каска & обвязка для каяка

Вопросы, ответы, обсуждение

Модератор: Модераторы открытых разделов

Аватара пользователя
Kameneckaya
Инструктор, школа БУ 2015/16
Сообщения: 1170
Зарегистрирован: Вс мар 01, 2009 1:06 pm
Контактная информация:

каска & обвязка для каяка

Сообщение Kameneckaya » Пн авг 10, 2009 9:00 pm


вода нормальная. чище чем в Пехорке. много хочешь.
Обвязка всех удивляет. Ни разу не видела и на себе не ощущала,чтобы она мешала, зато моментов, когда она была крайне кстати было на моей памяти предостаточно.
Тонкости отстрела и помехи при нем не изучала на своей шкуре. Но уверена, что не мешает.
А цепляние каякера после отстрела за каяк - это плохо??? А за каяк страхующего? А за свой каяк уходящий из рук по струе?
Я категорически выступаю за обвязку на туристских сплавных судах.
Понимаю, почему на родейниках и слаломниках не делают обвязку. А сплавной полиэтилен требует этого.

У меня вот другой вопрос возник по ходу: на что влияет жесткость-мягкость вкладыша в каске?
Крутые дорогие каски для экстрима имеют очень жесткий амортизирующий слой.
В отличие от популярной хико лайф у некоторых моделей которой, на подкладке стоит вообще паралон!
Я просто к тому, что еще чуть-чуть сильнее удар и я бы потеряла сознание - у меня hiko life с пенополиэтиленом (не паралон, а пенка) притом что каски этой модели имеют корпус одного размера, а размер каски зависит от толщины мягкого внутреннего слоя... у меня ведь довольно толстый слой пены.
Какая должна быть каска? И для каких целей.

мне хотелось ветра, чтобы бил наотмашь и насквозь...

Аватара пользователя
Legus
Сообщения: 188
Зарегистрирован: Пт ноя 17, 2006 12:44 am

RE: каска & обвязка для каяка

Сообщение Legus » Пн авг 10, 2009 11:04 pm


отстреливался в этой самой Акуловке из лодки с обвязкой и могу сказать, что в наличии обвязки минусов не обнаружил... несколько раз с помощью нее удерживал перевернутую лодку на струе. без обвязки лодка бы уплывала дальше. помех при отстреле не было.


Аватара пользователя
liao
Сообщения: 823
Зарегистрирован: Вт май 26, 2009 10:47 am

RE: каска & обвязка для каяка

Сообщение liao » Вт авг 11, 2009 10:24 am


Kameneckaya, Legus, про воду - я и не говорю, что больше не поеду в Окуловку, бо вода грязная, а я нежный. Поеду. Фраза про "много хочешь", может и лишняя - когда не нравится, что после вброса в обед в реку ещё больше дряни чем обычно, кожу щиплет даже несодранную просто от контакта с водой, это нормально. Тренироваться не мешает.

Про обвязку - я и не говорю, что это штука, которая мешает на спасах хвататься за каяк страхующего, или самому за свой каяк при заплыве. Я о том, что у почти любого решения есть минусы, у обвязки они тоже есть. И пользоваться таким решением надо осознанно, явно понимая минусы и возможные проблемы и понимая, что плюсов, в данном конкретном случае, явно больше. Не вообще, а именно здесь и сейчас. Например, многие обтягивают обвязкой байдарку, но снимают её на сложных маршрутах, предполагая, что минусы начинают перевешивать плюсы. И ещё раньше начинают снимать обвязку той конструкции, которая на некоторых прямоштевневых байдарках крепится за петли, накидываемые на штевни и дальше держащуюся за счёт натяжения шнура.
Также, производители каяков не ставят обвязку на полиэтилен, кроме некоторых сияков и сит-он-топов. При этом опыта с обвязками у них хоть отбавляй, весь класс надувных опендеков с самоотливом, почти в полном составе комплектуется обвязками 3-4 основных видов, например верхнюю. бортовая, со стороны дна... Ещё и хвост в полтора-два метра сзади из плавающей верёвки ставят, чтобы ловить уплывающую лодку и буксировать заплывающих товарищей. Всё это делают, но именно на судах с открытым кокпитом и как отрезает на сплавном полиэтилене, только на редких туровых, развлекательных и морских. Вопрос - весь вайтвотерный полиэтиленовый мир состоит только из неумных и недалёких людей?
Лично я думаю, что обвязка на полиэтилене может быть полезна. Насколько и в каких конкретно случаях - пока не знаю. Потому и спросил, что интересен опыт тех, кто это практикует.


