ОООчень вакантное место

Истории, байки...

Модератор: Модераторы открытых разделов

Аватара пользователя
marishka (old)
Сообщения: 2080
Зарегистрирован: Пн фев 11, 2008 8:31 pm

RE: ОООчень вакантное место

Сообщение marishka (old) » Пт апр 24, 2009 10:26 am


Ау, есть желающие на печать?


Аватара пользователя
marishka (old)
Сообщения: 2080
Зарегистрирован: Пн фев 11, 2008 8:31 pm

RE: ОООчень вакантное место

Сообщение marishka (old) » Пн апр 27, 2009 9:28 am


[url=javascript:tabviz(767028750);]Скрытый текст[/url]
table id="767028750" style="position:absolute;visibility:hidden;width:40%" width="40%" cellpadding="0" cellspacing="0"tbodytrtd class="font1"
на нет и суда нет
/td/tr/tbody/table


Аватара пользователя
praetor
Сообщения: 2789
Зарегистрирован: Сб окт 20, 2007 2:19 pm
ФИО: Ирина Ч.
Откуда: http://www.tk-perovo.ru/index.php?id=963

RE: ОООчень вакантное место

Сообщение praetor » Вс май 17, 2009 6:52 pm


http://kraevushka.livejournal.com/105520.html#cutid1
еще один заповедник.. еще один в Красноярском..
держите меня четверо!

navigare necesse est

Аватара пользователя
marishka (old)
Сообщения: 2080
Зарегистрирован: Пн фев 11, 2008 8:31 pm

RE: ОООчень вакантное место

Сообщение marishka (old) » Вт май 19, 2009 10:32 pm


Основы туристской подготовки и тренировки

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Определение туристской подготовки и тренировки; их основные задачи в приложении к спортивно-оздоровительному туризму.

2. Содержание туристской подготовки и ее этапы.

3. Структура тренировочного процесса в туризме.

Степень успешности и безопасности любых, как рекреационных, так и спортивных туристских мероприятий, базируется на всесторонней подготовленности их участников и руководителей (инструкторов). Они должны обладать физической, морально-волевой, теоретической и технико-тактической подготовленностью, позволяющей перенести характерные для данного похода (соревнования) нагрузки, преодолеть без аварий классифицированные участки маршрута и технические этапы соревнований, грамотно организовать и провести необходимое туристское мероприятие, в том числе осуществлять руководство данными мероприятиями. Такая туристская подготовка обязательна для всех участников спортивно-туристской деятельности и руководящего (инструкторского) состава рекреационно-туристских мероприятий.

1. Определение туристской подготовки и тренировки; их основные задачи в приложении к спортивно-оздоровительному туризму


В чем заключается процесс туристской подготовки? Определим, что туристская подготовка представляет собой процесс формирования системы знаний, умений, навыков, необходимых для успешного, эффективного и безопасного проведения туристских мероприятий (походов и соревнований). По своей сути в туризме это процесс повышения уровня квалификации туристов, их подготовленности к организации и проведению разных форм рекреационных и спортивных туристских мероприятий, начиная от оздоровительных походов и соревнований, заканчивая спортивными походами и соревнованиями по виду спорта «туристско-прикладное многоборье». В рекреационном туризме туристская подготовленность руководящих кадров позволяет в частности правильно оценить и планировать посильные для участников мероприятий оздоровительные физические нагрузки, найти наиболее эффективные средства отдыха и оздоровления участников туристских мероприятий, обеспечить их безопасность. В спортивном туризме туристская подготовленность туристов позволяет им в частности: эффективно преодолевать характерные естественные препятствия, правильно организовать свое жизнеобеспечение в данном районе путешествия, успешно ориентироваться на маршруте, переносить предельные для похода данной сложности физические и психические нагрузки.

Понятие «подготовка туриста» лишь частично совпадает с понятием «тренировка туриста». Термин тренировка означает систематические упражнения для приобретения или совершенствования специальных умений и навыков. Понятие подготовки туриста, кроме собственно тренировки (развития) специальных двигательных качеств, общей и специальной выносливости, овладения техникой и тактикой преодоления маршрута, включает в себя и обучение методике планирования тренировочного процесса, управлению туристскими мероприятиями, умениям и навыкам жизнеобеспечения в экстремальных условиях среды и т.д. Таким образом, понятие «туристская подготовка» охватывает все теоретические и практические аспекты туристской деятельности и предусматривает разностороннее спортивно-педагогическое совершенствование людей, занимающихся данным видом деятельности.

Туристская подготовка в рекреационном туризме по отношению к инструкторским кадрам т.о. должна рассматриваться как многолетний процесс их спортивно-педагогического совершенствования. С точки зрения участников рекреационных туристских мероприятий она может быть как многолетней (если турист посвящает свое свободное время туризму и увлекается туристской деятельностью), так и кратковременной, спланированной на подготовку к данному отдельному мероприятию. В частности, в случае проведения развлекательных туристских мероприятий (например, корпоративного туристского слета, тренинга по командообразованию и т.д.) специальной подготовки самих участников может вообще не проводиться, либо она проводится в требуемом для безопасности объеме непосредственно перед осуществлением самого мероприятия. Подготовка спортсменов-туристов высших разрядов и мастеров, подготовка инструкторско-преподавательских кадров в спортивном туризме обязательно является многолетним процессом и осуществляется на базе научно-обоснованных учебно-тренировочных программ.

Какие задачи призвана решать туристская подготовка? Выше мы уже привели примеры характерных задач, которые решаются в процессе специальной туристской подготовки. Попытаемся систематизировать важнейшие направления спортивно-туристской подготовки, и определим ее главные задачи. Итак, туристская подготовка направлена на решение следующих задач.

· Приобретение необходимого объема знаний по основам туристской деятельности; изучение теории, методики и организации физического воспитания, спортивной тренировки в туризме.

· Обеспечение необходимого уровня физической готовности участников и руководителей туристских мероприятий.

