Ока Саянская, 4 к.с., июль-август 2010. Рук. Валуев С.В.

Главная » Отчеты о походах » Саяны, Хамар-Дабан » Ока Саянская 2010, 4 к.с. июль-август. Рук. Валуев С.В.

Водный поход 4 к.с.
район похода - Саяны
Нитка маршрута: г. Москва – г. Иркутск – пос. Орлик – р. Ока (Аха) – пос. Верхнеокинский – г. Зима – г. Иркутск – г. Москва.
Сроки похода: 25 июля 2010 года - 7 августа 2010 года
Руководитель: Валуев С.



Федерация Спортивного Туризма - Объединение Туристов города Москвы.

 

 

Отчет

 

о водном туристском походе четвертой категории сложности по Восточному Саяну совершенному группой туристов из Москвы (т/к Перово) в период с 25.07.2010 г. по 07.08.2010 г. по маршруту:

 

г. Москва – г. Иркутск – пос. Орлик – р. Ока (Аха) – пос. Верхнеокинский – г. Зима – г. Иркутск – г. Москва.

 

 

 

Руководитель группы:

Валуев Сергей Викторович.

тел. (495) 9979557

е-mail: 9979557@mail.ru

 

Маршрутная книжка: 1/4-409

Москва

2010

Содержание

 

  1. Справочные сведения о походе                                                                         

1.1 Паспорт похода                                                                                                     

1.2 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута                        

1.3 Список группы                                                                                                     

 

  1. Общегеографическая и туристская характеристика района                            

2.1 Географическое положение и туристские особенности района                                 

2.2 Варианты подъезда и отъезда                                                                              

2.2.1 Подъезд к активной части маршрута                                                              

2.2.2 Отъезд с конечной части маршрута                                                                

2.3 Аварийные выходы с маршрута                                                                         

 

  1. Организация и проведение похода                                                                    

3.1 Цели и задачи похода                                                                                           

3.2 Изменения маршрута и их причины                                                                  

3.3 Обеспечение безопасности на маршруте                                                           

3.7 График движения                                                                                                 

 

  1. Техническое описание                                                                                         

 

  1. Финансовые расходы                                                                                           

 

  1. Выводы и рекомендации                                                                                     

 

  1. Благодарности                                                                                                       

 

  1. Над отчётом работали                                                                                          

 

  1. Приложения                                                                                                          

9.1 Картография                                                                                                          

9.2 Фотографический материал                                                                                

 

 

  1. 1.     Справочные сведения о походе

1.1 Паспорт похода

 

Вид туризма

водный

Район проведения

Восточный Саян

Категория сложности

четвертая

Сроки проведения

25 июля 2010 года – 07 августа 2010 года, 14 дней

Число участников

8 человек

Средства сплава

катамаран-4 (1 шт.), катамаран-2 (2 шт.)

Протяженность активной части маршрута

267 км. – сплав

Подробная нитка маршрута

г. Москва – (самолёт) – г. Иркутск – (автотранспорт) – пос. Орлик (стрелка рек Тисса и Ока) – (сплав) – пос. Верхнеокинский – (автотранспорт) – г. Зима – (поезд) – город Иркутск – (самолёт) – город Москва

Уровень воды

выше среднего, с падением до среднего

 

 

 

1.2 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута

 

п/п

Наименование

К.Т.

Координаты места чалки перед порогом

 

Описание

(по уровню воды в момент прохождения нашей группы)

 

№ фото

1.

Большой Тисский порог

3

N52° 32’ 16”

E99° 44’ 54”

(правый берег)

Начинается через 150-200 метров ниже устья реки Тисса (лев). Представлен большими валами (до 2 метров) по центру струи. Справа и слева от центра свободный проход. Просмотр – по правому берегу. Линия движения читается с воды.

2

2.

Порог Трех Геологов

3

N52° 54’ 13”

E100° 07’ 02”

(левый берег)

Начинается через 650 метров ниже устья реки Халбая-Хара-Гол (лев). Просмотр по левому берегу – обязателен. Представляет собой мощный, короткий слив с прижимом к скале правого берега.

7

3.

Пронеси Господи – 1

N52° 55’ 36”

E100° 07’ 17”

(левый берег)

Начинается через 1800 метров ниже устья реки Хэрмэшэлэйшэ-Хара-Гол (лев) за правым поворотом реки, представляет собой прямой участок реки (300 метров) с валами до 3 метров. Просмотр по левому берегу – желателен.

8

4.

Скала Каландаришвили

3

N52° 55’ 49”

E100° 07’ 36”

(левый берег)

Начинается сразу после порога «Пронеси Господи – 1», расположен на правом повороте реки, представляет собой несильный прижим к левому берегу. Просмотр по левому и правому берегу. Линия движения читается с воды.

 

9

5.

Порог Окинский

4

N52° 55’ 49”

E100° 08’ 52”

(правый берег)

Ориентир – скала «Парус» на левом берегу. Самый мощный порог Оки. Основанная струя идет под левым берегом, образуя множество пирамидальных валов высотой до 3 метров, посередине, во всю ширину  струи мощный котел. На входе несколько бочек разбросанных по руслу. Безопасный проход под правым берегом по «канализации». Просмотр обязателен. Желательна нижняя страховка с воды, во избежание, в случае киля, ухода самосплавом в следующий порог – 4 к.т. «Бурятский».

10

11

12

6.

Порог Бурятский

4

N52° 56’ 02”

E100° 08’ 38”

(правый берег)

Начинается через 250-300 метров после порога «Окинский». Представляет собой мощный прижим к скалам правого берега, осложненный наличием бочки слева от прижима. Просмотр обязателен.

13

14

15

7.

Пронеси Господи – 2

3

N52° 56’ 53”

E100° 08’ 41”

(левый берег)

Начинается через 1800 метров после порога «Бурятский». Представляет собой прижим к скале правого берега. Просмотр по левому берегу – желателен.

