Р.Сума (Северная Карелия), 2кс, 31.07-10.08.2009. Рук. - Резников А.

Главная » Отчеты о походах » Карелия » Сума 2009, отчет о водном походе 2кс, 31.07-10.08. Рук. - Резников А.

Водный поход 2-й к.с.
район похода - Карелия
Нитка маршрута: г. Надвоицы - оз. Коросозеро - оз.Пулозеро - оз.Сумозеро - р.Сума - п.Сумский посад - г.Беломорск
Сроки похода: 31 июля 2009 года - 10 августа 2009 года
Руководитель: Резников А.


Отчет о водном походе по реке Сума (Северная Карелия), 2кс, 31.07-10.08.2009

Отчет

О водном туристском походе 2 категории сложности

По маршруту: г. Москва - г. Надвоицы - оз. Коросозеро - оз.Пулозеро - оз.Сумозеро - р.Сума - п.Сумский посад - г.Беломорск - г. Москва, , совершенным 31 по 10 августа 2009 года

Руководитель группы - Резников Андрей Вячеславович
Маршрутная книжка №1/4-224

 

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела маршрут и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю.

 


 

Содержание

Паспорт маршрута

Справочные сведения о районе маршрута

Состав группы

Общая идея похода

Варианты подъезда и отъезда, другие подобные полезные сведения

Аварийные сходы с маршрута

Особенности предпоходной подготовки

График похода, его изменения и их причины

Техническое описание действий группы

Определяющие препятствия маршрута

Потенциально опасные участки маршрута

Наиболее интересные исторические и природные объекты

Личное снаряжение

Общественное специальное снаряжение

Общий вес

Финансовые затраты

Итоги, выводы и рекомендации

Фотографический материал

Картографический материал

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Состав и использование рем. комплекта

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Состав походной аптечки

 


 

Паспорт маршрута

Вид туризма: Водный

Проводящая организация: РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб "Перово")

Район проведения: Карелия

Категория сложности: Вторая

Сроки проведения: С 31 июля по 10 августа 2009

Число участников: 7

Средства сплава: КНБ- 2 - 3 шт. Каяк п/э - 1 шт.

Подробная нитка маршрута: г. Москва - г. Надвоицы -оз. Коросозеро - р.Коросозерка - оз.Пулозеро - п.Воренжа - оз.Сумозеро - р.Сума - п.Хвойный - п.Лапино - п.Сумский посад - г.Беломорск - г. Москва

Протяженность активной части маршрута: Сплав - 101,5 км.Пешком - 1 км.

Уровень воды: Средний

 


 

Справочные сведения о районе похода

Сума вытекает из Шунозера на высоте 170 м и впадает в Белое море в 4 км ниже пос. Сумпосад. На своем пути река проходит через Хижозеро, Пулозеро, Сумозеро и несколько малых озер. Средний уклон межозерных участков 1,25 м/км; Водность реки нарастает довольно равномерно по ее протяжению. Летний расход воды составляет: в истоке из Шунозера - 1,8; на участке Шунозеро-Хижозеро - 3,7; Хижозеро-Пулозеро - 9,5; Пулозеро-Сумозеро - 16; Сумозеро-устье - 27 куб. м/сек. Распределение стока по месяцам: июнь - 149, июль - 92, август - 59 % от среднего летнего.

Ландшафт в районе маршрута представляет собой сочетание водно-ледниковых камовых урочищ с моренными и озерными грядово-холмистыми равнинами. В верховьях встречаются переходные болота, ближе к устью - морские террасированные равнины. В растительности преобладают сосновые редкостойные лишайниковые и зеленомошные леса, в верховьях сочетающиеся с еловыми зеленомошниками и сосново-кустарниковыми болотами. Ниже Сумозера и на побережье моря часты еловые северотаежные леса с примесью сосны и березы.

На маршруте можно выделить три основных участка. Первый: от Шунозера до Пулозера. Протяженность его 76 км, 4-5 ходовых дней. Особенности: заболоченные речные берега, большое число завалов, мелководье на перекатах. Участок физически тяжелый. Второй участок: Пулозеро -Сумозеро (пос. Хвойный). Протяженность 56 км, проходится за 2-3 ходовых дня. Этот участок наиболее красивый, разнообразный и интересный в техническом отношении. Он обрамлен довольно большими озерами, между которыми Сума проходит через цепочку малых озер и ламбин. Препятствия -в основном короткие, красивые пороги. Берега как озер, так и самой реки более высокие, сухие; возможностей организовать стоянку здесь несравненно больше, чем в верховьях. Третий участок: Хвойный - Сумпосад. Протяженность 61 км, проходится за 2 ходовых дня. Здесь нет больших озер. Река заметно шире, местами образует ламбины. Берега преимущественно поросли молодым смешанным лесом: сосной, елью, березой, осиной. Течение быстрое. Большинство препятствий - технически несложные перекаты и шиверы по 30-200 м, проходимые без осмотра, несмотря на то, что многие из них именные.

