лоймолы по ПБ. На карте она показана белым цветом, и за это, а также за количество снега на ней, была названа «белая». От неё группы переходят к оз.Полвиярви, тропа проходит мимо братской могилы, отмеченной на карте. В этом месте расстояние между реками  Лоймола и Уукса наикратчайшее, пеший переход по этому варианту имеет протяжённость около 1.5 км. А дальше из озера Полвиярви выходят протокой в р.Уксунйоки.

Желающие посетить порог Табун, считающийся самым сильным препятствием Лоймолы, предстоит преодолеть оз.Сариярви, на вёслах или пешком — зависит от времени года, ну и везения. Порог Табун расположен примерно в 4 км ниже озера, а в 500 м ниже порога есть удобный выход на «белую» дорогу, после чего следует 7-километровое возвращение по «белой» дороге на север, к озеру Полвиярви, а дальше см.п.2.

Река Уксунйоки также относится к бассейну Ладожского озера. Истоки реки располагаются между озёрами Янисъярви и Лоймоланъярви, притоки собираются озером Уксиярви, ниже которого Укса течёт в своем русле, и не является цепочкой озёр.

Уксунйоки протекает по малонаселённому району по территории Суоярвского и Питкярантского районов Карелии и впадает в Ладожское озеро в посёлке Ууксу.  Длина реки  121 км, площадь бассейна 1080 км². Ширина реки от 10 до 50 метров. [1]

В спортивном отношении река весьма своеобразна. Она питается от озёр и болот, и её уровень сильно зависит от климатических условий сезона. Типовое препятствие реки – слив различной высоты и мощности, шивера с отдельными камнями. На равнинных участках течение довольно слабое, ближе к концу маршрута несколько убыстряется. Основной сплавной участок реки начинается от автомобильного моста через реку расположенного на трассе Р-21 и заканчивается в посёлке Ууксу. 

Верхний участок реки не столь интересен, на его протяжении попадаются несложные пороги и шиверы. Важно, что сложность препятствий на реке возрастает постепенно. Наибольший интерес для водных туристов представляют последние 15 км перед устьем. На заключительном отрезке расположено пять мощных порогов третьей категории сложности и выше. Все падуны Ууксы по структуре представляют собой более или менее крутой слив, за которым образуется бочка.

Окончание сплава по Ууксе удобно на а/мосту через реку ниже Пятого падуна или на базе «Три стихии» — подходит асфальт и есть однозначный ориентир для встречи с машиной. Рядом магазин и при необходимости будет несложно найти машину для выброски. Альтернативные места для окончания маршрута по Ууксе — близ ж/д станции Иля-Ууксу, чтобы не связываться с автотранспортом, и пор.Храмина, куда подходит лесная дорога.

Варианты подъезда и отъезда, другие полезные сведения 

Заброска на маршрут, переброска и выход с маршрута
Заброска на маршрут начинается из г.Петрозаводск. Из Москвы до Петрозаводска и из Петрозаводска до Москвы прямое сообщение поездами Мурманск–Москва. Заброску от станции до начала активной части (а/мост через Лоймолу в одноимённом посёлке) осуществляли совместно с двумя дружественными перовскими группами. Помогал нам в этом Дмитрий (тел. +7(911)411-7124) и два его ПАЗа. Дорога заняла 5 часов с учётом двух получасовых остановок.
Несмотря на то, что точка окончания маршрута расположена ближе к Лодейному полю, мы  и обратно ехали через Петрозаводск — очень хотелось погулять по городу, посмотреть столицу Карелии. Транспортом от посёлка Ууксу до Петрозаводска нас обеспечила Ольга Коломеец (+7(921)454-2409, olgauaz@mail.ru). Дорога заняла 3 часа.

Регистрация в МЧС
Отряд ПСС, в зоне ответственности которого проходит маршрут, расположен по адресу: г.Петрозаводск, ул.Онежской флотилии, 43. Для регистрации надо заехать в ПСС, бумагу со списком группы, маршрутом и датами похода лучше подготовить заранее. По окончании маршрута надо отзвониться. Номера телефонов: городской 8(8142)73-35-16 и мобильный 8(921)523-2233.

Информация о погранзоне
Наш маршрут по Приладожью проходит вне пограничной территории РФ.
Подробная информация есть на портале http://www.ticrk.ru/ru/gallery_17821.html.

Мобильная связь на маршруте
Петрозаводск: уверенный приём всех операторов, пос.Лоймола: Мегафон.
Лоймоланйоки: на реке нет.
Пешая часть: очень слабый приём Мегафон на стоянке на лесной дороге (на вершине высокого камня).
Уксунйоки: в месте выхода в неё протоки из оз.Полвиярви есть очень слабый приём Мегафон; появляется около а/моста и на порогах Мельница и Храмина. Пос.Уукса – приём МТС.
Уверенней работает Мегафон, хуже МТС, Билайн только в конце маршрута.

Аварийные выходы с маршрута

Аварийный выход на участке маршрута по р.Лоймоланйоки и на волоке к р.Уксунйоки возможен обратно в пос.Лоймола по грунтовой дороге, идущей по ПБ Лоймоланйоки на отдалении не более 2 км. По своему качеству доступна она для авто типа УАЗов, особенно в начале мая, когда снега выше колена.

Аварийный выход на участке р.Уксунйоки от впадения протоки из оз.Полвиярви до пор.«Мостовой-2» возможен на шоссейном мосту в 100 м выше порога. Ближайший населённый пункт – г.Питкяранта. Шоссе достаточно оживлённое,

На участке ниже пор.«Мостовой-2» до пор.«Блюдце» есть так называемый «Танковый брод», где аварийный выход можно, хотя и непросто, осуществить по сети лесовозных дорог в районе пор.«Блюдце» обратно к шоссе Петрозаводск–Суоярви либо уже сплавляться до пор. «Розовый слон», откуда плохого качества грунтовая дорога ведёт к пос. Иля-Ууксу по ПБ реки.

Ниже так называемого «Танкового брода» и до конца маршрута аварийный выход логичен только по уже упомянутой грунтовке от пор.«Розовый слон».

В районе порога «Розовый слон» местными построена баня и палатка (выше порога метров за 100-200 по ПБ висят растяжки с рекламой). Мы не узнавали точно каким образом они привозят туда продукты, но вероятно, с ними можно договориться на экстренную выброску.

Изменения маршрута и их причины 

Запланированный график движения был выдержан. Отличие от заявленного графика — расстояние, пройденное в первый день после стапеля — было связано с прибытием в начало активной части маршрута позже запланированного.