---

8.

Интеграл

3

N52° 57’ 23”

E100° 10’ 37”

(левый берег)

Начинается через 2100 метров после порога «Пронеси Господи – 2». Расположен на левом поворотом реки и за ним. Просмотр по левому берегу. Линия движения читается с воды.

---

9.

Порог Ары-Бурье

3

N52° 58’ 21”

E100° 09’ 54”

(правый берег)

Начинается через 1650 метром после порога «Интеграл», сразу за левым притоком – ручьем Ары. Длинна 1400 метров. Первые ¾ порога представляют собой валы и бочки, раскиданные по всему руслу, далее несильный прижим к левому берегу. Просмотр по правому берегу. Линия движения читается с воды.

---

10.

Харагольский -1

3

N53° 01’ 22”

E100° 12’ 39”

(левый берег)

Начинается напротив притока р. Хара-Гол (лев), перед которым необходимо зачалиться. Просмотр крайне желателен, по левому берегу, с бродом через р. Хара-Гол. При преодолении брода применять страховку. Порог представляет собой быстроток под правым берегом, на входе несколько бочек, на выходе несильный прижим к правому берегу.

---

11.

Харагольский -2 вместе с его продолжение за правым поворотом реки

3

N53° 01’ 54”

E100° 13’ 24”

(левый берег)

Начинается через 750 метров после порога «Харагольский -1». Просмотр по левому берегу. Линия движения читается с воды. Представляет собой мощный быстроток под левым берегом с косыми валами, далее за правым поворотом реки, следует его мощное продолжение представляющее собой мощную струю под левым берегом, с очень мощной бочкой, образуемой за торчащим из воды зубом.

---

12.

Центрифуга

N53 06 55

 E100 21 40

(левый берег)

Ориентиры: большая скала по правому берегу, галечный остров по центру, галечный левый берег. Осмотр с галечного острова – обязателен. Основная струя, огибая остров справа, собирается в желоб, поворачивая налево, бьет в скалу правого берега.

19

20

21

 

            Список группы

 

п/п

Фамилия, имя, отчество, год рождения

Туристическая подготовка

Обязанности в группе, распределение по средствам сплава

1

Валуев Сергей Викторович,

25.01.1984 г. р.

Б. Хонна-Макит-Аян-Хета, 3Р; Она, 4У; Пшехашка-Пшеха, 3У; Аксаут, 2 с эл. 4У; Мста, 2Р

Руководитель, снаряжение, капитан К-4

2

Комарова Ирина Игоревна,

06.10.1984 г. р.

Б. Хонна-Макит-Аян-Хета, 3У; Пшехашка-Пшеха, 3У;

Аксаут, 2 с эл. 4У; Мста, 2У

Финансы,

капитан К-2-1

3

Головкин Андрей Александрович,

18.02.1980 г. р.

Аксаут, 2 с эл. 4У; Охта-Кереть,3У; Писта-Кереть, 3У

Реммастер,

матрос К-2-2

4

Каликина Светлана Романовна,

16.01.1985 г. р.

Охта-Кереть, 3Р, Аксаут-Зеленчук-Маруха-Уллу-Кам-Кубань, 4У

Завхоз,

капитан К-2-2

5

Мишина Ольга Игоревна,

01.06.1983 г. р.

Пшехашка-Пшеха, 3У;

 Мста, 2У

Хронометрист,

матрос К-4

6

Канурина Валентина Ивановна,

29.04.1982 г. р.

Пшехашка-Пшеха, 3У; Мста, 2У; Шуя, 1У

Медицина,

матрос К-4

7

Михасёв Александр Юрьевич,

18.04.1980 г. р.

Колвица, 3У

матрос К-4

8

Богомолов Антон Владимирович, 14.08.1968 г. р.

Аксаут, 2 с эл. 4У; Аксаут-Б.Зеленчук, 3У; Пшехашка-Пшеха, 3У; Мста, 2У

матрос К-2-1

 

         2. Общегеографическая и туристская характеристика района

            2.1 Географическое положение и туристские особенности района

            Восточный Саян – горная система в южной части Сибири, входящая в состав Алтае-Саянской горной области. Система гор имеет протяженность более 1000 км от левого берега Енисея до Байкала, располагается на территории Красноярского края, Иркутской области, Бурятии и Тывы. Разница с Московским временем +5 часов. Ближайший крупный населенный пункт – г. Иркутск. Населенные пункты на пути маршрута представлены небольшими поселками в начале и в конце активной части маршрута. Маршрут весьма посещаем, на маршруте было встречено большое количество туристских групп.

            Горы Восточного Саяна служат водоразделом между бассейнами рек Ангары и Енисея, максимальная их высота – г. Мунку-Сардык (3491 м) находится в Бурятии (юго-восточная часть). Рельеф хребтов сложился в результате тектонических движений и разломов, поэтому имеет альпийскую форму рельефа: высокие пирамидальные пики, острые гребни и глубокие узкие ущелья. Горы сложены различными породами: гранитами, сиенитами, сланцами, известняками и пр.; здесь присутствуют различные полезные ископаемые, в том числе золото, железные руды и мрамор. Для Восточного Саяна характерны обширные участки древнего выровненного рельефа и вулканические плато, отличающиеся пологим наклоном. В пределах горной системы существуют молодые вулканические образования.

            Климат Восточного Саяна резко континентальный: лето короткое и прохладное, средние температуры июля: от 12 до 14 °C на высотах от 900 до 1500м, возможны ночные заморозки; зима холодная и продолжительная, средние температуры января: от −17 до −25°C на высотах от 900 до 1500м. Количество осадков зависит от расположения склонов и составляет от 300 до 800мм в год, выпадают преимущественно летом (возможны затяжные дожди, грозы).