Пр написании данного раздела использовалась информация из следующих источников:
1. Шилов А.Л., На байдарках по Карелии, "Наука и техника", 1997г.
2. http://brodyaga.by.ru/map/suma.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Состав группы

№ пп ФИО Год рождения Туристская подготовка Обязанности в группе, распределение по средствам сплава
1 Резников Андрей Вячеславович 1985 2Р - р.Шуя
2У - р. Мста
Руководитель, штурман байдарка-1, капитан
2 Гусева Нина Геннадьевна 1986 2У - р. Мста Завхоз, байдарка-1, матрос
3 Карев Олег Сергеевич 1982 2У - р Шуя Хронометрист, байдарка-2, капитан
4 Докина Наталья Анатольевна 1984 2У - р. Мста Медик, байдарка-2, матрос
5 Привалова Ксения Владимировна 1985 2У - р. Мста Финансист
байдарка-3, капитан
6 Дюльдин Руслан Сергеевич 1985 2У - р.Шуя Реммастер, байдарка-3, матрос
7 Шевелев Василий Анатольевич 1982 2У - р. Мста Снаряженец, фотограф, каяк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Общая идея похода

Общей идеей похода являлось закрепление знаний, полученных в ходе обучения в школе Базовой Туристской Подготовки ТК "Перово".
При планировании похода были поставлены и успешно выполнены задачи отработки следующих навыков:

Также целью похода было знакомство с природой Карелии и спортивный отдых.

 


 

Варианты подъезда и отъезда, другие подобные полезные сведения

Походы по реке Суме удобно начинать от ст. Надвоицы. Отсюда можно заброситься на машине до Коросозера. Также от Надвоиц можно начинать походы по рр Нюхча, Охта и прочим.

До Надвоиц можно доехать поездами, которые следуют на Мурманск. До Надвоиц поезд идет чуть меньше суток.

Заброска от Надвоиц до места стапеля проходит на машинах. Договариваться лучше заранее из Москвы. В зависимости от размера группы и количества вещей можно подобрать машину подходящего размера. На момент написания отчета (август 2009) заброску осуществляла всего одна "контора", договориться с местными в обход этих товарищей практически нереально. Поэтому торговаться бесполезно. Возможно, на следующий год ситуация изменится, но договариваться все равно нужно будет из Москвы. Деньги за заброску (6000 руб.) берут вперед (как впрочем и за выброску). Надо отдать должное, все сделали как и договаривались, встретили нас практически у поезда, до места довезли. От станции до места стапеля порядка 4 часов пути. Дорога - грунтовка. Половина пути - довольно-таки сносная, другая половина - дорога сильно разбита.

Заканчивать маршрут удобно в Сумском Посаде, перед порогом Морской (он же Корежка). Место для антистапеля - на правом берегу. Ж/д станция Сумский Посад находится на боковой однопутной ветке Беломорск-Обозерская. Ближайшая станция, на которой останавливаются поезда Мурманск-Москва и Мурманск-С.Петербург - это Беломорск. Добраться до нее (~100км) можно следующими способами:

а) электричками сообщением Маленга-Беломорск или Маленга-Кемь (ходит 1 раз в сутки; расписание придется узнавать на станции ввиду того, что оно периодически меняется);
б) автобусом Сумпосад - Беломорск (расписание узнавать на месте по той же причине);
в) автомашиной, договорившись с местными жителями.
О машине до Беломорска мы договорились на месте, можно договорится с водителем и до ближайшей ж/д станции.
На наш взгляд вариант с машиной до Беломорска - самый удобный (3000 руб., предоплата). При выезде из Сумпосада, перед автомобильным мостом, есть продуктовый магазин. Также с этого моста можно посмотреть издалека на порог Морской. Даже издали он выглядит впечатляюще.

 


 

Аварийные сходы с маршрута

Аварийные сходы с маршрута возможны начиная с пос. Воренжа (затруднительно, но возможно уехать на машине, либо до-говориться о лодке), пос. Хвойный (машина, автобус до Беломорска), дер. Лапино (машина, автобус до Беломорска), пос. Сумской Посад (машина, электричка, ав-тобус).

 


 

Особенности предпоходной подготовки

К подготовке к данному походу следует отнести прохождение большинством участников курса Базовой Туристской Подготовки, который включал походы выходного дня и учебно-тренировочный поход 2 к.с. по р. Мста. Часть участников факультативно посещали гребной бассейн.

Для участников, не посещавших водную школу, был организован однодневный учебный выезд в Подмосковье на р. Пехорка с целью отработки сборки-разборки судна и навыков гребли в байдарке.

