Отчет о водном походе 2 к.с. по р. Мста (Валдайская возвышенность). Руководитель - Ирина Черняйкина

Главная » Отчеты о походах » Северные области и районы » р.Мста,отчет о водном походе, 2 к.с., апрель 2009г. Рук.- Черняйкина И.

Водный поход 2-й к.с.
район похода - Средняя полоса
Нитка маршрута: г. Москва – ст. Бологое – Березовский рядок –пос. Жадино – пос. Опеченский посад – г. Боровичи - г. Окуловка – г. Москва
Сроки похода: 8 апреля 2009 года - 12 апреля 2009 года
Руководитель: Черняйкина И.


Отчет о водном походе 2 к.с. по р. Мста (Валдайская возвышенность)

ОТЧЕТ
о водном походе 2 категории сложности,
совершенном  по реке Мста

(Новгородская обл., Валдайская возвышенность)

с 08 по 12 апреля 2009 года

 группой туристов при РООСРМТ "Туристский клуб" (Т/К Перово)

Маршрутная книжка: ¼-201
Руководитель: Ирина Черняйкина


E-mail: praetor@pisem.net

 

I. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода/путешествия)

Вид туризма:

водный

Проводящая организация:

РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб "Перово")

адрес: г. Москва,
ул. Металлургов, д.5, телефон: 306-32-73, www.perovo-tur.narod.ru

Район проведения:

Валдайская возвышенность

Категория сложности:

2 (вторая)

Сроки проведения:

08-12 апреля 2009г.

Продолжительность:

5 дней

Число участников:

6 человек

Средства сплава:

Кат-2 – 3 шт.

 

Подробная нитка маршрута:

г. Москва – ст. Бологое – Березовский рядок – дер. Избоищи – дер. Басутино – дер. Б/М-Семерицы – дер. Б/М Глиненец – дер. Полоное – дер. Горбино – дер. Девкино – дер. Стрелка – дер. Б/М-Чернец – дер. Опочно - пос. Жадино – пос. Опеченский посад – с. Ровное - г. Боровичи  - г. Окуловка – г. Москва

Протяженность активной части маршрута:

75 км

Работа над отчетом:

Черняйкина Ирина

Воронина Марина

Яна Иванова

 

 1.1. Определяющие препятствия маршрута

 Уровень воды – средний.

Вид препятствия

Категория трудности

Название препятствия

порог

2

Малый

порог

2

Большой

порог

2

Лестница

порог

2

Егла

 


1.2. Список участников, распределение по судам, обязанности:

ФИО, г.р.

Cудно

Тур. опыт

Обязанности в походе

1

Черняйкина

Ирина Александровна, 1981

капитан

 

Кат-2 Красное Солнышко 1400

 

Матрос

2У – р. Мста

4У – р. Катунь

 

Руководитель

 

2

Воронина Марина Васильевна, 1981

2У – р. Мста

 

Снаряженец

3

Привезенцев

Александр Михайлович,1983

 

Капитан

Кат-2 Рафтмастер Fox-2T 

Матрос

2У – р. Мста

Реммастер

4

Иванова

Яна Викторовна, 1987

 

2У – р. Мста

Хронометрист

5

Шайхиева Наталья Васимовна, 1981

 

капитан

 

Кат-2 Красное Солнышко 1400

 

Матрос

2У – р. Мста

Завхоз

6

Привезенцев

Константин Михайлович, 1988

3ПУ

2ЛУ

Водный - ПВД (р. Пахра)

Медик

1.3. Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя

Черняйкина Ирина Александровна, г. Москва,  praetor@pisem.net

1.4. Адрес хранения отчета, наличие фото- и видеоматериалов.

Фотоматериалы и видеоматериалы приложены к отчету, а также, при необходимости, могут быть запрошены у руководителя группы.

1.5. Маршрут и состав группы утвердила МКК ФСТ-ОТМ 04 марта 2009 года в составе: Цветкова, Реут, Солод.

МКК ФСТ-ОТМ рассмотрела устный отчет о походе и зачла его всем участникам  и руководителю 2 к.с.
II. Содержание отчета

1. Общая смысловая идея похода

Поход задумывался в качестве «раскаточного» перед учебно-тренировочным походом 2 с эл. 4 к.с. на р. Аксаут, Северный Кавказ - для большинства участников, и как возможность ознакомиться с новым видом туризма - для одного из участников-горника.

Хотелось вспомнить, как держать весло, управлять судном на гладкой воде и в препятствиях, в конце концов – после зимнего перерыва просто хотелось на воду.

Река Мста была выбрана для осуществления маршрута главным образом в связи со своей транспортной доступностью и быстротой заброски. Кроме того, нельзя отрицать, что препятствия  Мсты представляют и спортивный интерес – особенно участок от пор. Лестница, включая ее, до г. Боровичи, где можно отрабатывать как технику управления судном на валах, так и технику слалома и траверса струи, «гоняясь» за этими самыми валами, разбросанными в разных частях русла.

2. Изменения маршрута и их причины.

 Без изменений

 

3. Общегеографическая и туристская характеристика района.
3.1. Географическое положение и туристские особенности района.

 Новгородская область расположена на северо - западе европейской части России, в Приильменской низменности и северных отрогов Валдайской возвышенности. Она находится в умеренных широтах северного полушария, в лесной зоне.

Область входит в состав Северо - Западного экономического района России. Площадь ее - 57,2 тыс. квадратных км.