            На территории Восточного Саяна сохранилось множество разнообразных редких животных и растений (36 видов животных и 27 видов растений, занесенных в Красную книгу), что обусловлено труднодоступностью района. Здесь водятся бурый медведь, изюбр, красный волк, снежный барс, архар, бурундук, соболь, куница, тувинский бобр, северный олень и др.; в реках – хариус, таймень, ленок и др. Во время похода был замечен заяц с зайчатами, выловлен налим, найдена красная смородина, малина и недозрелая брусника. Район заражен клещевым энцефалитом.

            Из растительности здесь преобладают таежные елово-кедрово-пихтовые леса, поднимающиеся до 1800 м и выше. На границе леса - светлые листвиннично-кедровые леса. Выше - каменные россыпи, тундра (почти без растительности), субальпийские луга.

            Основные реки района - Китой, Онот, Урик, Ока с притоками, Б. Белая, Уда, - мощные таежные реки. Питание рек смешанное снегодождевое с преобладанием дождевого. В крутосклонных и узких ущельях рек вода во время дождевых паводков резко поднимается за несколько часов, затем спадает за 2-3 дня, расход воды в паводок может превышать максимальный расход весеннего половодья в несколько раз. Характерными особенностями рек являются небольшой уклон и широкая долина в верховьях, резкое увеличение уклона в среднем течении, сужение долины, каньоны с высокими отвесными стенами с множеством небольших водопадов и крутопадающих притоков. После выхода рек на равнину течение становится спокойным, долина расширяется, появляются заболоченные участки.

 

            2.2 Варианты подъезда и отъезда

            2.2.1 Подъезд к активной части маршрута

            Промежуточной точкой при подъезде к активной части маршрута является г. Иркутск. Из Москвы до Иркутска можно добраться самолетом – 5,5 часов, или поездом – 3,5-4 суток. В 2010 году стоимость билета на поезд в один конец составляла 4000-4500 руб., на самолет а/к Аэрофлот при покупке билетов туда-обратно за 2 мес. до вылета из Москвы ~ 21000 руб. Перемещение на самолете осложнено ограничением по весу (20 кг. в багаж, 10 кг в салон), высокой платой за перегруз 250 руб./кг., по сравнению с платой за перегруз на поезде. Аэропорт находится в черте города, с ЖД вокзалом связан автобусным маршрутом. Возле аэропорта стоянка платная: 50р./час. Рядом с аэропортом есть продовольственный супермаркет.

            От Иркутска до пос. Орлик можно добраться на легковом микроавтобусе. Микроавтобус решили заказать через Анатолия Урбаева, жителя из пос. Орлик. По многочисленным отзывам  - Анатолий работает достаточно качественно. Договаривались о заброске заранее, из Москвы через интернет, за день до приезда созванивались.
            Координаты Анатолий Урбаева:

            Телефоны:  дом. (30150) 51593; моб: (924) 6554799; (924) 6554768; (914) 6317559.

            E-mail: urbaev@rambler.ru. Общаться лучше по электронной почте, т. к. с разговорным русским у Анатолия не очень.

 

            Стоимость заброски до пос. Орлик составила 12000 руб. За эти деньги предлагаются микроавтобусы Истана или Соболь с верхним багажником во всю крышу.

            Водитель, как и договаривались, встретил у вагона поезда, помог выгрузить все вещи и донести их до машины. Дорога проходит через п. Кырен, где находится база МЧС, и далее вдоль реки Иркут. Продолжительность пути 8-9ч с небольшими техническими остановками. Встречаются свежие осыпи. Вдоль дороги можно увидеть бурханы и задобрить духов.

 

      2.2.2 Отъезд с конечной части маршрута

            Конечной точкой активной части маршрута является п. Верхнеокинский. На левом берегу в районе поселка место, откуда машины забирают туристов обозначено импровизированными флагами из пакетов, достаточно хорошо видными. В районе поселка отсутствует какая-либо сотовая связь. Доставка туристов до ближайших населенных пунктов здесь бизнес. Нам удалось договориться о выброске только до Зимы за 700р. с человека.  Дорога сильно разбита, машина без окон. От Зимы до Иркутска можно доехать на поезде или микроавтобусе. Время в пути на поезде около 5-6 часов. С билетами напряжёнка. В кассах не хотят продавать билеты по спискам – продают только по  паспортам. На вокзале есть душ, рядом есть столовая локомотивного депо.

            В Зиме можно сдать вещи в багаж до Москвы. Багажное отделение открывается в 23-00. Сумки просят зашивать в большой мешок (там же есть по 100р).

            В Иркутске в ожидании поезда/самолета можно остановиться в общежитии гостиничного типа «Сосновгеология», тел. (3952) 387281, http://sosna.irk.ru/gostinica.htm/. 6 местный номер: 240 руб./чел./сутки. Душ в подвале, цена 15 руб., на этаже есть кухня. Данное заведение расположено по адресу: город Иркутск, ул. Гоголя, дом 104. От вокзала и/или аэропорта идет автобус № 80.

 

2.3 Аварийные выходы с маршрута.

На участке сплава от пос. Орлик до начала разбоев перед входом в ущелье Орхо-Бом проблем со сходом с маршрута нет. Вдоль реки, сначала по правому берегу, а затем по левому берегу, проходит автомобильная дорога, по которой имеется регулярное движение автомобилей. В пос. Орлик имеется больница. В пос. Хужир имеется фельдшерский пункт. Во множественном числе встречается местное население, представленное рыбаками и пастухами. В пос. Орлик и пос. Хужир работает сотовая связь (точно МТС, остальное не проверяли).

На участке сплава в ущелье Орхо-Бом, сход группы с маршрута возможен только при помощи вертолета. Эвакуация отдельного участника возможна либо вертолетом, либо транспортировкой вниз по реке, как минимум до выхода ущелья.