В ходе подготовки группой были изучены отчеты о прохождении реки, карты и особенности местности - характер порогов (шиверы), магнитное склонение.

Были также изучены возможные варианты заброски-выброски, особенности поведения с дикими животными (медведи, змеи).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

График похода, его изменения и их причины

 

 

 

 

Даты

Дни пути Предполагаемые участки маршрута Пройденные участки маршрута Причины изменения
31.07 1 г. Москва - г. Надвоицы г. Москва - г. Надвоицы  
01.08 2 г. Надвоицы - мост через р. Суму
Стапель
г. Надвоицы -
дер. Коросозеро. Стапель
Отсутствует возможность заброски, т.к. разрушен мост. Узнали в последний момент.
02.08 3 р.Сума -
оз.Пулозеро -
дер. Минино
Дер. Коросозеро -
оз. Коросозеро -
р. Коросозерка -
дер. Минино
Нагнали маршрут
03.08 4 Дер. Минино - дер.Воренжа -
оз. Сумозеро
дер. Минино -
4 ступень порога Падун
Много времени заняла утренняя часть стапели просмотр, фотографирование.
04.08 5 Оз. Сумозеро - р.Сума - пор. Мельничный 4 ступень порога Падун - оз. Корбозеро Много времени заняла починка судов
05.08 6 Днёвка на пор. Мельничный. оз. Корбозеро -
дер. Воренже - оз.Сумозеро
Нагоняем
06.08 7 Пор. Мельничный - дер. Лапино -
пор. Братаны
оз. Сумозеро -
р.Сума - пор.Полупаликса
Нагоняем
07.08 8 Дневка на пор. Братаны пор. Полупаликса - р.Пи Нагоняем
08.08 9 Пор. Братаны - Сумпосад. Антистапель. Автобус до Беломорска р. Пи -
Сумпосад. Антистапель. Машина до Беломорска
Почти одинаковый участок маршрута
09.08 10 Поезд Беломорск - Москва Поезд Беломорск - Москва  
10,08 11 г. Москва г. Москва  

 

 

 

 


 

Техническое описание маршрута

31.08.2009

20:45 Отъезд из Москвы на поезде №382

01.08.2009 (солнечно +25)

18:51 Прибытие в Надвоицы. Выгрузили байдарки и вещи. Фото № 1 Подошел человек с которым была предварительная договоренность о заброске. Машина уже подъехала. Перетащили вещи к машине.
19:30 Выехали из Надвоиц к Коросозеру. Фото № 2
23:45 Приехали в Коросозеро. Встали на поляне на берегу озера. Недалеко несколько домов деревни Коросозеро.

02.08.2009 (утром дождь, после обеда солнечно, +22)

08:00 Подъем
08:15 Начало стапеля Фото № 3.
09:35 Завтрак
14:40 Встали на воду. Начали движение в сторону речки Коросозерки придерживаясь правого берега.
15:30 Встали на песчаном мысу примерно посередине восточного берега озера.
15:50 Отплыли
16:15 На правом берегу на мыске стоит деревянный крест.
16:55 Встали на обед. На песчаном берегу озера. Оказалось что проплыли мимо истока реки Коросозерки.
19:05 Продолжили движение.
19:30 Нашли вход в реку Коросозерку. Он расположен в северо-восточной части залива после мыса на котором расположен крест. Вход из-за тростника с дальнего расстояния не виден.
19:40 Поваленное дерево и сразу за ним разрушенный мост. Дерево обходим слева, у моста держимся правого берега. За мостом примерно 100-150 м мелководье, в русле много камней. С задержкой прошли препятствие красная Свирь и Катран.
20:10 Пристали к берегу у окончания речки.
20:20 Начали пересекать Пулозеро по направлению к истоку реки Сума
21:00 Слева небольшой рыбацкий домик, чуть дальше дер. Минино (нежил.). Между островами ищем проход к истоку реки Сума и стоянку.
21:30 Нашли стоянку на одном из мысов по правому берегу. С воды ее почти не видно, ориентиры - сосновый бор и поваленное дерево в русле реки. Стоянок мало, лучше искать стоянки на самом Пулозере.
0:00 Отбой

03.08.2009 (облачно, +20)