Через Новгородскую область проходят речные пути по Волхову, Мсте, Ловати, имевшие в прошлом большое значение. По ним новгородцы осуществляли оживленные торговые связи не только с соседними районами, но и другими странами, В настоящее время судоходство по этим путям утратило свое значение в связи с широким использованием других видов транспорта.

Рельеф Русской равнины в пределах области имеет пологоволнистый характер. Самые низкие места приходятся на Приильменскую низменность (около 18 м над уровнем моря), самые высокие - на Валдайскую возвышенность (около 300 м над уровнем моря). В целом преобладают высоты от 50 до 200 м над уровнем моря.

Приильменская низменность чрезвычайно равнинна, Высоты колеблются от 18 до 50 м над уровнем моря. Наиболее понижена центральная часть, где расположено озеро Ильмень. В него впадают многочисленные реки: Шелонь, Ловать, Мста и другие. Поверхность Приильменской низменности сильно заболочена. Реки, текущие по ней, имеют неглубокие долины, озера - низкие берега. Лишь южный берег озера, Ильмень высокий (до 16 м). Западный, северный и восточный берега заливаются во время половодья на многие километры.

По окраине низменность повышается до 100 м над уровнем моря, поверхность ее делается более расчлененной. Ближе к Валдайской возвышенности встречаются холмы, террасы, глубокие речные долины рек Холовы, Явони, Поломети и других.

Валдайский уступ, отделяющий Приильменскую низменность от Валдайской возвышенности, местами достигает высоты 100 м.

К востоку от уступа расположена Валдайская возвышенность - одно из красивейших мест Восточно - Европейской равнины. По Валдайской возвышенности проходит главный водораздел Восточно - Европейской равнины, с которого реки несут свои воды на юг и на север. В связи с "молодостью" территории, недавно освободившейся из-под ледника, долины рек разработаны слабо: террасы и поймы выражены плохо, в руслах нередко бывают пороги.

Мстинская впадина образовалась в доледниковое время. После того как ледник растаял, здесь было озеро, которое широким протоком соединялось с Ильменским водоемом.

Климат Новгородской области умеренно-континентальный, близкий к морскому. Его характеризуют избыточное увлажнение, нежаркое короткое лето, теплая продолжительная осень, мягкая зима и прохладная затяжная весна.

Внутренние воды. В Новгородской области много рек и озер. Это связано с климатом. Поверхность области имеет избыточное увлажнение. Из годового количества осадков испаряется 325—375 мм. Остальная влага скатывается по наклону местности или просачивается в землю, питая реки, озера и болота. Почти все реки и озера области принадлежат к бассейну Балтийского моря. Исключение составляет река Молога с притоками, относящаяся к бассейну Каспийского моря. 

Реки. Густота речной сети в области неравномерна. Больше всего крупных рек в западной части области. Низкий рельеф способствует скапливанию здесь атмосферных и грунтовых вод. По Приильменской низменности протекают самые крупные реки области: Волхов, Мста, Пола, Ловать, Шелонь. Восточная, возвышенная часть области является водоразделом между реками бассейна Ильменя и Мологи. Здесь начинаются многочисленные притоки Мсты, Мологи, Полы и других рек. Большинство рек области имеет небольшую скорость течения и слабо разработанные долины. По Приильменской низменности реки текут медленно и спокойно. Скорость течения здесь менее 1 м/сек. Реки, текущие с Валдайской возвышенности, стремительны, с более глубокими долинами; многие из них имеют пороги. Скорость течения возрастает на некоторых участках до 1,5 м/сек. и более. В питании рек, в колебании уровня и в температуре воды наблюдаются сезонные различия. По характеру питания реки области относятся к восточноевропейскому типу. Они имеют смешанное питание с преобладанием снегового: половину годового стока дают талые снеговые, другую половину — дожди и грунтовые воды (снеговые — 50—60%, дождевые — 20 —30 %,   грунтовые  —  10 — 20%). На реках наблюдаются сезонные колебания уровня. Отмечаются два максимума - весной и осенью и два минимума — зимой и летом. Летом уровень воды в связи с большим испарением постепенно снижается, но из-за дождей бывают кратковременные подъемы — паводки. Осенью дожди и слабое испарение вызывают новый подъем воды. Зимой, когда главным источником питания рек становятся грунтовые воды, наблюдается устойчивая межень. Самый большой сброс воды в реках—40—60% годового стока — приходится на весну.  Талые снеговые воды весной повышают уровень воды в малых реках на 2—3 м,  в больших—на 3—6 м. С конца ноября до середины апреля реки покрыты льдом. Подо льдом реки находятся 4—5 месяцев. В годы с теплым осенне-зимним периодом ледостав наблюдается в декабре. В ранние весны вскрытие рек происходит на месяц раньше—в середине марта и даже в феврале. Реки северо - востока области находятся подо льдом на 7—10 дней дольше, чем реки юго - западной части. Нередко на перекатах и порогах, на крутых меандрах образуются заторы льда. Уровень воды при этом поднимается выше затора. Самая теплая вода в реках бывает в июле. Средне месячная температура воды в это время +18°, +19°. В реках области обитают многие  виды  рыб: лещ, плотва,  язь, жерех,  уклея, густера, окунь, судак, ерш, пескарь, щука, налим и др.