· Воспитание высоких личностных поведенческих качеств и навыков формирования благоприятного психологического климата в туристской группе.

· Всестороннее овладение туристской техникой и тактикой.

· Совершенствование мастерства в управлении рекреационными и спортивными туристскими походами и соревнованиями (в том числе в управлении рисками).

2. Содержание туристской подготовки и ее этапы


Туристская подготовка представляет собою достаточно сложную, многоуровневую систему, состоящую из взаимосвязанных направлений (видов) подготовки. В туризме принято выделять следующие виды туристской подготовки: общетуристская (теоретическая подготовка), специальная, физическая и интегральная (Федотов, Востоков, 2003). Схематично система туристской подготовки представлена на Рис. 1.

Что представляет собою общетуристская (теоретическая) подготовка? Общетуристская подготовка - это процесс формирования знаний по дисциплинам, необходимым в туристской деятельности. Сюда отнесем образование в области экологии и охраны окружающей среды, географии, истории, культуры родного края и иных районов проведения походов. Кроме того, к теоретической подготовке относиться и формирование знаний о нормативных, управленческих основах туризма, системе подготовки туристских кадров и т.д. То есть общетуристская подготовка - это теоретическая подготовка, направленная на получение разнообразных знаний, необходимых для эффективного осуществления туристской деятельности.

Что представляет собою специальная туристская подготовка? Специальная подготовка подразумевает с одной стороны формирование у туриста системы специальных знаний. К категории специальных можно отнести, например, знания методики организации и проведения походов; знания технических приемов и средств преодоления естественных препятствий маршрута, разрядных требований в спортивном туризме и т.д. С другой стороны специальная подготовка направлена на формирование комплекса практических умений и навыков в разных областях туристской деятельности (см. Рис.1). При этом под категорией «навык» будем понимать умения выполнять определенные действия, работу, доведенные до автоматизма в процессе учебы и тренировки.

Формирование специальных туристских знаний, умений и навыков происходит со значительным акцентом на вид туризма по способам передвижения. Например, техника организации страховки, способ преодоления и сам характер естественных препятствий весьма специфичны в отношении пешеходного, лыжного, водного туризма. Такая специфика определяет, разумеется, и особенности специальной подготовки. Чем более высокие спортивные цели ставит перед собою турист в выбранном им виде туризма, тем более узконаправленной, особенной становится его подготовка. Поэтому на практике достаточно сложно (хотя и возможно) быть одинаково хорошим спортсменом и специалистом в разных видах туризма. При этом, однако, если мы рассматриваем рекреационный, оздоровительный туризм, где маршрут не является технически сложным, инструктору необходимо быть специалистом «широкого профиля» и владеть достаточным минимумом специальных знаний, умений и навыков для организации туристских мероприятий в разных видах туризма.

Ниже мы кратко обозначим содержание разделов специальной подготовки (в ряде специальных лекций мы достаточно полно представили сведения об организации и проведении туристских мероприятий и разновидностях туристской техники).

Какие разделы включает в себя специальная подготовка и каково их содержание? Организационная подготовка включает в себя формирование системы знаний, умений и навыков (ЗУН) организации туристских мероприятий разного уровня массовости и сложности. Она «вооружает» туриста методикой определения целей и задач туристского мероприятия, комплектования туристской группы, разработки маршрута похода и его плана-графика, подготовки снаряжения и рациона питания туристов. В процессе подготовки турист учится составлять необходимую документацию, планировать дистанции туристских соревнований, решать иные организационные задачи.

Топографическая подготовка предусматривает формирование знаний, умений и навыков по элементам топографии, позволяющим читать карту и проводить необходимые измерения по карте, ориентироваться на маршруте похода и на дистанциях соревнований, владеть соответствующими приборами и инструментами.

Техническая подготовка (во взаимосвязи с тактической) позволяет эффективно и безопасно преодолевать естественные препятствия, встречающиеся на маршруте похода и дистанциях соревнований. Она включает формирование ЗУН по технике туристской страховки, ориентирования на местности, организации бивака, поисково-спасательным работам и технике передвижения по естественным препятствиям.

Тактическая подготовка подразумевает формирование ЗУН в осуществлении целенаправленных действий, оптимизирующих решение различных туристских задач. Тактическая подготовка преследует цель научить туриста рационально распределять свои силы на маршруте, выбирать оптимальный путь движения и способ преодоления препятствий, восстанавливать силы после ходового дня и т.д. Тактическая подготовка направлена и на решение «оптимизирующих» задач походной группы в целом. Примером таких задач в предпоходный период является выбор подходящей тактической схемы маршрута и классифицированных участков в районе путешествия, рациональное распределение препятствий разной трудности по нитке маршрута, выбор оптимального походного снаряжения, средств связи и т.д.

Психологическая подготовка включает в себя формирование знаний по основам психологии туриста и воспитанию личностных психических качеств (воспитание смелости, целеустремленности, решительности, терпения и выдержки, душевной чуткости и коллективизма). Кроме того, необходимыми компонентами такой подготовки являются формирование знаний по психологии малых групп, умений по созданию нужного психологического микроклимата и т.д.

Подготовка по обеспечению безопасности включает в себя формирование знаний об объективных и субъективных опасностях, характерных для туристской деятельности, знаний, умений и навыков в оказании первой медицинской помощи пострадавшим в полевых условиях. Кроме того, к данной подготовке отнесем формирование системы ЗУН в области радиосвязи и владения аварийными сигналами, ЗУН по технике безопасности.

Какие задачи призвана решить физическая подготовка туриста? Физическая подготовка туриста должна обеспечить:

· Его общую физическую подготовленность.

· Его специальную физическую подготовленность (в зависимости от вида похода и специфики преодолеваемого маршрута).

· Закаливание организма, его сопротивляемость заболеваниям при охлаждении, перегревании, воздействии иных неблагоприятных факторов среды.