8:00 подъем
8:20 завтрак
12:05 Тронулись
12:25 Просмотр препятствия. Проход по центру, небольшой уклон. Валов и бочек нет, немного камней у берегов.
12:57 Первая ступень порога Падун, просмотр по правому берегу, затем прохождение. Организована страховка с правого берега и фотосъемка. Порядок прохождения : 13.35 сначала желтая свирь и катран (На страховке Нина, фотограф Андрей), затем в 13:55 красная свирь и каяк(на страховке Олег, фотограф Наташа). Прошли все чисто. Препятствие: слева каменистая отмель, проход ближе к правому берегу. В центре струи обливной камень. На выходе бочка. За ней валы и прижим к берегу. Протяженность - примерно 70 м.
14:05 Завершили прохождение и начали тренировку, отрабатывали пресечение струи и выход на струю.
14:30 закончили упражнения.
14:35 Осмотр и прохождение второй ступени. Представляет собой небольшой слив, по центру проход практически чистый.
15:10 Просмотр третей ступени по левому берегу. Хорошая стоянка на высоком берегу.
16:00 Обед
18:45 Начало прохождения третьей ступени. Порядок прохождения парный сначала красная свирь и катран, затем каяк и желтая свирь. Препятствие: заход между двух камней, затем в русле камни, в том числе обливные, плохо видные с воды. По центру бочка, ее лучше обойти справа. Затем уйти снова в центр так как ближе к выходу количество камней увеличивается и требуются маневры чтобы не сесть на один из них.
19:30 - 20:40 осмотр 4-ой ступени. По левому берегу. Возможно есть тропа и по правому берегу.
В 20:40 принято решение встать на ночевку между ступенями 3 и 4 порога Падун. Место для стоянки в низине на 1-2 палатки.

04.08.2009 (пасмурно, +15)

08:00 Подъем
08:20 Завтрак
10:00 Каяк проходит препятствия между 3 и 4 ступенями порога Падун. Препятствие представляет из себя гряду камней через реку, проход ближе к ЛБ, но для байдарок слишком узок, их вчера перед стоянкой провели по протоке слева. Страховка - Нина, фотограф - Андрей.
12:35 Красная Свирь и Катран проходят 4 ступень порога Падун. Характер препятствия: самый сложный порог, 800метров, нагромождение валов, бочек и камней. Из-за хаотичности препятствий и большой протяженности запомнить все препятствия затруднительно. На выходе шкуродёр, выход только вдоль ПБ. Фотограф - Наташа.
13:55 Проходят Желтая Свирь и Каяк. Фотограф Андрей.
14:10 Обед и ремонт в конце порога на ЛБ. Обе Свири получили по дырке и потёртости одинакового характера, по всей видимости на одном камне.
17:45 Продолжение прохождение маршрута. После порога Падун следует череда порожков в протоках между плёсами.
17:55 Порог. Длина примерно 150м. Осмотр по ЛБ. При прохождении сначала держаться правее, к концу порога уход в центр. В русле много обливных камней, течение быстрое.
18:05 Порожек. Осмотр по ПБ. Проход: держаться ближе к ЛБ, за тем уход от обливного камня в центр.
18:15 Порожек. Осмотр по ЛБ, проход по струе по центру
18:25 Порожек. Просмотр по ЛБ, заход ближе к ЛБ, за тем уход в центр. Требует внимания. После этого препятствия на ПБ видны остатки сруба и стоянка.
18:35 Порог из 3 ступеней. Осмотр по ЛБ. При входе в первую ступень по центру камень, обходим справа. Вторая - быстроток с небольшими валами, проходим по центру. Третью ступень проводили по протоке у ЛБ из-за мелководья.
19:40 Порог. Слева дерево, справа камень, проход по центру по струе.
20:30 Озеро Видозеро. На ПБ изба рыбацкая. Выход справа в большей мере перегорожен тремя упавшими деревьями. Проводка и прохождение порога, заход на сам порог слева. За тем до Корбозера следуют несколько несложных перекатов.
21:30 Стоянка на высоком ПБ Корбозера напротив островов.
00:00 Отбой

05.08.2009 (облачно, затем солнечно, +20)

08:00 Подъем
12:40 Начали движение. Две небольшие шиверы прошли без осмотра по основной струе
13:30 Последнее препятствие на этом участке реки. Порог. Много обливных камней, заход ближе к ЛБ, на выходе средние валы и прижим к поваленной березе.
14:40 Воренжа.
14:55 Разрушенный мост.
15:10 Остановка на обед на входе в озеро Сумозеро на ПБ.
18:15 Отчалили.
19:30 Встали на песчаной косе в "бутылочном горлышке"
19:40 Прошли "бутылочное горлышко". Ориентир - гряда камней.
21:20-21:35 - Сумостров.
22:20 - стоянка на острове.
01:00 - отбой.