Мста начинается в Тверской области из озера Мстино и впадает в Ильмень, образуя дельту. Длина Мсты — 445 км. В верховье река имеет неглубокую долину. Ниже впадения реки Увери Мста пересекает плотные известняки и образует Боровичские пороги. Общее падение реки—135 м, а на 32-километровом участке Опеченский Посад—Боровичи оно составляет 56 м. Здесь Мста имеет самую большую скорость течения и образует пороги. Боровичские пороги были серьезным препятствием на Вышневолоцком водном пути. Ниже порогов река протекает по Мстинской доледниковой впадине и имеет узкую глубокую долину. После впадения Волмы Мста вступает в пределы Приильменской низменности. Здесь у нее берега низкие, а течение спокойное. Порожистые участки реки имеют свои особенности в ледовом режиме. Осенью из-за переохлаждения воды здесь образуются донный лед и шуга — мелкие кристаллы льда в толще воды. Шуга на порогах образуется и зимой. Она скапливается подо льдом в нижнем течении. Сплошной ледяной покров на порожистых участках в отдельные годы не устанавливается. Весенний ледоход на реке длится около недели. Ниже станции Мстинский Мост река судоходна. Мста принимает крупные притоки: справа  Уверь и Мду, слева — Холову. В бассейне Мсты имеются карстовые реки. Примером может служить Понеретка — левый приток Мсты выше Боровичей.

Озера. Новгородскую область по праву можно назвать озерным краем. В ней насчитывается  много больших и малых озер. Озера изучены слабо, некоторые не имеют даже названий. Они, как и реки, распределяются по территории области неравномерно. В восточной части области озер больше, чем в западной. Но на западе области расположено самое крупное озеро — Ильмень. Такая особенность размещения озер связана с происхождением озерных котловин. В восточной, возвышенной части много малых и средних озер ледникового происхождения. Они располагаются в межхолмных понижениях, имеют овальную или лопастную форму. Наиболее крупные ледниковые озера области - Великое, Меглино, Велье, Боровно, Заозерье. Самые крупные озера - Ильмень и Валдайское - занимают понижения, образовавшиеся еще в доледниковое время и обработанные затем ледником. На востоке области имеются карстовые озера. К ним относятся озера Городно, Ямное, Сухое в Боровичском и Хвойнинском районах.

Растительность. Новгородская область расположена в лесной зоне, которая делится на две подзоны-тайги и смешанных лесов. Граница между тайгой и смешанными лесами выражена нерезко. Она проходит по реке Луге, идет к истоку реки Волхов, затем по реке Мcте. Хвойные леса постепенно, по мере увеличения тепла к югу, сменяются смешанными. В подзоне тайги хвойные леса чередуются с мелколиственными. Область находится в пределах южной тайги. Здесь наряду с хвойными и мелколиственными породами имеется небольшая примесь широколиственных пород. Значительные площади подзоны южной тайги заняты болотами и лугами.

 

 3.2. Варианты подъезда и отъезда.

Иные подробности по заброске и выброске.

 Наша группа забрасывалась наиболее логичным способом при старте маршрута от пос. Березовский Рядок – из г. Бологое. До Бологого можно добраться поездами, проходящими в направлении С-Петербурга, а также двумя электричками – Москва-Тверь, Тверь-Бологое.

От Бологого до Бер. Рядка можно доехать на заказанном автотранспорте. Искать его лучше заранее, т.к. ко времени, когда прибывает большинство поездов, т.е. ночью, машин на вокзале можно не найти.

Мы обратились к услугам МУП АТП Бологое (контакты – п. 8 отчета), куда за три дня до старта направили факс, подтвердили стоимость и место доставки. «Газель» встретила у поезда, довезла до места, оплата по факту.

Кроме того, к месту старта (пос. Березовский Рядок или, например, пос. Жадины, откуда стартуют группы, желающие пройти только «порожистую» часть Мсты) можно добраться на автомашине, правда, тогда возникает вопрос, что с ней делать по окончании маршрута в Боровичах.

Из Боровичей можно выброситься на поезде, однако здесь нужно принимать во внимание, что прямой поезд до Москвы ходит не каждый день, а билеты на него появляются обычно совсем незадолго до даты отправления.

Поэтому мы выбрасывались из Окуловки (ближе всего к  Боровичам и удобнее) на поезде, а от Боровичей до Окуловки доехали на частной «Газели», телефон водителя которой дали знакомые водники. Договаривались также заранее.

 

3.3. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

К опасным явлениям на маршруте можно отнести природные – змеи, клещи (правда, ближе к майским праздникам, у нас в апреле было холодно и мы их не наблюдали). Техногенные – мосты и тросы в поселках, низко висящие над водой (при уровне воды выше их можно задеть). И собственно, препятствия – при оверкиле в холодной апрельской воде даже в гидрокостюме долго не протянешь, поэтому и страховка должна организовываться на  препятствиях, и проходить препятствия нужно с осторожностью, особенно на таких судах как каяк и байдарка - при небольшом сплавном опыте экипажей.

3.4. Аварийные выходы с маршрута

Вдоль реки идет автомобильная дорога, поэтому аварийный сход с маршрута не должен представлять сложности.

 

3.5. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

 1 - Карстовая река Понеретка.

Левый приток Мсты выше Боровичей. Приблизительно за 2 км от Мсты ее воды исчезают в пяти «понорах» — отверстиях на дне карстовых воронок — и выливаются в Мсту из двух пещер, образуя четырехметровые каскады. Понеретка имеет «мертвую» - сухую долину с порогами. Ее устье является памятником природы.

Пещерная система Понеретки, имеет подземные залы, лазы, озера и ямы с водой, ходы, сифоны, уступы и даже галереи длиной в десятки метров и высотой в рост человека. В районе Понеретки располагаются обширные карстовые поля, насыщенные воронками разного размера и просадками. Наиболее выраженные воронки наблюдаются близ деревни Марьинское и в лесном массиве восточнее деревни Елеково.