График движения

Дни
пути
ЧислоУчасток путиСпособ передвиженияПротя-жённость,
км
Чистое ходовое время*Определяющие препятствия на участке
1-2 28.04-
-29.04
г.Москва - г.Петрозаводск поезд ок. 920 13,5 ч -
2 29.04 г. Петрозаводск – пос.Лоймола авто ок.170 5 ч -
стапель - - - -
пос.Лоймола – 2км ниже пос.Лоймола сплав 2 30 мин -
3 30.04 2км ниже пос.Лоймола – 2 км ниже пор.Ядрёна вошь сплав 20 4 ч 50 мин шив.Двенадцатая, пор.Веер, пор.Ядрёна вошь
4 1.05 2 км ниже пор.Ядрёна вошь – оз.Тайваслампи сплав 9   пор.Табун
оз.Тайваслампи – лесная дорога (1 км на запад от оз.Тайваслампи) пешком 1 40 мин болото
Разведка маршрута волока пешком 2+2 55 мин -
5 2.05 оз.Тайваслампи – ок.500 м ниже выхода из озера сплав< 0.5 15 мин -
ок.500 м ниже выхода из оз.Тайваслампи – оз.Полвиярви пешком 5.8 2.5 ч

-

оз.Полвиярви – р.Ууксунйоки <сплав 1 1 ч 20 мин >Хрупкий лёд на озере
6 3.05 протока между оз.Полвиярви и р.Ууксунйоки – ок.1 км ниже пор.Мостовой сплав 30 5 ч 20 мин пор.Мостовой
7 4.05 ок.1 км ниже пор.Мостовой – пор.Мельница сплав 24.5 4 ч 10 мин пор.Розовый слон
8 5.05 Днёвка - - - пор.Розовый слон, пор.Мельница
9 6.05 пор.Мельница – пос.Ууксу сплав 11.6 2 ч пор.Каньон, пор.Храмина, пор.Пятый падун
антистапель - - - -
10 7.05 пос.Ууксу - г.Петрозаводск авто   2 ч 50 мин
10-
-11
<7.05-
-8.05
г.Петрозаводск - г.Москва поезд ок. 920   -

* Чистое ходовое время: на сплаве и пешком — время прохождения участка пути всей группой без учёта времени остановок, просмотра препятствия, организации страховки, постановки фото-видео, проведения ремонтных и спасательных работ (как если бы группа шла без единой остановки); для движения на поезде, машине, катере, обносов — время от начала до конца преодоления участка.

Расстояния для перемещения на автотранспорте указаны по дорогам, а для сплава – по воде. Время на перемещение на автотранспорте зависит, собственно, от транспорта.

График движения

Принятые в отчёте сокращения:

ПБ, ЛБ – правый берег, левый берег;
ПП, ЛП
– правый поворот, левый поворот;
К1, К2,
… - катамаран №1, катамаран №2 и т.д. в соответствие со списком группы (См. Состав группы и распределение по судам).
Для описания препятствий использованы выдержки из отчётов, список которых приведён в соответствующем разделе, и наши собственные впечатления.

Курсивом выделены описания препятствий.

28.04 – 29.04
г.Москва – г.Петрозаводск

Сбор группы на Ленинградском вокзале с 20.30, к 21.30 все были на месте.

Снова поезд 382А — удобное время отправления и прибытия, самые туристические цены на билеты — и как результат всё, что было разноцветно-туристического на вокзале (водники, велики, сноубордисты), грузятся в этот поезд.

Была мысль взвесить вещи, чтобы заведомо избежать претензий проводников. Но отсутствие работника весов в камере хранения, а также наличие там же информации на плакате о  разрешённых 56 кг веса на одного пассажира и габаритах до 2 метров, поубавило пылу. В среднем на группу у нас выходило не больше, и взвешивание отменилось.

Но у нас было чем ещё развлечься до отправления. При подготовке похода была запланирована экскурсия на Валаам. Однако погода намекала, что мы имеем все шансы добираться туда по льду. Поэтому обратные билеты брались и на 7, и на 8 мая с тем, чтобы сдать какие-то из них перед стартом. Звонок Ольге Коломеец: озёра во льду, Уукса стоит в районе Мостового и вообще зима в Карелии, не хотите на Тохму пойти? - она течёт. Нет, спасибо, но и Валаам, увы, откладывается до следующего раза.

22.20 отправление поезда, 23.00 ужин, 00.00 отбой.

29.04
г.Петрозаводск - 2км ниже пос.Лоймола

Подъём и завтрак в поезде прошли размеренно. Кто освобождался – «ламинировали» лоции и карты скотчем.

Прибытие в Петрозаводск по расписанию (11.58), выгружаем вещи и снаряжения на перрон и переносим их на площадь перед вокзалом, затем сразу грузимся в два автобуса ПАЗ, заранее заказанные для всех трёх перовских групп.

От вокзала едем регистрироваться в МЧС — сначала через центр города, потом вдоль Онежского озера – оно во льду. МЧС нашли быстро, но не сразу. Приметный ориентир – вывески верфи деревянного судостроения.

В 13.18 отправились от МЧС. Дорога до пос.Лоймола заняла почти 5 часов с учётом одной 30-минутной остановки. В дороге играли в слова, спали, ели, изредка отвлекаясь на созерцание видов за окном и постепенно увеличивающегося количества снега вдоль дороги, что навевало тревогу.

В 17.30 прибыли в пос. Лоймола, остановились у моста, выгрузили вещи и снаряжение. На поляне стапелится какая то другая группа… УРА!!! Река течёт, хотя озеро во льду (фото 16). Начали стапель, в процессе употребив обед. Стапель продолжался стандартные 5 часов — у кого новый кат, у кого рама на болтах.

В 22.30 начало смеркаться, и мы вышли на воду, стартовав ниже а/м моста (фото 17). В это время темнеет поздно, сумерки продолжительные, этим и воспользовались, чтобы отойти подальше от посёлка и встать на ночёвку.

Пройдя 25 минут по разливам меандрирующей Лоймолы, встали на стоянку на ПБ. Лежит снег – спать будем на ровной поверхности. Как всегда оперативно развернув лагерь, поужинали в 00.20 и легли спать в 01.20.

30.04
2км ниже пос.Лоймола - 2 км ниже пор.Ядрёна вошь

В 07.45 подъём дежурных, в 08.00 общий подъём.

В 09.00 завтрак. Утро солнечное, настроение хорошее.

10.53 выход на воду.

На участке маршрута до оз.Саммаллампи по лоции несколько шивер и низкий мост, требующий обноса. Идём всё походной колонной, аккуратно заглядываем за каждый поворот, опасаясь завалов.

11.07 прошли под ЛЭП (есть на карте).

11.15 шиверы (№2, №3): одна прямая, следующая с небольшим манёвром.

11.35–11.45 просмотр и преодоление завала с узким проходом у ЛБ, где требуется манёвр.

В 12.22 чалка на ЛБ, обнос полуразрушенного моста (10 минут).

В 12.45 шивера «Ледяная» («12-я»).