В процессе тренировок на общую физическую подготовку развивают необходимые для занятия активным туризмом физические качества: общую выносливость, силу, гибкость тела, быстроту движений, ловкость. При этом развитие общей выносливости имеет в тризме первостепенное значение. Для туристских походов характерны значительные по объему нагрузки в основном небольшой или средней степени интенсивности (см. методическое занятие «Планирование уровня физической нагрузки в рамках рекреационных туристских мероприятий и методы педагогического контроля и самоконтроля функционального состояния (работоспособности) туристов»). Тренировка общей выносливости, в частности, увеличивает показатель аэробной энергетической производительности организма туриста и позволяет без сверхусилий и предельного напряжения функциональных систем организма выполнить необходимую работу на маршруте.

Общая физическая подготовка служит основой специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка обеспечивает развитие специфических физических качеств необходимых для определенного вида туризма, для определенных видов соревнований: специальную выносливость, скоростно-силовую выносливость и т.д. В частности, в процессе специальной физической подготовки туристов, занимающихся горно-пешеходным, лыжным туризмом развивается выносливость в преодолении пересеченного, горного рельефа с отягощением (рюкзак). Для них имеет существенное значение развитие скоростно-силовой выносливости (возможности относительно длительного выполнения работы с максимальными усилиями), например, для эффективного движения по страховочным перилам с грузом, а так же развитие силы ног. Для туристов водников особое значение имеет специальная выносливость и сила рук.

Каково содержание интегральной подготовки туриста? Интегральная подготовка в туризме осуществляется непосредственно в условиях туристских походов и соревнований. Она является, по сути, основным средством повышения мастерства в преодолении естественных препятствий маршрута, и дистанций соревнований; получения необходимых знаний и навыков в организации и проведении туристских мероприятий. От других видов подготовки интегральная подготовка отличается максимальной цельностью. С одной стороны, все накопленные ранее знания умения и навыки реализуются (применяются) туристами в походе или на соревнованиях. С другой стороны, само участие в походе, соревновании дает некую новую сумму знаний, умений и навыков, в результате решения ситуационных задач, преодоления характерных естественных препятствий, жизнеобеспечения в специфических климатических, погодных условиях, которые невозможно полностью смоделировать в рамках тренировочного процесса. Таким образом, интегральная подготовка приносит бесценный туристский опыт, который невозможно заменить никакой иной подготовкой (в данном случае подготовка туриста соответствует справедливому утверждению «чтобы научиться бегать, надо …бегать»).

Наиболее эффективно интегральная подготовка туристов осуществляется в процессе проведения учебно-спортивных туристских мероприятий (в учебных походах, на учебных туристских сборах). В частности, особенностью учебно-спортивных туристских походов является то, что кроме достижения собственно спортивных целей (преодоления маршрута) в них сознательно преследуется и цель обучения туристов. План проведения учебного похода предусматривает учебу туристов разнообразным компонентам техники и тактики непосредственно на маршруте (соответственно, на это отводится значительная часть походного времени). Более подробно особенности организации и проведения учебных походов указываются нами в специальной лекции. Укажем лишь, что программа обучения студентов, будущих специалистов в области активного туризма, обязательно предусматривает определенный объем интегральной туристской подготовки.

На какие этапы принято разделять процесс туристской подготовки? Одной из особенностей туризма, как вида спорта является достаточно жестко регламентированная последовательность в совершении спортивных походов разной сложности. Эта последовательность «от простого к сложному» определяется главными нормативными документами - Правилами совершения спортивных походов и Единой Спортивной Классификацией Республики Беларусь. Постепенность в наращивании сложности походов (читай, приобретение необходимого туристского опыта) - это один из принципов обеспечения безопасности туристских мероприятий и он должен неукоснительно соблюдаться. Таким образом процесс туристской подготовки в спортивном туризме является многолетним и поэтапным. Например, для выполнения нормативов мастера спорта в спортивном туризме (начиная от уровня «новичка»), требуется как минимум 6-10 летняя туристская подготовка. Точно так же поэтапно происходит не только подготовка спортсменов-туристов, но и подготовка инструкторско-преподавательского состава в спортивно-оздоровительном туризме: от организатора туристских массовых мероприятий до инструктора-методиста спортивно-оздоровительного туризма.

В многолетней спортивно-туристской подготовке принято выделять следующие этапы (Ганопольский и др., 1987).

· Ознакомительный и начальный этап подготовки.

· Базовый этап подготовки.

· Этап спортивного совершенствования.

· Этап спортивного мастерства и поддержания достигнутого уровня мастерства.

Ознакомительный и начальный этапы подготовки обеспечивают начальный уровень спортивно-туристской подготовки, где собственно спортивные достижения находятся на уровне участия в степенных детских походах и походах первой категории сложности.

Базовый этап подготовки предусматривает участие в спортивных походах 2,3 к.с., выполнение норм на присвоение второго спортивного разряда.

Этап спортивного совершенствования предусматривает руководство и участие в походах 4, 5 к.с. соответственно. В результате данного этапа подготовки обеспечивается выполнение нормативов первого разряда, к.м.с.

Этап спортивного мастерства обеспечивает выполнение норматива мастера спорта, приобретение всех необходимых для этого знаний, умений и навыков, а так же сравнительно длительное их поддержание. В результате данного этапа подготовки турист приобретает опыт участия и руководства походами высших категорий сложности.

На основании спортивной туристской подготовки строится и поэтапная подготовка профессиональных и общественных туристских кадров (инструкторского состава) (Рис. 2). В данном случае туристы учатся методике управления туристскими спортивными и рекреационными мероприятиями в широком смысле слова. Например, базовая спортивная подготовка туристов, является необходимым требованием для подготовки руководителей активного туризма «среднего звена»: инструкторов туризма, гидов-проводников туристских групп. Основанием для подготовки инструкторских кадров «высшего звена» - старших инструкторов-методистов спортивного туризма, служит спортивная подготовка уровня мастера спорта.