 

2 – Село Опеченский Посад.

Выше знаменитых Мстинских порогов находится старинное село Опеченский Посад.

Опеченский Посад играл важную роль в истории Вышневолоцкой водной системы. Эта система, созданная по инициативе Петра Великого являлась красотой и гордостью отечественного «водоходства». Вышневолоцкий водный путь в конце XVIII века был крупнейшей гидротехнической системой Европы, способной за короткое северное лето пропустить огромную массу судов с миллионами пудов самых разнообразных грузов.

Создание Вышневолоцкой водной системы связано со строительством Санкт-Петербурга – новой Российской столицы.

 Чтобы поднять уровень Мсты для прохода судов, открывались плотины многочисленных водохранилищ на ее притоках. В ожидании этого момента в Опеченском Посаде собиралось до 1500 барок.

Украшали Опеченский Посад две церкви, воздвигнутые в честь Пресвятой Богородицы и стройная трехъярусная колокольня, которая заканчивалась высоким шпилем. Главным храмом Опеченского Посада являлся большой каменный трехпрестольный однокупольный Успенский  храм. Он был построен в 1764 году на месте древней обветшавшей деревянной церкви. На его колокольне были устроены часы-куранты на две стороны. Они, по преданию, были сделаны пленным французом в 1812 году.

Колокольня с многочисленными колоколами была особой гордостью жителей Опеченского Посада. Звон ее колоколов был слышен в Боровичах.

 Память о далёких событиях хранит уникальная гранитная набережная протяженностью около 900 метров с чугунными тумбами (кнехтами), с двумя арочными каменными мостами. Набережная выложена гранитными валунами, принесёнными ледником тысячи лет назад из районов современной Карелии.

В центре Посада на берегу находится дендропарк, созданный неравнодушным, влюблённым в природу человеком Семёном Андреевичем Ушановым. В нём растут десятки видов деревьев и кустарников, родина которых – Япония, Америка, Балканы, Китай, Корея и другие. У входа – огромная деревянная фигура медведя с деревянным бочонком «мёда» на плече, в нижней части парка – фонтаны, смотровая площадка, уединённый «Остров влюблённых». Дендропарк виден с воды и имеет удобное место, чтобы зачалиться для его осмотра. Времени на это стоит планировать от 30 минут до 1,5 часов, если повезет, и вы встретите там его создателя, который может рассказать о парке много интересного.

Напротив Опеченского Посада, на левом берегу реки Мсты находится древнее село Опеченский Рядок. Там, у высокого, покрытого хвойным лесом холма с давних времен над святым родником стояла часовня. Эти родник и часовня были посвящены святому преподобному Нилу Столобенскому. В народе родник назывался Нилушка. Святая его вода всегда была в каждом доме, она считалась целительной, помогала от болезней и других напастей. На самом холме, с высокими, словно посеянными в одно время соснами, стояла деревянная церковь во имя прп. Нила Столобенского, построенная в 1858 году. В 1873 г. своеобразную архитектуру храма дополнила  построенная рядом с ним деревянная колокольня, крест которой, возведенный на высоком шпиле можно было видеть из г. Боровичи. В настоящее время храм прп. Нила Столобенского построен заново освящён 26 августа 2006 года Архиепископом Великого Новгорода и Старорусским Львом.

Кроме того, из достопримечательностей на маршруте можно отметить несколько усадеб, расположенных в селениях Жадины -    усадебный комплекс (С.Вострикова), парк (9,3га) и Ровное - усадьба Зубовой-Жеребцовой, парк (12 га).

 

 

 

4. Развернутый график движения.

Дни пути

Дата

Участок пути (от-до)

Протяженность в км.

ЧХВ (часов)*

ХВ

(часов)*

Определяющие препятствия на участке

Метеоусловия

1

08.04

Москва - Бологое

поезд

 

 

нет

 

2

09.04

Бологое – Березовский Рядок

 

авто

 

 

1ч.05м.

 

нет

Солнце, мороз около -10`С

Березовский Рядок – ниже с. Полоное

27 км - сплав

4 ч.

4ч. 30 м.

3

10.04

Ниже с. Полоное – выше пос. Жадины

32 км - сплав

 

 

 

3ч.20м.

4ч. 30 м.

 

нет

Солнце, мороз -7-10`С

4

11.04

Выше пос. Жадины – с. Ровное

8 км - сплав

 

2ч.15м.

4 ч. 15 м.

М. Порог, Б. Порог, Лестница

снег, дождь, серо

5

12.04

С. Ровное – г. Боровичи

 

18 км - сплав

 

2ч.

2ч.

 

Егла

Переменная облачность

Г. Боровичи – г. Окуловка

авто

 

40 мин.

Г. Окуловка – г. Москва

поезд

 

4ч.40м.

 

* см. определения в разделе 5 внизу.

 

5. Техническое описание прохождения группой маршрута.

Сокращения и пояснения:

ЛБ – левый берег, ПБ – правый берег.

ЛП – левый поворот, ПП – правый поворот.

ХВ (ходовое время) -  время, потраченное группой на передвижение, отдыхи в пути, просмотр порогов, выставление страховки и фотосъемки,  прохождение порогов.

ЧХВ (чистое ходовое время) – время, потраченное группой на передвижение и  прохождение порогов (не включая отдыхи в пути, просмотр порогов, выставление страховки и фотосъемки).