Ориентир: начинается через 1,8 км после моста, ориентиром служит остров, основная протока левая. Шивера начинается на правом повороте реки. На схеме Шварца обозначена как пр.10.
Участок с заметным падением и скоростью течения. Узко — ширина русла около двух габаритов катамарана. Русло стиснуто с обоих берегов наледями, которые нависают над водой на уровне сидящего на катамаране человека. Шивера расположена на S-образном участке, на каждом повороте — прижим: сначала  под наледь левого берега, затем правого. При этом в русле обливные и полуобливные камни. Шивера опасна тем, что при неудачном заходе или манёвре возможно столкновение с наледью, под которой образуются ледяные карманы.

Перед шиверой собрались всей группой, прошли тандемами без разведки. Препятствие требует энергичной и слаженной работы экипажей. Не умеющим уходить от прижимов экипажам имеет смысл сначала просмотреть шиверу.

В 13.15 вышли в озеро Саммаллампи. Озеро сначала порадовало тёмным цветом поверхности, но очень быстро жидкая вода закончилась границей с ледяным полем (фото 18). Впереди видны следы «какой-то другой группы». Вытащили катамараны на лёд и потолкали в направлении выхода реки из озера (фото 19).

В 13.30 выходим из озера. До порога Веер перекат (в 13.38) и шивера (в 13.52), примечательны разве что как ориентиры на реке.

В 13.55 чалка на ЛБ выше пор. Веер (фото 21-25).

Ориентир: перед порогом длинная (700м) несложная шивера в левой протоке вдоль вытянутого очень узкого острова (ряжевой стенки) – по паводку из воды торчат лишь деревья, вытянувшиеся в ряд. За шиверой чалка к левому берегу перед ещё одним небольшим островком.
Порог начинается слабой заходной шиверой, затем небольшой островок делит реку. В левой протоке непроходимая канализация. Основная протока — правая, в ней слив-горка высотой ок.2 м. Слив прямой, не осложнён бочкой.  
Просмотр и страховка по ПБ. Обнос вещей и чалка за порогом удобнее по ЛБ.

На пороге стоит какая-то многочисленная группа, которая только собирает лагерь и собирается выходить на воду.

С ЛБ основная протока плохо просматривается, поэтому три экипажа (К1, К3, К4) перечаливаются на ПБ для просмотра, постановки страховки и фото/видео. Экипаж К2 остаётся на ЛБ для координации действий группы.

14.45 – начало прохождения. Страховка 1-го судна с ПБ, последующих судов – с берега и воды. На обработку порога ушло 30 минут. Встали на обед на ЛБ ниже порога. Пока еда готовится, наблюдаем прохождение порога дружественной перовской группой.

В 16.15 обед, в 17.15 продолжили сплав.

Сразу за Веером шивера (17.16), затем перекат (17.32) и озеро Корпиярви (17.45).

На подходе, издалека на льду видны группы ярких пятен – озеро форсирует большая группа, которая обогнала нас во время обеда. При подходе ближе видно, что они пробуют изображать ледокол… Выбираемся на лёд и начинаем передвижение по льду уже проверенным способом – толкая и волоча катамараны (фото 26). Лёд уже подтаявший, изредка проваливаемся. Четвёрка К3 не смогла выбраться на лёд вместе с остальными катамаранами и пошла по уже проложенному другой группой водному коридору во льду, а дойдя до более крепкого льда, вытащили катамаран и  догнали остальных. Та другая группа последовала их примеру.

Идём по льду, по ходу движения делая остановки для отдыха (фото 27).

18.35 – окончание льда, выходим в реку (фото 28). Проходим перекат (18.43) и в 18.46 чалимся на ПБ перед пор.Ядрёна Вошь (фото 29).

Ориентир: 500 м от выхода из озера.
Просмотр: по ПБ.
На заходе невысокий слив с бочкой, затем шивера.

В некоторых лоциях указывается на необходимость просмотра из-за нетривиальной линии движения и опасных наледей по берегам, поэтому смотрим, убеждаемся в их отсутствии и проходим порог попарно тандемами (фото 30-32). На прохождение порога группой уходит 20 минут.

После прохождения порога ищем место для стоянки,

В 19.35, пройдя около 2 км от порога, разбиваем лагерь на ПБ.

В 20.50 ужин, в 22.30 отбой.

01.05
2 км ниже пор.Ядрёна вошь - лесная дорога (1 км на запад от оз.Тайваслампи)

Подъём дежурных в 07.00, общий подъём в 07.30, в 08.00 завтрак. Начинаем входить в рабочий режим после сбитых первых дней.

В 10.15 выходим на воду, до озера Сариярви доходим за 30 минут, проходя пару шивер  (10.20, 10.25). Озеро во льду, форсируем его уже привычным образом (фото 34-38), постигая основы бобслея в части командной разгона боба. 2 км озера преодолеваем за 40 минут, в 11.25 выходим из озера, сразу начинается длинная шивера, после которой в 11.34 чалимся на ПБ перед пор.ЦИС, не представляющим собой ничего интересного для маршрута 3 с эл.4 к.с, являясь по сути шиверой на подобии других шивер Лоймолы (фото 39). После просмотра прошли по 2 экипажа (11.42 – 11.54).

После прохождения двух шивер за порогом Цис начинаем поиски заходной шиверы пор.Табун, для чего сходу проходим только просматриваемые участки, чалимся перед каждым поворотом и разведываем реку за ним. Таким образом, в 12.45 за очередным ПП чалка на ПБ перед заходной шиверой пор. Табун.

Ориентир: находится через 3 км после шиверы, разделённой островом на 2 протоки. Заход в «Табун» обозначен крохотным затопленным островком перед зигзагообразным - сначала левым, потом правым – поворотом реки. Чалка происходит на участке быстротока, разделяющего шиверу с островом и заходную шиверу порога.

Просмотр: возможен по любому берегу, но по ПБ идёт тропа.
На заходе затопленный островок делит реку на две протоки, которые сливаются вместе ещё до первого слива порога. Заход в порог по правой протоке, в которой расположена разгонная шивера. Первый слив порога невысокий (ок.1 м), пологий, но за ним стоит вал с мощной косой бочкой, перепад высоты от макушки вала до дна бочки порядка 2 м. Бочка сбрасывает влево к прижиму на локальном правом повороте, за которым расположен второй слив порога, невысокий и пологий. На выходе валы, сбойка струй, за порогом плёс – озерцо Тайваслампи.

Порог впечатляет впечатлительных: высокий вал с глубокой, но проносной бочкой, дальше прижим к левому берегу. Ставим на ПБ в 3 точках береговую страховку для первых двух судов, а также фото и видео.

В 13.10 начало прохождения. Первым пошёл К2 с Натальей в качестве четвёртого, всё осуществив как задумано (фото 40, 41). Отпустив временного матроса снова в порог уже на К3, экипаж К2 втроём встал на страховку остальных, тоже чётко отработавших порог. Все прошли без эксцессов (фото 42-45), все довольны, много эмоций. 14.00 – окончание прохождения.