На участке сплава от выхода из ущелья Орхо-Бом (ниже впадения Хойто-Оки) до пос. Вернеокинский, сход группы с маршрута возможен как при помощи вертолета, так и водным путем, вниз по реке до пос. Верхнеокинский, и далее автотранспортом. На данном участке сплава характер реки позволяет беспрепятственно передвигаться сначала глиссерам, а затем и моторным лодкам, которые встречаются в большом количестве. По берегам встречается местное население: рыбаки, охотники. 

 

3. Организация и проведение похода

            3.1 Цели и задачи похода

            Целями и задачами данного похода ставились: спортивный отдых, повышение спортивного опыта членов группы, посещение нового, для большинства членов группы района, знакомство с эталонным и новым для всех членов группы маршрутом.

 

            3.2 Изменения маршрута и их причины

            Изменений нитки маршрута не было. Имелись изменения заявленного графика движения на маршруте. Указанные изменения были вызваны более высокой, по сравнению с ожидаемой, скоростью движения на прогонных участках маршрута, а также очень высокой плотностью туристских групп на стоянках в ущелье Орхо-Бом, что вынудило провести запланированные днёвки в одном месте. В последствии оказалось, что данная тактика была оправдана, т. к. ниже по ущелью все хорошие стоянки были заняты.

 

            3.3. Обеспечение безопасности на маршруте.

Обсечение безопасности, являлось одной из основных задач при подготовке и прохождении маршрута. При подготовке и прохождении данного маршрута были приняты следующие меры безопасности:

  1. Так как район проведения похода заражён энцефалитными клещами, за некоторое время до выхода группы на маршрут, все члены группы сделали прививки от клещевого энцефалита;
  2. Все члены группы были застрахованы на сумму эквивалентную 20 000 долларов США. Страховка включала оплату медицинской транспортировки, любым возможным способом в т. ч. вертолетом. Страховой полис был приобретен в компании Росно (http://www.rosno.ru/ тел. (495) 2323333). Стоимость полиса на 13 дней на одного члена группы составила 22,23 доллара США. Программой страхования было предусмотрено, что члены группы будут заниматься потенциально опасными видами деятельности, в т. ч. сплав по рекам, нахождение в горах и т. д;
  3. При прохождении маршрута все члены группы находились в неопреновых гидрокостюмах, спасжилетах, касках, грудных обвязках, имея при себе стропорезы, личные спасконцы с карабинами;
  4. Суда участников группы были оборудованы обвязками, на которые были навешаны морковки (на четверке – две, на двойках – по одной морковке);
  5. Во время движения группы по маршруту, капитаны судов имели постоянную радиосвязь между собой;
  6. В дополнение в основной групповой аптечке, на каждом судне имелась аптечка первой помощи (включающая обезболивающие, кровоостанавливающие, дезинфицирующие средства, а также сердечные средства);
  7. При прохождении определяющих, а также многих других препятствий применялась следующая тактика: предварительный просмотр препятствий, определение основной и запасных траекторий движения, нижняя страховка с воды;
  8. При движении по маршруту общественное снаряжение группы и продовольствие были распределены между экипажами судов, таким образом, чтобы в случае потери одного из судов, оставшегося в наличии снаряжения было бы достаточно для безболезненного ожидания помощи или выхода к людям. Комплект картографического материала имелся у капитана каждого судна, у руководителя группы также имелся GPS приёмник, ракетница с ракетами красного цвета;
  9. Маршрут группы, список группы и сроки похода были зарегистрированы в Кыренском отряде ПСО (тел. (30147) 41153), http://bpso.irkutsk.ru/;
  10. Места стоянок на маршруте, в особенности в ущелье Орхо-Бом выбирались таким образом, что бы в случае резкого подъема уровня воды в реке, место стоянки не было затоплено, и была возможность перемещения лагеря на более высокую полку на случай ещё большего подъёма воды;
  11. На участках маршрута проходивших по населённой местности, особое внимание уделялось предотвращению встреч с местным населением, для чего места ночёвок выбирались таким образом, что бы на них было затруднительно попасть по суше (острова, участки берега ограниченные бомами);
  12. Во время проведения похода участники группы не забывали о том, что они находятся в тайге, где возможны встречи с различными представителями дикой природы (дикими зверьми, змеями, насекомыми), в связи с чем соблюдали соответствующие меры безопасности.

 

3.7 График движения.

 

Дата

(2010 год)

День похода

Участок пути

Пройденное расстояние активным способом

Примечание

25.07

1

г. Москва –  г. Иркутск – место ночевки напротив устья реки Тисса (N52 32 16 E99 45 07)

------------

самолет, микроавтобус

26.07

2

стапель напротив устья реки Тисса – обед на месте стапеля – место ночевки ~ 3,5 км. ниже пос. Хара-Хужир (N52 36 45 E99 40 11)

13 км.

сплав

27.07

3

место ночевки – обед у устья реки Жомболок (N52 45 18 E99 43 59) –  водопад протоки реки Жомболок (N52 45 56 E99 44 50) - место ночевки на острове в ~ 10 км. ниже пос. Хужир  (N52 48 38 E99 59 36)

23 км.

1,8 км.

21,2 км.

сплав

28.07

4

место ночевки  – обед перед пор. Пронеси Господи-1 (N52 55 36 E100 07 17) – место ночевки за пор. Пронеси Господи-1 (N52 55 49 E100 07 35)

20,3 км.

0.5 км.

сплав

29.07

5

место ночевки  – место ночевки в 900 м. ниже пор. Пронеси Господи-2  (N52 57 11 E100 09 51)

5,6 км.

сплав

30.07 -01.08

6-8

Дневка

------------

рыбалка, исследование окрестностей

02.08

9

место дневки – обед ниже пор. Харагольский -2 (N53 02 19 E100 13 43) – место ночевки перед пор. Центрифуга (N53 06 55 E100 21 40)

17,5 км.

24,5 км.

сплав

03.08

10

место ночевки – обед (N53 15 26 E100 27 21) – место ночевки (N53 16 18 E100 36 13)

32,6 км.