Сокращения экипажей:

ИМ – кат-2  - Ирина Черняйкина, Марина Воронина.

АЯ – кат-2  - Привезенцев Александр, Иванова Яна.

НК– кат-2  - Наталья Шайхиева, Константин Привезенцев

 

 

08.04.09  - День первый. Поезд.

19.20 сели в поезд

Поезд прибыл на станцию Бологое в 00.01 09 апреля.

 

09.04.09  - День второй. Первый ходовой день. Заброска до Березовского Рядка. Стапель. Сплав ниже с. Полоное.

27 км

ХВ- 4ч.30мин.

ЧХВ – 4ч.

00.01 – прибыли в Бологое, созвонились с водителем, нашли его, носим вещи.

00.15. Погрузили вещи в машину, выехали.

1.20. Приехали на место стапеля в поселок Березовский Рядок. Встали на краю поселка, прямо перед ж/б мостом через Мсту, по ПБ. Нашли место для палаток, поставили палатки. Вокруг лежит снег, холодно, около -10 градусов.

Дрова, весьма сомнительные, но есть.

2.00 - легли спать.

8.00. Общий подъем. Дежурные стали готовить завтрак, а остальные собирать катамараны.

stapel

 9.20-10.10. Завтрак. Вскипятили воду для обеда, залили в термоса.

12.00. Окончание стапеля, собираем вещи.

12.40-13.00. Обед.

Гидримся. Собираем оставшиеся вещи. Убираем палатки.

Спустили катамараны к реке, поскольку берег – снежный наст, возвышающийся над водой, спускаться на воду сверху вниз сложно да и опасно – наст может обломиться, поэтому в основном садимся на катамараны на снегу и съезжаем вниз.

poehali

 14.20. Старт от железобетонного моста через реку, около правого берега из воды торчат деревянные опоры от старого моста.

14.30. Место впадения р.Березайка в р.Мста.

Река на этом участке спокойная, течение слабое. Все берега в снегу, мимо периодически проплывают льдины.

Идем следующим порядком – кат ИМ, затем НК, и АЯ замыкающими, поскольку с ремнабором.

Река широкая, поэтому периодически идем рядом, общаемся.

14.40. Деревня Избоищи.

15.25. Деревня Басутино.

15.40. Вышли на берег на 5 минут размять ноги.

Для таких остановок приходится порой долго выбирать место, где можно безопасно и удобно причалить и вылезть на берег – из-за льда по берегам.

pereryv

 16.25. Деревня Бол.Семерицы.

16.30. Подвесной мост через реку в деревне.

 17.10. Деревня Глининец

17.15. Подвесной мост через реку.

most

most

 17.30-17.50. Перерыв. Вышли на берег размять-согреть ноги и перекусить. Перекус – карпитом: сухофрукты и орехи.

18.10. Место впадения р.Уверь в р.Мста.

 18.23. Деревня Полоное.

 18.50. Зачалились на ночевку на высоком правом берегу, в сезон там обычно стоит много групп. Отдельное приключение было поднимать катамараны с вещами наверх (а разгрузить с воды из-за непосредственно подходящего к воде льда-снега возможности не было), но мы с этим справились. Отошли на пару сот метров от берега, когда тепло – это поляна, сейчас же – ледяное поле. Зато удобно везти катамараны – как  санки, на чалкеJ Поставили лагерь на островке леса между снегом, переоделись. Дежурные стали готовить ужин.

stoyanka

 21.00. Ужин.

22.10. Легли спать.

 

 

10.04.09  - День третий. Второй ходовой день. Ниже с. Полоное – выше пос. Жадины.

32 км

ХВ – 4 ч. 30 мин.

ЧХВ – 3ч.20мин.

8.00. Общий подъем.

Не менее холодно, чем вчера, на катамаранах иней.

holod

 8.40-9.00. Завтрак.

Собираем вещи, таким  же образом, как вчера в лагерь, транспортируем катамараны к воде

Katalki

10.40. Старт, названный сноу-катамаранинг – уже в упорах со снежной горки съезжаем в воду, собственно, на таком склоне самый безопасный..

 Течение по-прежнему медленное, периодически гребем, периодически отдыхаем и в это время пытаемся согреть пальцы их шевелением. Когда от бездействия верхней части тела начинаем мерзнуть (что происходит довольно быстро), продолжаем грести.

Несмотря на то, что каски у всех по размеру, умудряемся впихнуть под них шапкиJ

 11.10. Ж/б опора моста под правым берегом.

11.20. Деревня Горбино.

11.25. Мост подвесной через реку.

 11.40. Деревня Девкино.

 12.00-12.10. Перерыв. Вышли на берег.

 12.15. Деревня Стрелка.

 12.20-12.21. Прохождение небольшой шиверы. (Остров посередине, прохождение с левой стороны)

 12.25. Деревня Чернец, подвесной мост через реку.

В русле периодически встречаются огромные глыбы снега. Красиво и впечатляюще.

Iceberg

 13.10-14.10. Обед – карпюр с фасолью.

 Прошли дер. Опочно.

 Свой план на сегодня выполнили, поэтому решаем устроить полудневку, т.к. идти сегодня дальше – значит идти все пороги.

15.10. Встали на ночевку не доходя Жадин, на ПБ.

16.10. Часть народа идет в Опеченский Посад, дозакупиться продуктами для блинов. Делим поровну немногих мальчиков, т.ч. две девушки и один мальчик уходят в поселок, и такой же состав остается в лагере.