3. Структура тренировочного процесса в туризме


Как и в иных видах спорта, тренировочный процесс туристов имеет определенную, методически обоснованную структуру, характеризуемую таким понятием, как цикличность. В форме циклов строится весь тренировочный процесс - от его элементарных звеньев до крупных этапов многолетней подготовки. Тренировочный процесс имеет тенденцию к систематическому повторению основных элементов своего содержания (циклы), но содержание тренировочных занятий в каждом цикле соответствует логике конкретного этапа подготовки туриста (начального, базового и т.д) и логике подготовки к участию в походах и соревнованиях заданного уровня сложности.

В частности, в каждый год обучения туристской специальности в вузе, студенты проходят циклы тренировок, направленные на рост их физической готовности и технико-тактического мастерства. При этом содержание первого года тренировочного процесса (цикла) предусмаитривает, в частности, овладение ими начальными умениями и навыками в технике туризма, а его главной спортивной целью является их участие в походе первой категории сложности, в соревнованиях по туристско-прикладному многоборью (ТПМ) начальной группы сложности. Содержание последующих лет тренировок (последующих циклов) направлено на спортивное, в том числе технико-тактическое совершенствование вплоть до достижения базового уровня туристской подготовки, а их главной спортивной целью является участие студентов в походах 2-й, 3-й категории сложности и в соревнованиях по ТПМ 4-й, 3-й группы.

Структура тренировочного процесса в туризме обусловлена спецификой туристской деятельности и исходит, прежде всего, из следующих ее особенностей.

· Физическая нагрузка в походе оказывает значительное воздействие на туриста в течение длительного времени (ходовое время дня, бивачные работы).

· Преодоление объективно опасных естественных препятствий требует высокого технико-тактического мастерства и определенных психологических качеств.

Можно сказать, что задачей тренировочного процесса в туризме является создание оптимальных условий для долговременной адаптации организма человека к высоким физическим, психическим нагрузкам, ожидаемым в походах данной категории сложности.

Какова структура тренировочного цикла в туризме? В отличие от других видов спорта, где принят 4-х летний цикл тренировочного процесса (цикл подготовки к главным соревнованиям четырехлетия - олимпийским играм), в туризме традиционным является однолетний или двухлетний тренировочный цикл (цикл подготовки к главному в сезоне спортивному походу или ключевым соревнованиям).

Годичный (двухгодичный) тренировочный цикл (назовем его - макроцикл) включает в себя логично связанные между собою элементы. В основании тренировочного процесса лежат отдельные упражнения, направленные на развитие того или иного физического качества или умения. В основном это двигательные действия циклического (бег, плавание, лыжный ход) или ациклического характера. Кроме того, в качестве упражнений в туристской тренировке используются элементы техники туризма: вязка узлов, определение азимута на видимый объект и пр. Совокупность упражнений на развитие определенного качества (определенного технического навыка) составляет тренировочное задание, а совокупность заданий - тренировочное занятие. В отдельном занятии могут сочетаться различные по направленности и сложности тренировочные задания (например, развитие функциональной выносливости и координации; развитие скоростной выносливости и силы ног и рук).

Следующей ступенью в иерархии тренировочного цикла является микроцикл, включающий несколько тренировок (например, недельный микроцикл, состоящий из 2-5 логически связанных тренировочных занятий, направленных на решение главной задачи микроцикла). В микроцикле могут сочетаться как сходные так и разноплановые по содержанию занятия. Например, тренировки направленные на овладение специальными техническими умениями и навыками, могут сочетаться в микроцикле с тренировками, поддерживающими достигнутый уровень общей и специальной физической выносливости; тренировки на развитие общей выносливости могут сочетаться с развитием ловкости, гибкости, координации движений.

Мезоцикл включает в себя ряд тренировочных микроциклов. Он занимает по продолжительности месяц и более. Тренировки в мезоцикле направлены на решение специфических для данного периода тренировочного процесса задач. Например, первый тренировочный мезоцикл вначале подготовки к участию в главном спортивном походе сезона (главном соревновании) направлен обычно на развитие общей выносливости и закладывает фундамент физической подготовки на весь сезон. Мезоциклы непосредственно предшествующие походу включают как тренировки на освоение туристской техники, так и тренировки на развитие специальной выносливости и наиболее важных для осуществления похода физических качеств (силы ног и рук, гибкости тела, координации и пр.). При этом уровень общей выносливости поддерживается на достигнутом уровне. Принцип построения мезоциклов предполагает такую их продолжительность и содержание, (набор микроциклов) чтобы они соответствовали решению отдельных вышеуказанных задач подготовки туриста.

Наконец высшая ступень в цикле туристских тренировок - макроцикл (1-2 года), который включает запланированный набор мезоциклов. Мезоциклы в пределах тренировочного макроцикла взаимосвязаны друг с другом, так, что их последовательность и содержание решают общую задачу физической, технической и психологической подготовленности к осуществлению спортивного похода (к успешному выступлению на соревнованиях). Обращаем Ваше внимание на то, что весь тренировочный макроцикл построен, в соответствие с календарным планом осуществления походов и участия в зачетных соревнованиях в предстоящем туристском сезоне и разделен, по характеру решаемых в отдельные периоды тренировочного процесса задач на отдельные периоды.

На какие периоды принято разделять тренировочный процесс в туристском сезоне и каковы важнейшие задачи, решаемые в данные периоды? Тренировочный процесс в каждый туристский сезон принято разделять на три периода: подготовительный, основной и переходный. В подготовительном периоде тренировочного процесса туристы достигают необходимого уровня общей и специальной физической подготовки, укрепляют морально-волевые качества, совершенствуют технико-тактическое мастерство, повышают уровень специальных и теоретических знаний. Иными словами в данный период осуществляется всесторонняя подготовка к участию в главном в текущем сезоне спортивном походе или в главных соревнованиях. Подготовительный период предшествует основному. Он практически равен по продолжительности основному, либо является более продолжительным. Вначале данного периода тренировок, как мы уже упоминали в предыдущем разделе лекции, у туристов повышается общий уровень функциональных возможностей организма средствами общефизической подготовки. Затем, осваиваются, совершенствуются технические приемы и улучшается спортивная форма туристов средствами специальной технической и специальной физической подготовки. Наконец, этот период завершается становлением необходимой физической формы и нужного уровня технического совершенства.