06.08.2009 (солнечно, +22)

10:00 Подъем
14:20 Вышли по направлению к пос. Хвойный.
15:20 Порожек, проход ближе к ПБ, ориентир - лодочные гаражи.
15:30 Вошли в пос.Хвойный, встали на ПБ за мостом для осмотра следующего порога.
16:10 Прохождение порога в пос.Хвойный. Осмотр по ПБ. Порог делает левый поворот. Рекомендуется держаться ПБ, и только в конце уйти в центр левее большого обливного камня.
16:50 Проход порожка примерно 50м, за тем 300м спокойного течения.
17:05 Прохождение порога Веттаха. Несколько поворотов от берега к берегу. Оверкиль каяка с отстрелом и потерей весла, и маленькая потёртость в Катране. Каякер выловил каяк, достал запасное весло и благополучно прошел оставшуюся часть порога.
17:30 Остановка на обед и мелкий ремонт. Поиск и спасработы весла каякера.
20:30 Отплыли. Между плёсами небольшие перекаты, проход по струе по центру.
21:20 Пороги Тайбола и Турья, несложные шеверы с поворотами, протяженностью по 200 метров.
21:50 Встали на рыбацкую стоянку на ПБ перед сложным порогом Полупаликса.
01:00 Отбой.

07.08.2009 (солнечно, +22)

06:00 Подъем, осмотр порога Полупаликса.
10:00 Отплыли. Проходим по струе ближе к ЛБ. На крутом левом повороте прижим к ПБ, за тем уход опять влево. Примерня длина - полтора километра.
10:20 Порог Остиха. Похож на предыдущий, чуть менее протяжённый. На выходе слева плохо различимая подводная плита.
10:40 порог Мельничный. 100м. Осмотр по ЛБ. Шевера со средним течением, в конце прижим к ЛБ, к гряде камней. Уход вправо под берег.
11:15 Деревня Лапино.
11:55 Порог Низовский. Несложная шевера. Проход по центру.
14:00 Встали на обед на ЛБ на истоке реки Сума из озера Пустовского.
15:15 Отплыли
15:20 Порог Подсамбельского, длиной около 2км. В русле имеются обливные и подводные камни.
15:45 Низкий мост через реку.
16:05 Порог Кривец. Осмотр по ПБ. Имеет 2 изгиба направо и налево.
16:40 Порог Видпорог. Несложная шевера. Все камни легко читаются с воды.
16:50 Порог Кривой. Осложнён наличием большого числа топляков. Рекомендуется идти на отрицательной скорости.
17:00-17:20 Остановка на ЛБ.
17:50 Порог Братаны визуально идентифицировать не удалось.
17:55 Стоянка на высоком ЛБ после впадения реки Пи.
00:00 Отбой

08.08.2009 (солнечно, +24)

06:00 Подъём
11:05 Вышли
11:45 На ЛБ Лесобиржа, с которой начинается порог 2км, и заканчивается метров через 400 за ж/д мостом (после деревянного автомоста). Начинается как несложная шевера, постепенно увеличивается скорость течения и сложность препятствий на ней. Перед ж/д мостом высокие валы, после которых река петляет, на реке прижимы, камни. После деревянного автомобильного моста нескольно крупных обливняков, бочка и валы. На глаз - порог 2++ кс. Затем 1.5км плёса.
12:45 Зачалились на правый берег перед 1 ступенью порога Морской на антистапель.
13:00 Антистапель.
18:00 Машина до Беломорска
20:00 Вокзал

09.08.2009 (солнечно, +24)

06:00 Поезд №211 до Москвы

10.08.2009

4:18 Ленинградский вокзал

 


 

Определяющие препятствия маршрута

Р Сума. Уровень воды - средний

 

Вид препятствия

Название Категория трудности Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.)
Порог Падун, 1 ст. 2 трек с прижимами, валы, бочки
Порог Падун, 2 ст. 2 трек с прижимами, валы, бочки
Порог Падун, 3 ст. 2 прямая шивера
Порог Падун, 4 ст. 3 трек с прижимами, валы, бочки
Порог Пор. В пос.Хвойный 2 трек с прижимами, валы, бочки
Порог Тайбола 1+ прямая шивера
Порог Пурья 1+ прямая шивера
Порог Палупаликса 2 трек с прижимами, валы, бочки
Порог Остиха 1+ прямая шивера
Порог Мельничный 2 трек с прижимами, валы, бочки
Порог Низовский 1+ прямая шивера
Порог Подсамбольского 2+ трек с прижимами, валы, бочки
Порог Сумпосадский 2+ трек с прижимами, валы, бочки

 


 