Оставшиеся занимаются лесозаготовками, собираемся везти дрова с собой, т.к. на Лестнице их нет.

18.30. Ушедшие вернулись в лагерь, готовим ужин, блины.

22.30. Отбой.

 

11.04.09  - День четвертый. Третий ходовой день. Выше пос. Жадины – с. Ровное. Пройденные препятствия – Жадинская шивера, М. Порог, Б. Порог, Лестница

8 км

ХВ – 4ч. 15 мин.

ЧХВ – 2ч.15мин.

7.30. Общий подъем.

8.20-8.40. Завтрак.

10.15. Старт.

Серо, идет снег, гораздо теплее, чем два дня до этого.

Snow

 10.20. Поселок Жадины. Серия шивер, островки, идем слева. Течение заметно ускоряется.

 10.30. начало пос. Опеченский Посад.

10.40. Навесной мост через реку.

10.50. Ж/б мост через реку.

11.15. Навесной мост через реку.

11.40. Чалимся для просмотра и организации фото- и видеосъемки в конце деревни Малый порог на правый берег – впереди Малый порог.

По результатам просмотра было решено выставить съемку непосредственно над порогом, у дорожного  указателя «Малый Порог».

12.15. Старт первого экипажа.

             Порог "Малый". Ориентиры – после трех мостов - навесного, ж/б, навесного, плавный ПП. Правый берег высокий, обрывистый, левый – более пологий. На ПБ периодически видны деревянные  лестницы, уходящие вверх. Чалиться можно либо у последней из них, когда следующих впереди не видно (но тогда долго идти на просмотр), либо ближе к порогу, непосредственно перед его началом.

 Описание порога: валы по всей ширине русла, участок быстротока, затем еще серия невысоких валов, тянущихся метров на 6 от ПБ к центру русла.

 Порядок прохождения: первый стартовал кат ИМ, прошел первую часть порога по центру, затем ушел вправо, чтобы зацепить вальчики под ПБ, задел их краем, зачалился на поляне по ПБ непосредственно за порогом для страховки.

Maly1

 Затем – кат АЯ, так же.

Maly2

 Затем кат НК, им повезло больше, правую серию невысоких валов они задели, зачалились там же на поляне (прохождение ката НК не снималось на фото, но снималось на видео).

 12.45. Прохождение Малого Порога завершено.

 Большой Порог решено проходить таким же образом и в такой же последовательности.

             Порог "Большой" расположен непосредственно за Малым Порогом.

 Описание порога: серия валов и бочек, сначала по центру русла, затем ближе к ЛБ, невысокий слив почти на полрусла у ЛБ, очевидно образованный одной плитой.

Поэтому если хочется более безопасного прохождения, нужно идти под ПБ, если более спортивного – фактически сразу после старта выгребать влево.

 Порядок прохождения:

Кат ИМ проходит порог, сильно уходя влево, и чалится на ЛБ сразу за основной частью порога, перед серией небольших вальчиков под ЛБ, где тренируется некоторая масса каякеров. Снимать их прохождение было некому, сами они встали на съемку (видео) двух оставшихся экипажей.

Kayakery

 Следующий – кат АЯ. Прошли по центру, держа влево, основные «бульки» зацепили.

Затем кат НК, так же, как АЯ.

 Прохождение было начато в 12.50, закончено в 13.10.

Все экипажи после прохождения собрались на поляне по ПБ после порога.

Стартуем дальше.

 13.25. впадение р.Понеретка слева.

 13.55. «вплываем» в черту с. Ровное и чалимся на левый берег, идем на просмотр порога Лестница.

             Порог "Лестница". Ориентиры – река делает плавный ЛП, ЛБ более высокий, на холме по ЛБ – отдельно стоящий дом (кажется, двухэтажный), напротив - большая церковь на ПБ, в наше время реконструировалась, поэтому цвет неизвестен. Порог – метров через 400.

 Описание порога: остров посреди реки, левая протока – бОльшая, через всю левую протоку – С-образный слив, по краям протоки чистые проходы.

 Порядок прохождения: кат ИМ первым, прошел через левую часть слива, пытаясь вписаться в его более чистый участок, шириной как раз для катамарана, тем не менее задел правым баллоном основной слив, зачалился на ЛБ на страховку за порогом.

Lestnica 1

 Затем шел экипаж АЯ, они прошли правее ката ИМ, намереваясь попасть в бочку, что им, собственно, и удалось.

Lestnica 2

 Далее шел кат НК, они прошли в целом аналогично кату АЯ (фото отсутствует, однако имеется видеоматериал).

 Прохождение завершено в 14.25.   

 После этого катамараны зачалились на ЛБ для стоянки чуть ниже порога. Ставим лагерь. Решение привезти дрова было верным, дров действительно нет.

 Прекратившийся до этого снег трансформируется в дождь, а потом дождь со снегом, которые не утихают до самого утра.

 15.20-16.00. Обед

18.30. Дежурные начинают готовить ужин

20.00-20.30. Ужин.

После ужина опять жарим блины, в связи с погодными неприятностями в тамбуре палатки на газу.

22.30. Ложимся спать.

 

12.04.09  - День пятый. Четвертый ходовой день. С. Ровное – г. Боровичи. Препятствия – пор. Егла, валы.

18 км

ХВ – 2ч.

ЧХВ – 2ч.

7.30. Общий подъем.

7.00. Подъем.

8.20-8.40. Завтрак.

9.45. Старт.

 Быстрое течение, серия шивер.

 10.25.Порог Егла – серия валов, идем с наплыва, прохождение под ПБ, чтобы поймать более интересные валы.