Впереди волок на Уксу. Определяться с маршрутом волока тяжело на пустой желудок – перебираемся на противоположный берег озера и встаём на обед на возвышении берега северо-западной части озера. Холм оказался с чудным видом на озеро и более-менее сносным местом для стоянки.

Пока готовится обед, Салават и Андрей отправляются на разведку – изучить характер местности по наикратчайшему расстоянию до лесной «белой» дороги, по которой должен проходить волок.

Погуляв час по лесу (14.50–15.50), разведка вернулась как раз к обеду и донесла, что отмеченные на 500-метровке дороги и просеки, как это ни странно, на местности не обнаружены. Нам предстоит идти чуть более километра по лесу, поэтому решили первую ходку идти с рюкзаками и оценить, насколько будет увеселительной прогулка с неразобранными судами.

Выносим суда на берег, собираемся, и в 17.30 по следам разведки отправляемся через лес в сторону лесной «белой» дороги (общее направление движения – восток), катамараны остаются на берегу озера. До дороги дошли за час с учётом трёх остановок общей продолжительностью 22 мин. На пути было болото, которое получилось обойти краем, но тем не менее некоторые отметились проваливанием по колено и даже немного выше.

В 18.26 вышли на лесную дорогу сз-юв, на дороге обнаружились следы волока «какой-то предыдущей группы». После определения места стояния решили ночевать тут, и завтра продолжать маршрут с волоком. Дежурные и часть группы занялись обустройством лагеря и ужином, остальные пошли на разведку удобного подхода к реке для завтрашнего волока катамаранов. Разведывать пошли подход к реке, который предполагался отворотом от нашей «белой» дороги в районе г.Хавиламменкангас. Подход к реке в виде лесной дороги был обнаружен, причём дорога была недавно прочищена от подлеска, как оказалось, дружественной перовской группой. Расстояние от лагеря до этого места проходится за 20 минут (18.40-19.00). 

Сам подход, дорога, с воды не видна, поэтому на прибрежных деревьях навязали штаны, любезно и благородно предоставленные Салаватом – «знаки на берегу», как написал сам Салават в хронометраже. Координаты этой точки [С 61.79336 В 31.93341] - взяты из отчёта Фёдорова 2011г.

В 19.35 разведка вернулась в лагерь. Надо сказать, что место для лагеря оказалось выбрано очень удачно: полка располагается выше дороги – с дороги не видна, а с огромного камня (даже обозначенного на карте как отдельно стоящий камень высотой 2 м) капризно, но ловилась мобильная связь, правда только «Мегафон».

20.30 – ужин, 22.30 – отбой.

02.05
лесная дорога (1 км на запад от оз.Тайваслампи) - протока между оз.Полвиярви и р.Ууксунйоки

7.00 – подъём дежурных, 7.30 – общий подъём, 8.00 – завтрак.

В 9.40 лагерь собран, вещи упакованы в рюкзаки и спрятаны под тент. Бодрым шагом налегке идём за оставленными вчера катамаранами на оз.Тайваслампи тем же маршрутом, что шли вчера. Дошли быстро, за 20 минут.

Выйдя на воду в 10.25, идём до штанов (буквально): пересекаем озеро в обратном направлении (в сторону пор.Табун), проходим короткую шиверу на выходе из озера.

В 10.45 нашли «то самое» место, где Салават смог воссоединиться со своими штанами - чалимся на ПБ за шиверой - в этом месте к реке подходит дорога. Вытаскиваем суда на берег, привязываем вёсла, впрягаемся и начинаем волок (фото 46). Идём лесной дорогой в сторону «белой дороги», в основном по снегу, что позволяет везти каты как санки. Однако на крутых откосах снега уже нет – приходится тащить кат на себе.

В 11.10 вышли на нашу «белую дорогу», двинулись в сторону базового лагеря. Снега по колено, в горку суда тащим волоком, под горку катимся как на санях. Все экипажи тащат свои суда сами, только Женя мается от безделья – бравые матросы берегут своего капитана и к кату не подпускают. Капитан мёрзнет и настойчиво пытается всем помочь.

В 11.35 дошли до базового лагеря. Решаем, что транспортировать вещи на катамаранах будет значительно проще, чем тащить их на себе по колено в снегу. И чтобы не терять время, совмещаем привязывание рюкзаков к катам с приготовлением обеда и неотвратимо следующим за этим его употреблением.

В 13.15 начинаем волок гружёных катамаранов по дороге. Идём по стопам прошедшей до нас бравой группы перовцев (рук. М.Воронина). Снега по-прежнему по колено. Несмотря на то, что вещи едут на катах, двигаться довольно тяжело. В тех местах, где дорога имеет боковой уклон, катамаран съезжает и его приходится выправлять.  Делаем частые привалы: через каждые 20-30 минут движения отдых 5-10 минут. Термосы с горячим чаем очень помогают.

Удобный способ транспортировки К-2. Один человек упирается в раму сзади между баллонов и толкает кат перед собой. Второй человек  встает впереди межу баллонами, берет в руки верёвку, пропущенную через носовые петли на баллонах (или боковые ручки, ближайшие к носу), и подруливает кат. Чем короче расстояние от руки до верёвки, тем проще подруливать кат и держать его на курсе, тем меньше нагрузка на толкающего сзади.

14.40 прошли мост через реку Пенсайоки, интересную тем, что она, как и Лоймола, вытекает из оз.Сариярви, а впадает в Ууксу, но габаритной даже по нашей высокой воде будет разве для каяков.

В 15.10 дошли до поворота к озеру Полвиярви – дороги с направлением з-в, проходящей по южному краю оз.Полвиярви. Изначально рассчитывая на возможность «срезать» этой дорогой маршрут волока, порадовались, обнаружив следы, уходящие на запад по ней. Две группы отправились на разведку: первая – пошла дальше по «белой» дороге, вторая – свернула на запад на примыкающую дорогу.  Основной вопрос – идти дальше или свернуть налево. Пока разведчики разведывают, оставшаяся группа…конечно, ест – зачем зря время терять.

По результатам 15-минутной разведки, а также направления следов дружественной группы перовцев, принимаем решение свернуть с основной дороги (налево).  Спасибо друзьям-туристам: дорога прочищена от подлеска,  выросшего на дороге.

К 15.50 дошли до озера Полвиярви.  Ещё не поздно, поэтому принимаем решение пересечь озеро и дойти до Ууксы.  Доедаем перекус, загидриваемся, готовимся к выходу на воду.