Аватара пользователя
Kameneckaya
Инструктор, школа БУ 2015/16
Сообщения: 1170
Зарегистрирован: Вс мар 01, 2009 1:06 pm
Контактная информация:

RE: каска & обвязка для каяка

Сообщение Kameneckaya » Вт авг 11, 2009 11:19 am


ну опиши минусы хотя бы в теории. интересно.
притом учитывая, что каяк сплавной, а обвязка прилегает к борту довольно близко, не делает петель и не проходит над кокпитом.

мне хотелось ветра, чтобы бил наотмашь и насквозь...

Аватара пользователя
liao
Сообщения: 823
Зарегистрирован: Вт май 26, 2009 10:47 am

RE: каска & обвязка для каяка

Сообщение liao » Вт авг 11, 2009 12:24 pm


На жёсткость/мягкость вкладыша влияет то, на какую силу удара рассчитан мозгосборник.

Как тренер по мордобойствам и недоученный фельдшер, имею сказать. =)
Удар по голове с достаточной силой и резкостью, вызывает резкое смещение черепа относительно подвешенного внутри увесистого и довольно инерционного мозга, в результате стенка черепа бьёт по мозгам примерно в месте удара. Мозг получает достаточно энергии, для преодоления инерции покоя и начинает перемещаться, в результате чего бьёт в противоположную стенку черепа, примерно в месте проекции точки удара на противоположную стенку черепа. Все эти удары, метания и противоудары происходят вследствие "траты" полученной от соударения энергии. И ведут к нехорошим изменениям, типа суб- и эпидуральных гематом и прочего. Извиняюсь за ликбез, понимаю, что все это знают, это на всякий случай.
Для травмы определяющими являются: 1) количество и форма энергии, 2) время за которое она передана, 3) место приложения энергии и 4) площадь (объём) тканей, на которые произошло воздействие.
1) Форма энергии понятна, явно не ожог - механика в чистом виде. Количество - от каски будет зависеть, в ряде случаев. Например при удачной форме голова в каске может проскользить по камню без резкой остановки и унести часть кинетической дальше, не пытаясь получить энергию противодействия от проламываемого камня.
2) Время передачи - важнейший фактор, чем более длительное время будет осуществляться передача, тем большее количество энергии сможет быть погашено тканями без травматизации. Амортизация каски на это влияет достаточно сильно.
3) В случае с ударом по голове, место приложения более или менее ясно, подробно останавливаться не будем, предположим, что размер и форма каски оказались достаточны для того, чтобы удар пришёлся в защищённую область, зависимость результата от точного места рассматривать тоже не будем.
4) Площадь воздействия шлемом максимально увеличивается, превращая почти точечный бой камнем в воздействие на почти всю поверхность, обращённую к стороне, с которой пришёлся удар, чем распределяет энергию, уменьшая соотношение энергия/площадь.