 На участке от Еглы до Боровичей интересный участок – валы, бочки, лавируем то направо, то налево, чтобы поймать их максимальное количество.

 11.25. Боровичи

11.30. Ж/б мост через реку.

 11.40. Пришли на место антистапеля – это городской пляж. Ориентир – непосредственно за ним большой металлический мост.

В случае, если уезжаете вы непосредственно из Боровичей на поезде, лучше пройти дальше, до стадиона, говорят, километра через полтора от моста, т.к. оттуда к вокзалу ближе, чтобы не нести суда на себе.

Заносим катамараны, разбираем их, пытаемся, насколько возможно, просушить, упаковываемся

Antistapel

 13.00-13.25. Обед быстрозавариваемой лапшой.

 Заносим вещи наверх, слева от моста площадь, где нас ждет заказанная машина.

 13.45. Выезжаем в Окуловку на вокзал.

14.20-14.30. Приехали на станцию, затащили вещи в здание вокзала.

Пошли в магазин за едой в поезд. Перетащили вещи на платформу.

16.14 Поезд.

 20.55. Москва. Ленинградский вокзал.

Поход окончен.

            

 

6. Лоция.

При составлении лоции использовались разнообразные лоции, имеющиеся в сети Интернет (за что их составителям спасибо), а также  хронометраж и наблюдения нашей группы.

Объект

От предыдущего обозначенного объекта

Ориентиры (когда применимо)

Описание (когда применимо)

Чалка, разведка (когда применимо)

п. Березовский Рядок (останки старых опор, ж/б мост)

0

 

 

 

Р. Березайка (впадение слева)

10мин

 

 

 

Д. Избоищи справа.

10 мин

 

 

 

Д. Басутино.

45 мин

 

 

 

Д. Семерицы (подвесной мост, ЛЭП).

50 мин

 

 

 

Д. Глининец (ЛЭП, подвесной мост)

45 мин

 

 

 

Р. Уверь (впадает справа, в устье ж/б мост)

40 мин

 

 

 

небольшой остров у ПБ - с минеральным источником

100 м

 

 

 

Д. Полоное слева (ЛЭП)

10 мин

 

 

 

Д. Горбино слева.

40 мин

 

 

 

Д. Девкино справа (навесной мост).

~10 мин

 

 

 

Д. Стрелка слева (ЛЭП, навесн. мост).

~10 мин

 

 

 

Д. Чернец (ЛЭП и навесной мост).

~20 мин

 

 

 

Д. Опочно слева.

 

 

 

 

П. Жадины слева  

1 ч. 40 мин. (от д. Чернец)

 

 

 

шивера

0

 

 

 

П. Опеченский  Посад

10 мин

 

 

 

навесн. мост - ж/б мост - навесн. мост

10-10-20 мин

 

 

 

 

 

Порог Малый

~20-30 мин

после трех мостов - навесного, ж/б, навесного, ПБ высокий, обрывистый, левый – более пологий. На ПБ периодически видны деревянные  лестницы, уходящие вверх.

валы по всей ширине русла, участок быстротока, затем еще серия невысоких валов, тянущихся метра на 6 от ПБ к центру русла.

По ПБ - либо у последней из лестниц, когда следующих впереди не видно (но тогда долго идти на просмотр), либо ближе к порогу, непосредственно перед его  началом

 

 

Порог Большой

~400м

Сразу за Малым

серия валов и бочек, сначала по центру русла, затем ближе к ЛБ, невысокий слив почти на полрусла у ЛБ.

Просмотр по ПБ, однако затруднен, мало видно

Р. Понеретка (подземная, впадает слева)

10 мин

 

 

 

с. Ровное, реконструируемая  церковь на ПБ.

30 мин

 

 

 

Пор. Лестница

0

плавный ЛП, ЛБ более высокий, на холме по ЛБ – отдельно стоящий дом (кажется, двухэтажный), напротив-большая реконструируемая церковь на ПБ.

остров посреди реки, левая протока – бОльшая, через всю левую протоку – С-образный слив, по краям протоки под берегами чистые проходы.

ЛБ

Д. Егла, справа.

40 мин

 

 

 

Пор. Егла

0

 

серия валов и бочек

 

Д. Путлино на крутом пр. берегу.

 

 

 

 

шивера, серия валов

 

 

 

 

 Д. Шиботово, справа,

напротив Павловка

 

 

 

 

шивера, валы, бочки

0

 

 

 

Г. Боровичи

1 ч. 15 мин (от Еглы)

 

 

 

 


 

 

7. Финансовые расходы:

Статья расходов

На 1 чел./руб.

На группу 6 чел./руб.

Поезд Москва- Бологое

480

2880

Продукты

527

3160

Заброска Бологое – Березовский Рядок, авто

417

2500

Выброска Боровичи-Окуловка, авто

167

1000

Поезд Окуловка-Москва

540

3240

Итого:

2131

12780

 

 

8. Полезная информация и контакты

Заброска из Бологого - МУП АТП Бологое, ул. Строителей, 1- 8 (48238) 2 24 33, 2 22 00.

Выброска из Боровичей - Евгений 89216905209 (использовавшийся нами вариант), Компания "Меридиан" - 89216052222, 89217078859 (диспетчер), Анатолий -  89216902216.

Контакты МЧС - Новгородский ПСО – поиска и спасания на водных объектах – филиал СЗ РПСО.г. Великий Новгород, Мининский пер., 7 . Тел.: (8162) 77-25-21, 77-25-70.