Основной период тренировочного цикла включает тренировки, осуществляемые непосредственно перед началом похода или соревнований и собственно участие туристов в походах и соревнованиях. Именно в этот период туристы решают главные спортивные задачи сезона: успешное преодоления маршрута похода (дистанций соревнований); совершенствования техники и тактики туризма; поддержание достигнутого уровня физических и морально-волевых возможностей; выполнения нормативных требований для присвоения спортивных разрядов и званий. Объем и интенсивность нагрузки в основной период работы является максимальными. При этом физические и психические нагрузки переносятся туристами успешно, если в эффективно проведен подготовительный период тренировок и предыдущие сезоны тренировок.

В переходном периоде осуществляется постепенный переход от предельных нагрузок основного периода тренировок к умеренным нагрузкам первого этапа подготовительного периода. Это период снятия утомления и восстановления нормального функционирования организма. Достигаются эти задачи разнообразными средствами: педагогическими, физиотерапевтическими, фармакологическими.

Литература по теме лекции
1. Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. - М., 1989.
2. Байковский Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта-М .1996
3. Подготовка кадров спортивного туризма Российской Федерации/ Документ Туристско-спортивного Союза России. - авт. составители М.Ю. Васильев и др. - 2006. - 106с.
4. Программа подготовки кадров в спортивном туризме (базовый уровень). - Русский турист. 2001. - выпуск 7
5. Туризм и спортивное ориентирование / Учебник для институтов и техникумов физи-ческой культуры. - Авт.-сост, В.И. Ганопольский. М: ФиС, 1987. - 240с.
6. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник/ Под общ. Ред. Ю.Н. Федотова. - М.: Советский спорт, 2002. - 364с.





Аватара пользователя
marishka (old)
Сообщения: 2080
Зарегистрирован: Пн фев 11, 2008 8:31 pm

RE: ОООчень вакантное место

Сообщение marishka (old) » Вт май 19, 2009 11:04 pm


КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – это разделение их на группы в соответствии с определенным квалификационным признаком.
Классификации физических упражнений нужны для того, чтобы более эффективно подбирать упражнения для решения двигательной задачи с учетом возраста, пола, состояния здоровья и т.д. При этом необходимо помнить, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. Из этого следует, что не может быть создана единая классификация, которая была бы пригодна на все случаи использования физических упражнений.
В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений, причем, наибольшее значение имеют классификации, осуществленные по следующим признакам:
1. По целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, лечебные, рекреационные и др. В свою очередь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.
СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – это двигательные действия, которые являются предметом спортивной специализации и выполняются в соответствии с правилами соревнований по данному виду
спорта.
СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – это те упражнения, которые представляют те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком таких упражнений является существенное сходство с соревновательными как по форме, так и по содержанию. Примером специально- подготовительных упражнений
может быть выполнение гимнастом отдельных элементов и связок соревновательной комбинации.
ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – это упражнения, представляющие собой основные практические средства общей подготовки спортсмена.
2. По воздействию на развитие отдельных физических качеств.
По этому признаку выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, координационных способностей, выносливости и гибкости.
3. По анатомическому признаку. В данной классификации упражнения подразделяются по признаку воздействия на отдельные мышечные группы: упражнения для мышц рук, плечевого пояса, туловища, шеи, ног и др.
4. По структурным биомеханическим признакам. В данном случае упражнения подразделяются на:
-циклические, для которых характерна закономерная последовательность, повторяемость и связь циклов движений (бег, ходьба, плавание и др.);
-ациклические, которые состоят из неповторяющихся движений (метания, прыжки и др.);
-комбинированные, которые соединяют в себе движения циклического и ациклического характера (прыжки или метания с разбега);
5. По мощности выполняемой работы. В данном случае выделяют упражнения умеренной, большой, субмаксимальной и максимальной мощности.
6. По механизмам энергообеспечения мышечной деятельности.
Выделяют аэробные, анаэробные и аэробно-анаэробные упражнения, т.е энергообеспечение мышечной деятельности происходит соответственно за счет окисления с участием кислорода, в бескислородных условиях смешанного характера.
Помимо указанных классификаций существуют иные классификации упражнений: по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие органов дыхания, вестибулярного аппарата) по снарядовому признаку (со снарядами и без них), по числу занимающихся (в парах, тройках, группах) и др.



Аватара пользователя
praetor
Сообщения: 2789
Зарегистрирован: Сб окт 20, 2007 2:19 pm
ФИО: Ирина Ч.
Откуда: http://www.tk-perovo.ru/index.php?id=963

RE: ОООчень вакантное место

Сообщение praetor » Вт май 19, 2009 11:07 pm


marishka, вот это я понимаю ФЛУД!

navigare necesse est

Аватара пользователя
marishka (old)
Сообщения: 2080
Зарегистрирован: Пн фев 11, 2008 8:31 pm

RE: ОООчень вакантное место

Сообщение marishka (old) » Вт май 19, 2009 11:10 pm


praetor пишет:
marishka, вот это я понимаю ФЛУД!