Потенциально опасные участки маршрута

  1. Порог Падун 4 ступень 3 к.с. протяженность 800м. в русле большое количество камней, скорость потока высокая. В связи с этим необходим обязательный просмотр препятствия, решение вопроса о прохождении порога в зависимости от уровня воды и подготовки группы.
  2. Порог в Сумском посаде начинается как несложная шивера, постепенно увеличивается скорость течения и сложность препятствий на ней. На глаз - порог 2++ кс. Протяженность примерно 2 км. Сложность заключается в наличии, помимо камней, топляка в русле. Порог протяженный, возможность просмотра ограничена из-за близкого к воде расположения домов и хозяйств местных жителей. Чалка для осмотра в пороге возможна на левый берег, на каменную отмель, перед автомобильным мостом.
  3. Исток р. Сумы из Пулозера, Сумозера, Оз. Монастырский омут и оз. Пустовского. Данные участки маршрута характеризуются большим количеством проток, островов и сильной изрезанностью береговой линии, что требуют особого внимания в плане ориентирования на местности и определения направления движения.
  4. На участке от оз. Сумозеро до оз. Пустовское находятся населенные пункты поселок Хвойный и поселок Лапино. В связи с этим стоит быть внимательнее к судам и вещам на стоянках. Стоит аккуратно общаться с местными жителями.
  5. Участок реки от двух деревянных автомостов до поселка Сумский посад опасен большим количеством плавучего топляка и завалами. Необходима внимательность при движении по реке даже на спокойных участках.

 

 


 

Наиболее интересные исторические и природные объекты

Сумпосад

Сумский Посад находится на юго-востоке Беломорского района и является наиболее старым русским поморским поселением, время образования которого восходит к ХV веку. Расположено оно на обоих берегах реки Сумы в 2 км от Белого моря.

Село в прошлом являлось центрично-акцентированным: роль архитектурной доминанты первоначально выполнял деревянный Сумский острог, возведенный в 1582 году для обороны Карельского Поморья от шведских набегов, а затем комплекс из культовых сооружений, включавших в себя каменную Успенскую и деревянную Никольскую церкви, а также деревянную шатровую колокольню.

Первые русские поселенцы - это новгородские люди, которых сюда привлекло море, хотя и суровое, но богатое рыбой и зверем. Первое поселение русских было немного повыше нынешнего посада. Вероятно, они поселились отдельно от финнов. В 1452 г. грамотой Марфы Посадницы Сума была отдана во владение Соловецкому монастырю, это первая исторически точная дата.

С 1553 года Сумская волость во всех документах называется Соловецкой вотчиной. Вследствие частых нападений шведов монастырь, по указу государеву, одновременно со своей грандиозной стеной построил деревянную крепость. Эта крепость и есть Сумский острог.

Еще в Сумпосаде есть мореходная лодка, подаренная сумлянам Великим князем Алексеем Александровичем в 1870 году в память о своем приезде к ним. Он стоит на отдельном островке на пороге Черный, в центре села. Эта лодка тоже исторический памятник и охраняется государством.

Есть в Сумпосаде и архитектурные памятники - это амбар Соловецкого подворья (год постройки 1757). Кроме того, имеются три вновь выявленных памятника - рыбный двухъярусный амбар (вторая половина XIX века), дом № 79 (конец XIX века).

Село Сумпосад является одним из наиболее старых поселений Карельского берега Белого моря, хорошо сохранивших традиционные черты культуры русского поселения поморья.

Крепость - острог на Суме

В те далекие времена Соловецкий монастырь был не только защитником православной церкви, но и защитником северных рубежей государства. Он, по сути, являлся островной крепостью. На деньги Соловецкого монастыря в 1582-1585 годах построили на левом берегу реки Сумы оборонительное сооружение, о котором в "дозорной книге" за 1586 год сказано: "В волости Сума на погосте поставлен острог косой" (т.е. ромбовидный) с шестью рублеными башнями. Крепость-острог была обнесена земляным валом с предохранительными глубокими рвами с трех сторон. С четвертой ее защищал естественный рубеж - быстрая многоводная река Сума.

Самое серьезное испытание для Сумского острога выпало в 1613 -м году, когда отряды шведов подвергли его осаде, были и попытки штурма. Но гарнизон, повествует монастырская летопись, устоял против многократных нападений неприятельских; с тем захватчики и сняли осаду, уйдя на юг, к Заонежью.На историческом памятном месте, на левом берегу Сумы, рядом с мостом, приглядевшись, можно рассмотреть следы рвов и земельного вала старинной русской крепости.

Коснулись Сумы Петровские преобразования, участвовали сумляне наряду с жителями других поморских деревень в строительстве "Осударевой дороги".Во время "Соловецкого сидения" в Суме находились царские воеводы, стояли войска.

В Сумпосаде есть мореходная лодка, подаренная сумлянам Великим князем Алексеем Александровичем в 1870 г. в память о своем приезде к ним. Она стоит на отдельном островке на пороге Черный, в центре села. Эта лодка - исторический памятник и охраняется государством.

Недалеко от ботика Петра Первого, так местные жители называют вышеупомянутую лодку, начинается порог Морской.