Итак, форму каски рассматривать не будем, удары по касательной, или приведшие к травмам не от смещения, а от вращения - тоже не берём.
Удар перпендикулярно поверхности, с приличной скоростью. Энергия начинает поглощаться и перенаправляется деформацией оболочки, дальше идёт деформация подшлемника, оставшаяся энергия уже, частично, идёт на деформацию тканей. При этом, чем точнее совпадает энергия удара с "идеальной" для этого шлема, тем лучше всё пройдёт, при прочих равных. Если амортизация твёрдой оболочки + подшлемника окажется слишком мягкой, то удар будет избыточно жёстким, так как амортизация сработает "до упора" и дальше пойдёт почти прямая передача, только по бОльшей площади. Если слишком жёсткой - то удар будет избыточно жёстким, так как силы удара будет недостаточно, чтобы в достаточной мере деформировать жёсткий амортизатор, рассчитанный на гораздо большую силу удара.
Каски подешевле, чаще всего, расчитаны не на слишком суровую эксплуатацию, при которой расчётная сила удара невелика и лучше сделать амортизацию помягче. К тому же, можно поставить подвеску попроще, типа пластикового "парашюта", как в Bumper, и сдублировать небольшим слоем пены. Получим недорогой горшок из HD полиэтилена, с широкими возможностями по регулировке и неплохой амортизацией прямого удара средней силы. Минусы - большой размер, неравномерное срабатывание смягчения, не очень хорошо при ловле кручёных ударов, не очень хорошая фиксация.
В каске подороже (или для более бурной воды) увязывают несколько доп факторов - мЕньший размер, более высокая максимальная расчётная сила удара, более широкий диапазон силы удара прилетающих плюх. Достигается переменной плотностью пены по зонам, переменной плотностью пены по глубине, более хитрым зонированием перераспределения энергии удара "мимо чайника", полным отказом от "парашюта" в качестве элемента подвески, лучшей подгонкой по голове (разные размеры, доппенки регулировочные), что даёт меньший люфт до начала срабатывания и большую полезную глубину срабатывания амортизации. Также иногда зонируют жёсткую оболочку (например в Rocker от Sweet), для того, чтобы, при превышении силы и жёсткости удара некоторого предела, шлем начал разрушаться определённым образом, дополнительно поглощая энергию удара и стараясь оставить череп в своих геометрических размерах. В идеале - ещё и оставить пользователя в сознании и оставить остатки шлема в состоянии принять ещё пару ударов от следующих камней...
Совместить всё это в идеальную конструкцию, которая будет и не очень большая и хорошо держать весь диапазон бурноводных плюх - малореально. Поэтому надо подбирать под условия эксплуатации и по кошельку. Как определить что именно выбрать - другой вопрос. =)


Аватара пользователя
mariset
Сообщения: 31
Зарегистрирован: Ср авг 01, 2007 4:05 pm

RE: каска & обвязка для каяка

Сообщение mariset » Вт авг 11, 2009 12:36 pm


Я вот тоже никак не могу найти хоть какой-нибудь минус в обвязке
Если только она плохо навязана..?


Аватара пользователя
liao
Сообщения: 823
Зарегистрирован: Вт май 26, 2009 10:47 am

RE: каска & обвязка для каяка

Сообщение liao » Вт авг 11, 2009 12:56 pm


Kameneckaya, учитывая, что каяк сплавной - у современных сплавных, обычно есть от 4-5 ручек полноразмерных, из них не меньше 3х сзади. Там есть за что похвататься, когда из Хабитата своего вылетал, например - всегда находил за что подержать и подержаться. Корму подавать тоже удобно.

Что может помешать? Понятное дело, что в штатной ситуации одного фактора для ЧС недостаточно. Как допфактор, могу только предположить попадание обвязки в зону над кокпитом и дальнейшие помехи для отстрела. Как сбоку ограничивается попадание обвязки на очко? Я так понимаю, что обвязан Джайв на фото? Если к крепежу сидушки допэлементы крепежа для верёвки не добавлены, типа уха или петелек, то сбоку там разве под выступ очка подсунуть верёвку больше не знаю как ограничить.


Аватара пользователя
Kubarev
Сообщения: 215
Зарегистрирован: Пн окт 15, 2007 10:40 am

RE: каска & обвязка для каяка

Сообщение Kubarev » Вт авг 11, 2009 1:31 pm


вово, там петелючки к шурупчикам крепежа бедренных упоров.
т.о. попадание веревки в зону кокпита сильно маловероятно (обрыв петелек вероятен гораздо меньше чам надевание гребца на арматуру на пехорке)
дальше минусы в студию. (для меня лично кроме внешнего вида минусов не вижу) Дискус интересен, правда ветка не та, Эд - перенеси в "снаряжение"


Аватара пользователя
masa
Сообщения: 2892
Зарегистрирован: Ср окт 19, 2005 2:29 pm
ФИО: МарьЮрьна
Откуда: ткПерово
Контактная информация:

RE: каска & обвязка для каяка

Сообщение masa » Вт авг 11, 2009 3:35 pm


мда,что-то у нас всё не по тем веткам, куда ни глянь

ручки-тоже зло!
при заказе ката (уж звиняйте, что не каяка) мне были приведены примеры, когда веточка, зацепившись за ручку на носу чуть было не приводила к ЧС
однако кат с ручками и ни я, ни другие с ним общающиеся вроде не жалуются ;)
сейчас были только жалобы на отсутствие оных на Кулике-там есть только на носах,а ширина 2,2 - хватать на чалке нормально,а вот нести не очень, да и при киле хвататься за него сложно

если б производители каяков подумали в этом направлении,то могли бы устранить минусы в "самопальном" вязании обвязки
кстати слаломник в Лосево(немотря на узость) не могу сказать,чтоб было удобно хватать и затаскивать на кат


Аватара пользователя
liao
Сообщения: 823
Зарегистрирован: Вт май 26, 2009 10:47 am

RE: каска & обвязка для каяка

Сообщение liao » Вт авг 11, 2009 3:36 pm


Kubarev, навряд ли там ещё минусы особые есть, дальше скорее особенности конкретных конструкций. Всякие там цепляния за ветки и прочий хлам оч маловероятны, остаётся только конструктивная прочность, типа насколько прилично крепёж по бокам от очка сделан (если калёными болтами, как у Вейвспортов многих - одно, если саморезами не слишком убедительными, как у некоторых Рейнбоу - другое). То есть я о том, что не будут ли нагрузки при использовании по назначению, то есть при висении на этой штуке спасаемого, угрожать прочности пластика в районе не самой большой толщины корпуса, то есть у очка? По идее, там должна возникать приличная нагрузка, если не слишком удачно петли сделаны, например ухом без вертлюга, или там скруглённым уголком с дыркой неудачно расположенной. Если нагрузка там возникает на излом небольшого куска пластика, или на отрыв, то не очень хорошо.
Кроме того - должен быть смысл это затевать, то есть к нагруженному элементу конструкции (а крепёж банки иногда нагружен), приделывать элемент, на котором будет болтаться тушка, к массе которой можно добавить часть силы струи, действующей на подводную тушкину часть. При создании неоднонаправленного усилия под неудачным углом, я не уверен, что конструктив лодки на это расчитан окажется.
Ещё - не уверен в дуракоустойчивости всей идеи. У байдарки более вменяемая поперечная остойчивость, но и там висящий на борту человек неудобен. На сплавном каяке специально делают ручки там, где хваталец не будет иметь максимального рычага на поперечное воздействие на судно. И вся конструкция будет развёрнута вдоль течения, если ничего не делать, так как страдалец висит максимально приближено к продольной оси лодки и у одного из её концов. Здесь же подводная часть композиции "я в каяке и друг Петя за бортом", будет иметь круто смещённый в сторону друга Пети и дифферент (если он таки держится), и мидель станет больше на сечение лодки и уедет средневзвешенным центром за пределы судна, по сравнению с висением Пети за кормой.
И куда мы погребём, с центром миделя за бортом, дифферентом туда же и в плюс к тому с течением, которое всё это будет помешивать? Это я не беру случай, что на Петю поток действует "на отрыв", относительно лодки.

То есть, для успешного спасения, Петя должен, схватившись за судно, смочь быстро понять куда крутится каякер-спасатель и бодро перехватиться по обвязке к ближайшей в нужную сторону ручке, на которой дальше и висеть, стараясь максимально спрятаться в продольную тень миделя. То есть "хватай корму, греби ногами" и обвязка будет нужна только на момент хватания? Если так, то обвязка будет нужна на той лодке, на которой нет 5-6 ручек со всех сторон, как на большей части новых сплавных лодок. И нужна будет для спасения, в сложной ситуации, обученного спасаемого с нормальными нервами.

На всякий случай повторю - я не против обвязки на каяке как таковой, я просто этого на практике не видел и поэтому интересуюсь. С вполне практической целью - делать, иногда, на своём Вейвспорт Скор на не особо сложных лично для меня реках. На сложных - по результатам проб на несложных и чёткого понимания мной того, что это безопасно, реально нужно и нужно конкретно для той лодки на которой я туда пойду и для возможной помощи конкретно тем людям, с которыми пойду. Пока предполагаю, что на сложную, для меня, реку я так делать не стану. Но зарекаться не буду, так как даже не пробовал ещё.


Ответить