В 16.40 выползаем на лёд озера и начинаем отработанное движение волоком, держась руками за катамараны. Однако через почти сразу лёд начинает поочерёдно ломаться под всеми катамаранами - движение волоком становится невозможным. Решаем продвигаться, пробивая лёд по методу «ХОП!», для чего выстраиваем катамараны в колонну,  наиболее сильные участники пересаживаются на первое судно (кат-4) и по команде «ОП!-ОП!-ОП!» дружно делают гребок и рывок.  Кат разгоняется, выскакивает на лёд и проламывает его собственным весом (фото 47). Двигаться тяжело, отдых не реже, чем раз в минуту. Поэтому идём кратчайшим путём к берегу – вдоль него есть кромка жидкой воды, по которой перебираемся к мысу, вдающемуся в центр озера, а оттуда уже по прямой к выходу протоки в Ууксу из озера.

К 18.10 доходим до протоки между озером и р.Укса. Протока узкая, в габарит катамарана, но практически свободна для движения, завалов нет. Встаем на стоянке на ЛБ протоки при впадении в Ууксу.

19.30 ужин и водные процедуры: отдельные буйные купаются в реке (температура воды 6 градусов), девушки купаются под «душем» (температура воды 40 градусов). Превратили двуручную пилу в ножовку. Вечер удался.

23.30 отбой.

03.05
протока между оз.Полвиярви и р.Ууксунйоки - ок.1 км ниже пор.Мостовой

7.00 – подъём дежурных, 7.30 – общий подъём, 8.15 – завтрак.

В 50м ниже по течению от лагеря завал через всё русло. После завтрака  переносим к завалу рюкзаки, потом спускаемся туда на пустых катах, обносим завал и привязываем вещи.

В 10.30 вышли на воду ниже завала. Нас ожидает довольно протяжённый, без определяющих препятствий участок маршрута до автомобильного моста. Однако завалы, частично или полностью перекрывающие русло, расслабиться не дают (фото 48).

Режим движения 40-50 минут идём и 10 отдыхаем, разминая ноги. Так идём большую часть дня, для разнообразия периодически боремся с завалами (13.15, 15.55, 16.03, 16.53, 17.05)  и утюжим шиверы.

13.50-15.30 – обед на ПБ. Кругом болото, дров мало. Во время обеда посчитали среднюю скорость движения – получили 6.5 км/ч.

17.05 – чалка на ЛБ перед завалом. Видны остатки старого деревянного моста, есть стоянка. Обносим завал, отдыхаем 20 мин, пьём чай.

На примерно 10-километровом участке от завала до шоссейного моста через р.Уксунйоки встречается целый каскад мощных шивер, среди которых выделяется порог «Тюфяк», обозначенный на карте как Сарикоски..
За порогом встречается ещё одна достаточно мощная шивера. Участок проходится очень быстро – на плёсах река имеет хорошую скорость. Шиверы не требуют осмотра, основную сложность в них представляют мощные валы.

В нашу вода ситуация соответствовала описанию. 17.35, 17.41, 17.45, 17.55 , 17.59 – проходим шиверы без просмотра. Для наших судов здесь серьёзных препятствий нет.  Порог Тюфяк на фоне шивер не выделяется, определяем его только благодаря кропотливому подсчёту пройденных шивер.

В 18.10 дошли до автомобильного моста. Чалимся на поляне ПБ за а\м мостом, где стапелятся несколько групп, спортивных и коммерческих. Идём на просмотр пор.Мостовой.

Ориентир: а/мост. После моста участок быстротока, дальше большой остров с лесом, который разделяет реку на две протоки. Основная протока – левая, правая была завалена. После слияния проток начинается порог.

Просмотр: по любому берегу, по правому идёт тропа.
Порог начинается быстротоком на крутом правом повороте вокруг острова. После слияния проток течение ускоряется перед ключевым участком, который представляет собой слив между опорами разрушенного моста. Слив разделён островком на 2 протоки, ниже слива в середине русла торчат деревья, продолжая разделение русла на 2 протоки. Основная протока – левая, там находится чистый пологий слив («язык») вдоль ЛБ и бочка в правой части, у островка с центральной опорой моста. Правая протока мелководна, но при высоком уровне воды также проходима и небезынтересна: пологий чистый слив у ПБ, в левой части — полуобливной скальный выход.
Далее следует выходная шивера в обеих протоках, в конце левой навал на ЛБ.
Страховка возможна с ЛБ в районе прижима и с воды из улова в месте соединения проток.

В нашу воду проходимыми оказались оба слива (фото 49). Правый слив довольно простой, единственная сложность – заход в него: манёвр со стороны ЛБ, а слив – под ПБ. Необходимо хорошенько погрести, чтобы не угодить туда, куда не надо.

В левом сливе два варианта прохождения. Первый – по пологому языку (ближе к ЛБ). Второй – через бочку (ближе к центру). Бочка держит не сильно, но может на выходе развернуть кат лагом, что усложнит дальнейший уход от прижима.

Решаем, что первыми пойдут К1 и К2. Двойка К1 должна встать на страховку за островом на выходе из порога. Следом идёт К2 (четвёрка) втроём, встаёт на страховку на выходе из порога (или за островом, в случае, если К1 не сможет). Затем идут К4 и К3.

Делаем перекус, ставим фото/видео, наблюдаем за прохождением порога другими группами.

К1 успешно проходит порог левой протокой через бочку (фото 50), встаёт, как запланировано, на страховку за островом. К2 также идёт левым сливом через бочку (фото 51), встают на страховку на ПБ в конце порога. Далее К3 и К4 проходят также левой протокой, отрабатывая бочку и уход от прижима. Обработка порога заняла 50 минут, в 19.00 все собрались за порогом, успешно пройдя его.

В 19.15, после небольшой шиверки, встаём на стоянку на высоком ЛБ.

Уже на берегу обнаружилось, что у катамарана Салавата и Светы (К1) разошлись соединения продолин с поперечинами —  скрутки, будучи слабо затянуты, намокли и растянулись, позволив кницам выйти из своих посадочным отверстий; раму перебрали.

20.30 – ужин, 22.30 – отбой.

04.05
ок.1 км ниже пор.Мостовой – пор.Мельница

Общий подъём в 07.30, завтрак в 08.00.

Собрали лагерь и вышли на воду в 10.45, погода ясная.

С 10-минутной остановкой к 11.55 дошли до порога Блюдце.

Ориентир: разрушенный мост.
Порог представляет собой локальную ступеньку менее 1 м с бочкой.
На левом берегу несколько хороших стоянок.

Порог Блюдце прошли с наплыва и пошли дальше (фото 52, 53).

Поскольку в планах сегодня дойти до порога Мельница, день обещает стать полуднёвкой. И поэтому отказались от горячего обеда, сделав большой привал с употреблением бутербродов на сухариках размером 1 см3. Процесс этот был творческий, привал продолжался 50 минут (13.40-14.30). В 15.11 прохождение Лососевой шиверы с наплыва.  Особых впечатлений она не оставила: несколько валов, которые можно обойти. В итоге к 16.10, за 5.5 часов (с учётом 1.5 ч перекуров) дошли от места ночёвки до порога Розовый слон (первый падун).