 


 

Личное снаряжение

Во время похода у каждого участника было следующее специальное личное снаряжение:

 


 

Общественное специальное снаряжение

№ экипажа Тип и модель судна, производитель Длина, м Ширина, м Грузо-подъемность,
кг
Состав экипажа
1 КНБ-2 "Свирь",
"Тритон", СПб
5,0 0,89 200 Андрей Резников - капитан
Нина Гусева - матрос
2 КНБ -2 "Свирь",
"Тритон", СПб
5,0 0,89 200 Олег Карев - капитан
Наташа Докина - матрос
3 КНБ -2 "Катран" 5,0 0,8 200 Ксения Привалова - капитан
Руслан Дюльдин - матрос
4 Каяк п/э сплавной "Prijon", Чехия 2,6 0,6 120 Василий Шевелев

На каждом судне имелось по одному запасному веслу. Также в группе имелся типовой ремнабор и аптечка.

 


 

Общий вес

Наименование На 1 человека На группу в 7 человек
Снаряжение общественное 16 110
Снаряжение личное 12 84
Продукты (в день/всего) 0,8/5,5 5,5/38,5
Итого 33,5 232,5

 

Максимальная нагрузка на одного мужчину - 45 кг
Максимальная нагрузка на одну женщину - 25 кг

 


 

Финансовые затраты

Статья расхода На 1 человека На группу в 7 человек
Поезд Москва - Надвоицы 1152,90 8070,30
Поезд Беломорск - Москва* 1635,83 11450,80
Заброска машиной Надвоицы - оз. Корососеро 857,14 6000,00
Выброска машиной Сумпосад - Беломорск 428,57 3000,00
Еда** 842,43 5897,00
Аптечка 18,57 130,00
Ремнабор 51,43 360,00
Итого 4915,44 34908,10

* Билет стоил 1564,40 руб. , но т.к. в кассе купить не получилось, 500 рублей были потрачены на представительские расходы.
** Выброска и заброска проводились по схеме "деньги вперед".
*** 500 рублей были потрачены на обратном пути. В раскладке учтены не были.
Аптечка и ремнабор были практически полностью укомплектованы с предыдущих походов, поэтому затраты получились небольшими.
На одного человека поход обошелся в среднем в 4915 рублей, на группу из 7 человек - 34908 рублей.

 


 

Итоги, выводы, рекомендации

Маршрут по реке Суме сочетает продолжительные озерные участки с не менее длительными порожистыми. По этой причине, а также из-за довольно узких заходов в некоторые пороги река не очень удобна для сплава на катамаранах и каяках (в меньшей степени). Река отлично подходит для всех типов байдарок. На озерах много замечательных стоянок с песчаными берега-ми отлично подходящих для дневок. Между озерами подходящих стоянок значительно меньше. На маршрут требуется 5-7 ходовых дней. Минусом является трудная и относительно затратная заброска, которая возможна только на машине. Выброска гораздо удобнее и возможна из нескольких населенных пунктов: Воренжа (затруднительно, но возможно уехать на машине, либо договориться о лодке), Хвойный (машина, автобус до Беломорска), Лапино (машина, автобус до Беломорска), Сумской Посад (машина, электричка, ав-тобус). Магазины есть в Хвойном и Сумпосаде.

Итоги: На реке три порога заслуживающие особого внимания: Падун, Ветах-ха и безымянный в Сумском посаде перед и после ж/д моста. Их протяженность, а также отсутствие удобных троп по берегам затрудняют возможность осмотра и обноса. Однако осмотр первого и второго обязателен для безаварийного прохождения.

 


 

Приложение 1. Состав и использование ремкомплекта

1. Заплаты: теза серая 1 м2
2. Заплаты: БЦЦ 0,5 м2
3. Заплаты: ПВХ 0,5 м2
4. Клей резиновый 0,2 л.
5. Клей ПВХ 0,4 л
6. Очиститель 0,4 л
7. Стропа 5 м
8. Верёвка ?4 мм 5 м
9. Ножницы 1 шт.
10. Напильник 1 шт.
11. Ножовка по металлу 1 шт.
12. Нитки капроновые 1 катушка
13. Игла прямая средняя 1 шт
14. Игла прямая толстая 1 шт
15. Пассатижи 1 шт.
16. Лента изоляционная 3 шт.
17. Сверло 4,5мм 1 шт.
18. Саморезы 4 x 7мм 10 шт.
19. Винты 4 x 30 мм 10 шт.
20. Нож 1 шт.
21. Наждачная бумага 2 компл.
22. Пластырь широкий (5 x 500 см) 1 рулон.
23. Скотч армированный (5 x 500 см) 2 рулон.
24. Пряжка 2-щелевая,25 мм. 3 шт.
25. Ветошь 3 шт.

Во время похода востребованными оказались теза и клей ПВХ: ремонтировались обе Свири и Катран. Некоторые повреждения на Свирях пришлось зашивать. У Катрана был пробит баллон, для ремонта использовались заплаты БЦЦ и резиновый клей. Также был востребован армированный скотч для ремонта гермомешков и нужд участников похода.