20 км.

сплав

04.08

11

место ночевки – обед (N53 16 33 E100 53 11) – место ночевки (N53 21 00 E101 11 46)

35 км.

36 км.

сплав

05.08 -06.08

12-13

место ночевки – антистапель в окрестностях пос. Верхнеокинский (N53 26 55 E101 18 04) – гор. Зима – гор. Иркутск

16 км.

сплав

07.08

14

гор. Иркутск – гор. Москва

------------

самолет

 

4. Техническое описание.

 

24.07 – 25.07 (день 1, заброска)

Москва. Жара. Все члены нашей группы, кроме Ольги Мишиной, которая к тому моменту уже третьи сутки ехала в Иркутск с вещами на поезде, собрались в терминале аэроэкспресса Белорусского вокзала. В 20:30 отправление аэроэкспресса в аэропорт Шереметьево. Немногим более получаса в пути и мы аэропорту Шереметьево. Взвешиваем вещи на контрольных весах: рюкзаки по 19900 гр., ручная кладь по 9900 гр., при норме бесплатного провоза 20 и 10 кг. соответственно. Проходим регистрацию, сдаём багаж, проходим контроль авиационной безопасности. Без чего-то 01:00 ночи нас приглашают на посадку. Самолет – новенький А320, места для ног много. Приветствие командира, запуск двигателей, недолгая рулёжка по полю, короткий разбег, взлет…и раскалённая Москва остается где-то в дали, а мы берем курс на северо-восток… Приземлившись в Иркутске, достаточно быстро получаем багаж, выходим за пределы аэропорта, где нас ждёт наш водитель и Ольга Мишина, которую наш водитель по предварительной договоренности встретил на вокзале Иркутска и помог в с переноской вещей. Далее время местное. МСК + 5 ч. В 12:50 Отъехали от аэропорта, едем в п. Орлик. В 14:55 Тех. остановка, в Слюдянке, Байкал!!! (Фото 1). Обед в придорожном кафе – вкусно. В 15:50 выехали дальше, читаем описание предстоящих порогов, схемы, справа от дороги река Иркут – видно, что воды много и она очень грязная. В 17:30 заправка на въезде в п. Кырен. Вокруг горы, белые облака и коровы. Пахнет травами и навозом. В 17:40 – 17:50 остановка у МЧС в Кырене. Проехали п. Монды, погранзастава – есть, пограничников – нет. 19:40 – 20:00 водопад с лева от дороги. Бурхан. Остановка. В 22:00 п.Орлик. Приехали. Стоянка справа от дороги в лесочке за п. Орлик, Ока слева от дороги. Выше левого притока – реки Тисса, лес немного заболоченный. Прохладно, моросит дождь. В 23:40 холодный ужин с горячем чаем – горячее решили не делать. В 24:00 отбой.

 

26.07 (день 2, стапель, начало сплава, Тисский порог)

В 9:00 общий подъем. В 9:30 поляна справа от дороги - стапель, дежурные в это время готовят завтрак. Погода хорошая, тепло. В 10:50 завтрак. В 11:20 продолжение стапеля. В 14:50 обед. К обеду каты собраны. После обеда сборы. В 16:50 выходим. Вода прохладная. Походный порядок: К-4, К-2-1, К-2-2. Сразу после устья реки Тисса – Тисский пор., валы около 2 м. Идём без просмотра, К-4 – по центру струи, после прохождения встаёт в левый улов на страховку, К-2-1, К-2-2 – за ним, походным строем (фото 2). Средняя скорость Оки после впадения Тиссы 10-11 км/ч. 17:50 автомобильный мост, ЛЭП, дорога далее по левому берегу. В 18:40 встаем на правом берегу. Хорошая стоянка много сухих дров. В 20:30 ужин. В 22:00 отбой.

 

27.07 (день 3, р. Сенца - лавовый каньон - р. Жомболок - вдп. пр-ки р. Жомболок)

В 7:30 подъем дежурных. 8:30 общий подъем, солнечно. 9:20 завтрак-овсянка, один отщепенец ест «ролтон», остальные завидуют. 11:35 вышли. 12:00 левый приток – р. Сенца. 12:20 ЛЭП. 12:35 поселок по ЛБ. 13:00 Лавовый каньон (фото 3). 13:20 – 13:25 тех. остановка на ЛБ. Скорость средняя при легкой гребле 18 км/ч. 13:55 левый приток – р. Жомболок. Встаем на ЛБ на стоянке. Пока дежурные готовят обед, идем просматривать выходную шиверу р. Жомболок, заносим каты без вещей. Солнце, жарко. 15:30 Обед. 16:00 экипаж К-2-1 на страховке на ПБ р. Жомболок. Идем выходную шиверу р. Жомболок в след. порядке: К-4 (фото 4), К-2-2,затем смена состава: Оля и Валя на К-2-2, затем К-2-1, остальные – на страховке и съемке.  Чалимся в улово по ПБ. 16:30 все прошли. 17:00 собираемся, привязываем вещи. Выходим. Идем до водопада по ЛБ. Смотрим водопад – очень мощный, красиво, фотографируемся у водопада (фото 5). 18:15 вышли от водопада. В 20:00 встаем на стоянку на острове (стоянки, кострище, много дров). Ужин, на горизонте грозы, которые дошли до нас около часа ночи.