Ориентир: находится за левым поворотом реки, повышение левого берега и редкий соснячок на правом, а скальные выходы – это уже сам порог. Перед поворотом был слышен низкий шум воды, но при ветре может не быть.

Просмотр по ЛБ. Обнос возможен по обоим берегам, удобнее по правому.
Русло разделено островом на две протоки: левая основная, в правой пологий слив, габаритный для катамаранов только по высокой воде. Слив в левой протоке более пологий у острова и водопадный у берега, высотой около 2,5 м. В центре слива на перегибе небольшая косая бочка. Сам слив заканчивается большой держащей бочкой от центра и до левого берега, у острова бочка менее глубокая и с меньшим противотоком. За сливом левую часть потока поджимает скальный выход ЛБ, но сильного прижима нет.
Страховка с ЛБ и с воды, из улова за островом.

Порог издалека пытался нагнетать ужас низким-низким гулом, который начал даже не слышаться, а ощущаться метров за 500. Зачалились на ЛБ выше порога, далее просмотр, постановка фото/видео и страховки: одна морковка над бочкой для вытягивания катамарана, две на ЛБ ниже слива для проплывающих самосплавом, кроме того договорённость с группой перовцев о страховке с воды.

В 16.35 начали проходить порог.

Первыми идёт экипаж К2 вместе с Салаватом по левой протоке. Планировали пройти по правой ее части, избегая косой бочки. Прохождение  левой протоки по правой её части позволяет обойти бочку на перегибе, которая гасит скорость судна и изменяет его направление, что делает такое прохождение более безопасным. Избежать не удалось, катамаран зашёл в слив через косую бочку на перегибе (фото 54), в результате чего его развернуло полулагом. В основной бочке рама катамарана не выдержала напряжения, которое пришлось в основном на поперечины. Они все, долго не сопротивляясь, переломились по отверстиям под болты. Таким образом катамаран был разделён на две части, которые кильнулись в разные стороны (фото 55). Страховка с воды отработала грамотно, в результате киля не было потеряно ни одной части снаряжения. Примечательно, что баллоны катамарана не разошлись, и все вещи остались привязанными к ним.

В 17.30 после завершения спасательной операции группа собралась для обсуждения дальнейших планов. Было принято решение о прохождение порога оставшимися экипажами с вещами, но по правой протоке с тем, чтобы поставить лагерь на пороге Мельница и потом вернуться  проходить порог по левой протоке без вещей.

Все прохождения по основной струе правой потоки, чистые. Но, как оказалось, первый киль не испугал, а только добавил всем азарта. Поэтому в течение получаса после постановки лагеря левая протока порога стала тренажёром для отработки техники прохождения сливов и бочек, самосплава и спасработ (фото 56-59).

Вдоволь накатавшись, в 19.00 вернулись в лагерь. В 20.30 ужин и далее культурная программа ремонта рамы К2: поиск деревьев для поперечен и их подготовка.

В 1.00 отбой.

05.05
днёвка

08.30 общий подъём, 09.00 завтрак.

Выход на воду на пустых катамаранах в 11.30. Поднимаемся к порогу «Розовый слон», и снова и снова проходим его с разными вариациями экипаж/судно (фото 60-63).

К 12.40 накатавшись, закончили прохождение порога Розовый слон. Собрались на ЛБ за порогом, на скальном выходе, где структура потока очень удобна для проведения занятий по самосплаву и работе со спасконцом.

В 14.00 обед, просмотр порога Мельница (второй падун) (фото 64).

Ориентир: в конце разлива (плёса) после предыдущего порога. На ПБ стенка – остатки давшей название порогу мельницы. Просмотр по ПБ.
Порог представляет собой мощный пологий слив по всей ширине русла, положе слева, круче справа. За сливом справа небольшая бочка, в центре неширокий язык в размер катамарана, слева глубокая бочка. Из улова у ЛБ обратное течение может затянуть в бочку.
Страховка с ЛБ и с воды из улова по обоим берегам. Обнос (вверх или вниз) по ПБ.

Обнос К3 для осуществления страховки с воды, постановка на ЛБ спасконца  над держащей бочкой, чтобы иметь возможность выдернуть катамаран в улово по ЛБ.

15.30-17.00 прохождения порога: чисто по языку, со свечками и килями при попадании в бочку (фото 65, 66). Меняемся экипажами, сменяем друг друга на страховке. В процессе катания выловили группу кильнувшихся коммерческих туристов, которые шли на одном судне без страховки. Их вещи долго картинно болтались на поверхности воды по всему разливу ниже порога.

Накатавшись и порядком замёрзнув, вернулись в лагерь.

19.30 - ужин, блины, ремонт (фото 67), 21.00 - отбой у основной части группы.

06.05
пор.Мельница - пос.Ууксу (антистапель)

В 7.30 подъём. Погода - солнечная - дежурным удалась, не в пример вчерашним.

Завтрак в 8.15, к 11.00 все готовы продолжать движение. 

Оба катамарана-двойки проходят ещё раз порог Мельница. Страховал с воды К2 (четвёрка), с ЛБ была организована страховка спасконцом. Порог проходили без вещей. Все прошли успешно (фото 68).

В 11.35, привязав вещи, пошли на встречу цивилизации.

Через 25 минут зашумел порог пор.Каньонный (пор.Каньон, третий падун), фото 69.

Ориентир: повышение ПБ, шум и поросший лесом остров.

Просмотр по любому берегу, тропа ПБ начинается до повышения берегов.
Порог длиной ок.300 м начинается перекатом в двух протоках, разделённых островом. Берега скалистые, ПБ высокий. После соединения проток поток разгоняется и на выходе из скального коридора падает сливом через всё русло. Слева пологий язык с несильной бочкой, посередине слив образует котёл с широкой бочкой, справа тоже более крутой слив и более глубокая бочка, которая сносит в котёл.
Страховка спасконцом с ЛБ и с воды в той части русла, где будет прохождение.

В 12.00 зачалились для осмотра порога на правом берегу перед островом. Порог хорошо просматривается с обоих берегов, но с левого фотографии получаются более экспрессивными.

Страховку  первого катамарана осуществляли с ЛБ двумя спасконцами: один – над сливом для выдёргивания из бочки, второй ниже слива для отлавливания решивших заняться самосплавом.

Все катамараны прошли слив по левой части. Четвёрка К3 стреляла с середины русла влево (фото 70), двойки и вторая четвёрка заходили вдоль левого берега (фото 71-73), а К4 так притирался к берегу, что слегка подзастрял на прибрежных камнях метров за 20 до слива. К2 (четвёрка), на борту которой в штатном режиме плыли 3 человека, была дополнена четвёртым – Олегом – для прохождения порога.

На обработку порога ушло 1,5 часа, и в 13.30 группа продолжила движение.