Вкратце конспектировала сегодняшнюю консультацию Изображение


Аватара пользователя
praetor
Сообщения: 2789
Зарегистрирован: Сб окт 20, 2007 2:19 pm
ФИО: Ирина Ч.
Откуда: http://www.tk-perovo.ru/index.php?id=963

RE: ОООчень вакантное место

Сообщение praetor » Вт май 19, 2009 11:19 pm


респект и уважуха, я так быстро не смогла записать Изображение

navigare necesse est

Аватара пользователя
marishka (old)
Сообщения: 2080
Зарегистрирован: Пн фев 11, 2008 8:31 pm

RE: ОООчень вакантное место

Сообщение marishka (old) » Вт май 19, 2009 11:28 pm


«Основы туристской техники и тактики»

1. Техника туризма: определение и классификация

Что мы понимаем под определением «техника туризма»? Технико-тактическая подготовка туристов - одно из важнейших слагаемых туристской деятельности. Что понимается под понятием туристской техники, и владение, какими видами туристской техники необходимо для эффективного и безаварийного преодоления маршрута похода или дистанций туристских соревнований? Техника туризма - многогранное понятие. В простейшем определении - это совокупность технических приемов и средств, используемых для эффективного решения туристских задач. При этом по отношению к рекреационному (оздоровительному, развлекательному, познавательному) туризму характерными задачами являются: преодоление простейших естественных препятствий на маршрутах похода и дистанциях соревнований, организация полевого лагеря и горячего питания для группы туристов; безошибочное ориентирование на местности. По отношению к спортивному туризму характерными задачами, кроме перечисленных выше, являются: преодоление классифицированных участков маршрута различной категории трудности (в том числе организация страховки), эффективное жизнеобеспечение туристов в различных условиях внешней среды. Решение данных задач собственно и требует от участников туристских мероприятий владения определенным объемом туристской техники. Уровень владения разнообразной туристской техникой, среди прочих качеств, свидетельствует об уровне профессионализма туристов. Техника туризма разнообразна и знакомство с ней следует начинать с ее классификации. Классификация, как обычно, поможет нам систематизировать знания об изучаемом разделе предмета, в данном случае - знания о технике туризма.

Как (по каким основаниям) принято классифицировать технику туризма? Определим три наиболее значимые по нашему мнению основания для классификации техники туризма. Во-первых, это цель (назначение) применяемой туристской техники. Разумеется, приемы и средства, применяемые в туристских походах и на дистанциях соревнований специфичны по отношению к решаемым задачам. Например, технические приемы и средства, применяемые для ориентирования на маршруте, отличны от приемов и средств организации страховки при переправе через горную реку. В первом случае туристы используют приемы ориентирования по небесным светилам, определения точки стояния обратной засечкой, движения с чтением карты и т.д. В качестве средств ориентирования на местности служат топографическая карта, компас, прибор системы глобального позиционирования GPS и т. д. Во втором случае в качестве приема страховки туристов на переправе используется самостраховка туристов в движении по горизонтальным перилам. В качестве средств страховки на переправе используют основную веревку, индивидуальную страховочную систему, ус самостраховки с карабином и пр. Итак, по назначению, технику туризма принято классифицировать на следующие разновидности.

· техника передвижения по естественным препятствиям (техника преодоления естественных препятствий);

· техника страховки;

· техника бивачных работ;

· техника ориентирования на местности;

· техника поисково-спасательных работ.

Отметим далее, что техника туризма достаточно специфична и по отношению к видам туризма. Приведем пример из области водного и лыжного туризма. Техника передвижения по маршруту водного похода и лыжного похода, очевидно, будет различной (различаются как технические приемы, так и средства передвижения). При идентичности ряда приемов и средств ориентирования на местности, техника ориентирования в водном и лыжном походе так же имеет свои особенности. В водном походе круг ориентиров во многом ограничен прибрежной (видимой с судна) зоной. Общая линия движения (река) совершенно очевидна и на первый план выступает определение своего местонахождения на реке в каждый момент времени, местонахождение естественных препятствий (порогов, отмелей и т.д.), трасса эффективного преодоления естественных препятствий. В связи с этим в водном туризме основа техники ориентирования - движение по течению реки с чтением карты и опознаванием видимых с реки ориентиров. В качестве средств ориентирования (кроме обычной топографической карты) туристы используют специфическое средство - туристскую лоцию. Лоция - это руководство для плавания на гребных судах по определенной реке с подробным описанием ее навигационных особенностей (сложных участков течения реки с подробным указанием характера берегов; ориентиров на реке; препятствий в русле реки и способов их преодоления). В лыжном туризме, напротив, линия маршрута на местности часто не очевидна. Туристы используют весь комплекс приемов и средств ориентирования, доступный набор существенных ориентиров местности для точного движения по маршруту. Специфичны для рассматриваемых видов туризма и остальные «техники» (страховки, бивачных и поисково-спасательных работ). Таким образом, во-вторых, на основании вида туризма мы можем подразделить технику туризма на следующие разновидности:

· техника водного туризма;

· техника пешеходного туризма;

· техника лыжного туризма;

· техника велосипедного туризма и т. д.

И, наконец, в-третьих, любую туристскую технику мы смело можем разделить на две разновидности на основании числа субъектов (туристов), ее использующих:

· техника индивидуальная

· техника групповая (командная).

В дальнейшем в нашем курсе мы отдельно рассмотрим теоретические и практические основы всех разновидностей туристской техники разного предназначения. Причем внимание сконцентрируем на индивидуальной и групповой технике пеших и лыжных походов. Поэтому давать подробные пояснения ко всем указанным видам техники туризма в данной лекции не имеет смысла. Отметим лишь особенности и объем применения туристской техники в рекреационно-оздоровительных и спортивных походах.

2. Особенности применения туристской техники в рекреационных и спортивных походах


Прежде всего, отметим, что в любых по цели и содержанию походах техника поисково-спасательных работ применяется по необходимости (в случае аварии на маршруте) или в качестве элемента обучения на маршруте. Разумеется, вероятность использования данной техники в спортивном туризме (как виде спорта с повышенным риском) выше, нежели в туризме рекреационном. Другие же разновидности «техник» по назначению применяются всегда, как в рекреационных, так и в спортивных походах.