 

28.07 (день 4, вход в ущ. Орхо-Бом – пор. «Трёх геологов» – пор. «Пронеси Господи-1»)

8:00 общий подъем, завтрак. Сборы. В 11:50 после 15-ти минутного недоразумения с ненайденной на своём месте гермы с документами, одного из членов группы, поисками и отысканием ее в рюкзаке этого же члена группы, привязываем вещи обратно, выходим. Разбои, река долго петляет. 13:00   наконец, за очередным поворотом, вход в ущелье Орхо-Бом (фото 6). Смена пейзажа. У группы, стоящей сразу за входом в ущелье, много большой рыбы. В 13:40 зачалились по ЛБ после 2х правых притоков и 1ого левого притока, перед пор. «Трёх геологов». Пошли на просмотр. 13:55 – 14:00 проходим порог (фото 7) походным порядком. К-4 на нижней страховке. 14:30 там, где мы предполагали встать на стоянку – за порогом стоит группа. Поэтому идем дальше. Проходим шиверу около 1,5 км. с валами 2-2,5 м. 15:00 песчаный пляж «ривьера» с большим уловом (по ходу движения с воды не видно) по ЛБ на ПП реки перед пор. «Пронеси господи – 1». Остановка на обед, просмотр порога. 16-00 Обед. Небольшой дождь. 17:20 идем порог походным порядком. Чалимся по ЛБ у каменной отмели. Экипаж К-4 бодро заносит судно без вещей по камешкам до обеденной стоянки и, утерев ручьи пота, проходит порог еще раз (фото 8). 18:40 К-4 зачалили по ЛБ. Стоянка здесь же: по ЛБ между пор. «Пронеси господи-1» и  пор. «Каландаришвили», камни, песчаный пляж. Просматриваем пор. «Каландаришвили». 21:30 вкусный ужин, шампанское с ананасами. Перед ужином полил сильный ливень.

 

29.07 (день 5, пор. «Каландаришвили». – пор. « Окинский» – пор. «Бурятский» – музей)

9:00     подъем дежурных. 10-00 завтрак, сборы. 12:30 выходим. 12:50 вышли. Прошли пор. «Каландаришвили» (фото 9). 13:15 зачалились на ПБ ЛП реки перед порогом «Окинский» – каменная отмель. Долго идем просматривать, в пороге ближе к ЛБ бочка, которая кажется непроносной и страшной. Вдоль ПБ свободный проход. После короткого совещания решили, что в бочку никто лезть не хочет, все пойдут правой частью струи или вдоль правого берега. 14:00 вернулись с просмотра, оставив видеосъемку – экипаж К-2-2. 14:25          К-4 пошел порог (фото 10), прошли по валам правого края струи. С воды разглядывали бочку – она не кажется такой страшной как с берега и выглядит проносной. Чалка по ЛБ на страховку. По берегу красивые замшелые камни. 14:35 К-2-1 прошел пор. правее основной струи (фото 11). Ира в пор. видела 30-ти см хариуса. Зачалились по ПБ перед пор. «Бурятский». Ира сменяет съемку. К-2-2 проходит пор. «Окинский», с усердием отгребаясь от основной струи к ПБ (фото 12), зачаливается по ПБ. К-4 перечаливается на ПБ. Идем пешком по ПБ просматривать пор. «Бурятский» – сильный прижим к скале по ПБ с карманами, бочка левее основной струи, левее бочки спокойная вода и галечный остров. 15:30 К-4 пошел пор. «Бурятский», начав прохождение телемарком, затем оказался в описанной выше бочке (фото 13). Бочка ощутимо бьет в живот. Встал на страховку по ЛБ. 15:45 прошел порог К-2-1 (фото 14). Зачалились по ЛБ у каменного острова. 16:00 прошел порог К-2-2 (фото 15). Зачалились по ЛБ возле К-2-1. Руководитель отрабатывает самосплав с каменного острова, таким образом возвращаясь со съемки. На страховке К-2-1 (фото 16). Идем до музея по ЛБ (песчаная отмель), стоит группа, смотрим, фотографируемся, общаемся. 16:40 выходим от музея. Идем до пор. «Пронеси господи-2». Чалка на ЛБ перед пор. Просматриваем пор., проходим. 17:15 чалимся по ПБ. Ставим лагерь, Обед. Затем ужин. Ребята поймали 2х ленков, их кишки намотали на тройник, привязанный на 1,5 мм леску, когда пошли ставить вторую донку – послышалась громкая непереводимая игра слов – поймался налим! – 2,4 кг по результатам замеров.  Всех рыб закоптили и съели – очень вкусно (фото 17)!

 

30.07 (день 6, днёвка)

11:30 подъем. 12:00 завтрак. Пришел человек из группы, стоявшей около музея, рассказал, что через пару часов после нашего прохождения пор. «Окинский» и «Бурятский», при прохождении порога «Окинский» в группе из Омска перевернулся рафт, погиб человек.

 

31.07 (день 7, днёвка)

В послеобеденные часы видели вертолёт МЧС пролетевший забирать группу из Омска и их погибшего товарища.

 

01.08 (день 8, днёвка)

Целый день гуляли, ловили рыбу, собирали красную смородину.

 

02.08 (день 9, пор. «Ары-Бурье» – пор. «Харагольский-1» – пор. «Харагольский-2» – пор. «Мельница»)

7:00 подъем дежурных. 7:45 общий подъем, завтрак, сборы. 10:30 вышли, заодно снимаем донки – пустые. Проходим после ППр пор. «Интеграл». После двух ЛПр зачаливаемся по ЛБ, на берегу растет малина, каменная отмель, просматриваем пор. «Ары-Бурье». 11:25   все прошли порог в походном порядке, в пороге прижим к Л скале. 11:27 – 11:40 зачалились в улов за порогом – тех.остановка. 13:10 зачалились по ЛБ для просмотра пор. «Харагольский – 1» – большая каменная отмель, Ближе к порогу бурный ЛПр – Хара-Гол около 4-5м шириной, который нужно перейти, чтобы увидеть порог. Первыми переправляются поочередно ребята с веслами и страховкой спасконцом (фото 18). При переправе Андрей сломал «тешник» весла. Воды в глубоком месте по пояс. Затем натягиваем веревку, закрепляем за большие камни, и переправляются девчонки, кроме Оли и Вали. 13:30 все переправляющиеся на той стороне, идут просматривать порог. Мимо идет группа без просмотра, наблюдаем, как они проходят. 13:45 обратная переправа. 14:10 все переправились обратно, сняли веревку, в пор., говорят, ничего интересного. 14:20 все прошли пор. «Харагольский – 1», далее зачалились по ЛБ для просмотра пор. «Харагольский – 2». 14:50 все прошли пор. «Харагольский – 2», зачалились за пор. по ПБ – обед. 16:55 вышли, проходим несколько препятствий неопределенной категории, идем до пор. «Мельница», просмотр порога (фото 19). 18:15 все прошли пор. «Мельница». 19:05 – 19:15 тех.остановка. 19:50 подошли к пор. «Центрифуга», встали лагерем перед самым пор. по ЛБ, место болотистое. Много зеленой брусники, красная смородина, зайцы, комары. Все устали.