В 13.50 причалили у правого берега для осмотра пор.Храмина (четвёртый падун), фото 74-75.

Ориентир: прямой участок после ЛП, шум.

Просмотр: возможен по любому берегу.
Порог начинается шиверой с локальным лево-право треком. Разогнавшийся поток подпирается скалистыми берегами и падает через гряду камней невысоким первым сливом, но с заметно тормозящей судно бочкой, что осложняет заход в главный слив порога. Главный слив высотой около 2,5 м более пологий в левой трети русла и вдоль правого берега и, а в середине из слива сильнее выступают обливные камни, из-за чего тут он более крутой и с более опасной бочкой. По средней воде за левым языком слива в русле ниже по течению камни, правая часть слива на выходе чистая. По большой воде левый язык чистый до выхода из порога, за правым образуется мощная косая бочка, опасная больше для катов-двоек.
Страховка: с воды ниже порога и с того берега, ближе к которому проходит линия движения.

Для первого судна на ПБ поставили два спасконца над главным сливом на случай застревания судна в центральную бочку. Первой проходила четвёрка (К3) по правой стороне, также как и в Каньоне простреливая к ПБ с центра русла (фото 76). За ними шёл экипаж К1, тоже по аналогии со своим прохождением Каньонного порога облизывая ПБ. Оба ката красиво попрыгали по валам и через бочку у ПБ (фото 77). После прохождения К3 встал на страховку ниже слива, на струе, а экипаж К1 был отправлен заниматься обедом. Потом прошла двойка (К4) по левой стороне. К2 порог проходил в вчетвером (четвёртым был Олег) по правой стороне (фото 78-79). Чалка на ПБ сразу за порогом.

Обработка порога заняла 1 час, после чего делаем привал с обедом.

На высоком правом берегу очень хорошее, ровное, чистое место для стоянки. Туристы, которые стояли там до нас, оставили дрова, что упростило процесс приготовления пищи.

В 17.20 продолжили сплав.

В 18.00 добрались до базы “3 стихии”. Перед базой длинная шивера с отдельными сливами менее 1м и небольшими бочками. За полчаса провели рекогносцировку, определились с местом для лагеря, подтвердили заказ бани, и в 18.30 выдвинулись по дороге вдоль ПБ на обзорную экскурсию пор.5-й падун (фото 80-81).

Ориентир: деревня Ууксу. Берега повышаются, подпор воды, издалека видны каменные опоры бывшей плотины или моста, река разделяется островом на 2 протоки.

Просмотр удобен по острову, так как позволяет увидеть обе протоки без перечалки.
Левая протока интереснее. Она начинается со слива в левом и центральном створах каменных ворот, после него быстроток порядка 100 м несёт к косому сливу со скального выхода поперёк всего узкого тут русла. В сливе ступенька, на которой судно теряет скорость и затем падает в бочку за сливом.
Правая протока начинается двумя невысокими (около полуметра) сливами со скальных выходов, затем следует шивера с валами, бочками и слаломом между надводными и обливными камнями.

Конечно же, с ПБ левую протоку не видно, зато видно правую. И видно, что она стоит того, чтобы время перед ужином потратить не на сушку катамаранов, а на их намокание.

В 19.05 возвращаемся в лагерь, чтобы уже по воде спуститься на остров в начале порога и оттуда посмотреть левую протоку. Поскольку четвёрка К2 и так уже натерпелся, берём только 3 ката. Рома остаётся в лагере, Наталья и Татьяна идут пассажирами и в предстоящем действе участвуют в виде фотокорреспондентов.

От базы до начала порога по воде 10 минут ходу. Просмотр левой протоки ожидаемо стал экскурсией - основной слив слишком кос, а заход в него достаточно неоднозначен, даже для элементов IV к.с. в нашем маршруте. То есть левая протока по сложности ближе к V, нежели к дозволенным нам IV. А вот правая протока, которой в результате и был пройден 5-ый падун, доставила массу впечатлений от слалома по валам и бочкам, а главное – от того, что препятствие было группе по силам. Под вспышки фотоаппаратов друзей-туристов, соседей по базе, все экипажи прошли походной колонной шиверу в правой протоке, как по учебнику, лишь К4 в составе Алексея и Ильи подержало в одной из бочек.

Чалка в 19.40 на ПБ несколько ниже порога, но выше а/м моста, там где заканчивается лес, через который неудобно нести суда, и где с воды видны строения. Поднимаемся на дорогу, идущую по ПБ, и по которой ходили на просмотр порога, несём суда по ней на базу.

В 20.15 катамараны принесли в лагерь, разобрали и развесили (фото 82). Поцокали языками на поломанные и погнутые поперчины обеих четвёрок. С ужином на костре не сложилось – и дрова казённые были мокрыми от дождя, и очень уж заманчивым оказалось предложение поужинать в столовой базы. Как ни странно, возражавших не нашлось. А на 22.00 у нас была заказана баня. В общем, понеслась.

Вернувшись из бани обновленными, отбились в 01.10.

07.05
пос.Ууксу - г.Петрозаводск – г.Москва

В 8.00 подъём, завтрак, сборы.

В 12.00 подъехал заказанный заранее микровтобус, быстро грузимся и выдвигаемся в Петрозаводск. Группа практически весь путь спала, что характеризует высокое качество дорог - ничто не нарушало сон, кроме раздачи еды дежурными. Очень уж завхоз опасался грозившей ему «воронки».

В 15.00 приехали в Петрозаводск, сдали вещи в багажное отделение. Осчастливили столовую советского образца, сметя почти всё, что у них было, потом сувенирную лавку, и напоследок продуктовый магазин. Сытые и довольные погуляли по набережной, а уже в 20.30 сели в поезд и поехали в Москву, закончив тем самым наше недолгое, но очень насыщенное путешествие.

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

1) В случае высокого уровня воды требуют обязательного осмотра и выставления страховки следующие препятствия: пороги «Веер» и «Табун» на реке Лоймоланйоки и пороги «Мостовой-2», «Розовый слон», «Мельница», «Каньон», «Храмина» и «Пятый падун» на реке Уксунйоки.

2) В случае низкого уровня воды шиверы на реке Лоймоланйоки потребуют навыков слалома.

3) На обеих реках встречаются заломы и завалы, их конфигурация может меняться. Чтобы избежать попадания в них, надо с осторожностью относиться к крутым поворотам русла, особенно в шиверах, на не просматриваемых до конца поворотах выбирать траекторию по большому радиусу, быть готовым и уметь быстро чалиться.

Особое внимание стоит уделить шивере «Ледяная». Есть сведения, что  в особо холодные годы наледи перекрывают шиверу в самом узком месте мостиком.

4) Поход проходил на майские праздники, и озёра на реке Лоймоланйоки ещё не вскрылись ото льда. Для их преодоления требовалось затаскивать катамараны на лёд и волочить их по нему. Лёд тонкий, и велика вероятность провалиться. Не следует отходить от катамаранов в такой ситуации.