 


 

Приложение 2. Состав походной аптечки

Ниже приведен список походной аптеки группы.
Помимо походной аптеки, каждый участник имел личную аптечку, включающую в себя минимально необходимый набор перевязочных средств и медикаментов.

Перевязочные средства:
Бинты стерильные(7х14)-5шт.
Бинты стерильные (5х10)-3шт.
Бинты не стерильные(7х14)-3шт.
Стерильные салфетки - 1 уп
Вата медицинская - 100 г
Эластичный бинт - 1шт.
Лейкопластырь бактерицидный - 10 шт.
Лейкопластырь лента 2х500 см.
Лейкопластырь мозольный 2х10 - 4 шт.
Жгут - 1 шт.
Лезвие - 1 шт.

Обеззараживающие средства:
Спирт этиловый 70% - 0,5 л
Хлоргексидина биглюконат 30 мл - 1 фл.
Пантенол -спрей - 1 бал.
Перекись водорода 40 мл - 2 шт.
Р-р йода спиртовой 5% -10мл - 1 фл
Р-р бриллиантовой зелени спиртовой 1%-10 мл - 1 фл.
Перманганат калия (порошок) - 3 г.
Фурацилин таблетки 0,02 г - 20 т.
Гидроперит таблетки 1,5 г. - 10 т.
Сульфацил-натрий 30% раствор ("Альбуцид") - 1 фл.
Мазь линкомициновая 2% - 15 г
Стрептоцид (порошок) - 5 г

Сердечнососудистые средства:
Валидол 60 мг - 10 т.
Нитросорбид 0,01 - 25 т.
Капотен 25 мг - 10 таб.

Желудочно-кишечные средства:
Активированный уголь - 50 таб.
Фестал - 20 таб.
Мезим-форте - 20 таб.
Маалокс 15 мл - 5 пак.
Сенаде 13,5 мг - 20 таб.
Антибиотики:
Ципрофлоксацин 250 мг - 20таб.
Сульгин 0,5 г - 20таб.

Жаропонижающие и болеутоляющие средства:
Анальгин - 20таб.
Аспирин - 30 таб.
Терафлю (порошок) - 5 пак.
Кеторол 10 мг - 20 таб.
Средство от кашля:
Эреспал 80 мг. - 20 таб.
Коделак - 10 таб.

Антигистаминные средства:
Супрастин - 20 таб.
Фенкарол 25 мг - 20 таб
Инъекционные средства:
Шприц 2 мл - 3 шт
Шприц 5 мл - 3 шт
Преднизолон 30 мг - 3 амп.
Дексаметазон 4 мг/мл - 3 амп.
Сульфокамфокаин 10% - 2 мл - 3 шт.
Церукал 10 мг/2мл - 2 амп.
Кетонал 100мг/2мл - 3 амп.
Нашатырный спирт (ампулы, салфетки)

Разное:
Финалгон (мазь) - 20 г.
Траксевазин - 15 г.
Крем (детский)
Фуросемид 40 мг - 20 табл.
Регидрон (порошок) - 10 пак.
Но-шпа 40 мг - 20таб.
Средсва от комаров - спрей
Вата (нестерильная)
Термометр - 1 шт.

Аптека была упакована в собственную гермоупаковку.


Свежие материалы на сайте:

Аксаут, Маруха, Теберда 2019 - 3 к.с.

Учебно-тренировочный поход каяк-школы на реки Северного Кавказа: Аксаут, низ Марухи, Теберда.

Сложное сделать простым

 >>> - Подробнее


12 июля 2019 года   -   Марина Воронина
День открытых дверей Школы базового уровня
19 сентября состоится день открытых дверей Школы водного туризма базового уровня 2017-2018 гг. Мероприятие пройдёт в помещении Турклуба Перово, начало в 18:30. >>> - Подробнее

13 сентября 2017 года   -   Самыкин Антон
Видео Лосево
Видео про водные упражнения на р.Вуокса в июне 2017 года  >>> - Подробнее

18 июня 2017 года   -   Заботина Евгения
 
Главная » Отчеты о походах » Карелия » Сума 2009, отчет о водном походе 2кс, 31.07-10.08. Рук. - Резников А.
" "




© 1972-19.03.2024 РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб Перово)
Политика конфиденциальности обработки персональных данных в РООСРМТ "Туристский клуб"


+7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
ОГРН 1037739766162,  ИНН 7720264176

Клуб существует на членские взносы и ваши пожертвования
Вы можете внести любую сумму: от 100 руб. Yookassa откроется в новом окне



  Отправляя пожертвование вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных
в соответствии с политикой конфиденциальности, принятой в клубе


+7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
ОГРН 1037739766162, ИНН 7720264176

Новое на сайтеЯндекс цитированияЯндекс.Метрика