 

03.08 (день 10, пор. «Центрифуга» – выход из ущ. Орхо-Бом)

8:30 общий подъем, дежурим - вода долго не кипит, комары жрут – жуть, завтрак, сборы. 11:30            просмотр пор. «Центрифуга» с каменного острова, расстановка видеосъемки. 12:05         К-4 прошел порог (фото 19), зачалились по ЛБ за порогом у каменного острова, смена съемки. 12:20 прошел порог К-2-1 (фото 20). 12:25 прошел порог К-2-2 (фото 21). 12:40 вышли. 13:00 выход из ущ. Орхо-Бом, ради развлечения К-4 лезет во все бочки, в одной из которых на выходе из ущелья, возле ПБ (скалы) - чуть не положили кат. Много высоких валов, скальные берега с водопадами. 14:30 – 14:45 тех. остановка. 16:00 – 17:45 остановка по ЛБ – обед. Видели стоящий на берегу глиссер, начинают попадаться моторки. 20:00 встали на стоянках по ПБ напротив длинной скалы, где река делает петлю. Одна из мимо проходящих моторок с музыкой и счастливыми в стельку товарищами останавливается. Товарищи, с трудом выбираясь из лодки, интересуются, нет ли у нас карты, где мы находимся (а то они первый раз тут) и не пьем ли мы, руководитель показывает карту и отбивается, уверяя, что мы спортсмены, после чего веселая компания эффектно удаляется. Вечером – дождь.

 

04.08 (день 11, выбераловка)

8:15 подъем. Утром дождь, прохладно. Завтрак и снова геркулес, и снова Валя ест «ролтон», остальные снова завидуют, ненароком пытаясь опрокинуть миску или уронить туда геркулеса. Валя стойко продолжает есть «ролтон». 9:50 собравшись с духом и силами одеваем мокрые гидры, оглашая берег нечеловеческими воплями. Саша делает зарядку, отжимается. 11:20 вышли. Облака висят низко над водой, в воздухе мелкая морось, периодически сменяющаяся дождем и ветром в нос, мокро и холодно. 12:35 – 12:50 тех. остановка. 14:30 встали по ЛБ – обед. Руки и тела плохо разгибаются. Холодно, никто не хочет            снимать спасы и каски. Серега долго пробует борщ, и говорит, что тот не готов, кинули неучтенную банку тушенки. 16:15 вышли. Дождь облака. Поменялись составом (Оля и Валя на К-2-2, Саша и Антон на К-2-1, остальные – К-4). На К-2-2, приходится больше думать и грести разнообразнее, все немного согрелись. Погода все такая же. 19:30 встали на острове возле ПБ. Все сильно замерзли. На ужин двойная порция макарон. Наша палатка уснула без ритуального получасового смеха.

 

05.08 (день 12, антистапель, выброска Верхнеокинский - Зима)

С утра дождя нет, облачно, но проглядывает солнышко. На острове живет мышь практически шарообразной формы, видимо хорошо питается. Кормим ее остатками завтрака. 12:05 Вышли. На горизонте солнце. Над ущ. Орхо-Бом сизые тучи. Разбои, мелководье. Большие серые птицы. 13:40 зачалились по ЛБ у флагов из пакетиков и сумок (фото 22). На берегу несколько мужиков и старик, постоянно облизывающий губы. Говорят что машина до Иркутска ушла с утра, и нас они могут отвезти только до Зимы за 800 р. с человека. Сотовой связи нет никакой. Антистапель. Разбираем суда на поляне, солнце - сушим вещи и каты. 14:30 ребята ушли на почту в поисках какой-либо связи. 16:00 ребята вернулись. Связи нет. Договорились, что за нами придет машина.
Едем до Зимы (по 700р. с человека). Готовим перекус. Дособираем вещи. 16:55 пришла машина (скотовозка) с дверьми, без окон, с красной кнопкой в кузове («если что – нажмете»). 17:10 загрузились, едем. Поездка не забываема, подпрыгиваем чуть не до потолка и по всему грузовику, распереться не получается. Опасаясь за жизнь Андрея, сидящего под прыгающим рюкзаком с топором, заменяем топор на рюкзак с пилой. 19:00 ст. Зима. Все счастливы окончанию поездки. Берем билеты – их мало – только общий вагон, продают только по паспортам, по             списку почему-то не хотят. Рядом с вокзалом есть столовая РЖД, где можно поесть. В душе на вокзале весь вечер нет горячей воды. Багажное отделение открывается с 23:00. Перепаковываем некоторые вещи, едим. 23:00 сдаем вещи в багаж до Москвы, сумки просят зашить в большой мешок (там же есть по 100р.). Вес вещей (3 ката, рамы, весла, сплавное снаряжение) - 201кг.

 

            поезд Зима-Иркутск

            Не забываемая поездка в купейном вагоне общего типа с колоритными людьми («кентами») по 6-8 человек в купе, запах не передать, понимаем, что грязный неопрен пах вполне сносно. Проводница предложила нам самим поискать места. Много народа, втискиваемся по одному, двое куда придется. Третья полка одна и маленькая – вещи впритык. Купе, видимо, проектировались с целью не дать заснуть людям сидя: как только начинаешь пытаться заснуть – появляется множество незамеченных ранее ручек, спинок, лесенок и уступчиков, впивающихся во всевозможные места и не позволяющие принять мало-мальски пригодную ко сну позу. Всю ночь почти не спим. Под утро Оля с Валей наглеют и ложатся на половину полки с ногами вдвоем. 