Более близкого отделения МЧС, занимающегося поиском и спасением туристов не было обнаружено, поэтому на всякий случай записали и контакты ОГПС МЧС Боровичского р-на. Тел. 8 (81664) 2-36-22. г. Боровичи, ул. Ленинградская д.63.

Единая служба спасения – 01 или сотовый 112-1.

Сотовая связь на маршруте есть фактически во всех населенных пунктах, иногда на участках между ними. 

 

 

9. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Выводы и рекомендации:

1. По организации маршрута.

Маршрут по своим препятствиям представляет собой вторую категорию сложности, однако в варианте, который идется многими, со стартом от пос. Жадины, в силу недостаточности километража, будет н/к с элементами 2 к.с.

Поэтому важным моментом при планировании этого маршрута является прохождение достаточно большого количества километров (учитывая невысокую скорость течения на участке до Жадин) в ограниченное количество времени.

Это обусловливает особенности заброски и самого графика маршрута.

Наш график (1 - приезд ночью, 2 – стапель и старт в середине следующего дня, 3 - половинный ходовой день, 4 - прохождение основных препятствий, 5 – завершение сплава и выброска) представляется оптимальным. Его можно и сократить, однако тогда есть шанс, что не выспавшаяся и не отдохнувшая группа выйдет на основные препятствия в не самой лучшей форме, что никогда не способствовало безопасности.

Так же стоит отметить, что мы все же пытались сократить время, требуемое для прохождения маршрута, за счет обедов. Не в ущерб их качеству – сытный и горячий – мы заваривали продукты в термосе либо в них же везли горячую воду, и заливали быстрозавариваемые продукты (лапша, картофельное пюре) на месте обеда.

В связи с тем, что автотранспорт ночью в Бологом найти сложно, рекомендуется заказывать его заранее.

2. По использованию судов.

Маршрут пройден на катамаранах, однако, конечно, стоит учитывать, что начальный участок до появления порогов достаточно для них утомителен, т.к. требует долгой непрерывной прямой гребли. В то же время он же позволяет сгрестись несхоженным экипажам.

3. По погоде  и прочим «природностям»

В середине апреля на Мсте может быть холодно! Необходимо брать достаточное количество теплых вещей и думать, как согревать на катамаране замерзающие ноги (все остальное в движении более-менее греется).

Дрова – на Лестнице, где обычно стоит и катается в это время множество групп, дров фактически нет. Поэтому надо думать о газе либо вести с собой дрова с предыдущих стоянок. Есть еще вариант встать на острове сразу за порогом, однако перспектива найти там нормальные хвойные дрова весьма сомнительна.

По нашему холоду змей и клещей еще не было, однако год назад мы наблюдали и тех, и других, поэтому если будет теплее, есть шанс с ними повстречаться. Меры предосторожности всем известны, поэтому здесь на них останавливаться не будем.

4. По питанию (бонус)

Питание с использованием термосов для заваривания пищи на обед показало себя хорошо. Также, с учетом того, что, совершая в поход в этот период, есть шанс попасть в пост, можно предложить использованный нами вариант раскладки, исключающий мясо. Заменялось рыбными консервами, фасолью в томатном соусе, кабачковой икрой и пр.

 

Итоги:   

Поставленные для похода цели были достигнуты, участники освежили (кто-то  получил) навыки управления катамараном, технические навыки преодоления таких водных препятствий, как вал и бочка.

Доступность Мсты, а также  препятствия делают ее весьма интересной для весеннего сплава в условиях дефицита времени. Данная река вполне может быть выбрана как в качестве первого маршрута 2 к.с., так и для тренировки и «скатки» экипажей перед более серьезным майским походом.

 

 

Полная или частичная перепечатка авторского материала данного отчета без разрешения автора запрещена. Разрешение может быть получено по адресу: ic.praetor@gmail.com


Свежие материалы на сайте:

Аксаут, Маруха, Теберда 2019 - 3 к.с.

Учебно-тренировочный поход каяк-школы на реки Северного Кавказа: Аксаут, низ Марухи, Теберда.

Сложное сделать простым

 >>> - Подробнее


12 июля 2019 года   -   Марина Воронина
День открытых дверей Школы базового уровня
19 сентября состоится день открытых дверей Школы водного туризма базового уровня 2017-2018 гг. Мероприятие пройдёт в помещении Турклуба Перово, начало в 18:30. >>> - Подробнее

13 сентября 2017 года   -   Самыкин Антон
Видео Лосево
Видео про водные упражнения на р.Вуокса в июне 2017 года  >>> - Подробнее

18 июня 2017 года   -   Заботина Евгения
 
Главная » Отчеты о походах » Северные области и районы » р.Мста,отчет о водном походе, 2 к.с., апрель 2009г. Рук.- Черняйкина И.

Write a comment

  • Required fields are marked with *.





© 1972-19.03.2024 РООСРМТ "Туристский клуб" (Турклуб Перово)
Политика конфиденциальности обработки персональных данных в РООСРМТ "Туристский клуб"


+7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
ОГРН 1037739766162,  ИНН 7720264176

Клуб существует на членские взносы и ваши пожертвования
Вы можете внести любую сумму: от 100 руб. Yookassa откроется в новом окне



  Отправляя пожертвование вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных
в соответствии с политикой конфиденциальности, принятой в клубе


+7 (977) 815-25-59 Москва, ул. Металлургов 5
ОГРН 1037739766162, ИНН 7720264176

Новое на сайтеЯндекс цитированияЯндекс.Метрика