5) Маршрут популярен на майские праздники. В это время реки только вскрылись ото льда, температура воды не превышает 10 градусов. Надо учитывать это при выборе снаряжения для похода.

6) Даже не смотря на то, что поход проходил на майские праздники и по берегам реки ещё лежал снег, а озёра не вскрылись ото льда, с одного участника был снят клещ. Необходимо каждый день осматривать друг друга на их наличие. На пороге «Храмина» было встречено много змей. Это были ужи и медянки, но в Карелии водятся и гадюки, так что следует быть осторожным, особенно если припекает солнце.

7) Несмотря на популярность участка реки Уксунйоки от порога «Мостовой-2» до пос.Ууксу среди туристов, маршрут проходит в автономных условиях, что накладывает на группу дополнительные обязательства по обеспечению безопасности на маршруте.

Групповое и личное снаряжение

Наименование

Вес на группу 11 чел., кг

Специальное снаряжение

197

Бивачное снаряжение

26

Продукты (без упаковки)

70

 

 

Общий вес

293

Групповое специальное снаряжение

Наименование

Количество

Кат-4

2

Кат-2

2

Спасконец

4

Запасное вёсло 1-лопастн.

6

Насос

4

Ремнабор

1

Аптечка

2

Рация

4

Фотоаппарат

2

Видеокамера

1

Навигатор (GPS)

1

Бивачное снаряжение

Палатки

Тент

Топор

Пила двуручная

Тросик

Каны

Противень

Кухня (половник, доска, скатерть, шуршик, рукавицы)

Термос (4 шт)

Обязательное личное снаряжение

Наименование

Количество

Спасжилет

1/чел

Каска

1/чел

Гидрокостюм

1/чел

Весло

1/чел

Стропорез

1/чел

Стоимость мероприятия

транспорт

откуда

куда

руб/чел

людей

руб/гр

г.Москва

г.Петрозаводск

1 347

11

14 817

г.Петрозаводск

пос.Лоймола

473

11

5 200

пос.Уукса

г.Петрозаводск

1 000

11

11 000

г.Петрозаводск

г.Москва

1 140

11

12 540

Раскладка (питание на маршруте)

1 543

11

16 970

Прочие расходы (аптечка, ремнабор, карты, батарейки)

381

11

4 190

База в пос.Ууксу (кемпинг, баня, ужин)

877

11

9 647

 Итого

        6 761

Итоги, выводы, рекомендации

1) Маршрут был пройден, запланированный график выдержан. Для уровня подготовки нашей группы он оказался достаточно насыщенным, при этом темп прохождения спокойный, времени достаточно для организации просмотров препятствий, постановки страховки, фото- и видеосъёмки.

2) Пройденный маршрут имеет ряд особенностей. Так, сложность препятствий нарастает постепенно, что делает связка рек Лоймола и Укса удачной для обкатки людей с небольшим опытом и скатывания экипажей.

3) Специфика препятствий маршрута такова, что не даёт возможности отработать слалом. Карелия – не Кавказ, падение выбирается не постепенно, а порогами-ступеньками.

4) Большинство порогов находится на скальных выходах, поэтому там часто находятся стоянки, что удобно для отработки прохождения препятствий.

5) На майские праздники, как правило, приходится пик паводка. Однако смещение во времени прихода весны на несколько дней может иметь следствием как пошедший на убыль паводок, так и ещё не растаявшие реки. Маршрут будет соответствовать заявленной категории сложности только по большой воде, а по льду поход не будет водным вовсе. Стоит иметь запасные варианты маршрута.

6) Майские праздники – это ранняя весна, в Карелии холодно и много снега по берегам. Все участники должны быть к этому готовы: иметь соответствующие подготовку, снаряжение, раскладку и аптечку, будет полезен опыт зимних ночёвок.

Список материалов, использованных для данного отчёта

1) Википедия популярная on-line энциклопедия, организованная по системе ссылок;

 2) Описание р.Уукса от Николая Спрингиса;
3) Описание рек Лоймоланйоки, Пенсанйоки и Уксунйоки от Д.Шварца и схемы рек от В.Завьялова;
4) Лоймоланйоки – Уксунйоки, отчёт о водном походе III к.с., 29 апреля - 9 мая 2011 года, рук-ль Фёдоров Н.В., м/к №10/11;
5) Лоймоланйоки – Колласйоки – Уксунйоки - Тулемайоки – Тохмайоки, отчёт о походе 4 с эл. 5 к.с, 30 апреля - 16 мая 2010г., руководитель Андреев А.А.;
6) Лоймоланйоки - Уксунйоки - Ю. Шуя, отчёт о водном походе III с эл. IV к.с., 25 апреля – 5 мая 2008г, рук-ль Офицеров С.А., м/к ¼-403;

Другие источники, использованные при подготовке похода
7) Библиотека туристских отчётов МГЦКТ;
8) Официальный сайт РЖД, расписание поездов, бронирование билетов;
9) Портал Tutu, расписание поездов (пригородных и дальнего следования);

10) Сайт турбазы «Три стихии - Ууксу»;
11) Группа на сайте «Вконтакте», где аккумулируется информация по Ууксе и другим рекам Приладожья.


Свежие материалы на сайте:

Аксаут, Маруха, Теберда 2019 - 3 к.с.

Учебно-тренировочный поход каяк-школы на реки Северного Кавказа: Аксаут, низ Марухи, Теберда.

Сложное сделать простым

 >>> - Подробнее


12 июля 2019 года   -   Марина Воронина
День открытых дверей Школы базового уровня
19 сентября состоится день открытых дверей Школы водного туризма базового уровня 2017-2018 гг. Мероприятие пройдёт в помещении Турклуба Перово, начало в 18:30. >>> - Подробнее

13 сентября 2017 года   -   Самыкин Антон
Видео Лосево
Видео про водные упражнения на р.Вуокса в июне 2017 года  >>> - Подробнее

18 июня 2017 года   -   Заботина Евгения
 
Главная » Отчеты о походах » Карелия » Лоймола-Уукса 2012, отчёт о водном походе. УТП школы СУ. Рук. За6oтина Е.

Write a comment

  • Required fields are marked with *.





© 1972-19.03.2024 РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб Перово)
Политика конфиденциальности обработки персональных данных в РООСРМТ "Туристский клуб"


+7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
ОГРН 1037739766162,  ИНН 7720264176

Клуб существует на членские взносы и ваши пожертвования
Вы можете внести любую сумму: от 100 руб. Yookassa откроется в новом окне



  Отправляя пожертвование вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных
в соответствии с политикой конфиденциальности, принятой в клубе


+7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
ОГРН 1037739766162, ИНН 7720264176

Новое на сайтеЯндекс цитированияЯндекс.Метрика