Какова специфика применения техники ориентирования в рекреационных и спортивных походах? Сама техника ориентирования на местности (по содержанию используемых приемов, применяемым средствам ориентирования) вряд ли существенно отличается в рекреационных и спортивных походах (см. так же материалы лекции «Основы техники ориентирования на местности»). Данное утверждение (не подтвержденное какими либо исследованиями) мы основываем на том, что сами задачи ориентирования (определение точки стояния, определение направления движения и движение в заданном направлении) идентичны в разных по содержанию походах. Иное дело, что сложность ориентирования в рекреационных и спортивных походах в одном и том же виде туризма может различаться. Очевидно, например, что ориентирование на часто посещаемом рекреационном маршруте в целом проще, чем ориентирование на относительно уникальном маршруте спортивного похода. Более того, сложность ориентирования на маршруте спортивного похода составляет, среди прочих признаков, основу для их классификации по категориям сложности. То есть по определению сложность ориентирования в целом растет с повышением категории сложности спортивного похода. Такая закономерность диктуется характером района похода - чем выше категория сложности похода, тем меньше плотность населения в районе похода; реже сеть простых для чтения и движения ориентиров (населенных пунктов, дорог, просек, железных дорог и пр.), больше вероятность применения техники ориентирования в неблагоприятных погодных условиях. Напротив, уровень сложности ориентирования на маршрутах рекреационных походов стремятся свести к минимуму, для чего, в частности, разрабатывают и прокладывают маркированные трассы маршрутов (обозначенные на местности трассы движения). В итоге, более высокая сложность ориентирования в спортивных походах определяет в целом большее разнообразие и объем применения используемых для ориентирования приемов, чем это присуще рекреационным походам.

Какова специфика применения техники бивачных работ в рекреационных и спортивных походах? Те же соображения, что и по поводу ориентирования на местности, мы можем высказать по отношению к технике бивачных работ. С одной стороны, техника бивачных работ, как в многодневном рекреационном походе, так и в спортивном походе используется на всем протяжении маршрута. Другое дело, что содержание и объем используемой в спортивных и рекреационных походах техники бивачных работ, как правило, различаются. Сложность жизнеобеспечения туристов в спортивных походах, в общем, значительно выше, чем в походах рекреационных (что, кроме прочего, определяется намеренным усложнением характера маршрута в спортивном туризме). Соответственно и набор применяемых в спортивном туризме приемов и средств организации ночлега в полевых условиях, приготовления горячего питания значительно шире, чем в рекреационном туризме. Например, отдельные применяемые в спортивном походе способы организации ночлега в экстремальных условиях среды (ночлег в снежных пещерах и снежных хижинах, ночлег в лыжном походе в шатровой палатке с ветрозащитной снежной стенкой, во временных укрытиях и пр.) редко используются в оздоровительном туризме. Напротив, в рекреационном походе туристам создаются наиболее комфортные условия для полевого ночлега (не говоря уже о ночлеге в специальных помещениях). Места ночлегов на посещаемых рекреационных маршрутах специальным образом оборудуются: заранее готовятся площадки для установки палаток, туристы используют уже заготовленные дрова, используют относительно комфортные типы палаток и т.д.

Какова специфика применения техники преодоления естественных препятствий и страховки в рекреационных и спортивных походах? Техника преодоления естественных препятствий и страховки может применяться на маршрутах рекреационных походов (в противоположность спортивным походам) в ограниченном объеме и лишь по необходимости. В рекреационном походе вообще не ставиться задачи преодолевать какие-либо классифицированные естественные препятствия, однако маршрут может их, тем не менее, включать (например, маршрут рекреационно-познавательного экологического похода с целью ознакомления с экосистемами болот; маршрут рекреационного (приключенческого) похода в горной местности и т.д.). Если в рекреационном походе приходится применять технику передвижения по естественным препятствиям и технику страховки, то обычно она включает использование наиболее простых по содержанию (легко доступных для быстрого обучения) индивидуальных приемов и средств. Напротив, преодоление естественных препятствий на маршруте является основным содержанием спортивных походов. Соответственно на маршрутах спортивных походов техника движения по естественным препятствиям и техника страховки применяются во всем их многообразии и в соответствие с конкретными классифицированными участками маршрута.

Из вышеизложенных особенностей применения туристской техники в различных по целям и задачам походах следует еще одно существенное отличие между рекреационными и спортивными походами. В рекреационных походах чаще всего достаточно, чтобы хорошо технически подготовленным был лишь руководитель группы (гид-проводник, инструктор). Остальные участники приобретают начальные навыки и умения в технике туризма в процессе преодоления маршрута и этот факт не должен сказаться на их безопасности (уровень риска на маршруте рекреационного похода должен быть сведен к допустимому минимуму за счет грамотной подготовки маршрута, плана похода, подбора снаряжения и других организационных мероприятий). Напротив, все, без исключения, участники (а не только руководитель) спортивных походов должны иметь базовый уровень технической подготовки достаточный для осуществления похода заявленной категории сложности. Следовательно, у участников рекреационной и спортивной туристской деятельности кардинально различается и подходы к технической и тактической подготовке, которые мы будем рассматривать на специальных занятиях.

3. Тактика туризма: определение и классификация


Что мы понимаем под определением «тактика туризма»? В спорте тактику определяют, как искусство ведения спортивной борьбы. По аналогии в туризме тактику так же можно определить как искусство проведения походов и соревнований. Однако мы дадим более информативное определение тактики туризма. В туризме под определением «тактика» будем понимать выбор оптимальных технических средств, способов их использования и действий для эффективного и безопасного достижения поставленных целей и решения необходимых задач. Как (каким образом) с наименьшими материальными, физическими, психическими затратами достигнуть цели похода, преодолеть маршрут или выполнить задания соревнований? Это и есть основной вопрос туристской тактики, решение которого предполагает решение целого ряда отдельных тактических задач.