 

06.08 (день 13, Иркутск)

06:38 прибытие в Иркутск. Прямо с вокзала едем в гостиницу «Сосновгеология», тел. (3952) 387281, http://sosna.irk.ru/gostinica.htm/. Снимаем 6 местный номер, цена сказочная: 240 руб./чел./сутки. Душ в подвале, цена 15 руб. Далее решили все дружно, кроме Саши, который к тому времени встретился со своей супругой и убыл на о. Ольхон, посетить оз. Байкал в районе Листвянки. Далее в течении для пробыли в Листвянке, вечером посадили Ольгу на поезд в Москву, а сами направились спать в гостиницу, на следующий день рейс в Москву.

 

07.08 (день 14, Иркутск – Москва)

09:00 покидаем гостиницу. От гостиницы автобус № 80 идём прямо в аэропорт. В 10:00 приехали в аэропорт. Регистрация, сдача багажа. Идёт сильный дождь. В Москве говорят сильнейший смог, в Москве Домодедово, Внуково рейсы не принимают, Шереметьево принимает по фактической погоде. 13:10 взлёт. Ещё не долетая до Казни земля перестаёт быть видна. Перед посадкой командир воздушного судна говорит, что в Москве дымно, через пару секунд добавляет – очень дымно. Долго кружим над аэродромом. Приземлились. Видимость метров 100. Земля выжжена. Печальное зрелище. После выхода из самолета, дышать становиться не чем, в воздухе один дым.

Ольга и наш багаж доехали без происшествий.

  1. 5.     Финансовые расходы.

 

на 1 чел.

на группу из 8 чел.

Ж/д билет Москва - Иркутск - Москва

8 500,00р.

8 500,00р.

А/в билеты Москва - Иркутск - Москва

21 036,00р.

147 252,00р.

Отправка багажа Москва - Иркутск (Ж/д)

605,00р.

4 235,00р.

Трансфер Иркутск - Орлик

1 500,00р.

12 000,00р.

Трансфер Верхнеокинский - Зима

700,00р.

5 600,00р.

Поезд Зима - Иркутск

344,40р.

2 755,20р.

Гостиница Иркутск

240,00р.

1 440,00р.

Транспортные расходы Ж/д:

11 044,40р.

 

Транспортные расходы Авиа:

24 425,40р.

 

Транспортные расходы на группу:

 

181 782,20р.

Продукты

1 587,50р.

12 700,00р.

Докупка аптечки

111,25р.

890,00р.

Докупка ремнабора

12,50р.

100,00р.

Отправка багажа Зима - Москва (ж/д)

421,84р.

3 374,72р.

Страховка

678,00р.

5 424,00р.

Заявка маршрута

20,00р.

160,00р.

Итого:

2 831,09р.

22 648,72р.

 

 

 

 

 

 

Итого для ж/д:

13 875,49р.

 

Итого для Авиа:

27 256,49р.

 

Итого на группу:

 

204 430,92р.

 

  1. 6.     Выводы и рекомендации.

Пройденный маршрут, считаю одним из лучших маршрутов для знакомства реками Восточного Саяна, позволяющим пройти одну из самых расходных рек района, увидеть разнообразие горных пейзажей (лавовое плато, горное ущелье, предгорье переходящее в равнину). Маршрут имеет все возможности, как для спортивного сплава, так и для отдыха от цивилизации. Считаю, что данный маршрут можно рекомендовать как следующий этап развития в водном туризме группам, ранее ходившим водные маршруты Карелии, Кольского полуострова и Кавказа, с учетом опыта их руководителей и участников.

 

  1. 7.     Благодарности

От имени группы выражаю искрению благодарность:

8. Над отчетом работали.

Валуев Сергей,

Мишина Ольга,

Комарова Ирина.

 

В отчете использованы фотографии:

Валуева Сергея,

Кануриной Валентины,

Каликиной Светланы,

Мишиной Ольги;

А также кадры из видео отснятого Комаровой Ириной.


Свежие материалы на сайте:

Аксаут, Маруха, Теберда 2019 - 3 к.с.

Учебно-тренировочный поход каяк-школы на реки Северного Кавказа: Аксаут, низ Марухи, Теберда.

Сложное сделать простым

 >>> - Подробнее


12 июля 2019 года   -   Марина Воронина
День открытых дверей Школы базового уровня
19 сентября состоится день открытых дверей Школы водного туризма базового уровня 2017-2018 гг. Мероприятие пройдёт в помещении Турклуба Перово, начало в 18:30. >>> - Подробнее

13 сентября 2017 года   -   Самыкин Антон
Видео Лосево
Видео про водные упражнения на р.Вуокса в июне 2017 года  >>> - Подробнее

18 июня 2017 года   -   Заботина Евгения
 
Главная » Отчеты о походах » Саяны, Хамар-Дабан » Ока Саянская 2010, 4 к.с. июль-август. Рук. Валуев С.В.

Write a comment

  • Required fields are marked with *.





© 1972-19.03.2024 РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб Перово)
Политика конфиденциальности обработки персональных данных в РООСРМТ "Туристский клуб"


+7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
ОГРН 1037739766162,  ИНН 7720264176

Клуб существует на членские взносы и ваши пожертвования
Вы можете внести любую сумму: от 100 руб. Yookassa откроется в новом окне



  Отправляя пожертвование вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных
в соответствии с политикой конфиденциальности, принятой в клубе


+7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
ОГРН 1037739766162, ИНН 7720264176

Новое на сайтеЯндекс цитированияЯндекс.Метрика