Как принято классифицировать тактику туризма? Часто в специальной литературе понятие тактики неразрывно связывают с понятием туристской техники и ведут речь о решении технико-тактических задач. Действительно туристская тактика часто воплощается в виде выбора подходящих технических приемов и технических средств из числа тех, которыми владеют туристы для решения конкретной ситуационной задачи. Соответственно, чем больше освоенных технических приемов и средств, тем больше простор для тактических решений. И наоборот, если турист владеет одним единственным приемом для решения данной задачи, говорить о какой-либо тактике не приходится. В соответствие с классификацией туристской техники мы можем представить и классификацию тактики:

· тактика страховки;

· тактика преодоления естественных препятствий;

· тактика бивачных работ и т.д.

Однако понимание тактики, как выбора оптимальной техники для решения конкретных задач и соответствующая ее классификация является слишком узким и не передает действительного значения тактики в туризме. В действительности понятие «тактика» следует применять ко всем аспектам организации и проведения походов и соревнований. Разве оптимизация этапа подготовки не важна для достижения целей туристского мероприятия? Так например, определение главных рекреационных и познавательных объектов из числа присутствующих в данном районе; разработка нитки маршрута, позволяющей наилучшим образом выполнить познавательные задачи похода, отдохнуть на выбранных рекреационных объектах - это, несомненно, тактические задачи подготовительного периода к совершению оздоровительного похода. Тогда мы можем разделить тактику туризма на основании периода принятия тактических решений на:

· тактику организации походов и соревнований;

· тактику их проведения.

Кроме вышеназванной классификации, в тактике туризма различают тактику индивидуальную и групповую. Индивидуальная тактика заключается в оптимизации решения личных ситуационных и общетуристских задач таких, как: выбор личного снаряжения, распределение сил на дневном переходе, выбор способа преодоления того или иного препятствия, определение времени затрачиваемого на сон и пр. Групповая (командная) тактика, соответственно направлена на эффективное решение разнообразных общекомандных задач, характерных для подготовительного и походного периода.

Какие тактические задачи решают туристы в период подготовки к туристскому походу? В организационный период тактика заключается в разработке оптимального плана похода. При этом характерными тактическими задачами при подготовке рекреационного похода являются следующие.

· Выбор целевых рекреационных и познавательных объектов; определение протяженности маршрута и продолжительности похода.

· Выбор оптимальной тактической схемы маршрута (кольцевой, линейной, комбинированной).

· Определение мест организации биваков.

· Разработка графика похода, включая определение протяженности дневных переходов, количества и места дневок, полудневок, сроков проведения экскурсий и развлекательных соревнований.

· Выбор оптимального варианта материально-технического обеспечения и комплектования группы.

· Выбор походного режима движения и нагрузочного режима.

· Выбор режима походного питания и оптимального рациона питания.

Все вышеперечисленные вопросы тактики предпоходного периода обсуждались нами в теме «организация похода». Поясним только, что возраст, физические возможности (уровень тренированности), туристский опыт участников должны обязательно приниматься в расчет при тактическом планировании оздоровительного похода - определении продолжительности похода и его протяженности, типа биваков (палатки, деревенские «гостиницы», мотели и пр.), выборе тактической схемы маршрута и т.д.

Какие тактические задачи решают туристы в период проведения туристского похода? К тактическим вопросам, решаемым непосредственно в период осуществления похода, можем смело отнести перечисленные выше вопросы выбора техники для решения конкретных ситуационных задач.

· Выбор техники преодоления естественных препятствий.

· Выбор технических приемов и средств ориентирования на местности.

· Выбор техники бивака.

· Выбор техники страховки.

Кроме, того, к тактическим решениям в период проведения похода отнесем все решения, уточняющие, изменяющие намеченный план похода. К их числу относятся, например, изменения в запланированном временном режиме движения; корректировка графика похода, нагрузочного режима похода и пр. Данные изменения могут потребоваться либо из-за неудачных тактических решений в подготовительный период, либо вследствие непредвиденных обстоятельств (например, вследствие ухудшения погодных условий, заболевания участника и пр.). К тактике походного периода отнесем и умение принять правильное решение в нестандартной (аварийной) ситуации.

Каковы критерии, по которым можно судить о правильности выбранной техники и тактики? Отметим, что, неверные технико-тактические решения в подготовительный и походный периоды могут в лучшем случае снизить эффективность похода, привести к неполному достижению целей рекреации, вызвать негативные эмоции участников (например, вследствие их переутомления). В худшем случае, неверные решения могут быть причиной травм и заболеваний участников (реализация субъективного фактора риска). Укажем два определяющих критерия для выбора оптимальной туристской техники и тактики. Во-первых, это эффективность решения главных и ситуационных целей и задач туристского мероприятия (например, цели полноценного отдыха и оздоровления участников рекреационного похода). Во-вторых, это безопасность участников похода и соревнований.

Литература по теме лекции

1. Аркин Я., Вариксоо А., Захаров, П., Тяте Я. Горный туризм. Снаряжение. Техника. Тактика. - Таллин: Изд-во Ээсти раамат. - 1980. - 328с.

2. Бардин К.В. Азбука туризма. Пособие для руководителей туристских походов в школе. М., 1973.

3. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. - М.: ФиС, 1988. - 191с.

4. Туризм и спортивное ориентирование / Учебник для институтов и техникумов физи-ческой культуры. - Авт.-сост, В.И. Ганопольский. М: ФиС, 1987. - 240с.

5. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник/ Под общ. Ред. Ю.Н. Федотова. - М.: Советский спорт, 2002. - 364с.


Аватара пользователя
marishka (old)
Сообщения: 2080
Зарегистрирован: Пн фев 11, 2008 8:31 pm

RE: ОООчень вакантное место

Сообщение marishka (old) » Вт май 19, 2009 11:35 pm


Собственно, жду от ИП-шников информацию по нормативным и правовым аспектам.


Ответить